Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итальянский фашизм. 13 страница




Правда, "ультра-либеральный" период фашистской политики не был особенно продолжителен. Логика современного "культурного государства" оказалась непреодолимой и для фашизма. В полном согласии с самим собой, он мало-по-малу, по мере улучшения хозяйственного положения страны, усиливал влияние государственной власти и в области экономической. Им даже был как-то поставлен вопрос о системе "твердых цен". Состоятельные классы приучались сознавать свою ответственность перед государством и нести надлежащие повинности. Элементы "государственного капитализма" явственно различимы в современной итальянской экономике: соблюдая начало соразмерности частного и государственного хозяйства, она склонна постепенно и мало-по-малу расширять сферу деятельности последнего. Но все это, однако, - в обычных рамках современного европейского государства, не больше и не дальше.

Вопреки упорным устремлениям и упованиям Муссолини, доселе провозглашающего, что фашизм призван открыть перед человечеством новые социальные горизонты, - протекшие годы фашистского режима свидетельствуют о чрезвычайной живучести именно "старых горизонтов" в нынешней политике Италии. Еще рано подводить итоги. Но нельзя закрывать глаза на бесспорную истину: ни в области внешней политики, ни в области основных начал политики экономической фашизм еще не только не сказал подлинного "своего слова", но даже и не приступил к его существенному и действенному произнесению. Он интересен как симптом нового момента а развитии старого мира, - пока не больше. Он показателен своими тенденциями, своими методами, своей постановкою отдельных социально-политических проблем. Несомненно, он любопытен как острый кризис демократической государственности классического типа. Он характерен реставрацией неких утверждений и ценностей, которые, казалось, были навсегда забракованы демократическим веком. Наконец, - и это главное, - он оказался решающим фактором национального оздоровления Италии после войны. Но какой-либо существенной и принципиально "новой эры" большого масштаба он пока не создал. И если его вожди до сих пор не оставили мысли об этой новой эре, то в лучшем случае вопрос о ней нужно признать нерешенным. Фашистское государство, плененное прошлым, осаждается волнами буржуазно-индивидуалистической, частно-хозяйтвенной стихии, проявляющей свою историческую упористость, жизненность, цепкость. И, поскольку субъективные умыслы фашистских идеологов и самого вождя направлены на "мировой опыт", на "новый строй, какого еще никогда не было в истории человечества", - налицо "борьба жизни с идеей" и "отступление идеи перед натиском жизни". Дальнейшее развитие социальных отношений прояснит сакраментальный вопрос: "чья возьмет?". В таких случаях, впрочем, дело обыкновенно кончается неким "средним решением"...<<95>>

С этой точки зрения русская революция, по своему развертывающая ту же социальную тему, ту же панораму борьбы между "инерцией жизни" и "опережающей жизнь идеей", представляется, бесспорно, явлением несравненно более грандиозным, "эпохальным", оригинальным и поучительным, нежели итальянский фашизм. Она бесконечно "фундаментальнее", радикальнее, целеустремленнее, содержательнее, хотя и несоизмеримо ужаснее, разрушительнее, трагичнее. И своими лозунгами, и своими успехами, победами, своей конкретной политикой, и своими ошибками, срывами, неудачами, - всею своей драматической диалектикой она воплощает воистине беззаветную, самозабвенную, напряженнейшую волю к "новому миру", большому всемирно-историческому рубежу. И вместе с тем именно ей, прозревающей и творящей новую эпоху, суждено одновременно стать наглядным свидетельством относительной расплывчатости исторических рубежей и относительной незыблемости некоторых элементов старого мира: ведь в "старом" всегда есть частица "вечного", в "будущем" всегда живут "образы прошлого"...

Рядом с русским размахом, русскими масштабами и возможностями итальянские события неизбежно бледнеют. Но из этого еще, конечно, не следует, что сами по себе они не заслуживают пристального внимания и интереса. Вряд ли можно сомневаться, что вслед за русской революцией итальянский опыт в его внутренней и внешней динамике останется характерным культурно-идеологическим и социально-политическим знамением переживаемой ныне человечеством исторической эпохи.

 

1 Известная муссолинистка Сарфатти, сопоставляя и противопоставляя "Кремль и Капитолий", персонифицирует большевизм и фашизм "в азиатском полубоге Владимире Ленине" с одной стороны и "римлянине Бенито Муссолини" - с другой. См. M. G. Sarfatti "Mussolini", Lebensgeschichte, Leipzig, 1926, s. 2; ср. также F. Cambo, "Autour du fascisme italien", Paris, 1925, p. 10-11.

2 К сожалению, возможности использования надлежащей литературы были ограничены харбинскими условиями. Источники, на основании которых писалась статья, приводятся в подстрочных примечаниях. Кроме них, удалось иметь под руками комплекты некоторых повременных изданий: газет и журналов. Цитаты статей и речей Муссолини черпались из того же круга источников; эта общая оговорка заменяет специальные подстрочные выноски в каждом отдельном случае: они чересчур загрузили бы читателя.

3 Ivanoe Bonomi, "Du socialisme au fascisme", Paris, 1928, p. 63.

4 Обстоятельный очерк итальянского социалистического движения см. в книге Петра Рысса "Италия", Москва, 1916, с. 11-72.

5 Guizeppe Prezzolini "Le fascisme", Paris, 1925, p. 76. "Несомненно, - утверждал Муссолини в 1912 г. на социалистическом конгрессе в Болоньи, - Италия представляет собою страну, где парламентский кретинизм вылился в формы, наиболее опасные, наиболее убийственные. Вот почему я абсолютно отрицательно отношусь к идее всеобщего избирательного права".

6 ibid., p. 43-45. Пристрастно отрицательную характеристику Джиолитти см. у Русанова ("Русское Богатство", апрель 1914): - "в нем итальянский макиавеллизм дополняется ловкостью политической игры и живостью и добродушием обращения"; для него характерен "цинизм внезапных превращений"; демократические жесты вуалируют в нем "деспотическую натуру бюрократа"; ему свойственна чрезмерная "практичность, отважно и грациозно ходящая на острой, как бритва, линии, разделяющей дозволенные в буржуазном обществе действия от караемых по закону" (с. 312-314).

7 Bonomi, o. c., p. 3-12. Общий популярный очерк развития Италии за последние десятилетия см. у Н.И. Кареева, "История Западной Европы в начале XX века", Москва, 1920, с. 233-249, 373-381, 453-455, 483-487. Ср. также акад. Е.В. Тарле "Европа в эпоху империализма", Гиз, 1927, с. 182-186.

8 Z.Villari, "Италия", перевод с английского, Москва, 1916, с. 61. Нужно отметить, что эта книжка, вообще, представляет собою очень удачный популярный очерк довоенной Италии.

9 Эту таблицу, равно как и другие данные об итальянской эмиграции, см. у Robert Michels, "Sozialismus und Fascismus", Munchen, 1925, с. 59-120. Там же и библиографические указания. Ср. также Tommaso Tittoni, "Modern Italy", London, 1922, с. 209-230; Перт Рысс, цит. соч. с. 125-137.

10 Michels, цит. соч. с. 121-133. Французские данные за 1926 год рисуют уже существенно иную картину соотношения итальянцев и французов в Тунисе: 89,216 итальянцев и 71,545 французов (см. Col. Godchot, "B.Mussolini et la Tunisie", "La Revue mondiale", 1927, № 3, p. 256).

11 Хлебные злаки за пятилетие 1903-1913, по данным римского института сельского хозяйства: своей продукции 84,299 тысяч квинталов, ввоз 20,870 т. квинталов. В 1924: своей продукции 81,424 т. квинталов, ввоз 23,975 т. (П.Лященко, "Русское зерновое хозяйство", Москва, 1927, с. 68-69).

12 Интересный очерк истории итальянского национализма см. у его основоположника E.Corradini "Vom Nationalismus zum Fascismus", "Europaische Revue", Leipzig, Juni, 1926, с. 141-150. "Итальянский национализм, - утверждает автор, - никогда не был делом отвлеченных теоретиков, но всегда делом политиков, стоявших в гуще итальянской политической жизни" (с. 142). Ср. также П.Рысс, цит. соч., с. 75-88.

13 Sarfatti, цит. соч., с. 184-185.

14 См. "Сен-Жерменский мирный договор", полный перевод с французского текста под ред. проф. Ю.В. Ключникова и А. Сабанина, Москва, 1925, с. XIX-XX, 15-16. Ср. В.В. Водовозов, "Новая Европа", с. 289-306.

15 Литература вопроса указана у М.А. Циммермана, "Очерки нового международного права", Прага, 1923, с. 98.

16 Герм. Сандомирский. "Фашизм", Гиз, 1923, с. 21.

17 См. статью Н.Иорданского "Судьбы фашизма" в сборнике "Мировой фашизм" под редакцией Н.Мещерякова, Гиз, 1923, с. 89 и 91. Ср. также статью Е.Пашуканиса "К характеристике фашистской диктатуры" ("Вестник коммунистической Академии", 1927, № 19). "Итальянская Социалистическая партия, - пишет автор, - недостаточно учла роль мелкособственнических настроений крестьянства, настроений, которые захватили некоторую часть сельскохозяйственных рабочих. Используя эти настроения, фашисты сумели внести раскол между сознательной социалистической частью батраков и остальной массой и с помощью помещичьих сынков, фермеров и крупных крестьян организовали отряды, которые начали громить красные профсоюзы" (с. 73).

18 "Мировой фашизм", с. 281-282.

19 Michels, цит. соч., с. 199.

20 Война резко отразилась на подъеме металлургической промышленности в Италии; к 1918 году число занятых в ней рабочих дошло до полмиллиона. Вместе с тем война принесла предпринимателям крутое повышение прибыли: до войны дивиденд всегда держался ниже 4%; в 1917 г. он достигал уже 7,5%, а в 1919 г., в некоторых предприятиях, поднялся до 10% (Michels, цит. соч. с. 204-205). При таких условиях, рабочие могли достаточно обоснованно настаивать на своих требованиях.

21 "Итальянский коммунизм был сумбурней и анархичней русского, - пишет испанский автор Камбо: - у него не было ни программы, ни вождя. Он был ни чем иным, как взрывом злобы и пессимизма, без русла и направленности, словно поток лавы или вышедшая из берегов река" (Cambo, "Autour du fascisme italien", p. 19). Что касается Муссолини, то стиль социалистического миросозерцания его молодости выпукло выражен в следующих его словах: "Социализм - не торговая сделка, не игра политиков, не мечта романтиков, и еще меньше - спорт... Социализм - это нечто жестокое, строгое, нечто сотканное из противоречий и насилия. Он - война; и горе мягкосердечным в этой войне: социализм - это страшное, серьезное и высокое дело" (Сарфатти 141-142). Любопытно сопоставить с этою точкой зрения ленинский взгляд на диктатуру: "Диктатура слово большое, жестокое, кровавое, слово, выражающее беспощадную борьбу не на жизнь, а на смерть двух классов, двух миров, двух всемирно-исторических эпох. Таких слов на ветер бросать нельзя". (Собрание сочинений, т. XVII. Гиз, 1923, с. 16).

22 См. об этом обстоятельный рассказ у M.Pernot, "L'experience italienne", "Revue des deux mondes" 15 Mai 1923. Нужно сказать, что вся эта статья (№№ от 1 и 15 мая, 15 июня и 1 августа 1923), при всем субъективизме ее автора, может все же служить хорошим источником ознакомления с фашизмом.

 

23 В своей статье "Фальшивые речи о свободе" (4 ноября 1920 года) Ленин анализировал положение Италии и обосновывал позицию Коминтерна. "Теперь - писал он - самое необходимое и безусловно необходимое для победы революции в Италии состоит в том, чтобы действительным авангардом революционного пролетариата в Италии сделалась партия вполне коммунистическая, неспособная колебаться и проявить слабость в решительный момент, - партия, которая бы собрала в себе максимальный фанатизм, преданность революции, энергию, беззаветную смелость и решимость. Надо победить в чрезвычайно трудной, тяжелой, несущей великие жертвы борьбе, надо отстоять завоеванную власть в обстановке невероятно обостренных покушений, интриг, сплетен, клевет, внушений, насилий со стороны буржуазии всего мира, в обстановке опаснейших колебаний всякого мелкобуржуазного демократа, всякого туратианца, всякого "центриста", всякого социал-демократа, социалиста, анархиста. В такой момент и в такой обстановке партия должна быть во сто крат тверже, решительнее, смелее, беззаветнее и беспощаднее, чем в обычное или менее трудное время" ("Собрание сочинений", т. XVII, с. 374).

24 Ленин отмечал это в своей статье против Турати в мае 1920: "Как тупоумно и пошло-буржуазно непонимание революционной роли стихийно разрастающихся стачек!" (т. XVII, с. 194).

25 Историю занятия фабрики рабочими, составленную по социалистическому альманаху "Аванти" за 1921 г., см. у Л.В. "Фашизм, его история и значение", Москва 1925 г.

26 Michels, цит. соч. с. 253-259.

27 Цит. по Сандомирскому, цит. соч. с. 64-65.

28 Зюдекум - немецкий социалист, приезжавший в Италию в месяцы ее нейтралитета агитировать в пользу Германии.

29 Сандомирский, цит. соч., с. 23.

30 Pietro Gorgolini, "La revolution fasciste", Paris, 1924, p.1.

31 "Газета, которая бы усвоила теперь в Италии фашистскую программу 1919 года, - саркастически замечает Нитти, - была бы немедленно задавлена цензурой фашистского правительства, а на руководителей ее были бы воздвигнуты гонения, как на врагов отечества" (Fr. Nitti, "Bolschevismus, Fachismus und Democratie", Munchen, 1926, s. 38).

32 Камбо, цит. соч. с. 21-22. Нитти идет еще дальше: "Я не исключаю возможности, - пишет он о Муссолини в 1926, - что внутренно в нем еще живет приверженность к старым идеалам и отвращение к прежним его товарищам, которых он клеймит паршивыми овцами за то, что они не захотели следовать за ним... Его преклонение перед русским большевизмом... - искренно" (цит. соч., с. 39).

33 Domenico Russo, "Mussolini et le Fascisme", Paris, 1923, p. 48.

34 Клара Цеткин, "Наступление фашизма и задачи пролетариата" (доклад на расширенном пленуме Исполкома Коминтерна), Москва, 1923, с. 11.

35 Prezzolini, o. c., p. 78.

36 ibid., p. 103.

37 Камбо, цит. соч., с. 93.

38 Fritz Schotthofer, "Mussolini", "Die Neue Rundschau", Mai, 1924.

39 Камбо, с. 156. Русский автор П.М. Бицилли метко констатирует "вдохновенный и искренний (курсив автора) шарлатанизм" Муссолини и поясняет: "чисто итальянское и во всяком случае только в итальянце не отталкивающее сочетание" (статья "Фашизм и душа Италии" в журнале "Современные записки", кн. 33, Париж, 1927, с. 318)

40 Sarfatti, s. IX.

41 Из беседы Муссолини с Андрэ Ревэсом, сотрудником мадридской газеты. Цитирую по Русанову, "Из дневника социалиста" в "Рев. России", 1927, № 55-56.

42 Клара Цеткин, цит. соч., с. 4 и 11. Кстати, Сарфатти рассказывает, будто Ленин, принимая в 1919 или 1920 итальянскую социалистическую делегацию, первым делом вспомнил о Муссолини: "Ну, а Муссолини? Почему вы его упустили? Жаль, очень жаль! Это смелый человек, он бы привел вас к победе!" В том же духе высказался, якобы, и Троцкий (Сарфатти, ст. 250).

43 Из речи "золотым медалям" 8 января 1923.

44 Из речи мэрам коммун Италии, собранным в Риме 23 марта 1924 в честь пятилетней годовщины фашизма.

45 Из книги H.Christo, "Муссолини - строитель будущего". Весь диалог приведен у Горголини, цит. соч., с. 160-161, откуда он здесь и цитируется. Процитированная выше итальянская фраза - стих Петрарки, которым Макиавелли закончил свой трактат о князе.

46 Ср. с этими словами Муссолини отзыв Ж.Сореля о демократии: "Опыт свидетельствует, что во всех странах, где демократия могла свободно обнаружить свою природу, - распространяется скандальнейшая коррупция, и никто даже не считает нужным скрывать все эти мошенничества... Выборная демократия весьма похожа на мир биржи. И там, и тут приходится пользоваться наивностью масс, покупать поддержку большой прессы и помогать случаю бесконечным количеством ухищрений" ("Reflexions sur la violence". 4 edition, Paris, 1919, p. 340, 341).

47 Ср., например, след. фразу из предисловия французского фашиста Валуа к цитированной книжке Горголини: "Фашистская революция несет собою в первую очередь решительное разрушение демократических учреждений, которыми плутократия в течение целого века душила народы" (с. XII). Совсем большевистский тезис о демократии!..

48 Эта формула явственно навеяна учением французских солидаристов, которые в свою очередь взяли ее у О.Конта. Отвергая "метафизическое представление субъективного права", Л.Дюги с величайшим сочувствием цитирует слова Конта ("Systeme de politique positive", 1895, I, p. 362): "никто не владеет иными правами, кроме права всегда выполнять свой долг" (см. Леон Дюги, "Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства", Москва, 1909, с. 27). Муссолини неоднократно высказывался в этом же смысле: "свобода - не право; она - обязанность" (из цит. речи мэрам коммун). В этом строе мыслей есть также нечто и от Сен-Симона; одним словом, у него есть предки.

49 См. об этом верные замечания у L.Stoddard, "Social classes in post-war Europe", London, 1925, с. 107-113. "Без поддержки и энтузиазма средних классов - пишет автор - успех фашизма был бы невозможен".

50 "Мировой фашизм", Гиз, 1923, статья Н.Ирданского, с. 86.

51 Доменико Руссо, цит. соч., с. 84. Согласно данным фашистского конгресса в ноябре 1921, состав фашистских организаций выражался к этому времени в след. круглых цифрах: индустриальных рабочих 24 тысячи, трудящихся сельского хозяйства 34 т., земельных собственников 18 т., учащихся 20 т., государственных и частных служащих 22 т., пром. и торг. буржуазии 18 т., лиц либеральных профессий и учителей 12 т., а всего около 150 тысяч. Из этого подсчета явствует, что свыше одной трети членов фашизму поставила деревня и свыше одной трети - интеллигенция (подробнее см. "Мировой фашизм", с. 14-19).

52 "Мировой фашизм", статья Мещерякова, с. 289. Г.Сандомирский (цит. соч., с. 53-54) дает более обстоятельное и содержательное, но по существу аналогичное определение социальной природы и основной направленности фашизма: "Фашизм - пишет он - вербует своих сторонников среди крупных аграриев и мелких кулаков, среди королей тяжелой промышленности и мелких торговцев, среди интеллигенции, чиновничества, учащейся молодежи, армии и полиции, насчитывающих в своих собственных рядах выходцев из различных социальных групп. Фашизм - милиция класса, которая для своего существования великолепно использует каждую социальную группу внутри этого класса. Он финансируется и банкирами, и заводчиками, и торговцами, и помещиками, и владельцами пароходных и железнодорожных компаний. Его пытаются использовать, как орудие в междоусобной борьбе при столкновении своих интересов все названные группы, и в то же время все имущие классы Италии используют его, как сторожевого пса против попыток "бунтующих рабов", т.е. рабочих и батраков Италии". Ср. также несколько громоздкое определение Д.Магеровского: "Фашизм - это режим диктатуры империалистической буржуазии, устанавливаемый в целях восстановления разлагающихся капиталистических отношений и подавления классовой борьбы пролетариата, опирающийся не только на классовые организации крупной буржуазии, но и на организации мелкой городской и сельской буржуазии, и на некоторые организации пролетариата, непосредственно руководимые империалистической буржуазией, и осуществляющий свои мероприятия через диктатуру единой партии, при помощи централизованного или децентрализованного террора" (статья "Фашизм и фашистское государство" в журнале "Советское право" 1926, № 6, с. 5).

53 Camille Aymard, "Bolchevisme ou Fascisme? Francais, il faut choisir!", Paris, 1925, p. 206. Cp. Prezzolini, o. c., p. 70.

54 Ср. об этом мою статью "Гетерогения целей" в книге "Под знаком революции", Харбин 1927, с. 197.

55 Бономи, цит. соч., с. 45, 135 и сл.

56 Francesco Nitti "Bolschewismus, Fascismus und Demokratie", s. 99, также 39-40.

57 см. Вячеслав Новиков, "Фашизм", Париж, 1926, с. 28-31.

58 Ср. с этим учение Ленина о "коммунистической нравственности": "Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплоататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающее новое общество коммунистов... Для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплоататоров... В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма" (Сочинения, т. XVII, с. 323-325).

59 Более подробные данные у Бономи, 85, Михельс, 274. Живое и красочное описание Италии в 1921 см. у M. Paul Hazard, "Notes sur l'Italie nouvelle", "Revue des deux mondes", 15 августа, 1 октября, 1 ноября и 1 декабря 1922.

60 Сандомирский, 106. Французский фашист Эймар, обосновывая фашистский иллегализм, цитирует одну из речей Мирабо:

"Господа, - говорил Мирабо в Конституанте, - вспомните того римлянина, который, спасая отечество от опасного заговора, превысил полномочия, данные ему законом.

- Клянись, - заявил ему коварный трибун, - что ты уважал законы.

- Клянусь, - ответил тот, - что я спас Республику!" (цит. соч., с. 290).

61 Об отношении фашизма и Муссолини к религии и католицизму см. Преццолини, с. 209-223, Сарфатти, с. 42-43 и 78-79, Доменико Руссо, с. 122, Мещеряков, с. 286.

62 "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия".

63 Taine, "Le regime moderne", т. II, сс. 10 и 11. Наполеон говаривал: "Vous verres quel partie je saurais tirer des pretres".

64 Gracchus (Rom), "Vatican und Fascismus", "Der Kampf", № 1, с. 18. Ср. Преццолини, с. 217. Ср. также Макиавелли. "Рассуждения о Тите Ливии", I, 12.

65 Коррадини, цит. статья, с. 149. О взаимоотношениях между фашизмом и национализмом см. также Преццолини, с. 229-234, Бономи, с. 115 и сл., Сандомирский, с. 55, Пашуканис, с. 81, 82.

66 Г.Лебон, "Психология социализма", СПб, 1908, с. 72.

67 Согласно формуле одного французского автора, фашистский переворот есть "оригинальная, специфически итальянская революция, метод действия которой может быть определен как пронунциаменто иррегулярной армии и результатом которой явилась легализованная диктатура" (анонимная статья "La croissance et l'avenement du fascisme en Italie" в "Revu des mondes", 1 сентября 1925, с. 25). Определение внешнее, формальное, и поэтому недостаточное.

68 Камбо, с. 37, Бономи, с. VIII.

69 Marachak, "Der korporative und der hierarchischt Gedanke im Fascismus", "Archiv fur Sozialwissenschaft und Sjzialpolitik", 53 Band, 1 Heft, Tubingen, 1924, s. 109 ff. Ср. также Михельс, с. 277-287.

70 Леон Дюги, "Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства", Москва, 1909, с. 49-50 и 127.

71 Georges Sorel, "Reflexions sur la violence", 4 edition, Paris, 1919, p. 120 et 130. Явно под влиянием этих соображений Сореля социалист Муссолини писал некогда следующие строки: - "Мы не хотим заставить социалистов быть социалистами, а буржуев - буржуями; это вовсе не так парадоксально, как может показаться. Мы не хотим смягчать противоположности между теми и другими; напротив, мы стремимся ее углубить. Этот антагонизм - благодетелен. Он держит нас непрерывно в состоянии войны. Он заставляет нас следить за собою, совершенствовать и преодолевать себя. Под влиянием нашего нажима, нашего натиска буржуазия должна будет выйти из состояния дряблости; чтобы устоять перед нами, ей придется обновиться или погибнуть. Итак, не надо закруглять углы и сглаживать противоречия. Лишь из великой борьбы противоречий вырастают высшие формы социального равновесия" (Сарфатти, с. 165).

72 См. Маршак, цит. соч., с. 82. Там же приведена в подробных извлечениях цитируемая дальше фиумская хартия Д'Аннунцио: с. 84-90. Здесь уместно упомянуть, что и за пределами Италии идея представительства интересов приобретала после войны актуальную значимость. Ср. например ст. 165 германской веймарской конституции, трактующую о Хозяйственном Совете Державы, его организации и его функциях.

73 Формулировка Франческо Мориано, см. Gorgolini, "Le Fascisme", 1923, p. 277. Здесь уместно отметить, что реформистски традиции вообще характерны для современного синдикализма, фатально порывающего с прежним своим непримиримым отношением к государству и осознающего классовый интерес пролетариата, как интерес хозяйства в целом. Особенно любопытна в этом отношении английская доктрина "гильдейского социализма" в ее новейших выражениях (см. об этом С.И. Гессен, "Проблема правого социализма" в журнале "Современные записки", кн. XXIX и Г.Д. Гурвич, "Новейшая эволюция в идеологии французского синдикализма", там же, кн. XXIV).

74 Статья в "Иерархии", № 7, 1926 г. Цитирую по статье Д.Магеровского "Фашизм и фашистское государство", с. 7.

75 Об изложенных законах 1926 года см. Глеб Болонский, "Профессиональные союзы фашистской Италии" в журнале "Вестник Труда", 1927, № 12, с. 113-121; Магеровский, цит. статья, с. 11-18; Новиков, цит. соч., с. 78-94; Русанов, "Фашизм и большевизм" в журнале "Революционная Россия", № 54.

76 Это признают и советские авторы. Например, Е.Пашуканис пишет, что фашистская "постановка вопроса о роли партии, о ее задачах, об отношении партии к государству с формальной стороны весьма и весьма напоминает ту постановку, которая дается большевизмом" (цит. статья, с. 70).

77 Маршак, с. 129.

78 О милиции см. обстоятельную статью "La milice fasciste", без автора, в журнале "Le monde slave", август, 1927.

79 Преццолини, 178-185, Магеровский, 9-11, Пашуканис, 85-87.

80 Об итало-советских отношениях см. Михельс, 294-298, Сарфатти, 261, Новиков, 9-10, Преццолини, 270-272.

81 Основные моменты обоих актов см. в "Le monde slave", август 1927, с. 278-307. Ср. там же статью Auguste Gauvain, "Les traites italo-balcaniques".

82 "Тем лучше, - будем сражаться в тени!" - припомнил по поводу этой фразы знаменитую реплику спартанского царя Леонида один французский публицист (Rene Pinon в "Revue des deux mondes", 15 июня 1927).

83 Цитирую по статье Белоцерковской "Проблемы экспансии фашистской Италии" в журнале "Мировое хозяйство и мировая политика", Москва, 1927, №5-6, с. 111.

84 Белоцерковская, цит. статья, с. 112-115. Ср. A.Dresler, статья "Italienische Probleme" в журнале "Zeitschrift fur Geopolitik", Berlin, 1927, № 10, с. 879-886.

85 Резкую критику фашистского национализма в области внешней политики см. у Нитти, цит. соч., с. 28-34. "Национализм для Италии - доказывает автор - это источник бесплодной ненависти, если не путь к прямому самоубийству. Это - бессмысленная программа грядущей нищеты". Ср. также Wilhelm Ellenbogen, "Faschismus und Kriegsgefahr" в журнале "Der Kampf", 1927, № 3, с. 105-113. О современных франко-итальянских отношениях см. статью Г.Кирдецова "Франко-итальянские антагонизмы" в журнале Наркоминдела "Международная жизнь", 1927, № 12.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.