Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятая структура компетенций. Цель изучения дисциплины




Цель изучения дисциплины

Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины……………… 47

8.1. Основная литература ………………………………………………… 47

8.2. Дополнительная литература……………………………………………47

8.3. Учебно-методические материалы…………………………………… 48.

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы…48

8.5. Материально-техническое обеспечение ………………………………48

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации………………………………………………48

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля…………… 48

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний…………………… 49

9.2.1. Формы текущего контроля знаний………………………………… 49

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций……………… 50

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов… 59

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации…………………… 61.

10. Глоссарий по курсу дисциплины…………………………………………61-69

 

Цель изучения курса «Современный русский язык. Лексика» – приобретение студентом фундаментальных теоретических знаний в области словарного и фразеологического состава русского языка, а также глубоких умений и навыков анализа языковых единиц лексического и фразеологического уровней.

Задачи дисциплины:

- изучение теоретических основ лексикологии, лексикографии и фразеологии;

-овладение терминологическим аппаратом современной лингвистики;

- знакомство с основополагающими работами русских и зарубежных лингвистов;

- формирование самостоятельного творческого осмысления фактов языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в науке;

- координация современных научных взглядов с трактовкой языковых фактов в школьных учебниках;

- воспитание у студентов любви к слову, развитие языкового вкуса;

- совершенствование владения нормами литературного языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.3).

Для освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. «Введение в языкознание»

2. «Латинский язык»

 

Освоение дисциплины «Современный русский язык. Лексика» является необходимой основой для последующего изучения таких дисциплин, как:

1. «Современный русский язык. Фонетика. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис»

2. «Русская диалектология»

3. «История русского литературного языка»

4. «Общее языкознание»

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература»):

 

ОПК-3 «Владеет основами речевой профессиональной культуры»

СК-1 «Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка».

СК-2 «Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций».

СК-4 «Способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками».

СК-5«Способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития»

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать пути пополнения словарного состава русского языка; механизмы функционирования и тенденции развития словарного состава русского языка;

основные приемы анализа единиц лексико-семантической системы языка; основные механизмы становления лексической системы русского языка во взаимодействии с другими языками; дискуссионные вопросы русистики; социальные и стилевые характеристики лексических и фразеологических единиц; основные понятия о функциях языка.

уметь определять язык – источник заимствования; характеризовать лексику с точки зрения положения на шкале времени; определять виды языковых значений; использовать основные приемы анализа единиц лексико-семантической системы; обосновывать механизмы становления лексической системы русского языка во взаимодействии с другими языками; дискутировать по спорным вопросам русистики; использовать лексико-фразеологические единицы разных социальных и стилевых пластов в различных социальных и профессиональных ситуациях; объяснять внешние и внутренние причины изменений языковой системы; анализировать лексику текстов различных стилей и жанров.

владеть приемами синхронного и диахронного анализов единиц языковой системы; приемами лексико-семантического анализа единиц лексической системы; навыками функционально-стилистического и социолингвистического анализов; лексико-фразеологических единиц; основной терминологией лингвистической семиологии; приёмами сравнительно-сопоставительного анализа лексических единиц русского и других изучаемых языков; аргументацией различных школ и направлений; лексико-фразеологическим богатством русского языка для решения различных социальных и профессиональных задач; основными понятиями о функциях языка и законах его развития; приемами лексического анализа текста.

 

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций (коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во час. Коды формируемых компетенций
  ОПК-3 СК-1 СК-2 СК-4 СК-5  
  Раздел 1. Введение.         +      
1. Лексикология как раздел науки о языке         +      
  Раздел 2. Русская лексикография     + + +      
2. История и типология словарей       +        
3. Отражение лексической системы в словарях     +   +      
  Раздел 3. Лексика как система     + + +   +  
4. Формирование лексической системы. Виды системных отношений...       +     +  
5. Слово и его лексическое значение. Типология ЛЗ.         +      
6. Полисемия как отраже-ние эпидигматических связей в лексике         +      
7. Омонимия как отражение лексической парадигматики         +      
8. Синонимия как яркое отражение лексической парадигматики     +   +      
  Антонимия как яркое отражение лексической парадигматики     +   +      
10. Паронимия как проявление парадигматических связей в лексике     +   +      
  Раздел 4. Социолингвистический аспект изучения лексики     + + + + +  
11. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка     +   +      
  12.     Функционально-стилевоe расслоение лексики     +       +  
13. Русская лексика в динамической аспекте                
14. Русская лексика с точки зрения происхождения       +   +    
  Раздел 5. Русская фразеология     +     +    
15. Предмет фразеологии. Типология фразеологических единиц (ФЕ)                
16. Функциональные характеристики фразеологических единиц     +     +    
  Итого:                

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.