Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опасность пожара и распространение огня




Особенность судовых пожаров

Особенности возникновения и развития на судах в том, что чаще всего процесс происходит в изолированном помещении. Выгорают переборочные сальники, кабельные коробки, нарушается герметичность помещений, загазовываются смежные помещения. Происходит быстрое задымление, насыщение отсеков токсичными продуктами сгорания, повышение температуры в отсеке.

Параметрами пожара являются:

- продолжительность пожараτп мин - с момента возникновения до

ликвидации, условно τп= 600 с, τп= 300 с;

- площадь пожара, Fп – площадь проекции зоны горения на горизон-

тальную или вертикальную плоскость;

- температура пожара, tп º С, среднеобъёмная температура газовой среды помещения: твёрдые материалы – 1200÷1250ºС, ГЖ и ЛВЖ –

1250÷1350ºС, горючие газы – 1350-1500ºС.

Пожар в судовых помещениях можно разделить на четыре этапа:

а) воспламенение – начало горения;

б) период развития – с начала возгорания до охвата большей

части помещения огнём (температура в помещении достигает более 480ºС). Этот период продолжается 15-20 мин;

в) период активного горения – длится с охватом большей части помещения пожаром до сгорания 70 % горючих веществ и до достижения максимальной температуры в помещении. Продолжительность зависит от количества горючих материалов и интенсивности притока кислорода.

г) период затухания – длится с начала понижения температуры в помещении до полного выгорания материалов.

Распространение огня

Огонь может распространяться путём:

1) теплопроводимости;

2) излучением;

3) тепловыми потоками;

4) конвективными течениями.

Выделение тепла при пожаре зависит от площади и скорости горения. Средняя линейная скорость горения составляет в машинных отделениях (МО), машино-котельных (МКО)Ю котельных (КО), электростанции (ЭС) - 8÷10 м/мин, жилых и служебных помещениях – от 0,5÷1,2 м/мин.

Быстрое распространение огня по судну вызвано большой насыщенностью судовых помещений горючими веществами, интенсивным нагревом изоляции и отделочных материалов, закреплённых по металлическим конструкциям.

На ускорение судовых пожаров значительное влияние оказывают так же возможные вторичные замыкания (КЗ) судовых трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топлива, способствуя распространению новых очагов горения.

В закрытых помещениях пожар распространяется медленнее, чем в открытых.

При разгерметизации горящих отсеков (открытии дверей, лю-

ков, горловин, иллюминаторов возникают конвективные потоки раскалённых газов, внутрь поступает воздух, что интенсифицирует процесс горения. Внутри замкнутого объёма горящего помещения температура неодинакова. Её наибольшее значение наблюдается в зоне горения, достигая в жилых и служебных помещениях 800-900ºС, а в топливных цистернах – 1100-1300ºС. Дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные. Это затрудняет поиск зоны пожара и действия по борьбе с ним.

Поэтому судовые пожары характеризуются следующими особенностями:

- быстрым распространением огня в смежные помещения по судну,

угрозой взрывов;

- интенсивным заполнением аварийных и смежных помещений дымом

и токсичными газами;

- ограниченным подходом к очагу пожара;

- возможное снижение остойчивости при тушении пожара водой;

- в море экипажу судна при тушении пожара рассчитывать можно

лишь на свои силы и средства, которые ограничены.

Всё это требует при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания, мужества.

Основные причины пожаров и взрывов на судах:

- нарушение правил взрыво- пожароопасности;

- эксплуатационные повреждения.

Наиболее опасными по статистике следующие нарушения правил со стороны членов экипажей судов:

- нарушение организации и проведения сварочных работ (до 30 %);

- курение и другое небрежное отношение с открытым огнём (до 20 %);

- небрежность в использовании электронагревательных приборов (до

10 %);

- нарушение правил эксплуатации электрооборудования;

- протечки топлива, масел, применение бензина и других ЛВЖ;

- взрывы паров топлива (авиатоплива).

Источники воспламенения (зажигания) горючих материалов:

- открытый огонь (курение, паяльная лампа, факел в котле, выброс пламени из топки котла, газо- и электросварка). Температура пламени достаточно высока (тление сигареты - 500ºС, спички – 750-800ºС, бензозажигалка – 1200-1300ºС, сварка – 1500-3000ºС);

- раскалённые продукты горения при работе котлов, дизелей, газовых турбин. Температура выходящих газов составляет 600-1100ºС.\;

- искры при неполном сгорании в котлах и дизелях. Их температура 600-900ºС;

- экзотермические реакции (пыль, жиры; фосфор, щелочные металлы,

негашёная известь; окислители, перекиси, ацетилен, селитра и др.);

- короткие замыкания, перегрузка кабелей и аппаратов, электрические искры;

- статическое электричество при приёме топлива, его перекачке, при выходе сжатых газов из баллонов, при распылении красок и др.;

- искры от ударов твёрдых тел (вентиляторы, инструмент и др.) поджигают смеси паров бензина, ацетилена, водорода с воздухом;

- разогрев тел от трения (подшипники валов турбин, агрегатов и др.).

Взрывы и загорания ГСМ происходят в МО, КО, КМО, при утечке топлив и масел. При воспламенении паров ГСМ пожар носит объёмный и быстротечный характер.

Любая горючая жидкость с температурой вспышки выше 60ºС может стать легко воспламеняющейся при её нагревании. Наибольшую опасность представляют собой лёгкие виды топлив (бензины, авиатопливо, керосин). Наиболее высокой испаряемостью обладает бензин. Например, из канистры вместимостью 10 л за сутки через открытую пробку испаряется 1,5 кг бензина, а из бочки ёмкостью 200 л – 6 кг. Взрывоопасная смесь в этой бочке возникает уже при испарении первых 10-15 г бензина.

Пожары в энергетических отсеках происходят при нарушении режимов работы, правил эксплуатации, а также при аварии и поломке паротурбинных, газотурбинных, дизельных, компрессорных и других установок и обслуживающих их систем. Эти причины порождают образование пожаро- и взрывоопасных смесей ГСМ с воздухом, которые воспламеняются при появлении источников тепла.

Пожары электрооборудования являются следствием нарушения изоляции токоведущих частей (КЗ), перегрузки и перенапряжения сети, механических повреждений и воздействия агрессивной (в т.ч. морской воды) окружающей среды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.