КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалогический персонализм Мартина Бубера
Наиболее обстоятельно «диалогический принцип» был разработан М. Бубером (1878—1965) в известной работе «Я и Ты» (1923). Мартин Бубер (1878 – 1965) – еврейский религиозный философ.
Человек двойствен Наше Я существует не само по себе, а только в соотнесении с чем —то. В одних случаях человеческое Я выступает в соотнесении с Ты, в других случаях — в соотнесении с Оно. И соответственно мы имеем два разных Я, а именно: Я-ТЫ и Я-ОНО. Вследствие своей двойственности человек двояко видит мир. Мир отношений возможен, по мысли Бубера, в трех сфеpax: (1) жизнь с природой, (2) жизнь с людьми, (3) жизнь с духовными сущностями
Можно на вещи смотреть просто как на вещи, познавая их свойства, используя их. Так же можно смотреть на животных, на людей. Познающий взгляд человеку необходим Без познающего взгляда мы не смогли бы жить в мире. Однако такому взгляду не открывается другое существование во всей его целости. При "вещном" взгляде на человека, мы отмечаем, например, цвет его волос или глаз, тембр голоса и т.п., но при этом от меня все же скрыто более существенное — он сам. Как только мы приступаем к анализу его свойств, он исчезает для нас как Ты Вместо этого появляется Он или Она — нечто стороннее для нас. Увидеть Ты можно не только в человеке, но и в другомживом существе и в неживом предмете. Ты не обретают в поиске Ты исключительно Не то чтобы все остальное исчезает при встрече с Ты Но все другое существует в его свете.
Но в одном только настоящем жить невозможно, оно истощило бы человека вконец. Человек не может жить без Оно. Но тот, кто живет только с Оно, — не человек В диалогическом принципе Бубер усматривает два типа человеческих отношений: (1) отношения Я — Оно и (2) отношения Я — Ты.
Человек уникален из-за его способности вести диалог с другим Определяющий факт человеческого существования состоит в истинном диалоге между Человеком и Человеком Этот диалог основан:
«Встреча одного с другим» образует, по Буберу, «диалогику», или «бытие человека с человеком». На языке местоименных категорий это бытие определяется словом Мы «Мы» фиксирует стремление философа преодолеть индивидуалистическое, самодовлеющее Я. Мы подчеркивает он, потенциально включает Ты. Только люди, способные правдиво говорить друг другу Ты, могут говорить о себе Мы.
Диалог Я-Ты происходит, по Буберу, в особой межчеловеческой сфере
Бубер полагает, что его позиция позволяет преодолеть две односторонности в понимании человека — (1) индивидуализм и (2) коллективизм Под коллективизмом он понимает такой взгляд на человека, который видит только его «общественную» сторону, игнорируя его индивидуальность В подобном случае, за гранью рассмотрения остается «целостность» человека, являющееся единством индивидуального, личностного и общего. В диалоге с Ты человек обретает свое Я, свой смысл и судьбу; подлинная жизнь свершается во встрече Обычно, когда происходит обмен высказываниями, мы называем это диалогом. Но диалог диалогу рознь. Самое горячее словесное общение еще не значит, что совершается настоящий разговор Особенно мало похож на него "странный вид спорта", называемый дискуссией В дискуссии часто нам в общем—то нет дела до другой личности Главное для нас — взять верх, подавив другого своими аргументами. Настоящий диалог может происходить молча Имеется в виду не совместное мистическое молчание, а искренняя открытость, расположенность к другому человеку. Бубер утверждает: "Ибо там, где между людьми установилась открытость, пусть даже не в словах, прозвучало священное слово диалога"
Мартин Бубер различает три вида диалога: (1) "подлинный" диалог, (2) "технический" диалог и (3) "монолог, замаскированный под диалог".
Условием настоящего диалога является осознание инаковости Другого. Настоящий диалог есть там, где:
"Настоящий диалог не обусловлен заранее Он вполне спонтанный, где каждый обращается непосредственно к своему партнеру и вызывает его на непредсказуемый ответ Результаты настоящего диалога неизвестны заранее и сулят обоюдные сюрпризы Настоящее, а не обратившееся в привычку объятие, настоящий, а не игрушечный поединок — вот примеры истинного "между" Суть настоящего диалога реализуется
«Встреча одного с другим» образует, по Буберу, «диалогику», или «бытие человека с человеком». На языке местоименных категорий это бытие определяется словом Мы Мы фиксирует стремление философа преодолеть индивидуалистическое, самодовлеющее Я. Мы подчеркивает он, потенциально включает Ты. Только люди, способные правдиво говорить друг другу Ты, могут говорить о себе Мы.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |