Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 67 страница




ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum – проба, опыт) – планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. Эксперимент в современном смысле является со времени Галилея и Фр. Бэкона одним из важнейших средств исследования.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – исследование психических явлений с помощью экспериментальных, методов наблюдения, теста и анкеты; основана Фехнером, Вебером, Гельмгольцем, Вундтом и др. в сер. 19 в.; применяется преимущественно в области психологии чувств, а также при исследовании высшей психической деятельности (памяти, процессов мышления и воли). См. также Психотехника.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (лат.) находящийся вне познающего сознания.

ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio разъяснение) – см. Объяснение; Развертывание; эксплицировать – объяснять, разъяснять; е х p l i с i t e – подробно, развернуто, раздельно, определенно, ясно.

ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis – быть вне себя) – исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Греч, метафизики верили, что во время экстаза собственно Я человека покидает его тело и в него входят Бог или Муза, которые говорят его устами (см. Энтузиазм). Во время экстаза, по утверждению Плотина, восточных и христ. мистиков (напр., Бернара Клервоского), совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога (cognito Dei experimentales), а не к туманному чувству единения с мироосновой, о котором гово•рит пантеистическая мистика. Понятие экстаза (в виде «экстазиса») было вновь подхвачено экзистенциалистской философией и истолковано как «пребывание в ничто», или – вследствие смешения смыслового содержания понятий «экстази» и «экзистенция» – как «пребывание вовне».

ЭКСТЕНСИЯ (от лат. extensia) расширение (см. Протяженность), res extensa (см. Res); экстенсивность – распространение, размер, объем; экстенсивный – расширяющийся, связанный с увеличением, распространением.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior – внешний) – процесс порождения внешних психических проявлений человека (действий, высказываний) через преобразование внутренних структур, сложившихся на основе штериоризации внешней социальной человеческой деятельности.

ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ (от лат. extra вне и verto – поворачиваю, обращаю) – обращенный вовне; понятие психологии, восходящее к К. Г. Юнгу, который различает экстравертивные и интровертивные типы личности; первый в мышлении и поведении открыт для внешних влияний, второй «обращен внутрь», замкнут, отворачивается от мира.

ЭКСТРАМУНДАЛЬНЫЙ (лат.) – внемировой.

ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ЭСВ) – восприятие, происходящее независимо от известных сенсорных процессов. В эту категорию обычно включаются: телепатия, или передача мыслей на расстоянии; ясновидение, или сверхчувственная информация о предметах и явлениях, возможно никому более не известная; предсказание, или знание будущего. Научное изучение этих и родственных феноменов началось в кон. 19 в., наибольшее подтверждение существования ЭСВ было получено в экспериментах с раскладыванием карт. -Испытуемые пытаются определить символы, изображенные на картах, информация о которых скрыта от них по условиям эксперимента. Количество правильных ответов, превышающее их вероятностное распределение при статистически значимом числе проб, рассматривается как свидетельство наличия ЭСВ. Хотя многие ученые продолжают сомневаться в существовании ЭСВ, лица, претендующие на обладание соответствующими способностями, иногда используются при поисках пропавших людей или предметов (см. Психометрия).

ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (род. ок. 1260, Хохгейм, близ Готы – ум. осень 1327, Кёльн) – нем. философ-мистик, доминиканец; в 1303 – 1311 – провинциальный приор ордена в Саксонии, с 1311 – профессор в Париже, с 1313 – в Страсбурге и с 1320 учитель чтения в Кёльне. По настоянию францисканцев 28 тезисов Экхарта были осуждены после его смерти папской буллой. Экхарт опирался на учение Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Схоласт по складу мышления, он по своему мистическому мироощущению тесно связан с предшествовавшими ему нем. мистиками. Вера, с его точки зрения, должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшей силой души является разум, который Экхарт называет искрой, крепостью души, synteresis (греч. – сохранение, т.е. сохранение естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение). Благороднейшая деятельность души есть познание, материал для которого доставляют чувства; из этого материала «общее чувство» образует восприятия; на основе восприятий разум создает понятия. Разум, через который мы «воспринимаем» Божью волю, память и волю, Экхарт соотносит с Сыном, Святым Духом и Отцом (Троицей). Деятельность разума есть деяние Божие внутри нас. Душа стоит между Богом и сотворенной сущностью (телесной природой). Бог есть чистое бытие, первоединство. Сущность Бога состоит из идей. Смысл жизни – в познании Бога и возвращении к Богу; эту возможность дают добродетельная жизнь, аскетизм (отрешенность от всего телесного) и прежде всего добрые дела на благо ближних; пассивного созерцания недостаточно. Через милосердие Божие может быть достигнуто мистическое единение с Богом (см. Unio mystica). Осн. произв. – «Schriften und Predigten», 1919 (рус. пер. «Проповеди и рассуждения», 1912).

ЭЛЕАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – обобщение учения философов-элеатов (см. Греческая философия). Дискурсивное мышление безошибочно судит о том, существуют вещи или нет. Ничто непосредственно данное не должно безоговорочно приниматься за действительность, напротив, все должно заключать в себе возможность рационального обоснования. Только объяснимое действительно. Того, что нельзя вместить в свободные от противоречий высказывания, не существует. То, что противоречие между наличностью и объяснимостью есть следствие недостаточности тех понятий, которыми мы располагаем, не подлежит никакому обсуждению. Этот принцип, который был и остается до нашего времени одним из определяющих в европейской философии, лежит в основе как рационализма, так и агностицизма. Элеатическому принципу противопоставляется принцип феноменологии: «К вещам как таковым».

ЭЛЕАТЫ – школа в греческой философии.

ЭЛЕКТРОН (греч. – янтарь) атом отрицательного электричества, элементарный квант электричества; см. Константы.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ – см. Категориальный анализ.

ЭЛЕМЕНТОВ ДУХИ – согласно средневековому мировоззрению, духи (эльфы), живущие в элементах. Парацельс различал духов Огня (саламандры), Воды (ундины), Воздуха (сильфы, сильфиды) и Земли (гномы, домовые). Ср. Гёте («Фауст», сцена в кабинете): «Саламандра, пылай! Ты, Сильфида, летай! Ты, Ундина, клубись! Домовой, ты трудись!»

ЭЛЕМЕНТЫ (от лат. elementum стихия, первоначальное вещество) – в греч. философии первовещества (см. также Архе), а именно огонь, вода, воздух, земля, а также (как пятый элемент; лат. – квинтэссенция) либо эфир, либо ночь. В инд. философии различались следующие элементы: огонь, ветер, земля, вода, эфир; в кит. философии – металл, земля, дерево, вода, огонь; в средневековой алхимии, с одной стороны, различались такие элементы, как влажный – сухой, холодный – теплый, с др. стороны – сера, соль, серебро. После того как Юнгиус выдвинул положение о том, что Земля представляет собой огромное множество элементов, Бойль дал научное определение элемента как вещества, неразложимого на еще более простые вещества. В настоящее время известно более 100 элементов. В переносном смысле элемент – составная часть.

ЭЛИТА (франц. elite – лучшее, избранное) – понятие в социологии, обозначающее высшие привилегированные слои в обществе, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры. Теория элиты развивалась еще Платоном, Карлейлем, Ницше, но как система взглядов была сформулирована в 20 в. Вильфредо Парето, Гаэтано Моской, Ч.Р. Миллсом и др. Причиной возникновения элит считают природную одаренность составляющих их людей, а самих элит насчитывают, как правило, пять: политическая, экономическая, административная, военная и идеологическая, – которые уравновешивают друг друга и предотвращают возникновение тоталитаризма. К экономической элите причисляют, напр., крупных бизнесменов, капитанов индустрии, финансовых магнатов, несомненно являющихся незаурядными творческими личностями, наделенными прозорливостью, инициативой и предприимчивостью. По теории элиты, любой человек, наделенный этими чертами и при известном везении, может войти в элиту.

ЭЛЛИНИЗМ (от греч. hellen – грек) греко-рим. философия в период от Александра Великого (356 – 323 до Р. X.) до Августина и в более позднюю эпоху – до конца Древнего мира (сер. 6 в. после Р. X.); см. Греческая философия. Эллинистически и – относящийся к эллинизму; эллинский, греческий.

ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (род. 6 янв. 1912, Бордо) – франц. философ, социолог и юрист, активный участник экуменистического движения. Социальный прогресс рассматривает как порабощение человека технологий и поглощение личности массовым потребительским обществом, способствующим тому, чтобы люди ради материальных благ, которые дают развивающиеся наука и техника, приносили в жертву индивидуальные свободы и духовные ценности. В конце концов технические средства становятся самоцелью «технологического общества», в котором люди становятся типичным придатком к машине. Революционные движения называет исторической аномалией, негативной реакцией масс на социально-экономический и научно-технический прогресс. Революция как стихийный бунт в конечном счете приводит к результатам, прямо противоположным ожидаемым, разрушает демократию и прокладывает прямой путь тоталитарным режимам. Единственную альтернативу порабощению людей «технологическим обществом» и их отчуждению видит в развитии индивидуальной, трансцендентной свободы воли, совпадающей с религиозным обновлением человечества. Осн. произв.: «Le fondement theologique du droit», 1946; «La technique ou Penjeu du siecle», 1954; «Propagandas», 1962; «L'illusion politique», 1965; «Autopsie de la revolution», 1969; «De la revolution aux revoltes», 1972; «L'apocalypse», 1975; «L'empire du non-sens: l'art et la societe technicienne», 1980.

ЭМАНАЦИЯ (от лат. emanatio – истечение) – истечение из единого, целого. По учению неоплатоников и гностиков, мир есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Все низшее, согласно этому учению (эманацизм), вытекает из высшего, которое обозначается не только как «Бог», но и как «первоединое», «одно и все» (см. также Всеединство). В противоположность эманацизму, учение об истории развития предполагает развитие от низшего к высшему.

ЭМЕРДЖЕНЦИЯ (от лат. emergere появляться, выносить на поверхность) – понятие в англ, метафизике, которая учит, что вещи возникают из мировой основы, состоящей из пространственно-временных точек и благодаря «выносящему на поверхность развитию» (эмерджентная эволюция) поднимающейся все выше; причем они во все возрастающем количестве наделяются категориями и качествами. Главные представители эмерджентной философии – К. Л. Морган и С. Александер.

ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо (род. 25 мая 1803, Бостон – ум. 27 апр. 1882, Конкорд, близ Бостона) – амер. философ; был дружен с Карлейлем, познакомил Северную Америку с нем. идеализмом. Сам он называл себя «бесконечным искателем без прошлого», отклонял в принципе догматизм философских школ и систем и боролся против материализма и прагматизма. В его философии можно различить три осн. момента: 1) дух есть единственно реальное, он является носителем божественного; имманентные мысли о божественном существуют как в природе, так и в душе; 2) центральное метафизическое значение души как первоисточника ценностей и истин; философия есть возникающий в самой человеческой душе взгляд на строение мира; 3) одушевление всей природы или понимание ее как духовного абсолюта: природа есть все и все есть природа, также и душа; дух есть сверхдуша. Эмерсоновский идеал личности есть сама себя формирующая, идеалистически-активная личность; чем сильнее личность человека, тем в большей степени он является «репрезентативным» – намек на (абсолютную) истину. Особенным успехом пользовалась его работа «Essays on representative men» (1849). Осн. философские произв.: «Nature», 1836; «Essays», 1841 – 1844; «Complete works», 14 vol., 1890.

ЭМОЦИЯ (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний; эмоциональный – относящийся к чувству, продиктованный чувством; у Н.Гартмана – также ведомый стремлением; эмоциональное мышление – мышление, находящееся под влиянием чувства, настроения.

ЭМПАТИЯ – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Данный термин был введен в начале 20 в. как эквивалент нем. einfьglung и по аналогии со словом «симпатия». Термин «эмпатия» часто (но не исключительно) применяется по отношению к эстетическим переживаниям. Наиболее очевидный пример – актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновении с др. произв. искусства зритель может, путем своего рода интроекции, чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит или воспринимает. Использование эмпатии является важной частью методов психологического консультирования, предложенных амер. психологом Карлом Роджерсом.

ЭМПЕДОКЛ из Акраганта (род. 487/82, Акрагант – ум. 424/23 до Р. X., Пелопоннес) – древнегреч. философ и врач. Приписывал себе власть над магическими силами; врач, жрец и чудотворец, Эмпедокл был почитаем своими учениками как Бог. Говорят, что Аристотель называл его изобретателем риторики. В соответствии с мистикой орфизма Эмпедокл учил, что нет возникновения и исчезновения в собственном смысле, а есть лишь смешение и разделение, соединение и разъединение неизменных элементов, которые не возникают и не исчезают. Этих элементов он насчитывал четыре: огонь, воздух, вода, земля. Из первоначального состояния абсолютного смешения, в котором не существует отдельных вещей, постепенно развивается состояние абсолютного разделения элементов, из последнего – снова состояние смешения, и так до бесконечности. Движущими силами этого развития Эмпедокл называет Любовь и Вражду (дружбу и раздор, склонность и отвращение) – они попеременно приходят к безраздельному господству. Что касается живых существ, то в первую очередь из земли проросли растения, потом возникли животные, причем вначале это были головы без шей и туловища, руки без плеч, глаза без лица; эти существа-части соединялись между собой, но сохранялись и размножались лишь жизнеспособные творения (мысль о том, что выживает наиболее приспособленный). Таким же путем произошел человек, который познает лишь то, что наиболее близко и подобно ему, ибо подобное всегда познается подобным.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria опыт) – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения – принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте (см. Позитивизм, Прагматизм). Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им, во всяком случае, решающую роль. Противоположность – рационализм. Уже средневековый номинализм был эмпиристическим. Основателем гносеологического эмпиризма в новой философии, развивавшегося в тесной связи с прогрессом в области современного экспериментального естествознания, является Локк, основателем методологического эмпиризма – Фрэнсис Бэкон; главный представитель эмпиризма в 19 в. – Дж. Ст. Милль. Современная физика покоится на эмпиризме, имеющем логическое направление.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – основанная Р. Авенариусом философская система «чистого опыта», критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире».

ЭМПИРИЧЕСКИЙ – 1) соответствующий эмпиризму; 2) основанный на опыте.

ЭНДОГЕННЫЙ (от греч. endon внутри и genos – род, происхождение) – возникший в результате внутренних предрасположений или причин; противоположность – экзогенный.

ЭНДОТИМНЫЙ (от греч. endon внутри и thymos – дух, чувство) – в учении о характерах обозначение «внутренних» состояний, чувств, стремлений, желаний, настроений и т. д., которые переживаются как ядро, сущность личности. Теория слоев, прилагаемая к характеру, отличает эндотимную основу, к которой принадлежит также бессознательное, от «личной надстройки» (сознательной воли, логического мышления). С точки зрения психологии подобные подразделения сомнительны.

ЭНЕРГЕТИЗМ – учение об энергии. Основатель естественно-научного энергетизма – Роберт Майер (1814-1878). Философский энергетизм как мировоззрение сводит все существующее и происходящее к энергии, в т. ч. и материю, дух, которые в его понимании суть не что иное, как формы проявления энергии. Главный представитель этого энергетизма – Вильгельм Оствальд, построивший на этой основе обширную философию природы и культуры, вершиной которой является энергетический императив: «Не растрачивай понапрасну никакую энергию, используй ее!»

ЭНЕРГИЯ (от греч. energeia – деятельность) – в философии Аристотеля все, что имеет вид силы, способность на какое-либо достижение, дело (греч. ergon); это слово равнозначно активности, решительности, волеустремленности человеческого поведения. Ко времени, охватывающему период приблизительно от Галилея и до сер. 19 в., относится возникновение физического понятия энергии, которое означало способность при определенных условиях произвести, ускорить, затормозить движение, изменить его направление или быть порожденной движением. Место этого понятия энергии в современной физической картине мира определяется «законом сохранения энергии», согласно которому различные виды энергии при соответствующих условиях могут превращаться один в другой, однако энергия в целом и при всех превращениях остается равной самой себе (по количеству). Этот принцип открыл Роберт Майер (см. также Энергетизм). Закон сохранения энергии был развит в «закон энергии-массы», согласно которому энергия может превращаться в массу (и наоборот) по формуле: энергия равняется массе, умноженной на квадрат скорости света (Е = т • с2); 1 кг массы соответствует, т. о., энергии приблизительно в 25 000 миллионов кВт • ч.

ЭНЕСИДЕМ – древнегреч. философ из Кносса; учил в 70-х годах до Р. X. в Александрии, восстановил учение Пиррона, был основателем новой школы скептиков, которые выдвигали десять «тропов» (т. н. «скептические тропы», способы опровержения) для оправдания сомнения.

ЭНТЕЛЕХИЯ (от греч. entelecheia завершение, осуществленность) – по Аристотелю, форма, которая осуществляется в веществе; активное начало, которое превращает сначала возможность в действительность, а последняя приводит существование возможности к завершению. Энтелехия как актуальная деятельность называется Аристотелем также и энергией. Энтелехией тела, которая осуществляется в формировании, изменениях и деятельности тела, является, согласно Аристотелю, душа. Понятие энтелехии содержится во всех телеологических системах (см. Телеология), особенно у Фомы Аквинского и Лейбница. Для Гёте энтелехия есть «момент вечности», который пронизывает тело жизнью. В современной натурфилософии энтелехией называют действенную мощь, которая не является такой слепой, как физические природные силы, а наполнена смыслом, как человеческие действия. Энтелехия есть нечто реальное, но эта реальность не физическая или психическая, а метафизическая (Конрад Мартиус). См. также Витализм.

ЭНТРОПИЯ (от греч. entropia – поворот, превращение) – часть внутренней энергии замкнутой системы или энергетической совокупности Вселенной, которая не может быть использована, в частности не может перейти или быть преобразована в механическую работу. Точное определение энтропии производится с помощью математических расчетов. Наиболее отчетливо эффект энтропии виден на примере термодинамических процессов. Так, тепло никогда совершенно не переходит в механическую работу, преобразуясь в др. виды энергии. Примечательно, что при обратимых процессах величина энтропии остается неизменной, при необратимых, наоборот, неуклонно возрастает, причем этот прирост происходит за счет уменьшения механической энергии. Следовательно, все то множество необратимых процессов, которые происходят в природе, сопровождается уменьшением механической энергии, что в конечном итоге должно привести к всеобщему параличу, или, говоря иначе, «тепловой смерти». Но такой вывод правомочен лишь в случае постулирования тоталитарности Вселенной как замкнутой эмпирической данности. Христ. теологи, основываясь на энтропии, говорили о конечности мира, используя ее как доказательство существования Бога.

ЭНТУЗИАЗМ (от греч. entusiasmos наполненность Богом, экстаз) – воодушевление, страстное, восторженное увлечение идеей, идеалом; большой душевный подъем, выражающий стремление к более всеобщим и более высоким ценностям, особенно религиозным, этическим или эстетическим; напряжение сил под влиянием идеи, когда у человека «вырастают крылья»; это возбуждение сильнее, действеннее и длится дольше, чем возбуждение, вызванное обычным чувственным представлением (Кант).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч. enkyklios – круг и paideia – образование) – уровень образования, количества знаний, которым должны были овладеть рожденные свободными древнегреч. юноши, прежде чем перейти к обучению определенной специальности или начать деятельность в самой жизни. Уже в средние века существовало известное соединение всех знаний в форме энциклопедии, напр. «Speculum maius» Винченцо Бовэ. Но само слово «энциклопедия» появилось только во второй пол. 16 в., обозначая произв., в которых освещалась совокупность общеобразовательных вопросов или вопросов по какой-либо специальности. Наиболее известна в философском отношении «Encyclopedic ou dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers», которая была издана в 1751 – 1788 энциклопедистами Даламбером и Дидро при участии Руссо, Вольтера, Гримма, Гольбаха и др. Гегель назвал «Энциклопедией философских наук» свое осн. произв. (1817).

ЭОН (от греч. aion – век, эпоха) – очень длительный период времени, вечность, период в развитии мира; период времени, в течение которого точка равноденствия проходит весь Зодиак, т.е. ровно 26 тыс. лет. В гностицизме зон – это силы, которые исходят от божества.

ЭПИГЕНЕЗ (от греч. epi – после, сверх и genesis – возникновение) – развитие, совершающееся через следующие одно за другим новообразования, дифференциацию частей.

ЭПИГОНЫ (от греч. epigonoi – букв, родившиеся после) – (букв.) наследники, потомки; последователи к.-л. философского напрвления, лишенные творческой оригинальности, механически повторяющие отжившие, устарелые идеи и методы предшественников.

ЭПИКТЕТ (Epictetus) (род. ок. 50, Гиераполь, Фригия – ум. 138, Никополь, Эпир) – древнегреч. философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Проповедовал идеи стоицизма: осн. задача философии – научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди – дети единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни. "Беседы», выдержки из учения Эпиктета, сохранились в записи его ученика Арриана.

ЭПИКУР (род. 342/41, Самос – ум. 271/70 до Р. X.) – древнегреч. философ; глава философской школы, основанной им в 306 до Р. X. Он стремился дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика, а последней – логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела, демократическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в междумириях), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов. Познание природы есть не самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются дурными. Однако духовное удовольствие более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех. Благодаря разуму, дару богов, за который они не требуют никакой благодарности, стремления должны приводиться в согласие (симметрию), предполагающее удовольствие, причем одновременно достигается не нарушаемое неприятными переживаниями спокойствие, невозмутимость (атараксия), в которых и заключается истинное благочестие. К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: живи уединенно! От 300 произв., которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Источниками, из которых мы черпаем наши знания об Эпикуре, являются также работы Диогена Лаэрция и Лукреция Кара. См. также Эпикуреизм.

ЭПИКУРЕИЗМ – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто не задумываясь отдает предпочтение материальным радостям жизни.

ЭПИСИЛЛОГИЗМ (от греч. epi при и syllogismos – суммирование) – последующее умозаключение (см. Умозаключение).

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. episteme – знание и logos – учение) – теория познания. Эпистемологический – теоретико-познавательный.

ЭПИФЕНОМЕН (от греч. epi – при и phainцmenon '- являющееся) – сопутствующее явление. В качестве эпифеномена, т.е. побочного явления, несущественного для течения процессов природы, в качестве простого.«отражения» метафизического или материально-энергетического события многие (в т. ч. Э. Гартман и Ницше) рассматривают сознание.

ЭПОХА (от греч. epoche – букв, остановка) – 1) временная точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени. Эпохальными, или делающими эпоху, называются события или личности, которые начинают значительную эпоху; 2) воздержание от суждения, осн. понятие античной Стой, а позже – скептиков (особенно у Секста Эмпирика). В феноменологическом методе эпоха (историческая) есть отбрасывание всех полученных в ходе истории мышления мнений о предмете с целью сделать доступной сущность этого предмета. Преемником «исторической эпохи» является «эйдетическая редукция» предмета (см. Эйдос).

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Герхарда Герхардса (род. 28 нояб. 1466/69, Роттердам – ум. 12 июля 1536, Базель) – выдающийся гуманист эпохи Возрождения; «Вольтер 16 века» (Дильтей); друг Томаса Мора; был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации, стоял вне партий. Безучастность человека в его определении Богом, восторженность, которая лишает человека возможности располагать земным миром и – в зависимости от распущенности мира – отдает его в полное распоряжение Бога, – вот то, что Эразм Роттердамский называет «нововведением» Лютера. Он также жалуется: «То, о чем я говорю сдержанно, относя значимость его только к определенным случаям, Лютер распространяет на все и вся». Сравнивая Библию с произв. античных классиков (особенно с произв. Сократа и Платона), Эразм Роттердамский хотел охватить «универсальное откровение», «чистое Евангелие», «христ. философию» и явился, т. о., основателем теологического рационализма. Его идеалом образования был эстетический, моральный и религиозный индивидуализм.

ЭРДМАН (Erdmann) Бенно (род. 30 мая 1851, Гурау, Силезия – ум. 7 янв. 1921, Берлин) – нем. логик и психолог; профессор (с 1909); занимался гл. о. проблемами психологии мышления (настаивал на необходимости дополнительного момента между экспериментом и самоанализом), проблемами психологии чтения, известен также как исследователь Канта. Логику рассматривал как учение о нормах мышления. Осн. произв.: «Die Logik», Bd. l, 1892; «Psychologische Untersuchungen ьber das Lesen», 1898; «Umrisse zur Psychologie des Denkens, 1900; «Die Psychologie des Kindes», 1901; «Immanuel Kant», 1904; «Grundzьge der Reproduktionspsychologie», 1920.

ЭРЕНФЕЛЬС (Ehrenfeils) Христиан (род. 20 июня 1859, Родаун, Австрия – ум. 8 сент. 1932, Лихтенау, близ Кремса) – австр. психолог; с 1896 – профессор в Праге; ученик Брентано и Мейнонга, открыл гештальткачества («качества Эренфельса»), положив тем самым основание современной гештальтпсихологии. Осн. произв.: «Ьber- Gestaltqualitдten», в «Vierteljahrsschrift fьr wissenschaftliche Philosophie», 1890; «System der Werttheorie», 2 Bde., 1897-1898; «Grundbegriffe der Ethik», 1907.

ЭРИКСОН (Erikson) Эрик (род. 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне) – амер. психолог, представитель неопсихоаналиэа. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал биосоциальную природу характера поведения личности, способной приспособляться, т.е. проявлять психосоциальную индентичность (разработал восемь стадий развития личности, каждая из которых имеет целью достижение того или иного социально ценного качества: автономии, доверия, инициативы и т.д.). По Эриксону, в основе адаптивности лежит принятие личностью целостногр образа себя (Я-концепция) в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности; иногда это приводит к глубоким личностным затруднениям и «потере себя». На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотных этапах истории (войны, революции и т. п.). В духе своей концепции в работах «Young man Luther» («Молодой Лютер») 1958, и «Gandhi's truth» («Истина Ганди»), 1969, интерпретировал жизнь великих людей, чтобы доказать, что их личностные кризисы на «переломах истории» имеют одинаковую с социальным кризисом структуру. Осн. труды: «Childhood and society», 1950; «Identity: Youth and crisis», 1968; «Life history and the historical moment», 1975.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.