Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной вопрос философии




Функции философии

Структура философского знания

Основные философские проблемы сводятся к трем вопросам:

1. что есть мир?

2. что есть человек?

3. каково отношение человека к миру?

Структура философии построена так, что отвечает на эти вопросы и включает в себя следующие направления:

Ø онтология - наука о бытие

Ø антропология – наука о человеке

Ø аксиология – наука о ценностях

Ø праксиология – наука о деятельности, практике

Ø гносеология – наука о познании

Ø этика – наука о поведении человека

Ø эстетика – наука о прекрасном

 

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция – абстрактно-теоретическое и понятийное объяснение мира с точки зрения научного или псевдонаучного взгляда. Мировоззренческая функция - философия изучает и формирует мировоззрение. Основное мировоззренческое деление связано с ответом на основной вопрос философии: «Что первично - материя или сознание (первая сторона) и познаваем ли мир? (вторая сторона)»

2. Аксиологическая функция – философия изучает и формирует ценности.

3. Методологическая функция – философия изучает и формирует методы познания. Это совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

4. Коммуникативная функция – философия объединяет знания конкретных наук и создает единую картину мира.

5. Гносеологическая функция – раскрывает саму природу познавательных отношений человека к миру.

6. Преобразовательная функция – вырабатывает практические меры и управленческие решения; мобилизует людей к их выполнению.

7. Прогностически-эвристическая функция – строит гипотезу об общих тенденциях развития мира и материи; проектирует будущие научные исследования.

8. Гуманитарная функция – жизнеутверждающая роль индивида в обществе; способствует формированию гуманитарных ценностей.

9. Критическая функция – подвергает все сомнению, выступает против догматизма.

 

У основного вопроса философии 2 стороны: вопрос о первичности возникновения мира и вопрос о познаваемости.

 

 

Вопрос о первичности возникновения мира (онтологическое (генетическое) отношение):

Вопрос о познаваемости (гносеологическое отношение):

Основные понятия

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. отрицание знания) - учение, отрицающее полностью возможность познания объективного мира.

АКСИОЛОГИЯ ( от греч. учение о ценностях) - раздел философских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в ре­альном мире и о структуре ценностей.

АТРИБУТ (от лат. наделять) - существенное и неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может существовать.

БЫТИЕ (от лат. есть, существовать) - философская категория, обозначающая все то, что существует как таковое - действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии - онтологии; охватывает материальные и духовные явления.

ГЕНЕЗИС (от греч. происхождение) - процесс зарождения и развития явления, приводящий к определенному состоянию.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. учение о познании) - раздел философии, в котором исследуется природа познания, его возможности, отношения знания к реальности, выясняются условия достоверности познания и истинности, определяются методы и формы познавательного процесса.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. искусство вести беседу) – первоначально это понятие, обозначающее искусство аргументации, смысл которого интерпретировали по-своему, исходя из своих позиций, представители различных философских школ и направлений: Сократ рассматривал ее как искусство вести беседу; Платон - как высшую науку, метод познания идей; для софистов диалектика была интеллектуальным оружием в борьбе за существование; в средние века диалектика - обычная школьная логика; для Канта - псевдофилософствование, названное им «диалектической иллюзией»; для Гегеля - движение человеческого мышления, которое протекает по своим законам; для марксистской философии диалектика - внутренняя закономерность, в основе которой лежит идея о саморазвитии явления в результате взаимопроникновения противоположных начал, заключенных в нем.

ДОГМАТИЗМ (от греч. мнение) - способ рассмотрения теоретических и политических проблем, когда рассматривается мир и человеческое познание в статическом состоянии, поэтому теоретические формулы являются для него неизменными догмами. Он оперирует абстрактными формулами, оторванными от конкретной действительности, теориями без проверки их практикой.

ДУАЛИЗМ (от лат. двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначающее бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. вещественный) - философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Философский материализм утверждает первичность материального и вто-ричность духовного, идеального, что означает извечность и несотворимость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые материальной субстанцией на высших уровнях ее развития.

МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики) - 1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статической и умозрительной картины мира; 2) особая философская дисциплина - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных форм: 3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего.

МЕТОД (от греч. путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Различают методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые, в свою очередь делятся па эмпирические и теоретические.

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. учение о методе) - 1) область знаний, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности; 2) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность идей, взглядов, представлений, определяющих направление человеческой деятельности и отношение к миру.

МИФ (от греч. предание) - характерная прежде всего для ранних стадий развития человеческого общества особая форма осознания мира человеком посредством чувственно-образных представлений о небывалых существах, явлениях и процессах.

МОНИЗМ – способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала (субстанции).

ОНТОЛОГИЯ (от греч. учение о бытии) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания – к природе и познаваемости мира.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно, сомнения в надежности истины. Скептики либо сомневаются в возможности полного познания действительности, либо останавливаются на его отрицательном результате. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом, но «мыслящий» скептицизм в определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины (античный скептицизм).

СУБСТАНЦИЯ (от лат. сущность) - в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании - нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

ФЕНОМЕН (от греч. являющееся) - явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой, и достигаемое разумом.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) - форма духовно-теоретического осмысления действительности и места в ней человека. Теоретическое сформулированная система самых общих взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

 

Тема 2 «Античная философия»

1. Раннегреческая натурфилософия. Онтологизм древнегреческой философии

2. Философия человека: софисты и Сократ

3.Платон и Аристотель, как систематизаторы древнегреческой философии

 

Этапы развития античной философии

Античная философия представляет собой последовательно развивающуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

В истории античной философии принято выделять 3 этапа развития:

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.