Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 59 страница




УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ АПАГОГИЧЕСКОЕ (от греч. apagoge – уводить, лат. abductio) – умозаключение, совершаемое при наличии достоверной большей посылки и меньшей посылки, представляющей собой суждение, в истинности которого нет уверенности, хотя и предполагается, что оно истинно (у Аристотеля). Апагогическое (косвенное) доказательство есть доказательство от противного (deductio ad absurdum).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ОШИБОЧНОЕ – в логике такое умозаключение, из которого получается ложный вывод (ненамеренно), хотя посылки могут быть истинными. Намеренно ошибочное умозаключение называется софизмом. См. также Неправильное умозаключение.

УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (род. 22 сент. 1864, Бильбао – ум. 31 дек. 1936, Саламанка) – исп. писатель и философ-экзистенциалист; профессор с 1891. Считал, что осн. трагедия жизни заключается в неразрешимости спора между верой и знанием, спора, в котором он участвовал на стороне веры. Символом такой трагической жизни являлся для него ДонКихот, выступающий как «душа Испании», воплощение трагического чувства действительности. Осн. произ.: «Das Leben des Don Quichote und des Sancho», 1914; «Die Agonie des Christentums», 1928; «Das tragische Lebensgefьhl», 1913.

УНИВЕРСАЛИЗМ – всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель). Социологический универсализм, выступающий против индивидуализма, имеет место у Адама Мюллера и Отмара Шпанна.

УНИВЕРСАЛИИ (от лат. unlversalis общий) – в схоластике общие понятия, идеи, которые, имея самостоятельный смысл, существуют телесно, «до вещей» (Иоанн Скот Эриугена) или «в вещах» (Фома Аквинский), либо же они существуют только в виде умственных построений «после вещей» (Локк) или являются просто «именами вещей», словами (Росцелин, Оккам).

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (от лат. universalis – общий) – всеобщий, всеохватывающий, разносторонний, относящийся к универсуму.

УНИВЕРСУМ (от лат. Universum, summa rerum) – единая Вселенная; «Мир как целое».

УНИФИЦИРОВАННАЯ НАУКА – см. Неопозитивизм.

УОРД (Ward) Джеймс (род. 27 янв. 1843, Халл, Йоркшир – ум. 4 марта 1925, Кембридж) – англ, психолог; профессор с 1897. Рассматривал психологию только как теорию сознания. Особенно подчеркивал значение внимания как единственного вида психической деятельности. Реальный мир понимал как совокупность взаимодействующих «духов» – монад. Осн. произв.: «Naturalism and agnosticism» 2 v., 1899; «The realm of ends», 1911; «Psychological principles», 1918.

УОРД (Ward) Лестер Франк (род. 18 июня 1841, Джолиет – ум. 18 апр. 1913, Вашингтон) – амер. социолог, основоположник психологизма в социологии, один из основателей палеоботаники, первый президент Амер. социологической ассоциации (1906-1908). В противоположность биологизму Г. Спенсера полагал, что социальная эволюция проявляется активно и направляется гл. о. психологическими силами и волей. Из психологических сил выделял желание, выражающее природные импульсы – удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Именно эти желания толкают человека к преобразованию окружающей среды. Интеллект человека, по Уорду, есть главное его достояние, которое позволяет ему (в т. ч. в коллективных действиях) заменить стихийное проявление слепых эволюционных сил, господствующих в животном мире, осознанным прогрессом. Осн. труды: «Glimpses of the cosmos», v. 1-6, 1913 – 1918; «L. F. Ward. Selections from his works», 1963; «Dynamic sociology», v. 1 – 2, 1968; «Pure sociology», 1970; «Applied sociology», 1974; на рус. яз. – «Психические факторы цивилизации», М., 1897; «Очерки социологии», М., 1901.

УОРНЕР (Worner) Уильям Ллойд (род. 26 окт. 1898, Редлендс, шт. Калифорния – ум. 23 мая 1970, Ист-Ластинг, шт. Мичиган) – амер. антрополог и социолог. Большое значение придавал определению социальной позиции (статуса) групп (классов) людей по набору признаков – образование, занятие, состояние, доход, семья, друзья, клубы, привычки и т. д., – среди которых предпочтение отдавалось экономическим факторам. Разработал методики определения и оценок социального статуса и распределения населения по ним. По Уорнеру, в США существуют шесть социальных групп: высшая – высшая, низшая – высшая, высшая – средняя, низшая – средняя, высшая – низшая и низшая – низшая. Эти группы составляют систему, находящуюся в равновесии, и даже существующее социальное неравенство необходимо для сохранения общества. Для более глубокой разработки своих идей и методов исследовал проблемы взаимоотношений между этническими группами общества, факторы воспитания и образования, механизмы формирования религиозных убеждений и верований. Осн. произв.: «Social class in America», 1960; «The corporation in the emergent Amerucan society», 1962; «American life: dream and reality», 1965.

УОТСОН (Watson) Джон Бродес (род. 9 янв. 1878, Гренвиль – ум. 25 сент. 1958, Нью-Йорк) – амер. психолог; профессор ун-та Джонса Хопкинса в Балтиморе (1908-1920). Один из главных представителей бихевиоризма; свою психологию основывал на данных биологии и отбрасывал интроспекцию как психологический метод. Отождествляя поведение с системой видимых и скрытых моторных реакций, замыкал его исследование схемой «стимул – реакция». Главной задачей психологии считал изучение процессов научения. Осн. произв.: «Behavior. An introduction to comparative psychology», 1914; «Behaviorism», 1925; «The battle of behaviorism», 1928; «Psychological care of infant and child», 1928 (рус. пер. «Психологический уход за ребенком», 1929).

УПАНИШАДЫ (от санскр. ира – рядом и sad – сидеть с учителем) – древнеинд. произв. религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культуры приблизительно с 800 до 500 до Р. X. Развивая темы и понятия Вед (космологическая тематика, идея единства всего сущего и т. д.), Упанишады вводят их в рамки более последовательной монистической системы и – в отличие от Вед – переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений. Упанишады оказали исключительное воздействие на развитие инд. мысли и явились источником для самых различных религиозных и философских направлений. См. Индийская философия.

УСЛОВИЕ – то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия. См. также Функция, Отношение.

УСТАНОВКА – в психологии различная, в зависимости от индивида и времени, духовная ориентация мысли и воления, ожидания, надежды или опасения, склонности, убеждения, пристрастия и предубеждения, которая определяет не только наше отношение к какому-либо предмету, событию, факту, мнению, делу, лицу и т.д., но также и прежде всего то, в каком виде они нам непосредственно представляются, т.е. то, как они реализуются в мире наших восприятий. Установки могут быть обусловлены внутренне (потребностями, направленностью внимания) или вызываться определенными моментами внешнего события (субъективные и- объективные установки). Промежуточное положение занимают установки, возникшие как результат прошлого опыта, связанного с данным предметом, и сохранившиеся в течение долгого времени (дружба, вражда, уважение, доверие и т. д.). Установка, т. о., есть такое отношение между созерцающей личностью и предметами, при котором соответствующие реакции возникают не только при повторении таких же воздействий, но и в том случае, если ожидается их проявление, на что могут указывать какие-либо предзнаменования или сигналы (см. Интенция, Восприятие пространства).

УСТОЙЧИВОСТЬ – постоянство, пребывание в одном состоянии; противоположность – изменение.

УТВЕРЖДЕНИЕ – положение, мысль, которой доказывают что-нибудь.

УТИЛИТАРИЗМ (от греч. utilitas польза, выгода) – точка зрения пользы; этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие, независимо от того, идет ли речь об индивиде или об обществе. Происхождение нравственных норм утилитаризм выводит, по крайней мере частично, из соображений пользы. Основателем утилитаризма как псевдоэтической системы, построенной на отождествлении добра и пользы, был Иеремия Бентам, который считал, что 4 возможно большее число людей должно стремиться к возможно большему счастью», что, способствуя благу общества, мы тем самым одновременно способствуем своему собственному (см. Эвдемонизм). Как основатель утилитаризма, так и др. более поздние его представители были преимущественно англичанами: Джон Стюарт Милль, Зидвик и др.

УТОМЛЕНИЕ – частичная или полная утрата работоспособности или способности реагировать на раздражение, состояние паралича в (мышечных и) ганглиозиых клетках, которое развивается при отсутствии или недостаточном притоке кислорода и при образовании и накоплении определенных продуктов обмена веществ, т.е. «веществ утомления». Утомление имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение скорости и точности работы, снижение производительности труда), физиологическом (затруднение выработки условных связей, повышение инертности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере) уровнях. В зависимости от специфики проявлений выделяются разные виды утомления: физическое и умственное, острое и хроническое и т. п. Исследование явления утомления – важная задача психотехники.

УТОПИЯ (от греч. ou – не и topos место) – «страна, которой нет». Течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Слово и понятие «утопия» введены Томасом Мором («Utopis», 1516). Утопист – человек, который имеет склонность, проповедует и стремится к осуществлению неосуществимых планов улучшения общества (к утопиям).

УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ – см. Платон, Идея.

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ – см. Социология.

УЧЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ, с о циология отношений – возникшее в недалеком прошлом формалистическое направление в социологии, главным представителем которого является Леопольд фон Визе (см. также Среда).

УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕМ ОДУШЕВЛЕНИИ – то же самое, что панпсихизм.

УЧЕНИЕ О ВЫРАЖЕНИИ – учение о том, что доступное наблюдению бытие и поведение человека есть выражение психического состояния и психических процессов; оно входит как составная часть в учение о характере, поскольку характер становится доступным для понимания благодаря формам выражения. Современная психология причисляет к гештальткачествам также свойства сущности, показывая, что предметы и отношения вещей также обладают сущностью и через ее свойства выражают свой «характер» – в большинстве случаев неподвластным человеку образом. В зависимости от того, рассматриваются образы выражения (установившиеся телесные формы) или выразительные движения, позволяющие выявить скрытое за ними душевное содержание, различают учение о статическом выражении (физиономику) и учение о динамическом выражении (патономику). К учению о статическом выражении относится учение о конституции, задачей которого является исследование связей, существующих между телом и характером; сюда же относится (сильно переоцениваемое) учение о том, какое значение имеет при определении характера форма головы (см. Френология), лица (см. Физиономика), рук (см. Хирономика). К учению о динамическом выражении относится учение о содержании, которое находит выражение в игре лица, в свойственных телу манерах и жестах (см. Мимика) и пантомимике, точно так же, как в походке, в характерных особенностях голоса, в манере говорить. Особенно важное значение имеет почерк (см. Графология), исследование которого создает благоприятные условия для исследования выражения, т. к. в письме, как и в каждом трудовом процессе, фиксируются и закрепляются следы определенных форм выражения того, кому оно принадлежит. В современном учении о выражении все чаще и чаще прибегают к исследованию динамических форм выражения, поскольку они позволяют сделать вывод относительно закономерностей. Хотя к динамическим формам выражения могут быть отнесены только (изменчивые) душевные настроения, но и изучение специфических форм потенциальной возможности поведения, изучение оттенков выражения лица, также поможет произвести классификацию постоянных черт характера того или иного человека. Учение о выражении развивалось параллельно с психологией; от рассмотрения отдельных элементов (когда отдельному признаку по мере надобности приписывалось определенное значение) перешли к целостному рассмотрению (признак приобретает определенное значение только в том случае, если он ставится в связь с др. признаками, в каждом движении проявляется весь характер человека); возник этот метод уже в 18 в., в период возрождения учения о выражении (Гёте, Лафатер, Лихтенберг), его развитию особенно большое содействие оказали И.И.Энгель своим произв. «Ideen zu einer Mimik» (1785- 1786), T. Пидерит и Ч. Дарвин. В 19 в., под влиянием развития естественнонаучного мышления, это учение было почти совсем забыто. В настоящее время видным представителем и продолжателем учения о выражении может считаться Людвиг Клагес.

УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ – методология, исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов. Учение о методе появляется впервые в Новое время. До этого не проводилось различия между наукой и научным методом.

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ – наука о познании. Различают: 1) Теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. Кант. Критика чистого разума), и на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. 2) Метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. В 19 и нач. 20 в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм-, сенсуализм, скептицизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и свое значение. В философии Шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. У неотомистов, а также у Н. Гартмана и С. Александера оно включается в метафизику. Экзистенциализм пытается заменить отношения субъект – объект понятием бытия человека в мире.

УЧЕНИЕ О ПОРЯДКЕ, наука о порядке – введенное В.Ф. Оствальдом, X. Дришем и амер. философом Райсом обозначение логики в самом широком смысле общего учения о предметах.

УЧЕНИЕ О СЛОЯХ – понимание действительности как порядка «слоев бытия». Аристотель различал 5 «слоев»: низшая – материя (Hyle), высшая – дух; между ними расположены вещи, живые существа и душа. В этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней. Слои бытия характеризуются тем, что низшие, более сильные слои являются носителями высших, но, несмотря на это, высшие слои остаются свободными, поскольку свобода не стеснена тем фактом, что низшим слоям присуще быть носителями, особенно потому, что высшие слои по сравнению с низшими обнаруживают новые свойства (образ всадника и лошади). «Всякий слой бытия имеет свой собственный категориальный комплекс, и каждому из этих комплексов присущ свойственный им детерминационный тип. И подобно тому, как категории любого низшего слоя видоизменяются в высшем и возвращаются в специфически новом качестве усиленными, так и низшие детерминационные типы видоизменяются и усиливаются в высших» (Н. Гартман). Так, напр., имеется слой неорганического с категориальным комплексом, группирующимся вокруг понятия материи с детерминационным типом каузальности. Этот слой является носителем органического слоя, в котором вновь возрождаются категория материи и каузальная детерминированность, но они видоизменяются благодаря специфически новому качеству категории живого; на детерминационный тип низшего слоя наслаивается детерминационный тип целесообразности. Слой неорганического сильнее органического, оказывает большее воздействие и является более долговечным, однако органическое, особенно благодаря новой категории живого, свободно по отношению к неорганическому; растение для своего питания избирает вещества из почвы, направляет воду по корням, поворачивает цветок к солнцу. Нравственная свобода человека может рассматриваться как специфический вид этой «категориальной» свободы, которой обладает всякий высший слой по отношению к низшему, следовательно, в данном случае слой духовного по сравнению со слоем душевного. Э. Ротхаккер развивает психологическое учение о слоях, различая внутри цельной личности три главных слоя: 1) вегетативную и животную жизнь во мне; 2) мое Оно, определенное прежде всего стремлениями и чувствами; 3) мое собственное, мыслящее, самосознающее Я. В этих слоях, которые необходимо рассматривать как центры органически-душевной совокупности изменчивых границ и постоянного взаимодействия, действуют те же закономерности, что и в слоях бытия.

УЧЕНИЕ О ХАРАКТЕРЕ, характерология – учение о формировании и сущности характера и о его значении для личности в целом, а также учение о личности вообще (изучение личности); родоначальником учения о характере следует считать Юлиуса Банзена. Это учение ставит себе целью объяснить характер, т.е. индивидуальные особенности, человека. Учение о характере использует описание физического облика человека вместе с учением о выражении и исследованием конституции человека. Обобщением получаемых результатов занимается типология. Образование характера есть сознательный либо бессознательный процесс самоформирования (психогенетическая теория), вызываемый половым чувством, моментами его вытеснения и сублимации (Фрейд) или же честолюбивыми и властолюбивыми побуждениями (Адлер, Юнг). С точки зрения психологической теории формирование характера определяется наследственными физическими данными, составляющими основу психического (наследственность). В настоящее время учение о характере рассматривается как часть антропологии, которая изучает развитие характера и его значение для формирования личности в целом. Первое систематическое научное изложение учения о характере дал Л. Клагес; развил и углубил его Ф. Лерш.

УЧЕНИЕ О ЧЕРЕПЕ – см. Френология.

УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ – почетное имя (лат. doctor ecclesiae), данное католич. церковью заслуженным ученым. К учителям церкви относятся греч. отцы церкви: Афанасий (296-373), Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; рим. отцы церкви: Амвросий Майландский, Иероним (345-420), Аврелий Августин Блаженный, Григорий Великий (папа в 590 – 604); др. учителя церкви: Фома Аквинский, Бонавентура, Лев I (папа в 440-461), Пётр Дамиани, Бернар Клервоский, Гиларий из Пуатье (315-366), Альфонс из Лигуори (16961787), Франц Залесский (1567-1622), Кирилл Александрийский (патриарх в 412 – 444), Кирилл Иерусалимский (315 – 386), Иоанн Дамаскин, Беда Венерабилис Достопочтенный.

 

ФАЗЫ (от греч. phasis – появление) – ступени развития и изменения чего-либо, этапы, отрезки непрерывного процесса развития.

ФАЙХИНГЕР (Vaihinger) Ханс (род. 25 сент. 1852, Нерен, близ Тюбингена – ум. 17 дек. 1933, Галле) – нем. философ; профессор с 1884. Прежде всего известен как исследователь философии Канта («Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft», 2 Bde., 1881), основатель Кантовского общества (1904) и печатного органа «Kantstudien». В его осн. произв. «Die Philosophie des Ais-Ob" (1911) все ценности и идеалы рассматриваются только как фикции: эти фикции, т.е. есть допущения, сделанные нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели, противоречат действительности, а иногда даже и сами являются противоречивыми, но все же, несмотря на это, служат мышлению и жизни. В философии морали Файхингер примыкал к этике Шиллера, особенно это касается его понимания этического идеала. Им также написаны: «Hartmann, Dьhring und Lange», 1876; «Nitezsche als Philosoph», 1902 (рус. пер. «Ницше как философ». СПБ., 1913); «Pessimismus und Optimismus», 1924.

ФАКТ (от лат. faktum – совершившееся, сделанное) – 1) событие; фактический – действительный; фактичность (в противоположность логичности, логическому, идеальному бытию). Фактор- воздействующий, влияющий; одно из влияющих, определяющих обстоятельств; причина; 2) сделанное, совершившееся; противоположность – cogitatum или dictum – помысленное или сказанное: находящаяся перед нами действительность, то, что признается реально существующим. Первоначально – «положение вещей» или «состояние дел», порождаемое деятельностью. Понятие «факт» предполагает объект, предмет, который в его данности, во всяком случае, всегда согласуется с переживаниями субъекта. Поэтому в процессе исследования при установлении фактов стараются исключать по возможности субъект, с его несовершенством, и заменить его аппаратом, инструментом. Наиболее распространено это понятие в философии позитивизма, но и здесь оно варьирует от нерасчлененных восприятий до абстрактного мысленного следствия из какого-нибудь естественного закона. По М. Шелеру, «чистые факты» можно было бы узнавать по тому, как при изменении чувственных восприятий, благодаря которым они, по сути дела, доходят до нас, они сохраняются как нечто позитивное, тождественное; однако еще не установлено, имеются такие факты или нет; см. Видимость (достоверная видимость). Особенно ненадежно понятие факта в области психологии, истории философии и социологии.

ФАКТИЧНОСТЬ (от лат. factum совершившееся, сделанное) – данность, в частности факт возлагания на себя ответственности за собственное существование; по Хайдеггеру, фактичность – это фактичность факта существования. Понятие фактичности заключает в себе бытие-в-мире некого «внутримирового» сущего, именно такое бытие, что это сущее может понять себя как находящееся во власти своей «судьбы» вместе с бытием сущего, которое оно встречает внутри своего собственного мира (см. Заброшенность).

ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ – социологическая концепция, объясняющая общественное развитие воздействием тех или иных равноправных факторов: экономики, техники, культуры, религии, морали и т. п. В социологии известны попытки объяснить это развитие воздействием одного какого-либо фактора (географического или геополитического, психологического, демографического и др.), но подобные стремления кончались неудачей, и потому в кон. 19 -нач. 20 в. ряд социологов (М. Вебер, Г. Моска, M. M. Ковалевский и др.) выдвинули теорию равноправных взаимодействующих факторов, играющих важную роль в истории общества. В тех случаях, когда анализ влияния этих факторов не сводился лишь к их описанию и субъективистскому толкованию, сторонникам данной теории подчас удавалось достичь в известной степени удовлетворительных результатов. Особенно это относится к настоящему времени, когда ряд современных теорий общественного развития (теория «стадий роста» У. Ростоу, теории индустриального и постиндустриального общества Р. Арона, Д. Белла, 3. Бжезинского и мн. футурологические теории) за определяющие факторы взяли развитие техники и промышленности, а также связанный с научно-техническим прогрессом подъем социально-экономических и духовных процессов.

ФАЛЕС из Милета(род. ок. 625 ум. ок. 545 до Р. X.) – древнегреч. философ; политический деятель; совершал далекие путешествия с познавательными целями; используя полученные в Египте знания, в 585 предсказал солнечное затмение. По Аристотелю, Фалес является первым ионийским философом и вместе с тем первым (древнегреч.) философом вообще. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде. Ему (а также Филону) приписывают изречение: «ghothi seauton» («познай самого себя»). Соч. Фалеса не сохранились.

ФАНАТИЗМ (от лат. fanum – жертвенник, храм) – полная поглощенность какой-нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии.

ФАНТАЗИЯ (от греч. phantasia – воображение) – творческая сила, объединяющая непосредственные переживания с действительностью духа, причем внутреннее содержание ее представляет собой базу всех разновидностей способностей к творческому воображению (называющихся поэтому также «чувственной способностью»). Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней являлась игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия ученого, художника или инженера. Трудно представить действительность великого естествоиспытателя без этого высокого дара, имея в виду такую фантазию, которая не покидает земной почвы и подходит с меркой действительного и познанного к вещам, которые предчувствуются, предполагаются. Образы фантазии и фантазию как процесс обычно называют фантазирование м, правда чаще в отрицательном смысле; ср. Галлюцинация. Фрошаммер считает всю действительность продуктом мировой фантазии.

ФАНТАСМАГОРИЯ (от греч. phantasma – видение, призрак и agoreuo – говорю) – причудливое видение, фантастический образ, призрак, галлюцинация, нечто нереальное.

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ – основанное на фантазии, независимо от реальности. Чтобы отличить идеальное от фантастического, Гёте обращается к меткому образу акведука: идеальное покоится на устоях, которые имеют своей основой почву действительности; фантаст возводит в воздухе арки своего воздушного замка.

ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (род. ок. 870, Фараба, Ср. Азия – ум. 950, Дамаск) мусульманский философ, выдающийся комментатор платоновской и аристотелевской философии, склонялся к неоплатоновскому учению об эманации. Осн. произв.: «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Большая книга о музыке», трактат о классификации наук.

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis – определенный судьбой) – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе (см. также Детерминизм).

ФАТУМ (лат. fatum) – судьба, слепая необходимость природы. Amor fati – любовь к судьбе, по Ницше – признак человеческого величия (см. Судьба); у стоиков – сила, управляющая миром.

ФАУСТОВСКИЙ – по О. Шпенглеру, характерная черта западного человека с его никогда не удовлетворяющимся стремлением к познанию истины, абсолютно значимого, последних вещей, в противоположность аполлоновскому человеку греч. античности; см. также Аполлоновскодионисийский.

ФАЦЗЯ («школа законников») – школа в древнекит. философии. Защищала идею суверенного права, приспособленного к обстоятельствам, и с позиций абстрактного неэтического формализма вступила в полемику с конфуцианством; осн. ее представители – Гуань Чжун (7 в. до Р. X.), Шан Ян (4 в. до Р. X.) и Хань Фэйцзы (3 в. до Р. X.).

«ФЕДОН», или «О душе» – название одного из соч. Платона, в котором содержится его доказательство бессмертия души. Названо так по имени Федона, ученика Сократа, в 399 до Р. X. основавшего этическую школу, которая просуществовала до 260 до Р. X.

ФЕДОРОВ Николай Федорович (род. 1828 – ум. 28 дек. 1903, Москва) – рус. религиозный мыслитель, философ, православный священник, объявленный в конце жизни еретиком. В соч. «Философия общего дела» (т. 1-2, 1906-1913), изданном после смерти Федорова его учениками и последователями, он предложил целую оригинальную неохрист, систему – космизм, – подчиненную идее «патрофикации» (воскрешения предков – «отцов»), которая подразумевала воссоздание всех живших поколений, их преображение и возвращение к Богу. Их «воскрешение» усматривал в возможности регуляции слепых сил природы средствами развивающихся науки и техники, овладения их достижениями, в т. ч. в области переустройства человеческого организма, освоения космоса и управления космическими процессами, в распространении высшей нравственности, связанной с «долгом воскрешения», являющимся общим делом человечества. Это, по мысли Федорова, могло бы привести к всеобщему братству и родству («объединию сынов для воскрешения отцов»), к преодолению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, «учеными» и «неучеными», городом и деревней, богатством и бедностью; кроме того, создавались бы предпосылки для прекращения всех войн и условий для милитаристских устремлений. Христ. идею личного спасения считал противоположной делу всеобщего спасения и потому безнравственной. Некоторые философские идеи Федорова вызывали интерес еще у Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева. Признание пришло к нему после его смерти, в нач. 20 в., в период повального увлечения мистицизмом. Космизмом увлекались даже некоторые большевики, как, напр., Луначарский; среди почитателей Федорова называли также «пролетарского» писателя М.Горького и поэта В. Маяковского. У учения много поклонников и в настоящее время. Это гл. о. философы-мистики, однако представители естественных наук относятся к космизму скептически.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.