КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет философии и её функции. Основные философские направления
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; • общество. Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. 1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. (Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. 5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм. Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).) 2.Разделы философского знания. Философия и наука Философия исследует реальность в целом. Однако структура реальности и человеческого познания вынуждают строить исследование в отдельных аспектах. Ключевым аспектом философского исследования выступает выяснение оснований реальности, оно формирует один из фундаментальных разделов философии – онтологию (учение о предельных основаниях существующего, или о бытии). На нее опирается (а иногда ей предшествует) гносеология (учение о познании) – исследование возможности, способов и границ познания человеком реальности. Эти две дисциплины составляют теоретическое ядро философии: любой раздел философии явно или неявно опирается на тот или иной тип онтологии и гносеологии. Частным случаем онтологии является антропология (учение о человеке) – исследование человеческой природы (сути). Смысловым завершением онтологии, антропологии и гносеологии является этика (учение о принципах человеческого поведения), которая исследует основания и смысл существования человека, природу и границы его свободного действия. Развитием и углублением антропологии и этики (взятых в аспекте истории человеческой коллективности) является социальная философия, которая исследует фундаментальные закономерности и формы общественного развития. Она распадается на такие разделы, как: философия истории, философия религии, философия права, философия культуры, философия техники и др. Развитием и углублением гносеологии являются логика (учение об универсальных формах мышления) и методология (учение о методах познания). Особым аспектом философского исследования является эстетика (учение о прекрасном): вся философия заинтересована в выявлении фундаментальной гармонии, эстетика лишь сужает этот интерес, фокусируя его на исследовании осязаемых проявлений прекрасного. Онтология Основной вопрос онтологии [греч. ǒντος – родит.п. от őν – бытие, + λογος – слово, понятие, учение] – о предельных основаниях существующего. Он имеет две формы решения: натурфилософскую и метафизическую. Гносеология Основной вопрос гносеологии [греч. γνωσις – знание, λογος – слово, понятие, учение] – об условиях возможности и границах человеческого познания. На вопрос о возможности знания гносеология выработала 4 основных ответа: эмпиризм, рационализм, скептицизм, агностицизм. В философии раздел, занимающийся исследованием проблем человека, называется "философской антропологией". Антропология - наука, которая изучает биологические и рассовые особенности человека, а философская антропология занимается изучением наиболее существенных объективно-научных и ценностных аспектов человека в природном, общественном и социальном его существе. Цель этих исследований - создание всеобщей концепции человека. Назначение философского знания о человеке - обеспечить теорию и практику наиболее общим видением человека. В современной антропологии можно выделить ряд основных решаемых ею задач и проблем: она выясняет связи концепции человека с социологической, социально-психической, этической и др. конкретными теориями о человеке; исследует проблемы родовых сущностных сил человека, представленных в его потребностях и способностях; объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции природы; анализирует деятельную сущность человека, его свободу и ответственность, ценности и идеалы; аргументирует гуманистический характер человека. Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции. Философия – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Структурные элементы философии: онтология – учение о бытие, гносеология – учение о познании, диалектика – учение о развитии, социальная философия – учение об обществе и другие. Основной вопрос ф. раскрывает соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? 2) познаваем ли мир? В зависимости от ответа философы делятся на материалистов и идеалистов. Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не мифов, а обращения к причинным связям. Рост естественнонаучной информации о природе приводил к появлению научных идей, вытеснявших мифологическую картину мира. История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования, и теоретическое объяснение явлений, объяснение и предсказание процессов действительности. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. На этой базе формируется и изменяется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о методах познания и т.д. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук («атом», «вещество» и т.п.), некоторые общие законы естествознания (пример – «закон сохранения и превращения энергии»). Философия имеет немало моментов, говорящих о ее научности, например, познание. Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание же – это результат познания. Та или иная система знания считается научной, если она отвечает определенным критериям. Критерии научности: объективность, рациональность, эссенциалистская направленность (нацеленность на воспроизведение сущности), системность, проверяемость. Все отмеченные критерии научности применимы к части философского знания, особенно к онтологии, гносеологии и методологии научного познания. Из приведенных соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в состав научной сферы. Ее предметная специфика как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения. Отличие научного и философского мышления – то, что наука формирует объективированное представление, а не объективное. А философия это субъект-объектный анализ. Наука формирует знания, состоящие из утверждений (т.е. ответы на вопросы), а философия в своей структуре содержит проблемы и вопросы, часть из которых вечные (без ответа 3 Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф,
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |