КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Раннегреческая натурфилософия. Онтологизм древнегреческой философии
Зарождение европейской философии связано с философией Древней Греции. Первые философские системы появились в Греции в VIII – VI вв. до н. э.. В этот период можно выделить два направления философствования: а) натурфилософия, т. е. философия природы; б) онтология, т. е. изучение бытия. Представителем натурфилософии является Фалес, который считается основателем милетской школы. Он считал, что все в природе взаимосвязано, так как имеет единое начало. Первоначалом природы является вода, из нее все выходит и в нее все возвращается. Другие представители милетской школы спорили с Фалесом о субстанции мира. Анаксимен считал, что основой всего является воздух. Анаксимандр считал, что основой всего является анейрон – некое первовещество, бесконечное во времени и пространстве. Представителем наивной диалектики был Гераклит, который говорил, что основой всего является огонь и мир находится в постоянном изменении, развитии. Философ неоднократно восклицал: «Все течет, все изменяется!» Характерные черты древнегреческой натурфилософии: · изучение природы, космоса в целом; · поиск субстанции мира, его первоосновы. Древнегреческие натурфилософы являются стихийными материалистами, так как первоосновой они называли какой-либо элемент природы и наивными диалектиками, т. к. рассматривали мир в постоянном развитии. Изучение природы логично привело к изучению онтологии. Проблемой бытия занимались философы, получившие название – элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон). Элеаты считали, что бытие вечно, единично, неизменно. По их мнению, небытия не существует, так как оно немыслимо и не выразимо в понятиях. Мир не меняется и всегда был таким, каким они его наблюдали. В мире нет движения, так как все места в этом мире уже заняты, движение это иллюзия. Доводы элеатов против диалектики (особенно, выдвинутые Зеноном «апории» - доказательства противоречивости движения) сыграли положительную роль в развитии античной диалектики, остро поставив проблему логического выражения диалектических противоречий. Другой представитель онтологизма, Демокрит, создает свое учение о бытии. Мир состоит из атомов, т. е. неделимых частиц, которые никем не созданы и неуничтожимы. Атомы различаются по весу и форме, их соединения создают вещи, существующие в природе. Человек состоит из атомов и его душа тоже есть соединение атомов, только они прозрачны. Между атомами существует пустота – это небытие. Атомы находятся в движении, так как они имеют возможность занимать свободные места; движение присуще всему миру. Философ не сумел объяснить, что же заставляет атомы двигаться. В целом, учение Демокрита материалистично.
2. Философия человека: софисты и Сократ В начале IV в. до н. э. объектом философского изучения становится человек, появляется философская антропология. Первыми к проблеме человека обратились софисты (мудрецы). Софисты считали, что истиной является то, что доказано, единой истины нет, сколько людей, столько и мнений. Т.о.софисты отождествляли понятия «истина» и «мнение». Большой вклад в изучение философии человека (антропологии) сделал Сократ. По его мнению, человек – существо нравственное и общественное. Нравственность не возможна без знания. Знание – это высшая добродетель. Быть нравственным, значит знать, что есть благо для человека. Сократ выделяет и другие добродетели: · сдержанность (умение укрощать свои страсти) · мужество (умение избегать опасности) · справедливость (умение подчиняться законам) Зло – это результат незнания. Человек, обладающий знанием, всегда выберет добродетельный поступок. Знания находятся внутри человека, задача философа – помочь человеку извлечь знания. Сократ извлекал знания с помощью метода майевтики, который состоял из иронии и диалектики (беседы). Сократ часто говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», имея ввиду бесконечность познания.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |