КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В экстремальных условиях и обеспечению личной профессиональной безопасности 5 страница
Перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, установлен постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345. Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1991 г. Утверждены Правила применения специальных средств № 445. Специальными средствами сотрудники милиции вооружаются не по собственному усмотрению, а по разрешению либо дежурного ОВД (резиновые палки, наручники, аэрозольные упаковки слезоточивого газа «Черемуха»), либо начальника ОВД (все остальные средства). Закон РФ «О милиции» предусматривает возможность и необходимость применения специальных средств. Это означает, что каждый случай их применения должен быть обоснован конкретной ситуацией и может послужить основанием для дальнейшей служебной или прокурорской проверки с точки зрения законности и обоснованности применения тех или иных специальных средств. Поэтому, как правило, если позволяет возможность, сотрудники ОВО должны с начала предупредить граждан о возможности применения специальных средств (если возможно с указанием конкретного их вида) и использовать их только в случае отказа выполнить законные требования милиции. Применение специальных средств является допустимым только тогда, когда имеет место ненасильственные действия. Пассивное поведение правонарушителя (неповиновение) не является основанием для применения. Применение специальных средств, для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции допустимо при том условии, что нападение является реальным, а действия «на упреждение» недопустимы. Закон говорит о применении специальных средств, для преодоления, оказываемого сотруднику милиции сопротивления. Таким образом, имеется в виду, активны действия правонарушителя, которые следует отграничивать от пассивного неповиновения. Специальные средства могут быть использованы против лица, застигнутого при совершении преступления (подозреваемого в уголовно - процессуальном смысле) только при условии: - преступление направлено против жизни, здоровья или собственности (совершение всех прочих преступлений не дают оснований для их использования); - лицо, его совершившее, пытается скрыться. Если этого нет, использование специальных средств недопустимо. Иначе, фактически, будет иметь место акт расправы. Исключения допускаются в отношении применения наручников как превентивной меры. При задержании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены (а не просто могут) оказать вооруженное сопротивление, использование, использование специальных средств будет законным и допустимым, если действительно имеются основания предполагать это. Достаточность условий для применения специальных средств - оценочное понятие. Конкретное решение должно применяться с учетом обстановки задержания и личности правонарушителя. Намерение оказать вооруженное сопротивления может быть усмотрено в попытках достать оружие, приискать предметы, которые могут быть использованы в качестве такового.
ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ - это установленные действующим законодательством требования к применению специальных средств, обязательные для соблюдения сотрудниками милиции. Основания применения специальных средств сотрудниками ОВО, предусматривает два основных элемента цель и условия. Цель основания включат в себя: - отражение; - пресечение; - задержание; - доставление; - конвоирование и охрана; - остановить транспортное средство. Условие включает в себя: - нападение на граждан и сотрудников милиции должно быть наличным; - сопротивление сотруднику милиции; - лицо застигнуто при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности; - пытается скрыться; - поведение задерживаемого свидетельствует о намерении совершить побег; - причинить вред окружающим или себе; - поведение задержанных, административно арестованных, заключенных под стражу свидетельствует о намерении совершить побег; - причинить вред окружающим себе; - захвачены здания, помещения и т.д.; - водитель не выполнил требования сотрудника милиции остановиться. При доставлении в милицию задерживаемых лиц специальные средства могут быть использованы для пресечения побега, противодействия сотруднику милиции, предотвращения возможности причинить вред себе или посторонним лицам. К числу допустимых специальных средств Законом РФ «О милиции» относит резиновые палки. Они могут быть использованы для: - отражения нападения на граждан и сотрудников милиции; - пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления; - пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи предприятий, учреждений и организаций. Правила применения специальных средств запрещают сотрудникам милиции наносить удары палками по определенным частям тела человека (голове, животу) вести прицельную стрельбу газовыми гранатами. Установлены правила применения резиновых пуль. Слезоточивый газ может быть использован сотрудниками ОВО для: - отражения нападения на граждан и сотрудников милиции; - пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления; - задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что намерены оказать вооруженное сопротивления; - освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; - пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Правила запрещают вести прицельную (по людям стрельбу газовыми гранатами, применять слезоточивый газ, отдельные его виды в помещениях). Наручники могут применяться для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления при: - задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться; - доставления задерживаемых лиц в милицию; - конвоирования и охраны, задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, если они своим поведением дают основания полагать, что совершить побег, причинить вред окружающим и себе, оказать сопротивление сотруднику милиции; - освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; - выявления лиц, совершивших преступления. Для использования наручников сотрудниками милиции требуется - не реже одного раза в два часа проверять состояние фиксации замков на задержанном. При отсутствии наручников можно использовать подручные средства связывания. При этом следует иметь в виду возможность нарушения кровообращения в связанных частях тела. Служебные собаки находят применение при: - выявлении лиц, совершивших административные правонарушения; - поиске предметов, имущества, а также трупов. Светозвуковые средства отвлекающего воздействия могут быть применены для: - отражения нападения на граждан и сотрудников милиции; - задержания лиц в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление; - освобождение захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; - пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Средства разрушения преград могут включать обычные инструменты (плотницкие, слесарные) и специальные (бульдозеры, бронемашины, взрывчатые вещества). Порядок и условия использования последних регулируются Правилами применения специальных средств. В частности, должны быть соблюдены определенные правила безопасности проведения взрывов. Водометы и бронемашины используют в случаях: - задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что намерены оказать вооруженное сопротивления; - освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; - пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций при наличии указания начальника органами милиции или его заместителя. Использование водометов допускается при условии, что температура наружного воздуха не ниже ноля градусов. Предоставляется, что в струи воды могут быть добавлены окрашивающие вещества. Специальные окрашивающие средства применяются для выявления лиц, совершивших преступления. Следует признать возможность их использования и для установления лиц, совершивших административные правонарушения. Окрашивающие вещества на объектах собственности могут использоваться только с согласия собственника или уполномоченного им лица. Предоставляется, что в отдельных случаях при проведении оперативно-розыскных мероприятий такое согласие не обязательно.
РАЗДЕЛ IV
ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ НАРЯДОВ МИЛИЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
§1. ЗАДЕРЖАНИЕ И ДОСТАВЛЕНИЕ В МИЛИЦИЮ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
Обнаружив на осматриваемом объекте граждан, чье поведение или улики дают основание подозревать их в совершении правонарушений, а также при отсутствии у них в этом случае документов, удостоверяющих личность, сотрудники милиции принимают решение о задержании и доставлении их в орган внутренних дел. В данном случае речь идет не о задержании в процессуальном смысле, а о задержании и доставлении тех или иных лиц в административном порядке в орган внутренних дел, чтобы исключить возможность для правонарушителя совершать преступления и уклониться от ответственности. Доставление отличается от административного задержания, предусмотренного ст.240 КоАП РСФСР, которое производится также уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел и не может превышать трех часов. Принимая решение о задержании, сотрудники милиции должны для себя быстро уяснить ряд вопросов, и, прежде всего - являются ли обнаруженные лица правонарушителями, а не жителями данного дома, зашедшими, например, на чердак или в подвал по житейским делам. Помимо проверки документов, которые сразу могут прояснить ситуацию, можно провести беглый опрос, если документы отсутствуют, но лица утверждают, что живут в этом доме или в ближайших домах. Нужно спросить номер их дома, на каком этаже находится квартира, ее номер, какой автобус останавливается поблизости, есть ли рядом с домом магазин и пр. Эти контрольные вопросы быстро проясняют ситуацию и позволяют сотрудникам милиции сделать вывод о правдивости подобных объяснений. Сотрудники милиции должны помнить, что у них есть право проверять у граждан и должностных лиц документы только в том случае, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения. Нельзя просто подойти к гражданину и потребовать предъявить документы. Он имеет право их не предъявлять, а сотрудники милиции не имеют права даже в случае отказа доставить его на этом основании в милицию. Поэтому сотрудникам милиции, принимая такое решение, следует помнить о правомерности своих действий и только в том случае, если есть достаточные основания, принимать решение о доставлении. Но и в этом случае решение принимается не автоматически, а на основе оценки ситуации. Здесь следует учитывать тяжесть совершенного правонарушения. Принимая решение о задержании, следует также учитывать:
Приступая к задержанию, целесообразно принять меры по проверке наличия оружия у задержанного. Выбрав самый неожиданный момент, сотрудник милиции подает команду: «Стой! Руки вверх!» Либо: «Стой! Не двигаться!». Если сотрудник милиции считает, что правонарушитель применит оружие, он имеет обнажить свое табельное оружие и привести его в готовность. Именно в этот момент нужно произвести наружный осмотр одежды и вещей задержанного с целью изъятия огнестрельного или холодного оружия, ибо в противном случае задержанный при доставлении непременно попытается им воспользоваться либо незаметно выбросить его. Если сотрудником милиции подана команда: «Руки вверх!», то необходимо приказать подозреваемому повернуться лицом к стене либо дереву, забору и стать таким образом, чтобы он расставил ноги и вытянул руки вперед. После этого с внешней стороны прощупать карманы, рукава, пояс, штанины с целью обнаружения и изъятия огнестрельного или холодного оружия, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения. Если же есть основания подозревать, что у правонарушителя имеются тщательно замаскированные предметы, например стилет - под авторучку, а сейчас под нее изготавливается и огнестрельное оружие, лезвие бритвы - в кольцо и пр., то осмотр производится очень тщательно. Во время осмотра следует стараться находиться сзади правонарушителя, соблюдать дистанцию, следить за его движениями и быть готовым к оказанию им сопротивления. Если имеется служебно-розыскная собака, она должна находиться недалеко от правонарушителя. Ей подается команда: «Охраняй!». Те места, где находится правонарушитель в момент задержания либо в момент, когда он увидел работников милиции, следует также внимательно осмотреть, поскольку он может выбросить оружие или компрометирующие его предметы. Оружие и вещественные доказательства при осмотре изымаются и передаются старшему наряда, оперативному работнику либо оперативному дежурному по органу внутренних дел. При изъятии нужно максимально приложить меры к тому, чтобы это происходило в присутствии понятых, поскольку часто виновные впоследствии или сразу заявляют, что предметы им подложили работники милиции и они не имеют к ним отношения. Используются и другие тактические приемы задержания правонарушителя. В одних случаях задержание рекомендуется производить в отдаленном, пустынном месте, чтобы не допустить случайных жертв. Это в тех случаях, если преступник может оказать вооруженное сопротивление. В других случаях задержание, напротив, лучше произвести в многолюдном месте. Это даст возможность незаметно приблизиться к правонарушителю и. действуя быстро и решительно, задержать его. Мотивировка задержания может быть также различной. В одних случаях маскируются истинные мотивы задержания, не акцентируется внимание на совершенном правонарушении, а напротив, задержание объясняется другими мотивами: нарушение правил дорожного движения, непорядок с документами, алкогольное опьянение и пр. В других, напротив, подчеркивается характер совершенного правонарушения, изымаются вещественные доказательства. Таким образом, происходит закрепление доказательств с первых минут задержания, что должно психологически сломить задержанного и не дать ему возможности впоследствии уйти от ответственности. Приняв решение, сотрудники объявляют правонарушителю о задержании и доставлении его в орган внутренних дел. При этом доставляют либо на автомашине, либо пешком. И тот и другой варианты имеют свои недостатки. Даже если правонарушитель доставляется на автомобиле, необходимо внимательно наблюдать за ним. Имели место случаи, когда доставляемые в автозаке правонарушители поджигали его и погибали сами, так как потом не могли открыть дверь. Возможны варианты, когда они наносят себе повреждения или набрасываются на сотрудников. При пешем доставлении необходимо исключить возможность побега. Конвой, как правило, должен быть на одного человека больше, чем задержанных. Один из сотрудников обязательно находится впереди, а второй сзади задержанных. Если доставляет один сотрудник одного правонарушителя, то ему лучше идти сзади в двух-трех шагах, подавая ему команды, либо следовать с правой стороны, придерживая ему правую руку и оставляя свою правую руку свободной. Если сотрудник левша, то идти нужно слева. Эта задача будет облегчена, если сотрудник несет службу со служебно-розыскной собакой. Тогда собака должна быть без намордника, на коротком поводке. Сотруднику нужно следовать за задержанными в трех-четырех метрах сзади и не допускать приближения посторонних к нему. С собакой один сотрудник может конвоировать несколько задержанных. При доставлении правонарушителей сотрудники милиции могут пользоваться транспортом учреждений, организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, специального назначения. При этом сотрудники милиции должны сделать отметку в путевом листе водителя о продолжительности поездки, пройденном расстоянии, занятом времени, указать свою должность, фамилию, номер служебного телефона. При доставлении задержанного поездом желательно, чтобы конвой занимал отдельное купе. Следует предупредить возможность его побега через окно или дверь. Если задержанный просится в туалет, необходимо предварительно проверить, закрыто ли там окно, имеется ли на нем решетка. При нахождении в нем задержанного, дверь туалета должна быть приоткрыта, чтобы ее резко нельзя было закрыть изнутри, в дверной проем вставляется нога конвоира или какой-нибудь предмет типа лома, доски. Но и в этом случае задержанный, возможно, попытается резким движением выбить ногу или предмет из проема, закрыть дверь и, выбив окно, выброситься из вагона. Такие случаи имели место. Поэтому сотрудники милиции должны быть в этот момент особенно бдительны. Не рекомендуется использовать при доставлении пассажирский автотранспорт. Но если нет другого выхода, то нужно встать так, чтобы задержанный оказался между сотрудниками и не смог совершить побег. Сотрудник милиции, задержавший правонарушителя, докладывает об этом рапортом на имя начальника органа внутренних дел, в котором излагаются обстоятельства правонарушения, анкетные данные правонарушителя, адреса и фамилии свидетелей. На задержанного должны быть составлены протокол об административном правонарушении и протокол личного досмотра специально уполномоченными на то лицами.
§2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.
Понятие «предупреждение правонарушений» охватывает самые разнообразные виды предупредительной деятельности, включая усилия по профилактике, предупреждению и пресечению правонарушений. Предупредить - значит помешать чему-либо осуществиться. Предупреждение направлено на выявление и устранение причин и условий правонарушений. Предотвращение - это недопущение, а пресечение - прекращение уже начавшегося либо происходящего правонарушения. Наиболее эффективными формами профилактики правонарушений являются нахождение постовых или патрульных в общественных местах в форменной одежде, использование ими методов убеждения, а также умелое и законное применение тактических форм, методов, способов и приемов обеспечения правопорядка. Применение мер административного принуждения относится к правам и обязанностям работников милиции; оно возможно только в соответствии с законом. При проверке у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или правонарушения, постовой (патрульный) должен быть постоянно готовым к отражению внезапного нападения, внимательно наблюдать за поведением подозреваемого лица, попеременно переводя взгляд с документа на проверяемого. Соблюдая меры предосторожности, милиционер должен стоять вполоборота к проверяемому на определенном расстоянии, которое исключает внезапное нанесение удара. Он должен знать способы подделки документов (фотографии, серии и номера паспорта), выявлять эти подделки, а также подчистки, наличие других записей. При каком-либо подозрении необходимо задать подозреваемому лицу уточняющие вопросы, касающиеся, например, дня и месяца рождения, имен детей, если они записаны в документе, или показать его специалисту. В целях предупреждения правонарушения, для оказания помощи потерпевшим при правонарушении, несчастном случае, стихийных бедствиях, для доставления в медицинское учреждение лиц, находящихся и общественных местах беспомощном состоянии, и других установленных нормативными актами МВД России случаях постовой или патрульный может временно оставить свой пост или маршрут, о чем необходимо доложить в дежурную часть милиции. Место несения службы выбирается так, чтобы было удобно вести наблюдение и принимать срочные меры к предупреждению и пресечению правонарушений. При этом необходимо обращать внимание на людей, проявляющих беспокойство и настороженность, одетых не по сезону, с телесными повреждениями; на поведение групп граждан (молодежи) в общественных местах, которые могут спровоцировать конфликтную ситуацию (громкие разговоры, пение, приставание к гражданам и пр.). Во время несения службы необходимо проявлять высокую бдительность и меры личной безопасности; в ночное время - продвигаться на некотором расстоянии от домов и иных сооружений, а также граждан и никого оставлять позади себя, для чего отойти в сторону, остановиться, пропустить или пойти навстречу приближающемуся лицу. При получении сведений о готовящемся преступлении наряд милиции немедленно докладывает оперативному дежурному и принимает меры к его предотвращению. Повышенную опасность имеют групповые нарушения общественного порядка. Для их недопущения следует тщательно изучать обстановку, контингент лиц, их настроение и поведение в общественных местах, а также обращать внимание на условия, которые могут вызвать или способствовать групповым нарушениям правопорядка (иногда они возникают при незначительных на первый взгляд поводах, например нарушение порядка продажи билетов на стадионах и зрелищных мероприятиях, неправильное судейство и пр.). Патрульные и постовые наряды милиции должны своевременно и решительно пресекать правонарушения и преступные проявления, устанавливать и задерживать лиц, их совершивших. При получении сведений о совершении правонарушения наряду необходимо: 3. немедленно прибыть к месту происшествия, а при совершении преступления - доложить об этом оперативному дежурному (по радиостанции, телефону или иным способом); 4. выяснить у заявителя обстоятельства, место и время совершения правонарушения (преступления); кто совершил и его приметы; свидетелей и потерпевших; данные лица, сообщившего о правонарушении (преступлении); 5. принять меры к выявлению и задержанию лиц, их совершивших, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей, охране и сохранению обстановки, следов, орудий и других вещественных доказательств. Патрульный или постовой при выявлении подозрительных лиц наблюдает за ними, не вызывая настороженности у них и граждан. Для обеспечения свидетельских показаний милиционер обращает внимание граждан на противоправные 'действия и просит их оказать помощь в задержании подозреваемых или совершивших правонарушение. Принимая решение о задержании и доставлении гражданина в милицию, необходимо четко знать правомерность своих действий. Например, при выявлении факта распития спиртного в общественном месте необходимо определить: является ли это место общественным; относятся ли распиваемые напитки к спиртным; с какого момента считать правонарушение оконченным. Кроме того, нарушитель может быть доставлен в милицию или штаб добровольной народной дружины для: - составления протокола, если он обязателен и составить его на месте невозможно; - установления личности; - пресечения правонарушения. При задержании правонарушителя необходимо наметить план своих действий и выбрать наиболее удобный момент, обратить особое внимание на выяснение наличия у него индивидуальных средств защиты (газовых пистолетов, револьверов, баллончиков) и оружия. Патрульный одновременно проверяет готовность своих средств защиты, включая оружие, и создает условия для немедленного его применения в случае необходимости (расстегивает кобуру, снимает с предохранителя курок и пр.). По общему правилу задержание преступников производится про возможности в малолюдном месте, вдали от проходных дворов и остановок городского транспорта. Однако для защиты граждан и общественного порядка от хулиганства у патрульного, как правило, нет возможности выбирать место и время для ею пресечения. При групповом нарушении общественного порядка он должен сообщить оперативному дежурному по органу: а) место, время и характер конфликта; б) причину его возникновения; в) количество участников, их состав; г) отношение граждан к инциденту и их количество. Чтобы не вызывать своими действиями осложнения оперативной обстановки, следует проявлять осторожность и учитывать возможную реакцию присутствующих граждан, целесообразно использовать их и потерпевших для расчленения толпы, изоляции конфликтующих сторон друг от друга, оттеснения и их рассеивания. Одновременно выявляются зачинщики и активные участники нарушения порядка. При участии в проведении операции по пресечению групповых нарушений правопорядка важно обеспечить согласованность действий путем использования условных знаков и сигналов. В таких случаях очень важно некоторые психологические возможности, например, испугать нарушителей свистком, окриком или другим способом обратить на себя внимание и продемонстрировать силу и поддержку со стороны граждан и других сотрудников милиции. В момент задержания или в более удобное время необходимо произвести наружный осмотр одежды и вещей с целью обнаружения и изъятия специальных средств самообороны или оружия. Запрещенные и опасные предметы, оружие и другие вещественные доказательства изымаются при свидетелях в установленном законом порядке, лучше всего в дежурной части. Поэтому постовой должен внимательно следить за тем, чтобы во время доставления, в дежурной части, санитарной комнате или в других местах задержанный не выбросил эти доказательства. Если такое произошло, необходимо обратить на это внимание оперативного дежурного, работника криминальной милиции или другого работника, занимающегося проверкой данного правонарушения, найти свидетелей, которые видели, что правонарушитель выбросил вещи или предметы, имеющие значение для дела; их изъятие производится в установленном законом порядке. При доставлении лица, подозреваемого в совершении правонарушения, у него предварительно изымаются документы, удостоверяющие личность. Не допускается следование милиционера впереди доставляемого или отвлечение, так как возможен побег или нападение на сотрудника милиции. Наряду с этим целесообразно находиться рядом с доставленным или несколько сзади его. При отказе правонарушителя следовать в подразделение милиции постовой предупреждает его о вынужденном применении физической силы и других спецсредств. Ибо в соответствии с Законом «О милиции» сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, включая боевые приемы борьбы, для пресечения не только преступления, но и: а) административного правонарушения; б) для задержания лиц, их совершивших; в) преодоления противодействия законным требованиям. Спецсредства применяются в зависимости от различных условий. Так, для доставления задерживаемых лиц в милицию могут применяться наручники; для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление - слезоточивый газ, средства разрушения преград, светозвуковые средства отвлекающего воздействия; для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ; для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций -слезоточивый газ, резиновые палки, светозвуковые средства отвлекающего воздействия. При отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости вправе использовать любые подручные средства. Попытка лица, задерживаемого нарядом милиции с обнаженным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляет сотруднику милиции право применить огнестрельное оружие для пресечения попытки завладения его оружием. После задержания правонарушителей (преступников) производится тщательный осмотр места происшествия, их пребывания, изымаются все вещественные доказательства в присутствии понятых с составлением протокола. При доставлении задержанного в милицию патрульный должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки граждан или его сообщников создать условия для побега, насильственного освобождения, уничтожения следов правонарушения. Поэтому действия милиционера должны быть законными, решительными и тактически грамотными. Если собралась толпа наблюдающих, от которых можно ожидать препятствия при доставлении, то целесообразно попросить граждан помочь в задержании нарушителя или предложить очевидцам пройти в милицию для дачи свидетельских показаний. Некоторые граждане не имеют желания иметь какие-нибудь отношения с милицией, поэтому они попытаются уйти. Другие, наоборот, сочувствуют правоохранительным органам. Их и следует использовать против сообщников правонарушителя и настроенных против милиции лиц. Нецелесообразно для доставления правонарушителей использовать общественный транспорт.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |