Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы пожаротушения




ДЕЙСТВИЯМ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ВВЕДЕНИЕ

НА СУДАХ

БОРЬБА С ПОЖАРОМ

По расширенной программе

Учебное пособие

 

 

Новосибирск – 2009

УДК

ББК

С

 

Черепанов Ю.Н. Расширенная подготовка по борьбе с пожаром /Ю.Н. Черепанов. – Новосибирск: НГАВТ, 2010. - с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов судоводительской, судомеханической и электротехнической специальностей и экипажей судов и содержит материал, необходимый для подготовки и получения сертификата по борьбе с пожаром на судах по расширенной программе.

 

 

Рецензенты:

 

ISBN

 

© Ю.Н. Черепанов, 2010

© ФГОУ ВПО НГАВТ, 2010

 

 

Очень важно знать природу пожаров, так как это помогает сделать всё возможное для их предупреждения.

Если предотвратить пожар не удалось, должны быть приняты все меры для его локализации, ограничения распространения и тушения.

В данном пособии рассмотрены действия, необходимые для ограничения распространения пожара на судне и его тушение. Хочется верить, что оно послужит студентам и при работе на судах при подготовке по борьбе с пожаром и обеспечению пожарной безопасности.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ

Организация всех береговых аварийных служб, таких как пожарная охрана, тщательно разработана и направлена на выполнение вверенных им функций. Эти функции выполняются только тогда, когда определённые лица решают поставленные перед ними задачи. Таким образом, организация аварийной службы должна начинаться с организации занятых в ней людей, должны быть чётко определены обязанности и ответственность каждого участника службы и установлена система подчинения одному ответственному руководителю. Люди обязаны пройти необходимое обучение и знать, что и когда надо делать в аварийной ситуации и как надо использовать соответствующее оборудование.

На судне из членов экипажа создаются аварийные партии, в частотности аварийная пожарная партия. На каждом судне существует определённая система подчинения: от капитана через командный состав к отдельным службам. Эта система подчинения не меняется в аварийных ситуациях – капитан и руководители служб остаются ответственными за действия экипажа. В расписании по тревогам перечислены обязанности членов экипажа при авариях. На судне предусмотрено всё оборудование, необходимое для выполнения этих обязанностей. Таким образом, имеются все элементы аварийной службы. Эффективность действий экипажа как силы, ведущей борьбу с пожаром, зависит толь-

ко от того, как эти элементы сочетаются друг с другом.

Данная глава разработана на основе материалов ИМО.

В современных условиях обеспечение взрывопожаробезопасности судов является одной из острых проблем. На сегодняшний день обеспечение пожаробезопасности судов оценивается как находящееся на невысоком уровне. Причин этого немало, и в первую очередь, это – высокая энергонасыщенность; большое количество горюче-смазочных материалов; сокращение личного состава, вследствие развития автоматизации и оставление многих судовых помещений без надлежащего контроля со стороны экипажа.

Пожар на судне – это произвольно возникший на борту судна процесс горения, наносящий ущерб его свойствам (в виде поражений людей и техники) и приводящий к уничтожению материальных ценностей (выгорание оборудования помещений, предметов материально-технического обеспечения), а иногда и к гибели судна.

Продолжительность пожара, ущерб от него зависят от характера и величины пожарной нагрузки, т.е. массы горючих материалов, отнесённых к площади пола аварийного помещения или площади, занимаемой этими материалами в открытом пространстве. Пространство, в котором развивается пожар, условно делят на три зоны:

- зона горения – это зона, где происходит реакция горения. В период пожара она является постоянным источником выделения теплоты, дыма и токсичных газов;

- зона агрессивного теплового воздействия – это зона, в которой изменяются свойства и состояния материалов и конструкций, где невозможно пребывание людей без специальной защиты. Температура в зоне более 60-80ºС;

- зона задымления – это зона, которая заполнена дымом, токсичными газами, концентрация кислорода снижена, видимость до 6 м, в ней нельзя находиться без средств зашиты органов дыхания.

Зона безопасности позволяет находиться людям без средств защиты органов дыхания.

Пожарная опасность – это совокупность условий, способст-

вующих возникновению и развитию пожара, определяющих его про-

должительность, масштабы и последствия.

Взрыво- пожаробезопасность судна обеспечивается комплек-

сом конструктивных и организационных мероприятий, направленный на предотвращение пожара, а в случае его возникновения – на обеспечение сохранности конструкций, оборудования и защиту людей.

Горение – совокупность физических процессов и химической реакции окисления, сопровождающихся выделением тепла, света и дыма.

Взрыв – частный случай горения с высокой скоростью, характеризующийся кратковременным выделением большого количества энергии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.