КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. Предмет, задачи и статус философской антропологии. Человек как философская проблема
IV/ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема. Перспективы человека и проблема человеческой будущности. Антропологический кризис. Кризис понятия “сущность человека”. Кризис гуманизма. Идея “смерти человека”. Утрата человеком основополагающих ценностей. “ХХI век будет веком гуманитарных наук, либо его вообще не будет” (Леви-Строс). Как возможна единая наука о человеке? Антропогенный фактор глобальных проблем современности. Угроза человеческому существованию. Новые типы реальности и новые возможности человека. Виртуальный мир и виртуальный человек. Проблема человеческого превосхождения: постчеловеческое существование, идеи гуманологии. Человеческий потенциал. Ноосфера. Проблема возможности существования человеческого вне самого человека. Человек - это реальность или переход. Человек как “мостик” к Сверхчеловеку (Ницше).
Раздел I. Введение в философскую антропологию 1. Религиозный, художественный, научный, философский способы мышления о человеке. Понятие “человек” в науке и философии. 2. Человек как главная “забота” философии. Философия как зеркало и самосознание человека. 3. Предмет и статус философской антропологии в философском и гуманитарном знании. Философская антропология и другие виды антропологий. 4. Антропологический принцип в философии. 5. Общий обзор основных проблем современной антропологии. Дополнительные вопросы для размышления В чем причины современного “антропологического бума”? Согласны ли Вы с характеристикой современности как своего рода “антропологического ренессанса”? Почему философской антропологии присуща “драматическая манера повествования”, как считал Кассирер? Согласны ли Вы с идеей Бубера о том, что философская антропология возможна лишь в “эпохи бездомности”? Какое содержание и контекст может иметь выражение “Будь человеком”? Литература: Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: Антология. - М., 1993. - С. 142-155. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека: Антология. - М., 1993. - С. 123-142. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1998. - с. 20-26, 54-67. Бибихин В.В. Узнай себя. - Спб., 1998. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. - М., 1999. - С. 202-211. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 152-166. Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М., 1982. Как возможна единая наука о человеке:? // Человек. - 2003. - № 6; - 2004. - № 1. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 3-30. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. - М., 1996. - С. 8-22. Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. - 1994. № 5. - С. 5-19. Несмелов В. И. Наука о человеке. - СПб, 2000. Никитин Е.П. Об одной тенденции в развитии философии // Вопросы философии. - № 10, 2001. Смирнов С.А. Современная антропология // Человек. - 2003. - № 4, 5;. - 2004. - № 1, 2, 3. Современная наука: познание человека. - М., 1988. Филарет. Богословие и антропологические концепции ХХ века // Человек. - 2002. - № 1. Философская антропология: предмет, содержание и функциональная направленностью. - Казань, 2001. Человек в зеркале наук. - СПб., 1993. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. - М., 1948. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 31-33, 90-95. Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М., 1994. - С. 70- 97. Это человек: Антология. - М., 1995. Раздел II. Человек глазами самого себя: из истории философских взглядов на человека. Идеи (образы) человека в истории (на основе анализа эпохальных текстов). Занятие 1. 1. Человек Востока и Запада: сравнительный анализ. Человек глазами древневосточной мысли. Древневосточный идеал человека. 2. Образ человека древнегреческой античности: политическая, трагедийная и философская формы существования человека. 3. Античная философская концепция человека как разумного существа. Основные идеи античной философии человека. “забота о себе” как онтологическая и пайдейтическая задача. 4. Теологическая идея человека в средние века. Открытие человеческой души и исторического измерения человеческого существования. 5. Бог как скрытый образ человека. Христос как единство двух природ: божественной и человеческой. Дополнительные вопросы для размышления Образы человека представляют собой исторические типы человека, которые остались в прошлом. Можно ли в исторически-конкретном увидеть всеобщее и современное? Так ли уж грек был “обустроен”? Почему продуктивно раздвоение человека, согласно средневековой антропологии? Литература: Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Вопросы философии. - 1995. - N3. - С.130-181. Августин А. Исповедь. - М., 1991. - гл. Х. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977. Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. - М., 1971. - С. 206-266. Ашкеров А.Ю. Гражданин мира полисов // Человек. - 2002. - № 6. Баткин Л.М. О культурно-историческом смысле “Я” в “Исповеди” бл. Августина // Баткин Л.М.. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М., 2000. Библер В.С. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. - М., 1990. - С. 81-125. Библия. Книга Иова. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. - М., 1999. Веряскина В.П. Концепт “образцового человека” // Человек. - 2004. - № 4. Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки. - 2003. - № 2, 4, 5. Григорьева Т. П. Дао - путь к человеку // Человек. - 2003. - № 5, 6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984. Лифшиц Мих. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание// Лифшиц Мих. Собр. соч.: В 3 т. - Т. 3. - М., 1988. - С.336-428. Платон. Апология Сократа // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. - Т. 1. - М., 1990. - С. 70-96. Платон. Федон. Пир. Федр. - СПб., 1997. Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М., 1983. Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока // Вопросы философии. - 1991. - №3. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки // Социо-Логос. - М., 1991. - С. 284 - 311. Честертон Г.К. Вечный Человек. - М., 1991. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.
Занятие 2. 1. Специфика возрожденческого гуманизма. Гуманист как “специалист по культуре вообще” (Баткин). Концепция “универсального человека”: достоинства и недостатки. 2. Обожествление человека (антропотеизм) в философских учениях возрожденцев. Человек и Абсолют. “Обратная сторона титанизма”. Достоинство человека как категория философской антропологии эпохи Возрождения. 3. Автономия мыслящего субъекта в нововременской философии как логическое следствие идей возрожденцев. Механицизм в воззрениях на человека как форма осуществления идеи его целостности. Разум и страсти как основная дилемма в философии человека 17 вв. 4. Идея естественного человека в эпоху Просвещения. Человек - продукт обстоятельств. Человек-машина.
Дополнительные вопросы для размышления Почему для философской антропологии продуктивен принцип возрожденческого человека: “специалист по культуре вообще”? Как возрожденцы почувствовали и обосновали опасность превращения человека-гения в человека-демона? Каковы опасности обожествления человека? Каким образом сочетались в эпоху Просвещения идеи естественного состояния и социальности человека? Литература: Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989. (Особенно стр. 161-248). Баткин Л.М.. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М., 2000. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце датском, У.Шекспира // Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Изд-во «Искусство», 1968. - С. 339-496. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения - М., 1982. Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М., 1993. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). - М., 1999. Перов Ю.В. Человек в социальной философии Нового времени // Человек в зеркале наук. - СПб., 1993. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб., 1993. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991. Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. - М., 1981. Юм Д. О человеческой природе. - СПб., 2001.
Занятие 3. 1. Кант о двух точках зрения на антропологию: физиологической и прагматической. Идея человека как родового существа в немецкой классической философии. Область свободы как область специфически человеческого. Человек как самоценность. Человек как историческое существо. 2. Антропологический материализм Фейербаха: достоинства и недостатки. Бог как отчужденная сущность человека. Новая религия человека. Отношения Я и Ты. Мужчина и женщина как род. 3. Марксизм о происхождении и социальной сущности человека. Идея родовой сущности и ее отчуждения. Органическое и неорганическое тело человека. Универсальность человека. Человек как чувственное, предметно-деятельностное существо. 4. “Реальный гуманизм” марксизма. Человек как субъект истории. Дополнительные вопросы для размышления Какой смысл вкладывал Кант в понятие “характер рода”? Каковы единство и различия в обосновании идей родовой сущности человека и отчуждения в немецкой классической философии и в марксизме? Чем отличается фейербаховская постановка проблема отношения “Я - Ты” от современной? Литература: Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека: Антология /Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. - М., 1993. - С. 240-296. Гегель Г.В.-Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. - Т. 3. - М., 1977. Гиренок Ф.И. Антропологические исследования. Кант и Гегель. - М., 2001. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПб., 1999. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.42. - С.41-174. Мамардашвили М. К. Кантианские вариации // Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. - М., 1992. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избр. филос. произведения. - Т. 2.- М., 1990. Фуко М. Что такое просвещение? // Вопросы методологии. - 1996. - № 1, 2. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIX век. - М., 1991. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. В 3-х т. - Т. 3. - М., 1985. Занятие 4. 1. Вклад философии жизни в антропологию. Жизнь как боль и страдание. 2. Учение Ницше о Сверхчеловеке. “Бог умер”: антропологические последствия. Человек как “неустановившееся животное”. 3. Метафизика человека в русской философии. Идея богочеловечества. Понятие личности в русской философии. Свобода и творчество. Дополнительные вопросы для размышления Что случается с человеком при отрицании ценностей? Каково позитивное содержание антропологии Ницше? Ницше называл человека “больной обезьяной”. Каковы болезни человека и их причины? Почему в русской философии столь важное место занимает проблема личности? Как решается в русской философии проблема возникновения человека? Можно ли говорить об антропоцентризме русской философии? Сравните проблему теодицею средневековой философии и антроподицею русской философии? Есть ли какие-то параллели?
Литература: Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1998. Бердяев Н.А. Истина Православия // Человек. - 2003. - № 4. - С. 128-135. Дробжев М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии // Философские науки - 2003. - № 6,. - С. 41-55. Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. - Т.1. - М., 1992. Несмелов В. И. Наука о человеке. - СПб., 2000. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. - Т.1. - М., 1990. - С. 231-490. Новикова М.В. Н.А. Бердяев о православном персонализме // Человек. - 2003. - № 4. - С. 123-127. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Пруст, Ф. Кафка. - М., 1995. Феномен человека: Антология. - М., 1993. Хайдеггер М. Слова Ницше “Бог мертв” // Вопросы философии. - 1990. - № 7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIX век. - М., 1991. Занятие 5. 1. Сущность антропологического поворота в философии ХХ века, его совпадение с онтологическим поворотом. 2. Шелер: проект создания философской антропологии как метафилософии. Предметное самоопределение философской антропологии. Шелер об основных идеях человека в истории. Кризис идеи человека. 3. Специфика подхода Шелера к человеческой сущности: анализ положения человека в космосе. Двойственность человеческого акта в учении Шелера: инстинктивность и духовность. Дух и личность. 4. Эксцентричность человека в учении Плеснера. Основные антропологические законы. 5. Человек как “неспециализированное существо” в учении Гелена. Дополнительные вопросы для размышления Чем обусловлен антропологический поворот в философии ХХ века? Какова метафизическая суть подхода к изучению сущности человека у Шелера, Плеснера, Гелена? Продуктивным ли оказалось изучение человека, исходя из его положения в космосе, в неживой и живой природе? Каковы упущения представителей первого поколения направления философской антропологии?
Литература: Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. - М., 1999. Буржуазная философская антропология ХХ века. - М., 1986. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 152-201. Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М., 1982. Плеснер Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 96-151. Субботин М.М. Проблема сущностного проявления человека в современной философской антропологии // Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 31-95. Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М., 1994. - С. 70- 97. Это человек: Антология. - М., 1995.
Занятие 6. 1. Кьеркегор об экзистенции. Эстетическая, этическая и религиозная стадии человеческого бытия. 2. Экзистенциализм: новое соотношение сущности и существования человека, индивидуального и социального. Основные понятия экзистенциализма: экзистенция, трансценденция, пограничная ситуация. Человек как проект. 3. Абсурдность человеческого бытия. Человек - “пастух бытия”. Ничто как суть человеческой реальности. Сознание как особый род бытия. Я и Другой. 4. Экзистенциализм - это гуманизм. Заброшенность в свободу.
Дополнительные вопросы для размышления Как можно соотнести социализацию и трансценденцию человека? Как известно, экзистенциализм строит новую онтологию. Является ли человек в экзистенциализме бытийствующим существом без всяких оговорок или он может стать им лишь в определенных условиях? Как экзистенциализм решает проблему отчуждения (объективации)? Какой статус имеет вещь и техника в антропологии и онтологии экзистенциализма? Как Вы понимаете идею экзистенциалистов о том, что человек - это проект? Литература: Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. - М., 1997. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. - Тверь, 1997. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов н/Д, 1998. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1998. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Пруст, Ф. Кафка. - М., 1995. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1990. - С. 319-344. Феномен человека: Антология. - М., 1993. Хайдеггер М. Бытие и время. - Харьков, 2003. Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993. Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
Занятие 7. 1. Психоанализ: фундаментальные влечения человека. Человек - больное существо. 2. Шизоанализ в постструктурализме. Человек-шизоид. Человек как машина желания. 3. Человек как текст. Проблема “смерти человека” и “конца истории”. 4. Основные антропологические темы современной философии. Дополнительные вопросы для размышления Можно ли человека понять (всего вывести) из его бессознательного? Каково социально-философское содержание психоанализа? Юнг считал, что и Бог, и демон - это синонимы бессознательного. Согласны ли Вы с этим? Каковы основные ценности современного человека, согласно идеям постмодернистов? Объясните значимость постмодернистской идеи человека как текста для антропологии. Согласны ли Вы с идеей Фуко о том, что антропологизм является помехой в развитии философии?
Литература: Барт Р. Смерть автора. - М., 1994. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. - Тверь, 1997. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХ века. - Томск, 1998. Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. - М., 1997. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние (фрагменты) // Культурология. - Ростов н/Д, 1995. Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии. - 2003. - № 1. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. - 2001. - №3, 4. Пелипенко А.А. Постмодернизм в контексте переходных процессов // Человек. - 2001. - № 4. Постмодернизм и культура (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии. - 1993. - № 3. Смирнов С.А. Современная антропология // Человек. - 2003. - № 4, 5;. - 2004. - № 1, 2, 3. Сумерки богов. - М., 1990 (Фрейд З., Фромм Э.). Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. - СПб., 2003. Феномен человека: Антология. - М., 1993. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. Фромм Э. Человеческая ситуация. - М., 1994. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993. Фуко М. История сексуальности - III: Забота о себе. - Киев, М., 1998. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб., 1997. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994. Фуко М. Что такое просвещение? // Вопросы методологии. - 1996. - № 1, 2. Это человек: Антология. - М., 1995. Раздел III. Философская антропология о природе, сущности и сущностных проявлениях человека Тема. Проблема возникновения человека: методологические принципы, основные гипотезы решения. 1. Проблемное поле антропогенеза и основные сложности, пред-рассудки. 2. Основные подходы к решению проблемы антропогенеза, их достоинства и недостатки. Методологический принцип единства фило- и онтогенеза, антропо- и социогенеза. 3. Человек как “выкидыш” природы. Человек как космопланетарный феномен. Антропный принцип космологии. 4. Антропогенез продолжается. Человек как принципиальная незавершенность. 5. Социализация и трансценденция как два пути становления человека. Творение и рождение. Метафизическое рождение человека. Дополнительные вопросы для размышления и самоконтроля Можно ли родиться человеком? Можно ли вообще не родиться в качестве человека? Как соотносится антропный принцип в космологии с эволюционной теорией и теологической версией объяснения возникновения человека? Можно ли говорить о том, что биологическая эволюция человека продолжается? Как решение проблемы антропогенеза “работает” на прояснение сущности человека?
Литература: Алексеев В.Т. Становление человечества. - М., 1984. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1987. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. - М., 1993. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. Где возник человек современного типа // В мире науки. - 1992. - № 6. Джохансон Д., Иди М. Люси: Истоки рода человеческого. - М., 1984. Зубов А.А. Современное состояние теории происхождения человека // Человек. - 2004. - № 5. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. - Новосибирск, 1991. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: теория и наблюдение. - М., 1978. Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. - М., 1964. Моисеев Н.Н., Поспелов И.Г. Направленность эволюции и разум // Природа. - 1990. - № 6. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. - М., 1966. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза: от стада обезьян к общине древних людей. - М., 1980. Шарден П.Т. де. Феномен человека. - М., 1987. Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 442-455. Тема. Философия в поисках человеческой сущности: Проблема о-предел-ения человека. 1. Понятие человеческой природы и его философские контексты. Естественное, искусственное и сверхъестественное в человеческом существовании. 2. Теоретические трудности определения человека. Основные подходы к определению сущности человека. Вопрошание о себе как момент человеческой сущности. 3. “Человеческое в человеке”: суть человека. Разные степени адекватности человеческой сущности: недочеловек, слишком человек, сверхчеловек. 4. Определения человека как своего рода редукция человека. 5. Как возможно человеческое: как собирание человека, в метафизических актах и состояниях, на пределе (лиминальность, пограничная ситуация). Дополнительные вопросы для размышления Можно ли изменить природу человека? Если да, то есть ли вообще у человека природа? Можно ли оправдываться своей природой в нравственной сфере? А в других сферах? Каково соотношение биологического и социального в человеке? Согласны ли вы с утверждением: “определить человека - значит убить его”? Обоснуйте. Можно ли давать метафорические определения человека? Может быть, сущность человека - в поиске человеческой сущности? Литература: Веряскина В.П. Концепт “образцового человека” // Человек. - 2004. - № 4. Гусейнов А.А. Что же мы такое? // Человек. - 2001. - № 1. С. 5-19. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996. Мечников И. Этюды о природе человека. - М., 1973. Мильнер-Иринин Я.А. Понятие о природе человека и его место в системе науки этики // Вопросы философии - 1987. - № 5. Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1988. Совершенный человек. - М., 1997. Тищенко В.И. Природа человека и современная наука // Современная наука: познание человека. - М., 1988. Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 377-389. 426-427, 442-455.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |