Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что означает для человека вступление в диалог?




Человек, осознавая мир, в котором живет, вносит в него осмысленность

Эту осмысленность человек выражает словами.

Диалог как ответственный поступок в этом контексте придает смысл жизни.

В отсутствие диалога человек начинает страдать телесно, душевно или духовно

 

Мир становится страшным от одиночества, бессмысленным и абсурдным.

Человек попадает в ситуацию Иова

Архетип подобной ситуации возникает вновь и вновь, в каждой человеческой жизни.

Смысл библейской «Книги Иова» состоит не в самих страданиях, выпавших на долю человека зачем Бог допустил страдания в судьбе праведника?
Смысл библейской «Книги Иова» состоит и не в безмерной тяжести его страданий Иов, потерял имущество, детей, наконец, пораженный проказой, был вынужден усесться в пыли и расчесывать язвы кусочком черепицы — вот все, что ему осталось в жизни
Смысл библейской «Книги Иова» состоит и не в его бунте сопротивлении Богу Иов грозит Всевышнему свершением самоубийства

Смысл библейской «Книги Иова» состоит в том, что:

1. Иов, не в силах постичь смысл происходящего,
2. Иов не в силах «достучаться» до Бога.

 

Иов оказывается в страшном, бессмысленном мире абсурда.

 

Лишь когда Бог вступает в диалог с ним, Иов

1. обретает смысл
2. перестает чувствовать свою богооставленность (в отсутствие диалога)
3. и получает подтверждение правомер­ности своих вопрошаний.

 

Часто страдания обусловлены не только потерей смысла, но и ностальгией

Ностальгия (от греч. nostos- возвращение и algos – боль) тоска по родине. Ностальгия всегда связана с воспоминаниями о прошлом, чаще всего о детстве.

Мучительно тосковавший по России Набоков признавался, что для него родина — это в первую очередь воспоминания о его «совершеннейшем, счастливейшем детстве».

Связанный неразрывными узами с матерью, подрастающий ребенок начинает осознавать себя как отдельное, самостоятельное существо

Однако взрослеющий человек по-прежнему ощущает свое единство с семьей, с окружающим миром.

Эта гармония нарушается, как правило, в тот момент, когда у человека пробуждается личное самосознание.

Ребенка тянет нарушить родительские предписания, начать жить по-своему, своим умом.

 

Так происходит событие, называемое в психологии «разрывом первичных уз».

Ситуация разрыва первичных семейных уз описана еще в евангельской притче о блудном сыне

И ситуация эта повторяется из поколения в поколение на протяжении веков.

В результате подобного разрыва человек становится более свободным и самостоятельным

Однако человеческое первоначальное единство с миром на­всегда разрушается.

Теперь человек обречен на то, чтобы:

1. постоянно преодолевать неуверенность, сомнения, одиночество и страх,
2. самому принимать решения и отвечать за них

 

Ребенок становится взрослым.

Ностальгия — это болезнь, поражающая только взрослых.

Иногда взрослый человек устает от своей свободы и самостоятельности

Ему становится невыносимо трудно одному нести бремя ответственности.

В период слабости, сомнений, внутреннего кризиса его охватывает ностальгия — тоска по уютному миру детства

В этом мире детства он не был столь одинок и предоставлен сам себе.

Он стремится вновь обрести эту утраченную гармонию с миром, ощущение внутренней целостности.

Как библейский блудный сын, человек, охваченный приступом ностальгии, решает вернуться домой.

Но, возвращаясь, не находит на прежнем месте того дома и тех людей, которых он покинул

Или же находит покинутых им когда-то людей до неузнаваемости изменившимися.

Мы не можем, как бы нам этого порой ни хотелось, вернуться в мир своего детства, юности.

Этим, кстати, объясняется и тот странный на первый взгляд факт, что почти никто из представителей третьей волны российской эмиграции, получив возможность вернуться на родину, не сделал этого.

Ведь им пришлось бы вернуться в какую-то др. страну, совсем не в ту, какую они помнят и знают.

В стихотворении Коржавина «...Я каждый день встаю в чужой стране» есть такие строки: «Я знаю сам: /Здесь тоже небо есть. /Но умер там/ И не воскресну здесь».

Есть ли какой-то выход для человека, страдающего мучительной ностальгией?

К сожалению, нет.

Это как безответная любовь: ничего сделать нельзя, нужно просто пережить.

 

Но существуют средства, которые помогают человеку пережить самую безнадежную ситуацию.

Юноша, страдающий от безответной любви, либо стреляется, как Вертер, либо становится поэтом, как Гёте.

Переживая ностальгию, человек не может нечто забыть и не в состоянии освободиться от груза того, что необходимо преодолеть.

В ностальгии человек полностью живет прошлым.

Диалог:

1. расширяет туннельное сознание,
2. позволяет увидеть и понять мир как нечто осмысленное в своей целостности.

 

Вступить в диалог — означает начать экзистенциально жить в настоящем.

Полное вовлечение в диалог

1. помогает преодолеть прошлое
2. освободиться от его груза.

 

С момента рождения человек оказывается в простран­стве чужих слов, называющих предметы.

Они достаются ему в наследство от предшествующих поколений.

 

Как писал знаменитый немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт: «Язык насыщен переживаниями прежних поколений и хранит их живое дыхание»

В этом пространстве развивается индивидуальное сознание

Цель индивидуального сознания — найти и сказать свое собственное слово.

Единственным шансом сказать его, обрести собственный голос является приобщение к чужому слову («признание чужого слова», по Бахтину).

Собственное слово рождается, когда личность совершает ответственный поступок, вступая в диалог с Другим.

Так происходит встреча ее бытия и бытия Другого.

Вступить в диалог — значит,

1. сказав свое слово, вступить в отношение ко всему, что уже было сказано,
2. стать причастным к миру, описанному чужими словами, но изменившемуся благодаря возникновению нового диалога.

 

Мир не был сотворен однажды

Мир рождается каждый раз, когда в нем возникает новая диалогическая пара.

Вступить в диалог — это означает также необходимость выбрать язык. Жизнь требует от человека собранности, сконцентрированности

Жизнь не позволяет человеку расслабиться, постоянно ставит перед выбором.

В человеке

1. должна быть интенция вступить в диалог, стремление найти и сказать свое
2. должно быть стремление услышать в потоке слов лишь ему адресованное Слово.

 

Он только тогда становится человеком, когда совершает выбор, переставая плыть по течению, осознавая и осмысливая Слово.

Но: «Если он забудет принять в расчет обычный ход жизни, то наступит наконец минута, когда более и речи быть не может о выборе, не потому, что последний сделан, а потому, что пропущен момент для него, иначе говоря — за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое Я» {Кьеркегор.

Совершая выбор, вступив в диалог, человек говорит словами, несущими отпечаток его индивидуальности.

Слов не значащих, безразличных к смыслу не бывает. «Кто говорит и при каких обстоятельствах говорит — вот что определяет действительный смысл слова» (Бахтин, 1979. С. 212).

Самореализация личности состоит:

1. из осознания чужого слова
2. преодоления авторитарного и затем авторитетного слова
3. и высказывания своего собственного

Только так человек получает шанс обрести свободу.

Тогда он не потеряется в этом оговоренном чужими словами мире

За потоком штампов проглянет неповторимая индивидуальность

В ситуации разноречия и тиражирования стереотипов всегда найдется место

1. для уникальной личности
2. и ее ответственного поступка

 

Нужно только стремиться быть услышанным, не теряя надежды. Человеку нельзя отказать в диалоге.

Основная цель диалога — восстановление надежды.

А это означает, что в процессе диалога часто бывает необходимо:

1. убедить человека в необходимости диалога как ответственного поступка, поскольку альтернативой является страдание: человек страдает и хочет избавиться от мучений, но не осознает, что, вступив в диалог, он по крайней мере, уменьшит их;
2. ориентировать человека на общение с другим человеком — в противном случае возникает одиночество;
3.. развернуть человека от прошлого к настоящему и будущему: иначе альтернативой станет ностальгия или регрессия;    
  побудить человека идти своим уникальным путем к жизненной цели — иначе его ожидают абсурд, беспомощность, безнадежность от отсутствия смысла;
  убедить человека сделать свой выбор в пользу жизни — иначе альтернативой станет деструкция.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.