Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ехали-поехали




ГЛАГОЛ

ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Каждое слово русского языка, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть совершенно незаменимым. Однако бывают случаи, когда даже очень важные и нужные слова становятся вдруг лишними и порой надоедают нам до того, что хо­чется уйти, чтобы их не слышать. Вот несколько таких слов: хорошо, плохо, ехали, поехали, смотрели, а вот вы­держки из речей, где эти слова выступают в роли главных действующих лиц:

1. «В цирке все было хорошо. Хорошо играли лилипу­ты, хорошо выступали акробаты. Больше всего нам по­нравились дрессированные собачки, они так хорошо пры­гали и так комично танцевали, что мы смеялись от души. Хорошо было бы показать их на нашем школьном утрен­нике для малышей. Однако плохо то, что в цирке плохая вентиляция и от духоты многие себя плохо чувствовали. Кроме того, с тех мест, где мы сидели, было плохо видно. Обо всем этом неплохо было бы написать заметку в мест­ную газету и покритиковать дирекцию цирка за плохую организацию представления».

2. «В Петродворец мы по­ехали на автобусе. Ехали до­вольно долго, а когда нако­нец приехали, то, сразу же на­чали осматривать парк. Сна­чала смотрели фонтаны, по­том Монплезир. Потом смотре­ли на воды Финского залива, на корабли и закончили экс­курсию осмотром Большого Петергофского дворца. В Ленин­град поехали на поезде и ехали гораздо быстрей и лучше, чем • на автобусе. Но когда приехали домой, то оказалось, что все из­рядно устали и проголода­лись».

Что бросается в глаза в при­веденных примерах? Сплошные хорошо, плохо, ехали, поехали, смотрели, осматривали. А ведь если бы рассказчики разнообра­зили свою речь, она была бы не такой худосочной. Так, например, об игре цирковых артистов можно было бы сказать не только хорошая, но и яркая, выразительная, тонкая, блестящая, захватывающая. А прекрасные фонтаны и архитектурные ансамбли Петро-дворца заслуживают того, чтобы на них не только смотре­ли, но и любовались, восторгались, наслаждались ими. Сама поездка в этот изумительный по красоте пригород Ленинграда выглядела бы и более интересной и увлека­тельной без надоедливого повторения слов ехали, поехали, приехали. Русские поэты и писатели — мастера художест­венного слова — избегали повторения одних и тех же слов и сочетаний. От этого их речь всегда была точной и раз­нообразной. На что уж обыденное и часто употребляемое слово говорить, а как умело и тонко использует его Н. В. Гоголь для сатирической характеристики Чичикова: «Приезжий во всем как-то умел найтиться и показать в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лоша­дином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произве­денного казенною палатой, — он показал, что ему не­безызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о биллиардной игре — ив биллиардной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и а добродетели рас­суждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них судил он так, как будто бы сам был и чиновником и над­смотрщиком».

А. М. Горький не только избегал случаев прямого повторения слов, но и вычеркивал всякого рода тавтоло­гические выражения. Так например, в предложении Сует­ливо выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, уг­рюмые люди он убирает обстоятельство суетливо, считая его тавтологическим к сравнению точно испуганные та­раканы, а в обороте сердито нахмурив брови поступает таким же образом со словом сердито, потому что оно ни­чего не добавляет к словам нахмурив брови.

В школе, дома, в гостях, на прогулке юноши и девуш­ки как бы соревнуются в употреблении лишних слов. При внимательном отношении к устной и письменной речи легко обнаружить эти слова даже в самых коротких фра­зах. «Имеющиеся лыжи приведены в порядок», — докла­дывает командир похода, ученик 10-го класса. Спраши­вается, можно ли приводить в порядок неимеющиеся (отсутствующие) лыжи? «Все сидели молча, не разгова­ривая»,— начинает свой рассказ пионервожатая. Удиви­тельно! Неужели можно молчать разговаривая? «Мол­чаливая тишина» — нелепое сочетание, основанное на повторении слов одного и того же значения. Надо было просто сказать: тишина или тихо. Вообще же у всех тех, кто говорит, например: «молодой юноша», «веселый весель­чак», «незаслуженная клевета», надо спрашивать: «А раз­ве бывают старые юноши, грустные весельчаки? И где это они, например, встречали заслуженную клевету?» Тех же, кто, не считаясь ни с какими правилами, употребляет та­кие сочетания, как «захохотал оглушительным голосом» (вместо оглушительно), «торопитесь поскорее» (вместо торопитесь), «насмешливо усмехнулся» (вместо усмехнулся), «пойдем сходим» (вместо пойдем или сходим), надо поправлять до тех пор, пока они не перестанут пользо­ваться этими бессмысленными сочетаниями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.