Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалогический персонализм Мартина Бубера




 

Наиболее обстоятельно «диалогический принцип» был разработан М. Бубером (1878—1965) в известной работе «Я и Ты» (1923).

Мартин Бубер (1878 – 1965) – еврейский религиозный философ.

 

Человек двойствен

Наше Я существует не само по себе, а только в соотнесении с чем —то.

В одних случаях человеческое Я выступает в соотнесении с Ты, в других случаях — в соотнесении с Оно.

И соответственно мы имеем два разных Я, а именно: Я-ТЫ и Я-ОНО.

Вследствие своей двойственности человек двояко видит мир.

Мир отношений возможен, по мысли Бубера, в трех сфеpax: (1) жизнь с природой, (2) жизнь с людьми, (3) жизнь с духовными сущностями

1. жизнь с природой В этой сфере отношение еще не доходит до уровня языка
2. жизнь с людьми В данной сфере отношение принимает речевую форму
3. жизнь с духовными сущностями Отношение с духовными сущностями может быть по форме безмолвно, однако оно "порождает язык".

Можно на вещи смотреть просто как на вещи, познавая их свойства, используя их.

Так же можно смотреть на животных, на людей.

Познающий взгляд человеку необходим

Без познающего взгляда мы не смогли бы жить в мире.

Однако такому взгляду не открывается другое существование во всей его целости.

При "вещном" взгляде на человека, мы отмечаем, например, цвет его волос или глаз, тембр голоса и т.п., но при этом от меня все же скрыто более существенное — он сам.

Как только мы приступаем к анализу его свойств, он исчезает для нас как Ты

Вместо этого появляется Он или Она — нечто стороннее для нас.

Увидеть Ты можно не только в человеке, но и в другомживом существе и в неживом предмете.

Ты не обретают в поиске

Ты исключительно

Не то чтобы все остальное исчезает при встрече с Ты

Но все другое существует в его свете.

Мир Ты не имеет связности в пространстве и времени, он весь — в настоящем, в непосредственности.
Мир Оно это есть прошедшее, упорядоченное, размеченное пространственно — временными координатами. Поэтому мир Оно выглядит сравнительно надежным.

Но в одном только настоящем жить невозможно, оно истощило бы человека вконец.

Человек не может жить без Оно.

Но тот, кто живет только с Оно, — не человек

В диалогическом принципе Бубер усматривает два типа человеческих отношений: (1) отношения Я — Оно и (2) отношения Я — Ты.

1. отношения «Я — Оно» Это отношения с вещным миром Человек находится перед миром вещей — объектов познания, экспериментирования и использования. Оно — это объект, объективированная реальность. Мир в отношениях Я-ОНО — это объекты познания, противостоящие субъекту и равнодушные к нему. Безличное знание о мире локализуется в человеке, а не между ним и миром. Даже любовь может быть отношениями «Я — Оно», если для любящего любимый не существует вне интимных отношений.   Ситуация принципиально не изменится, если Оно заменить на Он или Она.   Множество наших встреч проходит на уровне отношений «Я — Оно» Этого бывает вполне достаточно для разрешения конкретных жизненных ситуаций Но в каждой встрече содержится ожидание и надежда на отношения «Я-Ты» А именно отношениями «Я-«ТЫ» преодолеваются изоляция и одиночество.
2. отношения «Я — Ты». Это отношения с другими людьми Эти отношения · являются прямыми, взаимными · и происходят «здесь-и-теперь» Эти отношения выражаются всем существом Я В этом диалоге Ты воспринимается со всей его уникальностью, ради него самого.   Диалог «Я — Ты» возникает спонтанно, неожиданно и его не удержать силой. Мир Я-ТЫ — это мир отношений, мир встречи человека с иным существованием, это живая сопричастность Я и Ты Это бытие между Я и Ты. В данном случае Ты уже не объект Ты вторгается в жизнь Я, меняя ее своим присутствием.

 

Человек уникален из-за его способности вести диалог с другим

Определяющий факт человеческого существования состоит в истинном диалоге между Человеком и Человеком

Этот диалог основан:

1. на признании другого Я во всей его отличности
2. на готовности выслушать и ответить ему

 

«Встреча одного с другим» образует, по Буберу, «диалогику», или «бытие человека с человеком».

На языке местоименных категорий это бытие определяется словом Мы

«Мы» фиксирует стремление философа преодолеть индивидуалистическое, самодовлеющее Я.

Мы подчеркивает он, потенциально включает Ты.

Только люди, способные правдиво говорить друг другу Ты, могут говорить о себе Мы.

 

 

Диалог Я-Ты происходит, по Буберу, в особой межчеловеческой сфере

1. Интрапсихическая сфера Интра (лат intra) – приставка, означающая «нахождение внутри» Интрапсихическая сфера состоит из психических явлений, происходящих в самом человеке и ее содержание известно лишь ему одному
2. Межличностная сфера устанавливаются отношения Я — Оно, для которых характерно восприятие другого человека как объекта для анализа, наблюдения или использования
3. Межчеловеческая сфера эта сфера локализована * не в том или ином из его участников, * и не в них, как в едином целом, * а именно между ними. Именно в межчеловеческой сфере происходит встреча между людьми Партнеры по общению готовы к открытости, выслушиванию и ответу при обоюдном уважении автономности. Лишь при условии, что говорящий и слушающий полностью открыты друг другу, они полноценно участвуют в происходящем, даже если это длится всего минуту

 

Бубер полагает, что его позиция позволяет преодолеть две односторонности в понимании человека — (1) индивидуализм и (2) коллективизм

Под коллективизмом он понимает такой взгляд на человека, который видит только его «общественную» сторону, игнорируя его индивидуальность

В подобном случае, за гранью рассмотрения остается «целостность» человека, являющееся единством индивидуального, личностного и общего.

В диалоге с Ты человек обретает свое Я, свой смысл и судьбу; подлинная жизнь свершается во встрече

Обычно, когда происходит обмен высказываниями, мы называем это диалогом.

Но диалог диалогу рознь.

Самое горячее словесное общение еще не значит, что совершается настоящий разговор

Особенно мало похож на него "странный вид спорта", называемый дискуссией

В дискуссии часто нам в общем—то нет дела до другой личности

Главное для нас — взять верх, подавив другого своими аргументами.

Настоящий диалог может происходить молча

Имеется в виду не совместное мистическое молчание, а искренняя открытость, расположенность к другому человеку.

Бубер утверждает: "Ибо там, где между людьми установилась открытость, пусть даже не в словах, прозвучало священное слово диалога"

 

Мартин Бубер различает три вида диалога: (1) "подлинный" диалог, (2) "технический" диалог и (3) "монолог, замаскированный под диалог".

1. «Подлинный» диалог Нередко то, что по видимости кажется диалогом, не обладает сущностью диалога. Настоящий диалог, в котором каждый из участников действительно имеет в виду личность другого и обращается к нему как к личности, — редок.
2. «Технический» диалог "Технический" диалог преследует цель * обеспечить согласование действий индивидов, * достичь "объективного взаимопонимания".
3. «Монолог, замаскированный под диалог». Это может чем-то: · наподобие дискуссии, когда говорящими руководит «желание утвердиться в своем тщеславии, прочтя на лице собеседника произведенное впечатление, или укрепить пошатнувшуюся уверенность в себе»     · «дружеским разговором в котором каждый считает себя абсолютной и законной величиной, а другого — относительной и сомнительной * беседой влюбленных, в которой каждая из сторон наслаждается величием своей души и ее переживанием

Условием настоящего диалога является осознание инаковости Другого.

Настоящий диалог есть там, где:

1. есть "Мы",
2. есть бытие "Между":

 

"Настоящий диалог не обусловлен заранее

Он вполне спонтанный, где каждый обращается непосредственно к своему партнеру и вызывает его на непредсказуемый ответ

Результаты настоящего диалога неизвестны заранее и сулят обоюдные сюрпризы

Настоящее, а не обратившееся в привычку объятие, настоящий, а не игрушечный поединок — вот примеры истинного "между"

Суть настоящего диалога реализуется

  не в том или в другом участнике и не в том реальном мире, в котором пребывают наряду с вещами
  и не в том реальном мире, в котором пребывают наряду с вещами
  а в самом буквальном смысле — между ними обоими, как в некоем доступном им измерении

 

«Встреча одного с другим» образует, по Буберу, «диалогику», или «бытие человека с человеком».

На языке местоименных категорий это бытие определяется словом Мы

Мы фиксирует стремление философа преодолеть индивидуалистическое, самодовлеющее Я.

Мы подчеркивает он, потенциально включает Ты.

Только люди, способные правдиво говорить друг другу Ты, могут говорить о себе Мы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.