Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В экстремальных условиях и обеспечению личной профессиональной безопасности 3 страница




- Поручать.охрану объектов, хотя бы и на короткое время, другим лицам.

- Покидать без разрешения дежур­ного объект, на котором сработала охранно-пожарная сигнализация, до полного выяснения причин ее сраба­тывания.

- Передавать и предъявлять, кому бы то ни было табельное оружие, за исключением лиц. которым он подчинен.

- Отвлекаться от службы и ослаблять бдительность.

- Заходить без служебной надобности в жилые дома, столовые, магазины, клубы, рестораны и другие поме­щения.

- Оставлять маршрут (пост) без разрешения дежурно­го или ответственного от руководства.

- Нести посторонние разговоры по радиостанции.

Милиционерам-водителям запрещается:

- перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять машину без присмотра;

- нарушать ПДД;

- самовольно отклоняться от маршрута и изменять порядок несения службы;

- передавать, кому бы то ни было управление авто­мобилем (в необходимых случаях с разрешения дежур­ного или ответственного по подразделению передавать управление автомобилем другому члену экипажа при наличии у него водительского удостоверения).

 

2. ПРАВА НАРЯДОВ МИЛИЦИИ ПО ПРЕДУ­ПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

 

В целях выполнения возложенных на наряды мили­ции обязанностей они в соответствии с действующим законодательством наделены большими правами. Эти права обусловлены должностным положением работ­ников милиции, которые независимо от занимаемой должности осуществляют функции представителей го­сударственной власти.

Выполняя служебные Обязанности, работниками милиции имеют право требовать от граждан, должно­стных лиц соблюдения установленного порядка, преду­преждают и пресекают правонарушения. При этом их требования должны рассматриваться как исходящие от представителя специального органа внутренних дел. выполняющего важные функции в сфере социального обслуживания населения. Основные права нарядов ми­лиции изложены в законодательных актах, регламенти­рующих деятельность милиции, например, в Законе «О милиции», Уставе патрульно-постовой службе мили­ции, которыми руководствуются все сотрудники орга­нов внутренних дел.

По своему содержанию деятельность нарядов мили­ции носит ярко выраженный профилактический харак­тер, направленный на предотвращение правонарушений в самой ранней стадии, на устранение условий, способ­ствующих их совершению, ибо несвоевременное пре­дупреждение ссор, драк и других конфликтных ситуа­ций между отдельными гражданами или группами тех или иных лиц в общественных местах может привести к перерастанию подобных действий в опасные право­нарушения.

Наряды милиции вправе требовать oi граждан и должностных лиц прекращения преступления или ад­министративного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий мили­ции, законной деятельности народных депутатов, пред­ставителей государственных органов, учреждений и общественных организаций.

Наряды милиции имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие лич­ность, в случаях:

- отказа граждан от уплаты штрафа на месте за со­вершение правонарушения;

- необходимости составления протокола о правона­рушении, а также, если имеются достаточные основа­ния подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

- доставления лиц, находящихся в состоянии сильного опьянения, в медицинское учреждение или в милицию;

- проверки соблюдения правил паспортного и по­граничного режимов, а также правил пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Фе­дерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В практической деятельности патрульным и посто­вым милиционерам необходимо твердо знать составы административных правонарушений, за совершение которых действующим законодательством предусмотре­ны санкции в виде наложения штрафа на мecтe. В слу­чае отказа от уплаты штрафа на месте сотрудник мили­ции вправе проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя, пригласить гражданина в дежурную часть органа внутренних дел, где составля­ется протокол о правонарушении.

При оформлении протоколов по фактам мелкого ху­лиганства, мелкого хищения, незаконных операций с иностранной валютой и платежными документами, проституции и некоторых других видов правонаруше­ний, когда для объективного разбирательства могут по­надобиться объяснения очевидцев, работники милиции имеют право проверять документы у таких лиц и запи­сывать их данные в протокол либо прилагать их пись­менные объяснения.

Паспорт является основным документом, удостове­ряющим личность гражданина России. У иностранных граждан, прибывающих в Россию или следующих тран­зитным проездом через территорию пашей страны, имеются национальные паспорта, или заграничные Г паспорта, или вид на жительство, выданный органами внутренних дел или МИД Российской Федерации, а также виза на въезд, выезд из России с точным указа­нием мест пребывания. У автотуристов дополнительно имеется маршрутный лист движения с точным указани­ем маршрута их передвижения. У дипломатических представителей должны быть дипломатические паспорта или дипломатические, консульские, служебные карточки и удостоверения, в которых указаны номер документа, фамилия и имя, имеется фотокарточка владельца, заверенная печатью. В то же время отсутствие у гражданина паспорта в момент проверки документов не может являться основанием доставления его в мили­ции. Личность устанавливается по другим документам, а также путем опроса.

Патрульные и постовые милиционеры имеют право:

- останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перево­зимый груз;

- осуществлять с участием водителей и граждан, сопро­вождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов;

- производить досмотр транспортных средств при по­дозрении, что они используются в противоправных целях.

Наряды милиции вправе временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, в случае возникновения опасности для участни­ков движения, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здо­ровья, жизни и имущества граждан, а также для проведе­ния следственных и розыскных действий.

Нарядам милиции в любое время суток разрешается входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятия­ми, учреждениями, организациями, и осматривать их во время преследования лиц, подозреваемых в соверше­нии преступлений, либо при наличии достаточных дан­ных полагать, что там совершено и или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и обще­ственной безопасности при стихийных бедствиях, ката­строфах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках, о чем докладывают рапортом начальнику органа внутренних дел.

Наряды милиции имеют право по решению началь­ника органа внутренних дел или его заместителя произ­водить оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, ава­рий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотии, пресечении массо­вых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Такие же мероприятия проводят наряды при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозре­ваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом наряды принимают меры, обеспечивающие нор­мальную жизнедеятельность населения и функциони­рование объектов народного хозяйства в данной мест­ности.

3. ПРАВА НАРЯДОВ МИЛИЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ.

 

Меры административного пресечения представляют собой применение психологического либо физического воздействия на правонарушителей, а также специаль­ных средств в целях пресечения их противоправного поведения.

Наряды милиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступлений и адми­нистративных правонарушений в общественных местах на территории постов и маршрутов патрулирования. Невыполнение законных требований нарядов милиции при исполнении ими функций по охране общественно­го порядка влечет административную ответственное гь не только за совершенное правонарушение, но и за зло­стное неповиновение, если лицо при неоднократном требовании работника милиции о прекращении проги-воправных действий продолжает их.

В соответствии с Законом «О милиции» и другими законодательными актами. Кодексом об административных правонарушениях, наряды милиции имеют пра­во осуществлять доставление лиц, совершивших адми­нистративные правонарушения.

При необходимости составления протокола об ад­министративном правонарушении, если на месте пра­вонарушения его составить невозможно, а составление протокола является обязательным, нарушитель нарядом милиции может быть доставлен в милицию.

Доставление в милицию может производиться нарядами милиции при совершении мелкого хулиганства, нарушения по­рядка организации и проведения митингов, уличных шествий и демонстраций, злостного неповиновения законному распоря­жению или требованию сотрудника милиции, незаконных опе­раций с иностранной валютой и платежными документами, не­законной продажи товаров и иных предметов, при нарушении антиалкогольного законодательства, правил дорожного движе­ния и совершении ряда других правонарушений.

Наряды милиции вправе доставлять в медицинские уч­реждения либо в дежурные части лиц, находящихся в обще­ственных местах в состоянии опьянения и утративших спо­собность самостоятельно передвигаться или ориентировать­ся в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представ­ляет опасность дня их здоровья, жизни и имущества. Они могут доставлять в милицию военнослужащих, подозревае­мых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, воен­ному коменданту, командирам воинских частей или воен­ным комиссарам.

Вместе с тем при обнаружении на улицах и в других общественных местах лиц, находящихся в бессознатель­ном состоянии, с травмами черепа и иными опасными те­лесными повреждениями, а также с другим явно выра­женным тяжелым состоянием здоровья наряду милиции необходимо вызвать на место происшествия скорую ме­дицинскую помощь, доставлять таких лиц в служебные помещения органов внутренних дел запрещается.

Наряды милиции имеют право производить привод граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважи­тельных причин от явки по вызову в милицию или дру­гие государственные органы.

По своей правовой природе привод - это самостоя­тельная мера административного принуждения, обес­печивающая пресечение уклонения лиц от явки в соот­ветствующее государственное учреждение. Поэтому привод следует отличать от доставления, администра­тивного задержания или уголовно-процессуального за­держания правонарушителей.

Привод характеризуется специфическими правовыми основаниями и порядком осуществления. Он исчерпыва­ется доставлением лица в соответствующий орган с целью обеспечения его участия в тех или иных административ­ных или уголовно-процессуальных действиях.

Так, лица, в отношении которых возбуждено хода­тайство о принудительном лечении, в случае уклонения от явки на медицинское обследование или в суд под­вергаются приводу работниками милиции.

Патрульные и постовые наряды осуществляют привод на основании постановления, которое выносится начальником (заместителем начальника) или дежурным органа внутрен­них дел. Порядок производства привода обычно соответст­вует порядку доставления правонарушителей.

В связи с производством по уголовному делу сви­детели и обвиняемые, не явившиеся без уважительной причины по вызову органа расследования или суда, могут быть подвергнуты приводу, исполнение которого возлагается на органы внутренних дел. Данный вид привода имеет уголовно-процессуальный характер, и основанием его приме­нения является постановление прокурора, следовате­ля, органа дознания или определение суда.

Действующие нормативные акты предоставили наря­дам милиции (Закон о милиции. Положение о ГИБДД МВД РФ, Устав ППСМ) право запрещать эксплуатацию транспортных средств, в том числе со снятием номерных знаков, если их конструкция или техническое состояние не соответствует требованиям действующих правил, нор­мативов и стандартов и равно, если транспортные средст­ва не прошли государственный технический осмотр, либо не имеют номерного знака, либо имеют скрытые поддель­ные или измененные каким-либо способом номера узлов, агрегатов или номерные знаки.

В зависимости от характера технических неисправ­ностей работники милиции полномочны задержать ма­шину на месте осмотра до устранения обнаруженного дефекта, возвратить машину в гараж для устранения неисправностей, снять номерные знаки до приведения машины в исправное состояние.

Запрещение эксплуатации транспортных средств оформ­ляется составлением акта технического осмотра, соответст­вующей записью в путевом листе, индивидуальном учетном талоне автохозяйства и техническом паспорте.

Названные полномочия, как правило, используются сотрудниками дорожно-патрульной службы и нарядами муниципальной милиции.

В случаях, прямо предусмотренных законодатель­ными актами, в целях пресечения правонарушений, со­ставления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постанов­лений по делам об административных правонарушени­ях работники милиции имеют право производить лич­ный досмотр, досмотр вещей, изъятие соответствую­щих вещей и документов.

В целях охраны общественного порядка и борьбы с преступностью наряды милиции имеют право изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения. Так, работники милиции производят изъятие холодного и огнестрель­ного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных ве­ществ, на приобретение, хранение, ношение или ис­пользование которых не имеется разрешения и соответ­ствующих документов.

При нарушении правил охоты и рыболовства работ­ники милиции в целях обеспечения конфискации, осу­ществляемой компетентными органами, производят изъятие как запрещенных орудий охоты и лова, так и предметов использованных в качестве средств совер­шения правонарушения (плавсредства, ружья и пр.).

Изъятию подлежат, и предметы незаконной охоты и рыбной ловли, которые в установленном порядке пере­даются работниками милиции в предприятия общест­венного питания или уничтожаются в случае их недоб­рокачественности.

Изъятие милицией определенных законодательством вещей (предметов, орудий, средств), применяемое в каче­стве меры административного пресечения, производится в связи с правонарушением, но не имеет цели наказания правонарушителей. В этих случаях сотрудники милиции преследуют цель пресечь правонарушение, принудитель­но обеспечить выполнение предписания или соблюдение запрета, содержащегося в нормативном акте.

Правовыми актами предусмотрены случаи изъятия в административном порядке документов у лиц, совер­шивших правонарушения.

Например, подлежит изъятию удостоверения на право управления транспортными средствами у водите­лей, совершивших нарушения, влекущие применение взыскания в виде лишения водительских прав. У пра­вонарушителей, подвергнутых административному за­держанию, изымаются документы на время их содер­жания в органах внутренних дел.

О личном досмотре, досмотре вещей, изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается со­ответствующая запись в протоколе об административ­ном правонарушении.

Нарядам милиции предоставлено право отстранять от управления транспортными средствами водителей, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не имеющих документов на право управле­ния или пользования транспортным средством.

В подобных случаях у водителей изымаются докумен­ты, ключи от замка зажигания, транспортное средство ставится на ручной тормоз, закрывается на замок. Нару­шители доставляются в органы внутренних дел для разби­рательства и принятия к ним соответствующих мер воз­действия, а в отношении транспортного средства прини­маются меры, обеспечивающие его сохранность.

При дорожно-транспортных происшествиях наряды ми­лиции обязаны задерживать водителей транспортных средств, сообщать о происшествии оперативному дежурно­му по органу внутренних дел, в ГИБДД и принимать меры к сохранению обстановки места происшествия, следов и веще­ственных доказательств, выявлять и записывать установоч­ные данные очевидцев и потерпевших, оказывать им необ­ходимую медицинскую помощь, не допуская при этом за­держек движения транспорта и пешеходов. В необходимых случаях устанавливаются новые направления движения (объезда), а при невозможности сделать это - точно фикси­руются местонахождение транспортных средств пострадав­ших в момент происшествия, следы торможения, их длина и направление.

В целях предотвращения заторов и нарушений дви­жения транспорта патрульные и постовые милиционе­ры принимают меры к освобождению места происше­ствия и к возобновлению движения транспорта, пред­варительно зафиксировав мелом или другими средст­вами первоначальную обстановку дорожно-транспортного происшествия. В случае совершения до-рожно-транспортного происшествия или нарушения правил дорожного движения водителем машины ди­пломатического корпуса следует принимать меры на общих основаниях. Если в автомобиле, в том числе в качестве водителя, находится лицо, пользующееся ди­пломатическим иммунитетом, надо записать номера ав­томобиля, дипломатической или консульской карточки, а машину не задерживать.

 

РАЗДЕЛ III

 

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ НАРЯДАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИЛИЦИИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

 

§1. ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕ­СТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ. НЕОБХОДИМАЯ ОБО­РОНА. КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. ЗАДЕР­ЖАНИЕ ПРЕСТУПНИКА.

 

Правовой основой для применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции ОВО являются:

- Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.;

- Закон РФ «Об оружии» от 13 ноября 1996 г.;

- Закон РФ «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г.;

- Правила применения специальных средств, со­стоящих на вооружении в ОВД РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров от 3 сентября 1991 г. № 455;

- Приказ МВД РФ № 384 от 16 августа 1993 г. «Ин­струкция о порядке постоянного хранения и ношения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специ­альных средств сотрудниками ОВД и военнослужащи­ми МВД РФ»;

- Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11 декабря 1978 г. № 1208 «Правила судебно-меди­цинского определения степени тяжести телесных по­вреждений»;

- УК России ст.37 «Необходимая оборона»; ст.38 «Причинение вреда при задержании лица»; ст.39 «Крайняя необходимость»;

- Кодекс поведения должностных лиц по поддержа­нию правопорядка - Принят 17 декабря 1979 г, резолю­цией Генеральной Ассамблей ООН № 34/169.

Правовые основания применения сотрудниками милиции вневедомственной охраны огнестрельного оружия - это фактические обстоятельства, с наличием которых закон связывает возможность использования ими огнестрельного оружия по прямому назначению.

При применении средств воздействия на правона­рушителя следует стремиться к тому, чтобы любой причиняемый при этом вред был минимальным для здоровья задержанного лица, которого пресекаются. Это правило согласовано с положениями ст.37 УК Рос­сии «Необходимая оборона».

Не является преступлением причинение вреда пося­гающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягатель­ства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны (ст.38 УК РФ).

Причинение вреда при задержании лица, совер­шившего преступление.

Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления в органы власти и пресечения возможно­сти совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (ст.39 УК РФ «Крайняя не­обходимость»).

Не является преступлением причинение вреда охра­няемым законом интересам в состоянии крайней необхо­димости, то есть для устранения опасности, непосредст­венно уфожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превы­шение пределов крайней необходимости.

Правило о том, что на деятельность сотрудника ми­лиции распространяются правила о необходимой обо­роне и крайней необходимости закреплено в законодательстве в ст.24 Закона РФ «О милиции».

Таким образом, стимулируется более активная дея­тельность сотрудника милиции по предотвращению и пресечению правонарушений и преступлений, повыша­ется его правовая защищенность, укрепляется уверен­ность в том, что его законные действия не влекут для него негативных последствий. Эта обязанность вытека­ет из правового положения милиции, наделенной госу­дарственно-властными полномочиями для организации и практического осуществления охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Пресекая преступ­ные посягательства преступников, сотрудник милиции должен действовать настойчиво, решительно и осмот­рительно при выполнении служебного долга.

Осуществление акта необходимой обороны (ст.37 УК России) - это субъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществ­лять акт обороны. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться мораль­ной обязанностью, общественным долгом гражданина.

Однако для определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обо­роняться от происходящего нападения. К числу таких лиц законодатель определил сотрудников милиции. Осуществ­ление акта необходимой обороны со стороны этих лиц явля­ется их служебным долгом. Условия правомерности акта не­обходимости обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите.

Посягательство должно быть:

- общественно опасным;

- наличным;

- действительным (реальным).

В соответствии со ст.38 УК России «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступле­ние», отмечается - это, акт задержания лица, совер­шившего преступление по своей юридической природе является осуществлением права и в ряде случаев вы­полнением моральной обязанности гражданина по пре­сечению противоправных действий и доставлению лиц их совершивших, органам власти. Для некоторых лиц в частности для работников милиции задержание пре­ступника является правовой обязанностью.

Далее сотрудникам милиции следует обратить вни­мание на ст.39 УК России «Крайняя необходимость», условиями правомерности акта крайней необходимости принято подразделять на относящиеся к грозящей опасности и к защите от нее.

Опасность, исходящая из различных источников должна быть:

- угрожать личности и правам данного лица или иных лиц охраняемым законом интересам общества или государства;

- быть наличной;

- быть действительной (реальной).

Существуют также условия правомерности акта крайней необходимости, относящиеся к защите от грозящей опасности:

- защита направлена на охрану интересов личности, общества и государства;

- вред при крайней необходимости применяется не лицам, создавшим опасность, а третьим (посторонним) лицам;

- защита должна быть своевременной;

- защита не должна превышать пределов необходи­мой необходимости.

Вред, причиненный в состоянии крайней необходимо­сти, должен быть менее значительным, чем вред предот­вращенный. Необходимо соответствие причиненного пра­вонарушителю вреда силе оказанного им сопротивления. Оно определяется в зависимости от конкретных обстоя­тельств и не может носить абсолютного характера. Со­трудники милиции обязаны осмотрительно подходить к выбору монета применения оружия. В частности, наличие условий для правомерного применения оружия не исклю­чает необходимости выработать такую линию огня, при которой пуля полетит в сторону, свободную от жилых по­строек, прохожих и т.д.

Также осмотрительно должен поступать работник милиции ОВО, применяя оружие на территории распо­ложения хранилища горючего, взрывоопасных и других подобных материалов, попадание в которых может вы­звать катастрофические последствия.

Работникам милиции следует избегать применения или использования оружия при наличии угрозы резкого осложнения оперативной обстановки на месте проис­шествия. Это может быть связано с преследованием и задержанием преступника в местах значительного ско­пления граждан, отрицательно воспринимающих дей­ствия сотрудников милиции либо открыто поддержи­вающих правонарушителя и оказывающих сопротивле­ние представителям власти.

Данное положение надо иметь в виду и при пресе­чении групповых нарушений общественного порядка, когда по тем же соображениям применять оружие целесообразно и нужно использовать другие меры ликвида­ции возникшей ситуации.

Неправомерное применение оружия является одним из грубейших нарушений законности. Виновные в этом сотрудники милиции несут уголовную или дисципли­нарную ответственность в зависимости от того, обра­зуют совершенные неправомерные действия состав преступления либо проступка.

Сотрудник милиции будет нести ответственность за превышение власти, если:

- применит оружие в отношении лица его оскор­бившего или оказывающего злостное неповиновение его законному требованию;

- лица совершившего административное правона­рушение;

- лица показавшегося сотруднику милиции, находя­щемуся в засаде «подозрительным»;

- лица задерживаемого в связи с совершением пре­ступления, когда применение оружия цель задержания не преследовало, а было вызвано мотивами мести, рас­правы с задержанным, который не пытался или не мо­жет скрыться и не оказывает сопротивления.

Сотрудник милиции несет, уголовную и дисципли­нарную ответственность и за незаконное неприменение оружия.

Так, если в результате бездействия сотрудника ми­лиции наступят тяжкие, последствия (например, в при­сутствии вооруженного сотрудника милиции, имевшего все возможности предотвратить преступление, будет убит человек или в результате беззубых действий со­трудника милиции не решившегося применить оружие против нападавших на него лиц, последние отберут у него оружие и с ним скроются), он будет нести ответст­венность за халатность (ст.293 УК России). Если же, попустительствуя преступлению против жизни, здоро­вья и собственности, сотрудник милиции ОВО из коры­стной или иной личной заинтересованности не примет мер к его пресечению и задержанию лица, его совер­шившего, в том числе и с использованием огнестрель­ного оружия, когда в этом была необходимость, он не­сет уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК России).

 

§2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ.

1) ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ И НОШЕНИЯ СО­ТРУДНИКАМИ МИЛИЦИИ ТАБЕЛЬНОГО ОГНЕ­СТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ.

 

Закон РФ «О милиции» говорит о возможности применения и использования огнестрельного оружия.

Под использованием - оружия следует понимать реализацию его функций качеств, то есть, прежде всего, возможности поражения биологических объектов (лю­дей, животных) или повреждения предметов.

Применение оружия - более широкий термин, ко­торый кроме непосредственного использования оружия включает в себя его подготовку к использованию, де­монстрацию, предупреждение.

Использование оружия должно сопровождаться применением минимально необходимых повреждений (выстрел по конечностям человеческого тела, либо та­кие его части, ранение которых не создает угрозы для жизни).

Порядок применения - это закрепленная в Законе последовательность действий сотрудниками милиции при применении огнестрельного оружия. Во время применения следует учитывать:

  1. степень и характер опасности посягательства;
  2. силу оказываемого противодействия;
  3. силу и характер опасности нарушителя;
  4. стремиться причинить минимальный ущерб. Закон РФ «О милиции» устанавливает правовые ос­нования при наличии которых, сотрудники милиции имеет право применять оружие.

В целях обеспечения выполнения служебного долга по защите личности и прав граждан, собственности, ин­тересов общества и государства от преступных посяга­тельств сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях, преду­смотренных ст. 15 Закона РФ «О милиции»: (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 №68-ФЗ)

a. для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.