Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 64 страница




 

 

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (род. 8 июня 1794, Нижнегород. губ. – ум. 26 апр. 1856, там же) – рус. философ, мыслитель и публицист. Родоначальник рус. религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение на характер всемирно-исторического процесса, Чаадаев утверждал, что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум, управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом. Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью. Чаадаев считал, что рус. народ постоянно повторяет прошлое европейской истории, а истины, давно известные в др. странах, в России только открываются. Для того чтобы сравниться с др. народами, мы должны пройти сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое положение России между Западом и Востоком как бы предназначало ее служить вместилищем двух великих начал – воображения и рассудка, т.е. вместилищем истории всего мира. Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и воссоединение рус. правое лав. церкви, мистический дух которой должен быть при этом усвоен Западом, с католич. церковью, строгую организацию которой он хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен душевнобольным и взят под надзор. Осн. произв.: «Философические письма», 1836; «Соч. и письма», т. 1-2. М., 1913-1914.

ЧАСТНЫЕ НАУКИ – науки, стоящие вне узкой сферы философии (математика, естественные науки, юриспруденция и наука о государстве, медицина, педагогика, история, философия, археология, искусствоведение, литературоведение, музыковедение и т. д.), в отличие от философии как таковой, которая по отношению к частным наукам выступает как общая наука, ибо дает частным наукам принципы метода исследования.

ЧЕЛОВЕК – высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе); и те и др. восходят к третичному периоду. Существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали использовать огонь. О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности. С развитием этих качеств человека связано ослабление его физических – функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение чисто физической силы организма. Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир. Но все это грозит человеку имеющей далекие последствия опасностью потери инстинкта и опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов. Вследствие того что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевнодуховной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой (см. Культура). Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования. Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой – с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека. Наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние Ветхого завета. Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию политической общности. Христ. средневековье видело в нем, с одной стороны, подобие Бога, а с другой – творение земных демонических сил. В 18 в. в человеке различали чувственное явление и «сверхчувственную» разумную сущность. Последнее из названных понятий стало затем исходным пунктом для идеала Гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной физически-душевнодуховной способностью к совершенствованию. Сегодня сущность человека видят в том, что он отличает ценностное (см. Этика) от целесообразного, полезного, приятного. Способность оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства, так же как и способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида. Сущность человека и его место в мире исследует философская антропология.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА – «вечные», неотъемлемые права людей, основанные на том, что человек по своей природе стоит выше мира животных (основные права); приняты в качестве принципа государственного права в 1776 Соединенными Штатами, в 1789 – Францией; см. также Естественное право. Человеческие права охватывают право на свободу, собственность, безопасность и право сопротивления угнетению.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАССУДОК, ЗДРАВЫЙ – см. Common sense, Здравый смысл, Шотландская школа.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – см. Гуманность.

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (род. 1862 – ум. 1936) – рус. философ, психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Область общей психологии, по Челпанову, должна быть свободна от всякой философии; выступал против внедрения марксизма в психологию (кроме социальной). Челпанов – автор популярных учебников по логике и психологии. Гл. труды: «Мозг и душа», 1900; «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», т. 1-2, 1896 – 1904; «Введение в экспериментальную психологию», 1915; «Спорные вопросы психологии», 1926.

ЧЕРБЕРИ (Cherbury) Эдвард, лорд Герберт (род. 3 марта 1583, Эйтон-на-Северне – ум. 20 авг. 1648, Лондон) – англ, государственный деятель и философ религии, основоположник естественной религии. В его учении библейская религия целиком и полностью оправдывается разумом, который есть не что иное, как высший инстинкт, в равной мере присущий всем людям; она является также основой всякой нравственности. Главные его произв.: «De veritate», 1624; «De causis errorum», 1645; «De religione Gentilium», 1645.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (род. 12 июля 1828, Саратов – ум. 17 окт. 1889, там же) – рус. просветитель и писатель; радикальный материалист. Своим утопическим и нигилистическим тенденциозным романом «Что делать?», написанным во время заключения в Петропавловской крепости, оказал большое влияние на современников. Теория искусства, изложенная в диссертации Чернышевского «Об эстетических отношениях искусства к действительности», заключает в себе зачатки нравственно-философского учения, которое он позже развил в философской работе «Антропологический принцип в философии» (1860), где он заявляет себя последователем Фейербаха и Бюхнера, страстным защитником естественных наук и их метода в применении к изучению явлений нравственной и общественной жизни человека. Увлекшись Оуэном и Фурье, Чернышевский перерабатывал и дополнял теории своих учителей, не разделяя их веры в возможность быстрого проведения крупных социальных реформ. Напротив, вслед за Дж. Ст. Миллем он говорит, что нельзя ждать скорой замены современного порядка порядком, основанным на ином принципе; но как.бы далека ни была такая замена, он всегда и всюду выставлял ее как руководящую цель. Перевел «Основания политической экономии» Дж. Ст. Милля (1860) и написал к ним комментарии.

ЧЁРЧ (Church) Алонзо (род. 14 июня 1903, Вашингтон) – амер. логик и математик. В математической логике развил гипотезы об отделении понятия функции от понятия множества, о вычислимых функциях (т. н. тезис Чёрча), много сделал для развития комбинаторной логики, логической семантики и модальной логики. В рус. пер. издано соч. Чёрча «Введение в математическую логику», т. 1, 1960.

ЧЕСТЬ – признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства – одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности.

ЧЕШСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. – Вследствие долгого господства схоластики и неосхоластики в Чехии не было самостоятельной философии вплоть до кон. 18 в. Такие исключения, как Я. А. Каменский (1592 – 1670) – известный теолог и педагог, – лишь подтверждают правило. Толчок развитию чеш. философии дали Гердер и нем. идеализм (особенно Гегель и Гербарт). Натурфилософ А. Сметана (1814 – 1851) и историк Ф. Палацкий (1798-1876) были гегельянцами, так же как и отстраненный за это от службы пастор Ф. Клачел (1808-1882). Фр. Чупр (1821 – 1882) был гербартианцем. Более известными гербартианцами были логик М. А. Дрбаль (1829-1885) и склонный к позитивизму Йозеф Дурдик (1837 – 1902). Занимавшийся эстетикой Отто Гостинский (1847-1910) испытал влияние Рихарда Вагнера. Поворотом от нем. философии к рус., а от нее опять к западному позитивизму чеш. философия обязана Т. Масарику (1850-1937). Известным натурфилософом был биолог Эмиль Радл (1873- 1942). Воровка (1879-1929) стремился объединить мистико-магический скептицизм с гностицизмом. После второй мировой войны насаждалась марксистская философия, которая была отброшена после краха коммунистических режимов в Восточной Европе.

ЧЖОУ ДУНЬИ (род. 1017, Индао, провинция Хунань – ум. 14 июля 1073, Лушань) – кит. философ, стоявший у истоков неоконфуцианства. Развивал со ссылкой на «Йцзин» натурфилософию. Считал, что пять элементов – вода, дерево, огонь, земля, металл – вызывают в результате соединения их двумя «ци» («силами») вечный круговорот вещей, их возникновение и уничтожение.

ЧЖУ СИ (род. 19 окт. ИЗО, Юци, провинция Фуцзянь – ум. 24 апр. 1200, Каотин, Фуцзянь) – кит. философ, глава неоконфуцианства, самый влиятельный и известный мыслитель времен Сунской династии. Философию Чжоу Дуньи он сделал течением, господствовавшим в кит. философии в течение столетий. Согласно Чжу Си, мир возникает и существует в результате взаимодействия активного духа и пассивной материи (см. Ян и Инь), – здесь прежде всего становится явным различие между добром и злом и разнообразие существования и его форм.

ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу (род. ок. 369 – ум. 286 до Р. X.) – кит. философ, ученик Лао-цэы, учение которого излагал в поэтической форме. У Лао-цзы он заимствовал учение о дао, дополнив его положением о том, что достичь дао можно только путем непосредственных переживаний, а не теоретических и спекулятивных рассуждений. Дао обнаруживает себя в ритме всей Вселенной. Человек должен стойко и мужественно, опираясь на свою свободу, переносить страдания, а также обуздывать страсти. Его идеал – «истинный человек», т.е. такой, который, следуя дао, деятелен и независим.

ЧИРНХАУЗЕН (Tschirnhaus) Эренфрид Вальтер (род. 10 апр. 1651, Кизлингсвальд, близ Гёрлица – ум. 11 окт. 1708, Дрезден) – нем. философ и химик (одним из первых открыл секрет белого фарфора); мыслитель, близкий по образу и характеру мышления к Лейбницу, с которым был знаком лично, но сумевший сохранить при этом свою духовную независимость; находился также под сильным влиянием Спинозы. Осн. его произв. «Heilkunde der Geister oder allgemeine Vorschriften fьr die Kunst der Forschung» (1687) представляет собой научно-методический трактат, в котором в качестве основы любого научного метода выдвигается точное наблюдение, а в качестве основы выражения мыслей – понятные для всех формулировки.

ЧИСЛО – абстрактное, лишенное особенного содержания обозначение какоголибо члена некоторого ряда, в котором этому члену предшествует или следует за ним какой-нибудь др. определенный член; абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от другого того же рода. У всех народов имеется числовая символика (ср. Пифагор); счастливые числа (напр., 3), священные числа (напр., 3 и 7) и несчастливые числа (напр., 13).

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (род. 26 мая 1828, Тамбов – ум. 3 февр. 1904, с. Караул Тамбовской губ.) – рус. философ права, выдающийся гегельянец; выступал против позитивизма и мистицизма, безуспешно боролся против просветительского радикализма своей эпохи. Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады «тетрадой»). Ставил религию выше философии. Чичерин – один из основателей юридической школы в рус. историографии. Осн. произв.: «Наука и религия" (1879); «Мистицизм в науке (1880); «Положительная философия и единство науки» (1892); «Основы логики и метафизики (1894); «Философия права» (1898 -1900); «Вопросы философии» (1904).

ЧТОТОСТЬ – см. Quidditas.

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ – переживание, осознавание истинно предметного (принадлежащего как внешнему миру, так и внутреннему) с помощью внешних чувств или непосредственно с помощью «внутреннего» чувства. Восприятием называют также и само предметное как содержание сознания. С научной точки зрения восприятие является процессом, в результате которого связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место (см. Ощущение, Поле, Раздражение). Благодаря этому процессу связь ощущений приобретает форму (см. Гештальт), соответствующую структуре сознания, и ранг (см. Иерархия зависимости), соответствующий содержанию поля восприятия. Восприятие может быть основано и на заблуждении. См. также Иллюзия, Инверсия, Обман чувств, Восприятие пространства.

ЧУВСТВЕННЫЙ – 1) связанный с чувствами, опосредованный чувствами, воспринимаемый чувствами; 2) в этике – склонный к плотским наслаждениям. Соответственно чувственность означает: 1) способность к чувственному восприятию; 2) склонность к чувственным удовольствиям.

ЧУВСТВЕННЫЙ МИР (лат. mundus sensibilis) – совокупность содержаний сознания, опосредованных чувствами; воспринимаемый мир.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (сентиментальность) – склонность к трогательным ощущениям и представлениям, склонность сопровождать каждое переживание избытком чувств. Эпохой сентиментализма считается вторая пол. 18 в.; ее представители в Англии – Ричардсон, Стерн, Гольдсмит, Юнг; во Франции – Руссо; в Германии он представлен прежде всего книгой «Страдания молодого Вертера» Гёте. См. также Раздражимость.

ЧУВСТВО – в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных свойств). Гештальткачества сознания в целом, т.е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные Феликсом Крюгером «комплексными качествами» («качествами комплекса»), т.е. свойствами нерасчлененного целого), обозначаются настроением. Чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию в целом, сфере Я или частичным сферам созерцаемого мира. Последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления вещи также были живыми (см. Анимизм; см. также Одухотворение), потому что они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. Магия, Первобытные формы религии). Поэтому для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также Любовь). Сильные и быстро протекающие чувства называются аффектами (см. Аффект). Слово «чувство» или «чувствование» только с 18 в. стало специально философским термином; до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animal). См. также Философия чувства.

ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ – способность к непосредственной правильной оценке времени; у животных чувство времени совпадает с бессознательным чувством естественного ритма их жизни. У человека оно является побочным продуктом индустриализма, своего рода психологическим аналогом синтетических парфюмерных запахов и анилиновых красок (Олдос Хаксли), результатом непрерывного, мучительного для человека вытеснения времени в подсознательное.

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – ощущение (обоснованное или необоснованное) зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; часто оно является следствием перенесенных унижений. В качестве противовеса жизненным затруднениям, создаваемым людьми, возникают такие чувства, как заносчивость, жажда власти, мечты об уничтожении и т. п., в силу чего те, кто в большой степени отягощен чувством неполноценности (а полностью свободных от него нет), становятся опасными для общества. Поэтому важной задачей воспитания является помощь в постепенном приобретении разумной уверенности в самом себе. См. также Стремление к значимости, Индивидуальная психология, Компенсация.

ЧУДО (лат. miraculum) – необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных сил (Бога). Согласно взглядам католич. церкви, чудо не нарушает целостности метафизических и не отменяет физических принципов, но в определенных случаях их действие ограничивается Богом благодаря его всесилию. Возможность чуда вытекает из контингентности сущего и из чисто физической, но отнюдь не метафизической необходимости его существования и определенности бытия.

 

ШАНКАРА (род. ок. 788, Малабара ум. 820) – инд. религиозный философ, реформатор индуизма. В своих комментариях к «Брахма-сутре» дал новую интерпретацию учения веданты о всеединстве: абсолют (брахман) не развертывается в мир, однако наше врожденное незнание создает иллюзию существования множества. Сам брахман вечно остается одним и тем же. Допущение высшего знания, которое осуществляется благодаря медитации, и низшего знания, подчиняющегося власти иллюзий о мире (майя), дало ему возможность считать все формы культов ступенями, предшествующими истине. Главные соч.: комментарии на «Упанишады», «Венданта-сутру», «Бхагавадгиту».

ШАН ЯН, настоящее имя Гунсунь Ян (род. 400 – ум. 338 до Р. X.) – древнекит. философ; один из основоположников философской школы фацзя («школы законников»). В своем учении о государстве развивал мысли о суверенном праве, в соответствии с которыми станет возможным управление народом не с помощью богатства, а только с помощью строгих законов.

ШАРРОН (Charron) Пьер (род. 1541, Париж – ум. 16 нояб. 1603, там же) франц. теолог и философ; друг Монтеня, скептицизм которого оказал на него сильное влияние. Считал, что ум в соединении с естественной нравственностью может привести к пониманию житейской мудрости, которая есть не что иное, как достигаемый благодаря усилиям воли результат «proud'homie», благоразумной осторожности, которая позволяет человеку жить по законам природы и разума и приводит его к такому состоянию, когда он может возвыситься над своей судьбой (атараксия). Осн. работа: «De la sagesse», 3 vol., 1601.

ШАРТРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА – школа средневековой схоластической философии при Шартрском соборе, основанная в 990 епископом Фульбером по прозвищу «Сократ» (ум. 1028). Она являлась центром метафизического, космологического и естественно-научного «платонизма», вернее – синтезом Платона и Аристотеля. Главные представители: братья Бернар и Тьерри Шартрские, Гильберт Порретанский. К этой школе примыкали Гильом из Конша, Иоанн Солсберийский и др. См. также Французская философия, Бернар Шартрский, Тьерри Шартрский.

ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. – Наиболее ярким этапом ее развития является краткий период деятельности Декарта в Швеции (1650). В 18 в. стала известной мистика Сведенборга, особенно своей критикой Канта. Одновременно приобрели известное влияние философия Лейбница – Вольфа, немного меньше – Локка, а ок. 1800 – также и кантианство, в частности благодаря Боэтиусу (1751-1810). Борелиус (1823-1908) был гегельянцем. Классиком швед, философии и поныне считается Вострён, к которому вплоть до настоящего времени примыкает многочисленная школа, напр. Салин (1824-1927) и Лильеквист. Норстрём (1856-1916) стал известен своей философией культуры и религиозной философией. Ларсон, Хэгерстрём, Фален занимались теорией познания (в смысле критицизма или трансцендентализма). В качестве выразителя швед, философии приобрел значение писатель Стриндберг (1849 – 1912).

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (род. 14 янв. 1875, Кайзерберг, Эльзас – ум. 4 сент. 1965, Ламбарене, Габон) – нем.-франц. протестант, теолог, врач и представитель философии культуры. В 1913 – 1917 и с 1924 был «негритянским доктором» в Ламбарене в Габоне (Фр. Экв. Африка); лауреат Нобелевской премии мира 1952. Швейцер исходил из того, что человек приближает к себе мир не благодаря познанию, но благодаря переживанию его. Первым фактором человеческого существования является не cogito ergo sum Декарта, а более широкое «я есть жизнь, желающая жить среди жизни». Благоговение перед жизнью, согласно Швейцеру, является основой и всего мировоззрения, и всей этики. Осн. произв.: «Geschichte der Leben JesuForschung», 1906; «J. S. Bach», 1908; «Zwischen Wasser und Urwald», 1921; «Das Christentum und die Weltreligionen», 1924; «Kulturphilosophie», 1923-1925; «Aus meinem Leben und Denken», 1931; «Afrikan Geschich-ten», 1936; «Mitteilungen aus Lambarene», 1925-1927.

ШЕЙБЛЕР (Scheibler) Христоф (род. 1589 – ум. 1653) – нем. философ; профессор в Гисене. Находясь под сильным влиянием Суареса, создал оказавшую огромное воздействие систему протестант, неосхоластики («Opus metaphysicum», 2 Bde., 1617). Шейблера называли «протестантским Суаресом». Он оказал влияние на Лейбница, Вольфа и др.

ШЕЛЕР (Scheler) Макс (род. 22 авг. 1874, Мюнхен – ум. 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне) – нем. философ; профессор в Кёльне (1919-1928), во Франкфурте (1928); ученик Эйкена. Шелер перенес феноменологический метод Гуссерля в сферу этики, философии культуры и религии, изображая нравственные ценности неизменными «сущностями» и противопоставляя формальной этике Канта материальное учение о ценности. Главные области его исследования – описательная психология, в частности психология чувства, и «социология знания» в самом широком смысле, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению к Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католич. религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в т. ч. антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии. Осн. произв.: «Die transzendentale und die psychologische Methode», 1900; «Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg», 1915; «Krieg und Aufbau», 1916; «Von Ewigen im Menschen», 1921; «Wesen und Formen der Sympathie», 1923; «Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre», 1923 – 1924; «Die Formen des Wissens und die Bildung», 1925; «Die Wissensformen und die Gesellschaft», 1926; «Die Stellung des Menschen im Kosmos», 1927; «Zur Ethik und Erkenntnislehre», 1933. См. также Bee-жизнь, Все-человек, Ordo amoris, Первосущее, Ресублимирование.

ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (род. 27 янв. 1775, Леонберг, Вюртемберг – ум. 20 авг. 1854, Бад-Рагац, Швейцария) – нем. философ; преподавал в Йене, Вюрцбурге, Эрлангене, Мюнхене и Берлине. С позиций нем. идеализма (являясь вместе с Фихте и Гегелем главным его представителем) он развивает его в направлении романтики; из-за многочисленных изменений в своих взглядах он назван «философским Протеем». Примыкая к Канту, но более всего к Спинозе и Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»), которая в конце концов трансформировалась в философию тождества: противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. Согласно Шеллингу, этот абсолют познается непосредственно, в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве, которые или равноправны с философией, или часто даже возвышаются над ней и объединяют все разделенное. В предметах эмпирической действительности, по Шеллингу, в основном представлена то природа, то дух. В соответствии с этим царство природы и царство духа (история) образуют ряды (развития), отдельные ступени которых Шеллинг называет «потенциями». Эти «потенции» родственны друг другу только благодаря их общей первооснове, абсолюту; следовательно, ступени не возникают одна из другой, а выделяются абсолютом из самого себя, достигая своего полного развертывания. Учение Шеллинга о развитии, как и у Гегеля, является идеалистическим. С 1807 Шеллинг обращается к проблеме свободы человека и его отношений к Богу, основывающихся на человеческой воле. Наконец, в своей метафизике религиозной истории Шеллинг развил основы позднейшей религиозной науки (науки о религии). Последний период в его философском развитии составляет глубокомысленная, труднодоступная мистика. Осн. произв.: «Ideen zu einer Philosophie der Natur», 1797; «Von der Weltseele», 1798; «System des transzendentalen Idealismus», 1800 (рус. пер. «Система трансцендентального идеализма». Л., 1936); «Ьber das Wesen der menschlichen Freiheit», 1809 (рус. пер. «О сущности человеческой свободы». СПб., 1908); «Die Weltalter, Fragmente», 1811-1813; «Schriften zur Gesellschaftsphilosophie», 1920; «Studium Generale», 1954.

ШЕСТОВ Лев, настоящие имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман (род. 31 янв. 1866, Киев – ум. 20 нояб. 1938, Париж) – рус. религиозный философ и писатель. Профессор в Сорбонне (с 1920); философ антирационалистического экзистенциалистского направления. Предпринял попытку пересмотра традиционной философии, требуя переместить точку зрения на субъект. В русле идей Паскаля, Кьёркегора, Достоевского, Ницше полемизировал с традиционной рационалистической философией. Бог, не связанный с идеей логоса, выступает у Шестова как идеал всемогущего своеволия «по ту сторону добра и зла». Мастер философского парадокса и афоризма, он подвергает едкой критике академическое мышление. Осн. произв.: «Толстой и Ницше», 1900; «Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903; «Potestas clavum», 1923; Собр. соч., т. 1-6, СПБ., 1911.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.