КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Философия - особая система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникших и в естественно научном исследовании и в
Философия - особая система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникших и в естественно научном исследовании и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Для Сократа философия была величайшим из искусств — искусством самопознания. Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Глава 1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Впервые слово философия употребил древнегреческий мыслитель Пифагор. Природа философского знания связана с культурой и мировоззрением. Культура – возделывать всё абсолютно полезное для человека, для человека всегда необходимо объяснять мир видеть его при помощи конкретной картины мира (например, картина Сальвадора Доли) и находить своё место в нём. На сегодняшний день известно несколько картин мира. Где именно зародилась философия традиционный ответ таков, что философия одновременно возникла в Древнем Китае, индии, Греции в VII – VI, однако имеется особое мнение археологов, что продолжает раскапывать Харапскую культуру в Индию, и была связана с врачеванием и городским самоуправлением. Основой философии был особенный ритуал. Однако рационалистическим школам 7 – 6 веков до нашего времени было свойственно то, что в них развивалось не следование ритуалов, как образцу или нормы поведения, а сравнение, а так дедукция метод от общего к частному (например если все студенты учатся хорошо то и такая то ученица хорошо учиться) индукция - метод мышления, от частного к общему, в Китае это культура Дао, в индии это культура Ом, в Греции культура Логоса. В этих культурах происходило мировоззрение человека – как отношение мира в направлении не только созерцания, но и его активного преобразования. В истории философии известны следующие формы общественного и индивидуального мировоззрения.[1] Мифологическая – например миф об Осирисе и Изиде. Космоцентрическая – главное не человек, а космос (представители натур философии, в учении Дау, Ом и Логоса). Теоцентрическое – подчинено богу. Антропоцентрическое - в центре мира стоит человек начало развивать в древней Греции, но своё развитие замедлило по причине развития неоплотонизма, явившихся предшественниками христианства, затем антроцентризм развивался в Европе эпоху возрождения конец 14 – 15 -16 веке. Социоцентрическое – свойственно современному человеку, зародилось в эпоху Английской буржуазной революции 1640 – 1660года и провозгласила основы по строению гражданского общества. С точки зрения развития у человека активного отношения к миру в истории человечества развивались такие формы мировоззрения как первое мировоззрение Обыденное мировоззрение – во всем ищи пользу и выживай во что бы то ни стало (кто не хватает, тому не хватает) Искусство как мировоззрение в главное красота так результат слаженной гармонии всех частей конкретного целого. Искусство не знает добра и зла и зло может быть прекрасным, и добро может быть красивым, а метод искусства игра. Миф – как целостный рассказ о каком либо событии дающий образ этого события с деталями сменяющих друг друга в строгой последовательности и заключающий оценку действительности. Героям мифа всегда подрожали и миф всегда разыгрывался, как ритуал. Миф не содержал критериев истинности или ложности зато содержал понятия о добре и зле. Зло всегда побеждалось. Религия – связь человека с богом. Религия провозглашала мир сотворён не тобой, поэтому подчиняйся богу, и побеждай зло в себе. Философия – которая провозглашала ищи Истину такой, как замыслил её творец. Различай истину как сущность и явление, которое может быть истинным или ложным. Математика и наука призывает доказывай свои рассуждения в гармонии истинна - добро - и красота. Форма мировоззрения как система идеологии застывших догм. Идеология отражение общественного бытия сквозь призму социально групповых или классовых интересов. Идеология – как свод застывших интересов и застывших догм в своём существовании ведёт к структурным трансформациям государственного управления и вызывает революцию или эволюцию вызывающего строя. К идеологии тесно примыкает мораль, а так же политическое и правовое сознание. Мораль – обычаи, нравы поведения одна из норм общественного сознания о нормах поведения и вид духовно поведенческих отношений в обществе с позиции общепринятых норм их регулирования. Категории морали: добро и зло, достоинство, совесть, справедливость, моральные чувства, дружба, любовь, сострадание, моральное сознание – сознание смысла жизни, чести, патриотизма. Моральные ценности: жизнь, равноправие, свобода, справедливость, правдивость, мудрость. Принципы морали: альтруизм, гуманизм, эгоизм, самоотверженность, иногда цинизм. Моральная оценка: симпатия, антипатия, одобрение, порицание. Мораль всегда императивна (повелительна) она всегда учит к чему то призывает. Не убей, зри в корень, не говори гоп пока не перепрыгнешь. Мораль нормативна(уважай старших). Политическое сознание отображает закреплённые политические нормы и ценности лояльность или не лояльность к правительству. Правовое сознание отражает правовые нормы. Таким образом мировоззрение система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей их убеждения их идеалы принципы познания и деятельности. В мировоззрении заключены познавательная ценностная и функция регуляции поведения человека. Ещё одной важной формой мировоззрения выступает профессиональное сознание и профессиональная культура. Она всегда имеет свой нормативный идеал мировоззрения и идеал. Идеал мировоззрения и деятельности медицинского работника, как гармоничный образ описывающий профессиональные человеческие качества и мед работника как социальной группы. Таким образом мировоззрение – значимая часть регулирования поведения и деятельности человека. Структура мировоззрения включает:[2] Мироощущение – чувственное восприятие мира, при котором эмоции и разные оттенки настроения окрашивают мир в различные тона. Мироощущение у человека всегда субъективно (индивидуально). Например художники. Мировосприятие – представление окружающего мира в идеальных образах, как слаженных в гармониях ощущения. Стадии мироощущения и мировосприятия свойственны и животными. Свойственно исключительно человеку. Мировосприятия – трактовка мироощущения мировосприятия в соответствии с имеющимися знаниями и опытом, а так же уровнем профессиональной компетентности. Дело в том что миропонимание связано с наличием у человека языка. Язык совокупность символов в которых можно отражать мир – абстракция с которой можно работать преобразую её (фотографии) с миром, как противостоящим миром универсумом его целостности и сложности работы тяжело это вещь в себе отображающая замысел, он не знаком человеку во всём его целостности, а с языком как его абстракции работать легко. Язык имеет некоторые особенности, особенность совпадения символа и его значения. Так для древних было важно соотношение имени (именуемой реальности) даже звук должен был походить на копируемый предмет: журчание ручья, жужжание жука, у древних таким образом не только думалось(абстракция левого полушария), но и чувствовалось (конкретика правого полушария). Затем было замечено, что имеются законы языка, которые более абстракты, чем конкретны(например законы связи содержащие подлежащего и сказуемого. Было замечено, что подлежащее то о чём говорится. Сказуемое какое то, которое говорится, кроме того подлежащее и сказуемое в языке чаще всего выводится по закону формальной логики, а именно методом дедукции (например все люди смертны). Таким образом именно при помощи языка именно только человек мог описывать категорию бытия. Понятия бытия и категория бытия сходна с такими событиями как собитие, реальность. Бытие как философская категория есть интегральная (всеобща) характеристика мира утверждаемая в его целостности через его сознание(пахнет не роза если ей не нюхать. Нет. Потому, что её некому нюхать, тоесть она не существует поскольку некому поставить вопрос о её существовании. Роза может в этом случае не существовать или делать что то другое будучи осязаема кем то и чем то другим, но не человеком, поэтому по способу существования бытие делится на 2 мира мир физических состояний и мир психических состояний(мир сознания, внутренний мир существования, а в природе выступает не чем иным как отношение человека и мира, но не мира и человека).
Глава 2. ПРЕДМЕТ И ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Предметом философии является знание человека о мире и его месте в нём. Немецкий философ 18 века Кенигсбергского университета Эммануил Кант представил предмет философии в виде следующих вопросов:[3] Что я могу знать?(всё что относиться к миру природы, и находящемуся в нём человеку.) Что я могу сделать?(познавать природу). На что я могу надеяться (на лучшее будущее) Что такое человек(существо познающее мир в философских категориях понятие естествознания, понятие гуманизма). Форм (частей философского знания) Онтология (метофизика) – учении о бытие. Гносеология Социальная философия (философия истории) – учение о развитие человеческого общества Диалектика - учение о всеобщем развитии Праксиология – учение об общественной практике Деонтология, нормотетика – учение о нормах и должном или о том какие должны быть общество, человек, природа и тд. Логика – наука о нормах и формах правильного мышления. Этика – наука о нравственности. Эстетика – наука о красоте. Философия культуры – культурология. История философии Таким образом философии представляет систему знаний по рационально – теоретическому миру. Преобразование или созерцание. Философия реализует 4 функции: овладением человека существующем Мировоззренческое - формирование целостного представление о мире. Ценностный и конкретно исторический подход к процессам и явлениям мира. Методологические – практическое применения в деятельности личности в коллективе всего общества(философия учит каким методом действовать) Гносеологическая – познавательная состоящая в приращении новых знаний о мире и его свойств используя логический и эвристический аспекты (создание нового). Социально-коммуникативная – формирование духовной основой единства общества выработка соответствующей идеологии система управления обществом принципов образования и обучения. Мировоззренческая функция философии ориентирует философию быть путеводителем человека в мире создавая его разумную картину – это связано в первую очередь с основным вопросом философии. Этот вопрос был поставлен в 19 веке немецким философом и экономистом Фридрихом Энгельсом. Что первичная материя или сознание. Познаваем ли мир – может ли человек в своих представлениях правдиво представлять свой мир. В советское время Игорем Сергеевичем Нарским была открыта 3 сторона философии. Преобразуем ли мир и где пределы человеческого вмешательства в общество и природу. Профессора Нарского поддержали экологи и математике Никита Николаевич Моисеев и представители учёных римского клуба. Они утверждали что вмешательство ограничено исчерпаемостью её ресурсов поэтому необходима коэвалюция – портнёрский диалог человека и природы.[4] Соответственно все философы оказались разделёнными на 2 лагеря: Матереалисты – первичная материя. Идеалисты – первично сознание или дух. Идиалисты оказались поделены так же на 2 лагеря: объективные в основе мира лежит первичный мировой лагерь или дух, и субъективный – мир есть комплекс моих ощущений, каковы мои ощущения таков и мир. Имеются идеалисты (например известный иммунуил Кант) Кант сказал: - материя и дух равноправны, там где материя, там всегда есть бог, дух, а там где есть дух, там всегда есть материя. Имеются и плюролистические подходы к основному вопросу о философии например в 20 веке Альберт Кальну сказал:- важно не что первично, а что вторично, а стоит ли жить вообще стоит ли жизнь того труда, чтобы быть прожитой. Поставил вопрос о том что важно не первичное, а вторичное, а то что есть истина, и каково должно быть ее установление.[5] Таким образом значение философии состоит в том что: Она формулирует целостное представление мира. Формирует мораль общества. Приводит демократическое общество к гражданскому состоянию. Из философии вышли все науки. Является всеобщей методологией для каждой науки. Смыкает науку и общество с ненаучными концепциями религии и другими формами знания.
Глава 3. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.[6] 1. Мировоззренческая функция философии связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке. 2) Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. – 3) Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. 4) Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии. 5) Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм. 6) С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.[7] 7) Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты, реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. 8) С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор. Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лечение) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.[8] Надо отметить, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы: Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления. Философия играет важную роль в жизни общества и человека. Эта роль определяется, прежде всего, тем, что философия выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это основа функционального назначения философии. Познавательная функция преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Критическая функция философии выполняет задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль философии в обществе, можно видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни. Таким образом, философия – это социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. -М., 1992 2. Ильенков Э.В. Что такое личность? -М., 1991 3. Ильенков Э.В. Философия и культура- М., 1991 4. Ортега-и-Гассет Что такое философия? -М., 1991 5. Философия-РНД.. 1997 6. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии //Вопросы философии. 1995. № 1 7. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987 8. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989
[1] 8. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989 [2] 1. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии //Вопросы философии. 1995. № 1 [3] 1. Ильенков Э.В. Философия и культура- М., 1991 [4] 1. Ортега-и-Гассет Что такое философия? -М., 1991 [5] 3. Философия-РНД.. 1997 [6] 1. Ильенков Э.В. Что такое личность? -М., 1991 [7] 1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. -М., 1992 [8] Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |