Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Увечья» от наречия




Отчего и почему?

НАРЕЧИЕ

Из всех слов, существующих в родном языке, слова-вопросы отчего? и почему? наиболее употребляемы. И это вполне естественно, Ведь они связаны с самым замечательным свойством человеческого характера — любозна­тельностью. В младенчестве, едва научившись говорить, ребенок допытывается: «Отчего дождь?», «Отчего снег?», «Отчего пар?», «Почему крапива?», «Почему велосипед?», «Почему самолет?». В школе, в институте, в конструктор­ском бюро — всюду, где бьется творческая мысль челове­ка, слова отчего? и почему? занимают самое почетное место. Можно с уверенностью сказать, что, отвечая на эти вопросы, люди совершили множество открытий в об­ласти науки и техники. Однако учащиеся разных клас­сов, пользуясь этими словами, часто смешивают их между собою. Правильно ли такое смешение? Нет, неправильно. Вопросительные (и относительные) наречия отчего и по­чему — синонимы, между ними существуют тонкие смыс­ловые различия. Вопросительное наречие отчего означает источник, происхождение явления и связывается обычно с более определенными понятиями. На вопрос отчего? мы чаще всего отвечаем предлогом от в сочетании с роди­тельным падежом того или иного существительного, на­пример: Отчего проснулся человек?От шума.. Отчего у вас такое сияющее лицо?От радости.

Вопросительное наречие почему? значительно шире по своему употреблению. Оно обозначает следование за чем-либо как за основанием. Если в некоторых случаях вместо отчего? мы можем спросить почему?, не искажая при этом смысла вопроса (Отчего вы плохо видите? По­чему вы плохо видите?), то заменить слово почему сло­вом отчего бывает иногда просто невозможно. Почему (а не отчего) вы с ним поссорились? Почему (а не отчего) вы о нем хорошего мнения? Почему (а не отчего) вы так думаете? и т. д.

Вообще человек грамотный, владеющий литературной речью, дружит с наречиями, никогда не позволяя себе употреблять их кое-как, наобум. И наречия отвечают ему тем же. Они делают его речь более точной, осмыслен­ной и выразительной. Тому же, кто пренебрежительно относится к наречиям, швыряется ими направо и налево, без учета их смысловой и стилистической значимости, они наносят удары, способные серьезно изувечить его устную и письменную речь. Но прежде чем говорить об этом, познакомимся с некоторыми особенностями наречий, которые должны быть усвоены всеми говорящими и пишу­щими по-русски.

Грамматика русского языка определяет наречие как неизменяемую часть речи, обозначающую признак дей­ствия, качества или предмета и выступающую в предло­жении в роли обстоятельственного слова или несогласо­ванного определения.

Ученые-лингвисты делят наречия на два основных разряда: качественные и обстоятельственные.

Качественные наречия либо определяют действие со стороны качества (талантливо играть, блестяще расска­зывать, презрительно улыбаться), либо обозначают каче­ство признака, выраженного прилагательным или наре­чием (намеренно громко, заботливо осторожно, по-летнему ясный).

Качественные наречия могут выступать в роли эпи­тетов к глаголам и образно описывать действия: Торже­ственно и царственно стояла ночь (И. С, Тургенев); Из травы поднималась мерными взмахами чайка и рос­кошно купалась в синих волнах воздуха (Н. В. Гоголь). Качественные наречия образуют формы субъективной оценки с общим значением усилительности, уменьши­тельности, ласкательности или ослабленности признака. Эти формы присущи в основном разговорной речи: дав­ненько, высоко-высоко, тихохонько, легонько, плоховато. Внутри качественных наречий выделяются количест­венные наречия, обозначающие степень или меру действия и признака (много думать, слегка касаться, гораздо моложе), ин­тенсивность действия (крепко-накрепко привязать), степень точности количественных обо­значений (ровно в полдень, почти килограмм). Количествен­ные наречия отвечают на во­просы: сколько? как мно­го? до какой степени? (вдвое младше, слегка нака­чать, слишком рано). Количест­венные наречия могут опреде­лять и существительные (почти юноша, трижды Герой Советско­го Союза), Обстоятельственные наречия служат для выражения временных, пространственных, причинных и целевых обстоятельств. Они могут пояснять глагол, прилагатель­ное и существительное (утром, вечером, исстари, всюду, около, слева, издалека, сгоряча, поневоле, нарочно, на смех).

Между качественными и обстоятельственными наре­чиями существует группа качественно-обстоятельствен­ных наречий, отвечающих на вопросы: как? каким образом? каким способом? (вкривь, вкось, верхом, вслух). Сюда же относятся наречия, соотносительные с числительными (втроем, вчетвером, наедине) и наречия со значением сравнения и уподобления (по-старому, по-новому, по-моему, по-твоему, по-геройски).

Какие же речевые травмы наносит нам неправиль­ное употребление наречий? Покажем это на примерах.

После одного весьма интересного и содержательного сообщения докладчика спросили: сколько классов на­чальной школы он окончил? Оратор смутился и ска­зал, что он окончил среднее учебное заведение и счи­тает вопрос, заданный ему, по меньшей мере, неумест­ным. Тогда человек, задавший вопрос, не выдержал и сказал:

— Я спросил вас об этом потому, что во время докла­да вы употребили несколько просторечных, жаргонных наречий, свидетельствующих о низком уровне речевой культуры и об отсутствии образования.

— Не понимаю, — вспылил докладчик, — о каких на­речиях идет речь?

— Хотя бы о таких:.«опосля», «заместо», «промежду прочим», «вовнутрь».

— Ну, это у меня остатки прошлого, — сказал док­ладчик. — Так говорили в семье моего деда, где я воспи­тывался.

Подобные «остатки прошлого» встречаются в речи многих людей, живущих в городе и в сельской местности. То и дело слышишь: «нонче» (вместо сегодня, теперь), «откудова» (вместо откуда), «отсюдова, досюдова» (вмес­то отсюда, досюда), «вчерась» (вместо вчера), «издале» (вместо издали), «беспременно» (вместо непременно), «навряд» (вместо навряд ли), «надсмешка, надсмехаться» (вместо насмешка, насмехаться), «ихний» (вместо их).

Много неприятностей доставляет нам вопросительное Д относительное наречие где (в каком месте), которое часто неправильно употребляется вместо вопросительно­го и относительного наречия куда (в какое место или в какую сторону). Дома, в школе, в общежитии можно слышать такие исковерканные фразы: «Где делась моя шапка?», «Где делась моя тетрадь?» (вместо куда де­лась?), «Где они поехали?», «Где ушли?», «Где запропастились?» (вместо Куда поехали? Куда пошли? Куда запропастились?).

Портит нашу устную и письменную речь наречие жутко, употребляемое для пущей выразительности в зна­чении: сильный, значительный, большой, крайний в своем проявлении («жуткий мороз», «жуткая грязь», «жуткий скандал» и т. п.). Особенно неприятно употребление это­го наречия со словами, обозначающими положительные явления: «жутко красиво», «жутко приятно», «жутко нра­вится», «до жути хорош». Такое употребление наречия жутко придает речи оттенок манерности, жаргонную окраску. Оно применяется обычно писателями для от­рицательной или иронической характеристики персона­жей.

Ничего хорошего не сулит нам наречие крепко, если без конца совать его в те места, где должны звучать та­кие нужные и незаменимые слова, как сильно, отлично, твердо, глубоко и т. п. Например: «крепко ушибся» (вмес­то сильно или очень), «крепко позавтракал» (вместо хо­рошо или отлично), «крепко разбирается в этом вопросе» (вместо глубоко паи тонко). Люди, поступающие таким образом, не учитывают или не знают, что в литератур­ном языке употребление наречия крепко принято только по отноше­нию к мыслям и чувствам чело­века, к степени их проявления (крепко скучаю, крепко сомне­ваюсь, крепко задумался, крепко убежден и т. д.).

Нехорошо выглядят тавтологи­ческие выражения, в которых на­речие лично сочетается с личным местоимением 1-го лица: «Мне лично больше всего нра­вится журнал «Вокруг света»; «Мне лично это не подхо­дит»; «Лично я собираюсь в туристский поход»; «Мы лично ничего против не имеем»; «Лично нам спектакль не понравился»; «Лично мы заинтересованы в победе футболистов «Динамо».

Есть такое мирное, приятное наречие молчаливо, обра­зованное от прилагательного молчаливый — не любящий много говорить. Так вот это мирное, приятное наречие, когда его случайно или неслучайно употребляют вместо деепричастия молча, жестоко мстит говорящему, харак­теризуя его как человека, плохо разбирающегося в лек­сике родного языка, способного выдавать на гора такие бессмысленные, неграмотные фразы: «Он молчаливо по­дошел к доске и стал быстро писать на ней крупным по­черком»; «Рыбак молчаливо следил за поплавком»; «Мы сидели молчаливо, прислушиваясь к доносившимся голо­сам»; «Партизаны молчаливо спустились в подвал и уви­дели спрятанное там оружие». Такое же впечатление производит человек, употребляющий наречие очень в со­четании с прилагательными, обозначающими высшую степень качества: «очень замечательный», «очень вы­дающийся», «очень прекрасный», «очень громадный», «очень колоссальный» и т. п.

Всем известно наречие сильно и связанные с ним со­четания: сильно ударить, сильно нажать, сильно затя­нуть, не вызывающие никаких сомнений. Однако если это наречие, как это бывает сплошь и рядом, употреблять в сочетании с глаголами, которые не могут обозначать силь­ную или слабую степень действия, то получается весьма неприглядная речевая картина, например: «Подготовка к экзаменам за последние годы сильно улучшилась» (вме­сто намного или в значительной степени).

Таким образом, мы видим, что «увечья от наречия» — это не выдумка автора, а результат невнимательного и пренебрежительного отношения говорящего к законам грамматики и стилистического оформления мысли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.