Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Социальный организм человека. Антропологический смысл вещи




Тема. Онтология и метафизика человека.

1. Антропология и онтология: продуктивность переклички.

2. Проблема онтологического статуса человека. Онтологический смысл, предназначение человека. “Онтологическое устроение” человека и онтологические структуры человеческого бытия.

3. Мужество быть. Человек как “бытие-к-смерти”. Человек как со-бытие и с-бывание. Быть или казаться? Иметь или быть?

4. Жизненный мир человека. Родина и дом человека. Пространство и время человеческого бытия.

5. Метафизика человека: человек как тайна. Метафизическое рождение человека как “второе” рождение человека. Человек как “заново-рождение”.

 

Дополнительные вопросы для размышления

Как Вы понимаете суть онтологического подхода в философии?

В чем сложности однозначного принятия человека за бытийствующее существо?

Как связаны переживание времени и способ нашего существования?

Что с позиции онтологии и антропологии означает “утраченное время”?

Какое онтологическое содержание может иметь выражение “убить время”?

Каков жизненный мир человека и каковы миры внутри человека?

Как соотносятся небытие и смерть?

Попробуйте вписать феномен повседневности в бытие? Есть ли в повседневности место подвигам?

Литература:

Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1998.

Бутенко Н.А. Социальное познание и мир повседневности. - М., 1987.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. - М., 1986.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. - М., 1998.

Губин В.Д. Человек и его бытие в природе, культуре и истории. - М., 1992.

Гусейнов А.А. Что же мы такое? // Человек. - 2001. - № 1. С. 5-19

Козлова Н. Социология повседневности: Переоценка ценностей // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3..

Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. - Харьков; М., 2000.

Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996.

Ортега-и-Гассет. Что такое философия? - М., 1991.

Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М., 2002.

Павленко А.Н. Бытие у своего порога // Человек. - 1993. - № 1, 3-6; - 1994. - № 1-4; - 1995. - 2.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М:, 1987.

Федотова В.Г. Истина и правда повседневности // Философская и социологическая мысль. - 1990. - №3.

Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Франк С.Л. Реальность и человек. - М., 1997.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. - М., 1993.

Хайдеггер М. Бытие и время. - Харьков, 2003.

Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 377-389, 426-427.

 

1. Человек в обществе и общество в человеке. Человек как ансамбль общественных отношений.

2. Общество как тело человека, пространство и время его бытия. Человек как продукт и субъект общества. Деятельностная природа человека.

3. Собственно общественные и собственно человеческие отношения. Проблема отношений “Я и Ты” в современной философии. Социализация и трансценденция в человеческом становлении.

4. Историческое измерение человека. Проблема отчуждения.

5. Вещь: человеческое измерение. Человекоформирующий смысл вещи. Человек как вещь. Человек и техника. Человек и машина. Фетишизм. Сакральный слой вещной реальности. Игрушка.

Дополнительные вопросы для размышления

Что такое социальный тип человека?

Как решается проблема соотношения социального и собственно человеческого в экзистенциализме?

Когда социальность может принижать или убивать человеческое в человеке?

Александр II говорил: “Как человек понимаю, как государь - казнить”. Что здесь мешает человеку: собственно человеческое или социальное (его роль)? Что значит быть “просто человеком” в таком контексте?

Если мы говорим, что человеческое может быть насажено и на внечеловеческое, может существовать вне человеческого феномена, то можно ли утверждать, что человек может существовать и вне социума?

Как соотносятся понятия “техника”, “техники (в смысле “практики человека”) и “технология”?

Отменяет ли современная идея “конца истории” представление о человеке как историческом существе и субъекте истории?

 

Литература:

Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. - 1989. - № 2.

Бубер М. Я и Ты. - М., 1993.

Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека // Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М., 1977.

Князев В.Н. Человек и технология. - Киев, 1990.

Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. - М., 1964.

Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. - 1989. - №9. - С. 36-51.

Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. - М., 1991.

Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1988.

Ортега-и-Гассет Х. “Дегуманизация искусства” и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. - М., 1991.

Перов Ю.В. Человек в социальной философии Нового времени // Человек в зеркале наук. - СПб., 1993.

Поцелуев С.П. Становление гегелевской концепции отчуждения и его трактовка у Д.Лукача и Ю,Хабермаса // Историко-философский ежегодник, 93. - М., 1994.

Тавризян Г.М. Техника, Культура, Человек. - М., 1988.

Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995.

Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.