Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План характеристики толковых словарей русского языка




Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Формы и методы обучения

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Список источников и литературы

1. Мокиенко В.М. Славянская фразеология. М., 1989.

2. Подюков И.А. Народная фразеология в зеркале народной культуры. Пермь, 1990.

3. Сидоренко М. И. Парадигматические отношения фразеологических единиц в современном русском языке. Л., 1982.

4. Языковой облик уральского города. Свердловск, 1990.

5. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский

язык. – Ростов н/Д, 1997. – С.281 – 304, 321 - 358.

6. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1.

– М., 1981. – С.78 – 91.

7. См. список литературы к теме 12.

 

Не предусмотрено программой

 

Формы и методы работы:

- традиционные – 80%;

- интерактивные – 20%:

А) презентации дефиниций, классификаций (на каждой лекции);

Б) написание творческих работ или создание презентаций с последующим показом и обсуждением их в группе (темы №№ 11, 12);

В) итоговое тестирование в качестве допуска к экзамену.

 

В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи:

- образовательная (систематизация и закрепление знаний),

- развивающая (развитие памяти, мышления, речи),

- воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).

 

7.1. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы.

1) Конспектирование в рабочей тетради:

а) на самостоятельное изучение вынесено 4 темы: по двум первым не читаются лекции, но проводятся практические занятия; по третьей и четвертой читается лекционный материал, но не проводятся практические занятия;

б) при заочном обучении конспекты составляются практически по всем темам в качестве самостоятельной подготовки в межсессионный период.

 

Тема 1. Лексикология как раздел науки о языке

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

- предмет и задачи «Лексикологии»;

- подходы к изучению словарного состава русского языка;

- место лексики в иерархии языковых уровней;

- особенности лексического уровня языка;

-связь лексикологии с другими разделами науки о языке и предметами лингвистического цикла (фонетикой, морфологией, синтаксисом, стилистикой, культурой речи, диалектологией и др.).

Объем конспекта – 2-3 страницы.

Тема 2. История и типология словарей; Отражение лексической системы в словарях

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

-понятие о лексикографии;

-истоки и традиции русской лексикографии: первые словари и лексиконы;

-словарь как особый жанр справочной литературы, словарь энциклопедический и толковый;

-типология филологических словарей;

- современные толковые и аспектные словари русского языка;

- характеристика толковых словарей: Словарь В.И.Даля, Словарь С.И.Ожегова, ССРЛЯ в 17-ти томах (БАС), СРЯ в 4-х томах (МАС):

1. Полное название словаря.

2. Авторы, составители, редакторы.

3. издательство, год издания (первого).

4. Задачи словаря, адресат (кому предназначен).

5. Количество словарных статей.

6. Принципы отбора материала.

7. Структура вводной части.

8. Порядок подачи слов.

9. Структура словарной статьи.

10. Система помет и условных знаков.

11. Способы толкования слов.

12. Характер иллюстративного материала.

13. Отражение омонимии и полисемии.

14. Отражения фразеологии.

15. Дополнительная информация в словарной статье.

16. Выводы о сходстве и различии данных словарей, определение особенностей каждого из них.

Объем конспекта - 7-8 страниц.

 

Тема 3. Отражение лексической системы в словарях

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

- структура словарной статьи;

- основные способы толкования значений слов;

-отражение эпидигматических, парадигматических и синтагматических связей слов в толковом словаре, в аспектных словарях.

Объем конспекта – 2-3 страницы.

Тема 4. Формирование лексической системы. Виды системных отношений..

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

- понятие системы языка в целом и лексической системы в частности, открытие системности лексики;

- основные виды системных отношений в лексике (эпидигматические, или деривационные; парадигматические; синтагматические);

- лексическая парадигматика как один из основных видов системных связей;

- словесные оппозиции и классы слов как минимальное и максимальное проявление лексической парадигматики;

- основной закон лексической синтагматики; контекстологический анализ значения слова как прием выявление типовой сочетаемости (синтагматики) значений.

Объем конспекта - 5-6 страниц.

 

2) Работа с монографией (выполняется в рабочей тетради).

Тема: Слово и его лексическое значение. Типология ЛЗ.

Описать основные типы лексических значений, выделенных В.В.Виноградовым. Обозначить компоненты лексического значения слова (Стернин)

Объем конспекта – 4-5 страниц.

При конспектировании обязательно указывать №№ страниц монографии.

Монография (статья):

Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // Избр.тр. Лексикология и лексикография (любое издание).

Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985. С.40-43, 54-78.

 

Тема: Синонимия как яркое отражение лексической парадигматики

Выделить и законспектировать заинтересовавшие вас проблемы синонимии. Показать общее и различное между синонимией и антонимией, а также сравнить синонимы с другими явлениями лексической парадигматики. Отразить разные точки зрения на некоторые вопросы синонимии и составить свое представление о них.

Объем конспекта – 4-5 страниц.

Монография:

1. Брагина А.А Синонимы в литературном языке. М., 1986.

2. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. М., 1973. с. 158-181.

 

Тема: Паронимия как проявление парадигматических связей в лексике

Обратить внимание на типологию паронимов, на их признаки. Уяснить отличие паронимии от парономазии. Выделить любые проблемы паронимии, заинтересовавшие вас. Показать разные точки зрения на паронимию.

Объем конспекта – 4-5 страниц.

Монографии:

1. Вишнякова О.В. "Паронимы современного русского языка". М. 1981 (любое издание).

2. Колесников Н.П. Словарь паронимов. Изд-во Тбилисского университета, 1971 (любое издание). Предисловие к словарю.

3) Выполнение проверочной работы по лексикографии и системным отношениям в лексике.

Проверочная работа содержит:

а) 4 теоретических вопроса на знание типологии, характеристик и особенностей конкретных толковых словарей;

б) 4 практических задания на знания явлений, отражающих эпидигматические и парадигматические связи в лексике (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, парономазия и др) и умения определять типы лексических оппозиций.

Проверочная работа выполняется на отдельном листе.

Оценка работы:

а) каждый правильный ответ оценивается 5-ю баллами.

Примерные вопросы:

1. В чем уникальность ССРЛЯ в 17-ти томах?

2. Какова разница в системе помет Словаря С.И.Ожегова и БАС?

3. Назвать типы толкований слов.

4. Какие словари отражают системный аспект изучения лексики?

 

б) каждое задание содержит 10 позиций и оценивается соответственно 10-ю баллами (при условии правильного ответа);

максимальное количество баллов за работу - 60.

Оценка работы

Примерные задания:

1. Определите типы переносных значений:

1) масляный взгляд;

2) школа забастовала и т.п.

2. Определите типы омонимов:

1) простой рассказ – простой в работе;

2) лиса ушла в леса и т.п.

3.Отметьте №№ предложений, содержащих контекстуальные антонимы:

а) Без болезни и здоровью не радуешься (посл.).

б) Это не красота, а красивость и т.п.

4.Определите характер оппозиций:

1) Глубинный – глубокий

2) Единобрачие – моногамия

3) Придворный – притворный и т.п.

4) Выполнение контрольной работы по всему курсу.

Контрольная работа предполагает лексический анализ текста и содержит практические задания по всему курсу на примере одного фрагмента.

В работе 10 заданий, каждое из которых оценивается 5-ю баллами; максимальное количество баллов – 50.

Работа выполняется на листах А-4 в печатном виде (фрагмент текста прилагается).

Примерные задания:

1. На основе словарных дефиниций определите макрокомпонентную и микрокомпонентную структуру одной из семем текста.

 

2.Выделите в тексте слова с коннотативным компонентом значения, определите способы создания коннотации.

3. Найдите в тексте слова, демонстрирующие различные типы лексических значений. Не представленные в тексте ЛЗ проиллюстрируйте собственными примерами.

4. Дайте характеристику словам текста по парадигматическим (родо-видовым, синонимическим, антонимическим, омонимическим, паронимическим) связям с опорой на соответствующие словари. Если подобные связи не наблюдаются в пределах текста, то покажите возможность вступления в эти связи слов вашего текста. Кратко охарактеризуйте составленные словесные оппозиции. Отметьте случаи контекстуальной синонимии и антонимии.

5. В пределах текста выявите все возможные ЛСГ и тематические группы. Объединяя слова в лексико-семантические группы, дополните их лексемами, не представленными в тексте.

 

6. Укажите общеупотребительную лексику и лексику, ограниченную в своем употреблении; квалифицируйте свой выбор.

 

7. Выделите лексику пассивного словаря. Определите типы устаревших или новых слов.

8. Найдите в тексте слова с выраженными приметами их происхождения (собственно русские, старославянизмы, другие заимствования).

9. Установите наличие устойчивых оборотов в тексте. Выделите ФЕ и составьте объемный "портрет" фразеологизмов. Если в тексте ФЕ отсутствует, то выделите слова, которые могут быть компонентами ФЕ.

10. Сделайте общий вывод о характере и стиле текста. Характерны ли для текста необычные (окказиональные) словоупотребления? Если да, то в чем причина этого явления?

При выполнении работы необходима опора на соответствующие типы словарей, ссылки на них следует производить в ходе анализа. В конце работы необходимо указать все использованные словари, справочники и пособия с точными библиографическими данными.

 

Учебно-методические материалы:

Методические рекомендации по курсу «Лексикология»: Специальность 021700 – «Русский язык и литература», / Сост. О.Е. Соловьева; Пермь. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 13 с. + Прил. (14 с.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.