Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 65 страница




ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер, граф (род. 26 февр. 1671, Лондон – ум. 15 февр. 1713, Неаполь) – англ, философ. Подчеркивал самостоятельный характер морали по отношению к религии, а также и по отношению к естественному механизму. Нравственное начало коренится в природе человека, в частности в его эстетических склонностях. Мотивы надежды на вознаграждение или страха перед искуплением могут, согласно Шефтсбери, применяться лишь в том случае, если речь идет об усмирении человека, а не о том, чтобы сделать его нравственным. Сущность нравственности, которую Шефтсбери понимает в основном индивидуалистически, состоит в гармоническом сочетании индивидуальных и общественных склонностей. Высший идеал – совершенная эстетическая гармония жизни. Шефтсбери оказал большое влияние на Винкельмана, Гердера, Гёте и Шиллера. Осн. произв. – «Characteristics of men, manners, opinions, times» (3 vol., 1776 – 1779), где содержится, среди прочих, его знаменитая работа «Моралисты» (1709).

ШИЗОИД (от греч. schizein – расколоть и eidos – вид) – так Э. Кречмер называет переходную форму между здоровым и больным в своей конституционной группе шизотимии. Шизоидный человек имеет и внешнюю сторону, и внутреннюю. То, что он выглядит исключительно грубым или угрюмым, тупым или язвительным, ироническим или беззлобным, – все это относится к внешней стороне. Этих внешних признаков может вообще не быть; мы видим человека, который как вопросительный знак маячит на нашем пути; мы ощущаем какую-то тоску, скуку, что-то неопределенно проблематичное. Какая глубина скрывается за этой маской? Это может быть «ничто» – преувеличенное честолюбие, полная бессердечность, ледяное бездушие. Но по внешнему виду мы не можем увидеть того, что скрыто за ним (Э. Кречмер).

ШИЗОТИМИЯ (от греч. schizein расколоть и thymos – характер, нрав) – общая конституционная группа Э. Кречмера, соответствующая прежде всего лептосомному типу. Обозначает психоэстетические пропорции, т.е. своеобразное отношение между чувственной внутренней восприимчивостью и внешней сдержанностью. В экспериментах шизотимики обнаруживают высокую способность к «раздвоению» (способность к абстракции), сильную способность к персеверации, повышенную склонность к созерцанию формы – в отличие от восприятия цвета и т. д. Из тех типов, которым свойственно включаться в деятельную жизнь, шизотимики, по-видимому, обладают особенно большой энергией, неуклонностью, принципиальностью и последовательностью; это властвующие натуры, героические моралисты, чистые идеалисты, фанатики и деспоты и дипломатически-холодные, расчетливые натуры (Э. Кречмер). Противоположность – циклотимия (см. Циклотимик).

ШИЗОФРЕНИЯ (от греч. schizein расколоть и phren – диафрагма, которая у греков считалась седалищем сознания, души, духа) – состояние помешательства, психическое заболевание, зачастую развивающееся уже в молодости, называемое также dementia praecox (юношеским сумасшествием). Шизофрения ведет к разрушению и упадку личности, особенно сильно затрагивая при этом сферу чувства и воли. Шизофреник живет в странном, недоступном нормально мыслящему человеку собственном мире, социальные и этические связи которого возникают и существуют безотносительно к внешним силам.

ШИЛЛЕР (Schiller) Фердинанд Каннинг Скотт (род. 16 авг. 1864, Альтона – ум. 7 авг. 1937, Лос-Анджелес) – англ, философ; профессор в Оксфорде (с 1903) и Лос-Анджелесе (с 1929); персоналист, глава англ, прагматизма. Свое прагматическое учение он назвал «гуманизмом» (см. Гуманизм). На основе положения Homo – mensura разрабатывал теологически-антимеханистическую картину мира и этику действия. Осн. произв.: «Humanism», 1903; «Studies in humanism», 1907; «Formal logic», 1912; «Our human truths», 1939.

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (род. 10 нояб. 1759, Марбах, Вюртемберг – ум. 9 мая 1805, Веймар) – великий нем. поэт, философ и историк. В юности испытал влияние, с одной стороны, философии Лейбница и Вольфа, а с др. – Шефтсбери и Руссо. В 1790 Шиллер ближе познакомился с философией Канта, занявшись серьезным ее изучением, но не соглашаясь с ней полностью. В частности, он находил, что в кантонской этике идея долга развита слишком резко и односторонне. По отношению к воле и разуму человек един, а не раздвоен. Воля – видовая характеристика человека, и сам разум является только вечным ее правилом. Разумно действует вся природа; отличие человека заключается только в том, что он разумно действует при помощи сознания и воли. Человек – существо, которое хочет свободы. Культура должна содействовать человеку в приобретении этой свободы. Совершенно свободен только морально ориентированный человек. В качестве последнего направления своей воли каждый индивид имеет установку и определение в соответствии с чисто идеальным человеком в себе; великая задача его бытия – согласованность с этим человеком при всех изменениях процесса жизни. Этико-педагогическая философия Шиллера нашла свое завершение в «Письмах об эстетическом воспитании человека». Главная проблема – воспитание нравственного желания. Переход от пассивного состояния ощущения и эффекта к деятельному состоянию – мышлению и желанию – совершается благодаря промежуточному состоянию эстетической свободы (означающей действенно-нравственную изначальность). «Человек должен научиться быть благороднее в своих желаниях; тогда у него никогда не возникнет необходимость иметь чрезмерные желания». Философские произв. Шиллера: «Философские письма», "О грации и достоинстве», «О нравственной пользе эстетических нравов», " Наивная и сентиментальная поэзия». Произв. Ф. Шиллера на рус. яз.: Собр. соч., 4 т. СПБ., 1902.

ШИФР (от франц. ciffre – числовое обозначение) – совокупность условных знаков; в нем. романтике – средство, благодаря которому природа раскрывает нам свои прекрасные формы (Кант); подобное же значение слова мы находим у Гёте, Новалиса, Геббеля и др. Это понятие использует Ясперс: 4 Метафизика доносит до нас окружающее трансценденции. Метафизику мы понимаем как «тайнопись». Мы слышим заключенную в шифре действительность из действительности нашего существования (экзистенции), а не просто из рассудка, который здесь ни в коей мере не содействует раскрытию смысла» (см. Крушение, Символ).

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (род. 10 марта 1772, Ганновер – ум. 12 янв. 1829, Дрезден) – нем. философ и поэт. В Шлегеле особенно ярко отразилась философская судьба романтики. Незадолго до своей смерти он следующим образом характеризовал свою собственную эволюцию: 1788-1798 – неотчетливые взгляды и поиски; 1798 – 1808 – стремление к оформлению философских и эстетических взглядов, которое привело к философии всеобъемлющего Я; 1808-1818 – переход к католицизму, повиновение и подчинение разума церковным истинам; 1818-1828 – мистическая личная жизнь, послушание церкви. Философские произв.: «Philosophie der Geschichte», 2 Bde., 1829; «Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830; «Werke», 15 Bde., 1846.

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих Эрнст Даниель (род. 21 нояб. 1768, Бреслау – ум. 12 февр. 1834, Берлин) – нем. теолог и философ. В тесной связи с нем. идеализмом и романтикой он создал имеющую протестант, уклон философию созерцающего мышления, связанного с Богом и миром. Смягчая идеалистические спекуляции Канта и Фихте, требовал обратить большее внимание на духовно-исторические реальности, однако не в их изолированности, а в единстве с Целым и Вечным. Религия – ощущение единства с этим Вечным. Она основывается на чувстве «простой» зависимости, а именно зависимости от Бога. В идее Бога мыслится абсолютное единство идеального и реального и исключаются всякие противоречия, в понятии же мира полагается относительное единство идеального и реального в противоречивой форме. Поэтому Бог мыслится не как тождественный миру и не как отделенный от мира (см. Панентеизм). Вещи считаются зависимыми от мира в такой мере, в какой они обусловлены естественной связью; поэтому непосредственное восприятие Бога, т.е. чудо, невозможно. Человек включен в божественную природную связь, и поэтому между нравственным законом и законом природы нет никакого радикального различия. Каждому индивиду присуще собственное значение, так что каждый индивид призван развивать свой собственный прообраз. В осуществлении индивидуальности, заложенной в личности идеально, состоит свобода личности. Этику Шлейермахер рассматривает как учение о добре, добродетели и долге. Всеобщий закон долга, согласно ему, гласит: действуй в каждый момент, собрав все нравственные силы и стремясь ко всем нравственным целям. Осн. произв.: "Reden ьber die Religion an die Gebildeten unter ihren Verдchtern», 1799 (рус. пер. «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим». М., 1911); «Monologe», 1810 (рус. пер. «Монологи». М., 1911); «Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre», 1803; «Entwurf einer Systems der philosophischen Ethik», 1835; «GrundriЯ der philosophischen Ethik», 1841; «Dialektik», 1839; «Platons Werke» (перевод), 6 Bde., 1804-1828; «Psychologie» (оставленные после смерти материалы и лекции), 1862.

ШЛИК (Schlic) Мориц (род. 14 апр. 1882, Берлин – ум. 22 июня 1936, Вена) – австр. философ, физик и логик; профессор в Ростоке, Киле, Вене, в 1931-1932 – в БерклИ (Калифорнийский ун-т); основатель Венского кружка (см. Неопозитивизм); представитель эмпирического реализма. Испытав влияние Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, разрабатывал гл. о. проблему истины, теорию познания, вопрос об априорном характере логики и математики. Он полагал, что существует возможность априорного синтетического суждения, и пытался физически разрешить психофизическую проблему. Задача философии – логическое разъяснение понятий. Кроме того, Шлик исследовал понятия пространства, времени, мадерии, причинности, вероятности, органического, ценности, гедонизма, свободы воли, этического мотива. Осн. произв.: «Lebensweisheit», 1908; «Raum und Zeit in der gegenwдrtigen Physik», 1917; «Gesammelte Aufsдtze», 1938; '«Fragen der Ethik», 1930; «Les enonces scientifiques et la realite du monde, exterieur», 1934; «Natur und Kultur», 1952.

ШМИДТ (Schmidt) Генрих (род. 15 дек. 1874, Гойбах, Тюрингия – ум. 2 мая 1935, Йена) – нем. биолог и натурфилософ. Директор Геккелевского архива в Йене; будучи учеником и ревностным защитником Геккеля, выступил как поборник монистической теории, имеющей этическое направление. Осн. произв.: «Der Kampf um die Weltrдtsel», 1900; «Wцrterbuch der Biologie», 1911; «GoetheLexikon», 1913; «Geschichte der Entwicklungslehre», 1918; «Mensch und Affe», 1932; «Ernst Haeckel, Denkmal eines groЯen Lebens», 1934.

ШНАЙДЕР (Schneider) Райнхольд (род. 15 мая 1903, Баден-Баден – ум. 6 апр. 1958, Фрейбург) – нем. философ истории; стремился познать и. выразить христ. смысл истории – преодолевая время, которое я переживаю и с которым борюсь в самом себе; от чисто «трагического» линия развития идет к радикальному христианству в смысле преемственности, которая упорядочивает все ценности наследия и покоящееся на нем пророчество. Осн. произв.: «Das Leiden des Camoes oder Untergang und Vollendung der portugiesischen Macht», 1930; «Las Casas vor Karl V, Szenen aus der Konquistadorenzeit», 1937; «Der groЯe Verzicht», 1950; на рус. яз.: Иэбр. произв., 4 т., 1953. •

ШНЕЙДЕР (Schneider) Герман (род. 29 апр. 1874, Пфорцгейм) – нем. философ; профессор в Лейпциге (1923 – 1939). На него оказали влияние В. Виндельбанд и Г. Риккерт, В. Вундт и К. Лампрехт. Метафизику он считал учением об обработке предметов познания. Осн. произв.: «Religion und Philosophie», 1912; «Kultur und Denken der Babylonier und Inden», 1910; «Philosophie der Geschichte», 2 Bde., 1923. В двух больших томах «Die Kulturleistungen der Menschheit» (19271932) Шнейдер описывает культурные достижения человечества начиная с каменного века. Кроме указанных работ, написал следующие: «Metaphysik als strenge Wissenschaft», 1921; «Nachklang einer Philosophie zum Zweck», 1947; «Pestalozzi», 1925.

ШОЛЬЦ (Scholz) Хенрих (род. 17 дек. 1884, Берлин – ум. 30 дек. 1956, Мюнстер) – нем. философ; профессор в Мюнстере (с 1928); главный представитель логистики в Германии. Осн. произв.: «Religionsphilosophie», 1921; «Geschichte der Logik», 1931; «Logistik», 1933; «Was ist Philosophie?», 1940; «Metaphysik als strenge Wissenschaft», 1941; «Fragmente eines Platonikers», 1941; «Grundzьge der mathematischen Logik», 1961.

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (род. 22 февр. 1788, Данциг – ум. 21 сент. 1860, Франкфурт-на-Майне) – нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине (с 1820) был приват-доцентом во Франкфурте-на-Майне (с 1832). Его философия основывается на двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня (главное произв. – «Мир как воля и представление», 1819). Все, что существует для познания, т.е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом – представление. Следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. Но этого познания, по Шопенгауэру, недостаточно. Мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? В этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. Тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом «воля». Следовательно, тело – объективация воли; воля – в-себе-бытие тела. Это познание – венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. Воля есть вещь в себе. Дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к Северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, Землю – к Солнцу. И только пространство и время есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последовательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (Principium individuations) и благодаря этому становится волей к жизни. Ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека – являются платоновские идеи. Объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. Вследствие этого только гений искусства – благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. Музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. Особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на Вагнера и Ницше. Воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. Со всей силой своего красноречия Шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). Это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. Сострадание является фундаментом морали. Чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает Шопенгауэр, равным образом и к животным. Кроме указанной работы, Шопенгауэром написаны: «Ьber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde», 1813 (рус. пер. «О четверичном корне закона достаточного основания», 1892); «Ьber den Willen in der Natur», 1836 (рус. пер. «О воле в природе», 1892); «Die beiden Grundprobleme der Ethik», 1841 (рус. пер. «Две осн. проблемы этики», 1896); «Parerga und Paralipomena», 2 Bde., 1851 (рус. пер. «Афоризмы и максимы», 1891 – 1892).

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА – распространившееся в 18 и 19 вв. направление в шотл. философии, которое, в противовес франц. материализму и юмовскому скептицизму, выступило с девизом «здравого человеческого смысла» (common sence). Позднее ее представители, ссылаясь на Канта, разрабатывали психологию, теорию познания, эстетику, религиозную философию, этику. Важнейшие представители: Томас Рид, Дугалд Стюарт, Томас Браун, в последний период – Уильям Гамильтон.

ШПАНН (Spann) Отмар (род. 1 окт. 1878, Вена – ум. 8 июля 1950, Нейштифт, Бургенланд) – австр. социолог и философ; профессор в Вене; примыкал к универсализму философии Платона и Аристотеля, к нем. мистицизму и нем. идеализму и создал в общих чертах учение о категориях, в центре которого стоит категория «целостность». С этих позиций он боролся против индивидуализма, эмпиризма, механицизма и материализма как в философии, так и в социологии. Осн. произв.: «Wirtschaft und Gesellschaft», 1907; «Die Haupttheorien der Volkswirtchaftslehre», 1914; «Der wahre Staat», 1921; «Kategorienlehre», 1924; «Gesellschaftsphilosophie», 1928.

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (род. 28 мая 1880, Бланкенбург, Гарц – ум. 8 июня 1936, Мюнхен) – нем. представитель философии культуры. Известен благодаря своему осн. произв. «Der Untergang des Abendlandes. UmriЯ einer Morphologie der Weltgeschichte», 1918 (рус. пер. «Причинность и судьба. Закат Европы». Пг., 1923), в котором он рассматривает культуры, образующие мировую историю, как организмы с ограниченной, определяемой им приблизительно в тысячу лет длительностью жизни. Он хочет предсказать будущее западной культуры, сравнивая ее с исчезнувшей греч. культурой. Западная культура, по его мнению, уже вступила в такую стадию цивилизации, на которой начинается ее неумолимая фатальная гибель. Его книга в период между двумя мировыми войнами имела необыкновенный успех, потому что была проникнута основанной якобы на исторических фактах враждебностью духу, которой придерживались тогда сторонники философии жизни (Эрнст Юнгер, Людвиг Клагес и др.), а также широкие круги образованной публики (см. Ожидание гибели). Но, уже тогда сильно критикуемая, сейчас она обсуждается во все более неблагоприятном тоне в основном из-за обнаружившегося в ней дилетантизма (Шпенглер признавался в том, что всегда принципиально презирал философию ради самой философии) и культа фактов («факты важнее, чем истина»). В целом Шпенглер представлял весьма плоский позитивизм, упрощающий трудную проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действительности. Позже он написал еще ряд работ: «PreuЯentum und Sozialismus», t920; «Der Mensch und Technik», 1931; «Politische Schriften»; «Gedanken», 1941.

ШПЕТ Густав Густавович (род. 26 марта 1879, Киев – ум.. 23 марта 1940, пос. Колпашево Томской обл., в тюрьме НКВД) – рус. философ, последователь феноменологии Э. Гуссерля; профессор Московского ун-та (с 1918). Его научные интересы были разнообразными: от истории и методологии наук до эстетики и психологии. Знание 17 современных европейских языков он использовал для перевода большого количества работ по философии, психологии, логике и эстетике. Он был создателем Ин-та научной философии, Вольной философской ассоциации творческой и вузовской интеллигенции (1919, Петроград), Кабинета этнической психологии, совместно с Г.Челпановым – Московского психологического ин-та. Им опубликован целый ряд значительных исследований по истории западноевропейской философии; ему принадлежат историко-философские очерки мировоззрения П.Д. Юркевича, П.Л. Лаврова, А.И. Герцена. Шпет пытался найти «первоначала» и «принципы бытия», которые называл «смыслами», «эйдосами», «идеями». Обнаружение их смысла в опыте достигается через раскрытие интуитивных актов человеческого разума, трактовавшихся в духе рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница. Перевел на рус. яз. «Феноменологию духа» Гегеля (опубликована в 1959). Полагал, что философия языка является основой философии культуры. Осн. соч.: «Явление и смысл», 1914; «История как проблема логики», ч. I, 1916; «Сознание и его собственник», 1916; «Очерк развития рус. философии», ч. I, 1922 (полностью работа напечатана в сб. «Очерки истории рус. философии», Изд-во Уральского ун-та, 1991); «Эстетические фрагменты», вып. 1-3, 1922-1923; «Внутреняя форма слова», 1927; «Введение в этническую психологию», вып. 1, 1927.

ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (род. 27 июня 1882, Берлин – ум. 17 сент. 1963, Тюбинген) – нем. психолог, философ, педагог, с 1920 – профессор в Берлине, с 1946 – в Тюрингии; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии – вопрос о сущности понимания (см. Понимание) как способе постижения смыслового содержания явлений объективного духа. В зависимости от особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от ценности и смысла схватываемого содержания Шпрангер различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) – шесть осн. человеческих типов: 1) теоретический; 2) экономический; 3) эстетический; 4) социальный; 5) человек силы; 6) религиозный человек. В своих работах в области культуты и педагогики Шпрангер рассматривал античность, христианство и нем. идеализм как силы, породившие современную жизнь. Если сначала его устремления были весьма сходны с идеалами гуманизма в духе В. Гумбольдта, то позже он все настойчивее ставит перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, ибо только они обеспечивают целостность структуры индивида (см. также Структурная психология, Всемирное благочестием). Осн. произв.: •«Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft», 1905; «Lebensformen», 1914; «Zur Psychologie des Verstehens», 1918; «Die Psychologie des Jugendalters», 1942; «Volk, Staat, Erziehung», 1930; «Weltfrцmmigkeit», 1940; «Die Magie der Seele», 1947; «Pestalozzis Denkformen», 1947; «Goethes Weltanschauung», 1949; «Kulturfragen der Gegenwart», 1953.

ШРЁДИНГЕР (Schrцdinger) Эрвин (род. 12 авг. 1887, Вена – ум. 4 янв. 1961, там же) – австр. физик-теоретик; лауреат Нобелевской премии 1933; профессор в Берлине, Оксфорде, Граце, Генте. С 1939 – директор основанного им Institute for advanced studies в Дублине; разработал квантовую механику и волновую теорию материи (см. Волновая механика). Осн. произв.: «Abhandlungen zur Wellenmechanik», 1927; «Vier Vorlesungen ьber Wellenmechanik», 1928; «Zur Kritik der naturwissenschaftlichen Erkenntnis», 1932; «Space-Time structure», 1950; на рус. яз.: «Что такое жизнь с точки зрения физики?», 1946.

ШТАММЛЕР (Stammler) Рудольф (род. 19 февр. 1856, Альсфельд – ум. 25 апр. 1938, Вернигероде) – нем. представитель философии права; профессор в Берлине (с 1916); последователь Канта. Социальным идеалом философии права, по Штаммлеру, является общность людей, объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. С позиций юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Утверждал первичность права по отношению к экономике и государству. Осн. произв: «Wirtschaft und Recht nach materialistischer Geschichtsauffassung», 1896; «Die Lehre vom richtigen Recht», 1902; «Lehrbuch der Rechtsphilosophie», 1922; «Rechtsphilosophische Abhandlungen und Vortrдge», 2 Bde., 1925.

ШТЕЙН (Stein) Хенрих, барон (род. 12 февр. 1857, Кобург – ум. 20 июня 1887, Берлин) – нем. философ; был воспитателем в доме Рихарда Вагнера, оказавшего на него сильное влияние; приватдоцент в Галле (1881), в Берлине (1884), где он примкнул к Дильтею, позднее временами был близок к Ницше. Представитель эстетического иррационализма, искусство рассматривал как выражение мировоззрения, а эстетику в связи с этим как основу философии. Считал, что содержание вещи постижимо не разумом, а только «чувствительной душой». Осн. произв.: «Die Ideale des Materialismus» 1878; «Die Entstehung der neueren Дsthetik», 1886; «Vorlesungen ьber Дsthetik», 1897; «Giordano Bruno», 1900; «Idee und Wekt», 1940.

ШТЕЙНБЮХЕЛЬ (Steinbьchel) Теодор (род. 15 июня 1888, Кёльн – ум. 11 февр. 1949, Тюбинген) – нем. теолог и философ; профессор (с 1941). Представитель христ. социализма («Sittliche Ideen des Sozialismus», 1921; «Lassalle und der deutsche Idealismus», 1926; «Karl Marx, Gestalt, Werk und Ethos», 1946), пытавшегося доказать наличие в марксизме некоторых идеалистических тенденций и относительную правомерность материалистического понимания истории. Его соч.: «Umbruch des Denkens», 1936; «Existentialismus und chritlicher Ethos», 1947; «Dostojewski», 1947, – являются вкладом в философию экзистенциализма. Штейнбюхель пытался согласовать божественные заповеди с требованиями конкретного положения человека. Им написаны также: «Das Grundproblem der Hegeischen Philosophie», 1933; «Mensch und Gott», 1952. Из собр. его соч. по духовной истории в 1950 появился т. I под названием «Sozialismus».

ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф (род. 27 февр. 1861, Хорватия – ум. 30 марта 1925, Дорнах, близ Базеля) – нем. философ-мистик, писатель. Издал (1883- 1897), после предварительного изучения, работы Гёте по естествознанию; с 1902 – генеральный секретарь нем. секции теософического общества; основал в 1912 антропософическое общество (см. Антропософия). Осн. произв.: «Goethes Weltanschauung», 1897; «Theosophie», 1904; «Wie erlangt man Erkenntnisse der hцheren Welten?», 1909; «Die Geheimwissenschaft im UmriЯ», 1910; «Die Rдtsel der Philosophie», 1914; «Vom Menschenrдtsel», 1916; «Von Seelenrдtseln», 1917; «Mein Lebensgang», 1925.

ШТЕЙНТАЛЬ (Steinthal) Хейман (род. 16 июня 1823, Грёбциг – ум. 14 марта 1899, Берлин) – нем. философ; профессор (с 1863). Виднейший (наряду с Лацарусом и Вундтом) представитель народной психологии, проявил себя также как языковед (один из основателей т. н. психологического направления в языкознании, автор звукоподражательной теории происхождения языка). Осн. произв.: «Der Ursprung der Sprache», 1851; «Grammatik, Logik, Psychologie», 1855; «AbriЯ der Sprachwissenschaft», 2 Tie., 1861 – 1871. См. также Лацарус.

ШТЕРН (Stern) Вильям (род. 29 апр. 1871, Берлин – ум. 27 марта 1938, Поукипси, США) – нем.-амер.. психолог и философ; в 19J6-1933 – профессор в Гамбурге; основатель дифференциальной психологии. В философии является представителем «критического персонализмам, согласно которому сущность личности определяется не ею самой, а сопоставлением ее с «вещью». Штерн одним из первых применил тесты, ввел понятие коэффициента интеллектуальности. Осн. произв.: «Person und Sache. System des kritischen Personalismus», 3 Bde., 1906-1924; «Die differentielle Psychologie», 1911; «Psychologie der frьhen Kindheit», 1914 (рус. пер. «Психология раннего детства до шестилетнего возраста». Пг., 1922); «Methodensammlung zur Intelligenzprьfung», совместно с Вигманом, 1920.

ШТЕФФЕНС (Steffens) Хенрик Хрод. 2 мая 1773, Ставангер – ум. 13 февр. 1845, Берлин) – норв. философ и поэт; в 1811 – 1831 – профессор в Бреслау, затем в Берлине; представитель философии религии (лютеран.) протестантизма, а также естествоиспытатель романтического направления и натурфилософ; историю развития людей рассматривал как зеркальное отражение развития мира. Осн. произв.: «Grundzьge der philosophischen Naturwissenschaft», 1806; «Anthropologie», 2 Bde., 1824; «Was ich erlebte (Selbstbiographie)», 10 Bde., 1840-1844 (самое значительное его произв. со множеством интересных сведений о современной ему эпохе).

ШТИРНЕР (Stirner) Макс, псевдоним Каспара Шмидта (род. 25 окт. 1806, Байрейт – ум. 26 июня 1856, Берлин) – нем. философ; сторонник Гегеля и Фейербаха; левый гегельянец, теоретик анархизма. Пытался в своем главном произв. – «Единственный и его собственность» (рус. пер. 1922) – доказать, что единственной реальностью является индивид, Я, что нечто лишь постольку имеет ценность, поскольку оно служит Я: у Меня нет ничего, кроме Меня. Философия Штирнера является образцовым, классическим примером последовательного эгоизма.

ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (род. 27 янв. 1808, Людвигсбург – ум. 8 февр. 1874, там же) – нем. теолог и философ; автор ряда работ: «Жизнь Иисуса» (1835-1836), «Чудеса Христа» (1840), «Старая и новая вера» (1872). В последней работе он рассматривает следующие вопросы: 1) Являемся ли мы еще христианами? (Нет.) 2) Есть ли еще у нас религия? (Да, пантеизм.) 3) Как постигаем мы мир? (С помощью естественно-научных, т.е. эмпирических, индуктивных методов, с позиции теории развития.) 4) Как упорядочиваем мы нашу жизнь? Штраус отрицал историческую достоверность евангельских притч и рассматривал их только как результат мифотворчества. Кроме того, он издал биографии: Ульриха фон Гуттена (3 т., 1858-1860) и Вольтера (1870). Его переписка с Ф. Т. Шифером (1836-1851) была издана в 1852.

ШТУМПФ (Stumpf) Карл (род. 21 апр. 1848, Визентхейд, Нижняя Франкония – ум. 25 дек. 1936, Берлин) – нем. психолог и философ; профессор (с 1894). В основном занимался психологическими проблемами восприятия тона и поэтому благожелательно относился к музыковедению. Логику и теорию познания строил на основе психологии, не впадая, однако, при этом в психологизм. Проводимое им под влиянием Брентано отделение явления (т.е. чувственного содержания образов, сохраняющихся в памяти) от функций (актов, состояний, переживаний) оказало большое влияние на Гуссерля. По его мнению, прогрессивное развитие в сфере психического не всегда подчинено прогрессивному развитию в сфере физического. Осн. произв.: «Tonpsychologie», 2 Bde., 1883-1890; «Erscheinungen und Funktionen», 1907; «Zur Einteilung der Wissenschaften», 1907; «Die Anfдnge der Musik», 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927); «Gefьhl und Gefьhlsempfindung», 1928; «Erkenntnislehre», 1939-1940.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.