КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дипломная работа 3 страница
Значения по ключевым ставкам по разным странам представлены на графике Как видно на рисунке, значения ключевых ставок по развитым странам сильно отличаются от значения в РФ по меньшей мере в 10 раз. Поэтому применение интструмента внешних займов остается актуальным. Однако, не стоит забывать о немаловажном политическом факторе, который в последенее время играет чуть ли не наивысшую роль в формировании международных финансовых отношений. В американской практике уже давно в качестве интсрумента анализа динамики экономического развития используется, наряду с процентными показателями, график баров. Рисунок 1 График баров На рисунке изображен типичный график баров, который содержит в себе четыре показателя: максимальные и минимальные значения, значения на начало и конец периода. В качестве объекта анализа можно использовать как единичный график баров, так и несколько графиков одновременно. На следующем рисунке изображен целый ряд графиков баров, который используется при анализе. Рисунок 2 График баров в динамике Как видно по рисунку, при построении целого ряда графиков мы получаем один график, что упрощает в разы процесс обработки большого потока информации. Область применения данного метода очень широкая. Чаще всего такие графики используют при анализе динамики изменения цены. На сайтах министерств часто выложен огромный косплекс полезной информации граждан. Необходимо выложенную для граждан информацию сделать наиболее понятной. Данную задачу себе поставили представители исполнительных органов власти США. И с недавнего времени на сайтах госудасовтенных структур США появились онлайн графики на которых отражены свежие показатели показатели экономического развития региона. Для неподготовленного человека процесс поиска нужной информации через открытие выложенных файлов с постановлениями или законами о бюжете, например, превращается в долгую кропотливую работу. Однако, представленная в виде графика информация намного нагляднее и удобнее. 3.3 Повышение эффективности управления госдолгом В связи с сложившимися кризисными условиями вопрос устоичивого функционирования финансовой системы государства становится наиболее актуальным. Участившиеся кризисные явления, с которыми сталкиваются как региональные финансы так и государтсвенные финансы в целом повышают уязвимость системы, делая ее функционирование менее эффективным. Особенно острым стоит вопрос противодействия, набирающему обороты, процессу офшоризации. Проблема носит международный характер, поэтому зачастую становится предметом дискуссий. Государство, в целях борьбы с процессом офшоризации проводит комплекс мероприятий в законодательной, правоприменительной и информационной областях для снижения или исключения впоследствии вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов под видом иностранных лиц, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели. Что же касается региональных государственных финансов, то актуальным стоит вопрос эффективной организации ситемы государственного долга. В кризисных условиях как бюджеты всех уровней так и организации с разной долей государтсенного участия нуждаются в поддержке. На региональном рынке представлены компании с разной степенью госучастия. И зачастую такие компании выполняют задачи социального характера. Многие из таких компаний находятся в убыточном состоянии и без государственной поддержки не могут обеспечить свое функционирование. Так или иначе, такая система управления создает неравные условия для деятельности компаний, находящихся на рынке. Таким образом на рынке функционируют компании с высоким уровнем устоичивости и низкой степенью рентабельности. Усложняется процесс контроля за деятельностью таких компаний, потому что классичские методы финансового анализа теряют свою целесообразность, если условия существования компаний не рыночные. С другой стороны, компании с высокой степенью госучастия, зачастую, являются ключевыми в регионе: водоснабжение, газоснабжение, ЖКУ, спортивные клубы и т.д. Они несут социальную роль, а некоторые, участвующие в международных проектах, поддерживают авторитет региона. Поэтому, перед государстовом стоит сложная задача с одной стороны поддержки, а с другой стороны стимуляции повышения рентабельности таких компаний. Если в стране существует бюджетный дефицит, правительство вынуждено искать способы, чтобы покрыть превышение уровня своих расходов над величиной бюджетных поступлений. Ежегодный дефицит может покрываться либо путем эмиссии денег, либо за счет роста государственного долга, возникающего в силу осуществления заимствований (выпуск ценных бумаг, привлечение банковских кредитов, бюджетных кредитов от бюджетов других уровней). Также государственный долг может возникать вследствие предоставления государственных гарантий. Наличие государственного долга влечет дополнительные расходы бюджета на его обслуживание (в основном выражается в выплате процентов). В условиях дефицита правительство постоянно нуждается в средствах, поэтому прибегает к новым заимствованиям, покрывая старые долги, но, делая, таким образом, новые. Однако, бесконечно государственных долг не может расти. Бюджетным кодексом РФ установлены ограничения: государственный долг не должен превышать объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики, которая в свою очередь является частью социально-экономической политики Калининградской области. С учетом этого, политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и стабильного функционирования бюджетного процесса. Использование тех или иных инструментов заимствований осуществляется в зависимости от ситуации на финансовом рынке и предлагаемых условий. Долговые инструменты в виде кредитов кредитных организаций, бюджетных кредитов из федерального бюджета остаются основными способами привлечения заемных средств для покрытия дефицита областного бюджета. Так или иначе инструменты финансовых рынков редко применяются в управление госдолгом. На регональном уровне Правительству законодательно дана возможность выпуска государтсвенных долговых бумаг, поэтому необходимо запустить процесс применения инструмента государственных ценных бумаг в виде гособлизаций. В целях повышения открытости процесса формирования и исполнения областного бюджета Калининградской области, оценки качества проведения долговой политики и кредитоспособности, повышения инвестиционной привлекательности Калининградской области в целом необходимо проводить работу с ведущими мировыми рейтинговыми агентствами - Standard & Poor's, Moody's Investors, Fitch Ratings. Кредитный рейтинг открывает региону существенную доступность к заемным средствам, максимальным объемам и снижению стоимости их обслуживания. Наличие кредитных рейтингов Калининградской области международных агентств позволит создать условия для более качественной оценки кредитоспособности Калининградской области, привлечения интереса к Калининградской области более широкого круга инвесторов и в конечном счете привлечения большего объема инвестиций во все отрасли экономики области. Высокий уровень долговой нагрузки свидетельствует о необходимости пересмотра вопроса управления госдолгом. Критерии долгововой нагрузки не способны в полной мере отразить текущюю степень эффективности управления госдолгом. В целях повышения устоичивости бюджета необходимо возобновить программу субсидирования, отмененную в 2010 году. Понятно, что, в текущих условиях, полное возобновление программы не является возможным, однако, частичное применение программы субсидий при реализации программ строительства социального жилья вполне возможна. Также стоит отметить, что в целях реализации программ социального строительства, после отмены субсидирования, регион применил инструмент бюджетного кредита, что позволило полностью исполнить программу строительства социального жилья. Однако, сроки исполнения по кредитам, полученным в 2010 – 2011 годах возникают уже в 2015 и 2016 годах. Поэтому, актуальным стоит вопрос реструктуризации долговых обязательств перед федеральным бюджетом. Интерессны случаи и методы управления государственным долгом в других регионах. Так, сумма бюджетных кредитов РФ, предоставленных области в 2010 и 2011 годах для строительства, реконструкции, капремонта и содержания автодорог, составляет 1,719 млрд рублей. Проценты от этой суммы в денежном выражении на 30 марта 2015 года – 9,7 млн рублей. После заключения дполнительного соглашения о реструктуризации долга Белгородской области предоставлена рассрочка по дорожным кредитам с 2025 года по 2034 год с 0,1 % годовых, но предусмотрена возможность досрочного погашения. Таким образом, с учетом всех процентов и с помощью сокращения программы предоставления госгарантий общая сумма долга региона снизилась на 45,5 млрд рублей. К вопросу снижения общего уровня государственного долга Брянской области пришли через повышение эффективности бюджетных расходов. Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы управления общественными финансами Брянской области путем: - инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств; - введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципалитетов; - создания предпосылок для оказания государственных услуг в электронном виде; - создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями; - внедрения системы внутреннего контроля и аудита на ведомственном уровне. Реализация запланированных мероприятий программы реформирования системы управления общественными финансами Брянской области и программы совершенствования управления общественными финансами Брянской области позволила привести систему управления общественными финансами региона в оптимальное состояние. Также в регионе используется инструмент лимитирования, в котором обозначено строгое ограничение в 50 –тидесяти процентном соотношении государтвенного долга к доходам без учета безвозмездных поступлений и отношения расходов на обслуживание долга к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - в пределах 1,5 %. Альтернативным вариантом сохранению основных принципов методики распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности является существенная корректировка методики распределения дотаций на выравнивание бюджетам муниципалитетов. При этом будет иметь место риск нестабильности и непредсказуемости межбюджетных отношений, невозможности среднесрочного и долгосрочного планирования развития муниципальных образований. В части повышения качества управления государственным имуществом существуют альтернативные варианты распоряжения выявленным неиспользуемым или неэффективно используемым имуществом. Такими вариантами могут быть: - приватизация имущества; - сдача имущества в аренду; - включение имущества в состав залогового фонда области; - передача имущества в муниципальную собственность; - изменение функционального назначения имущества. Одним из важнейших вопросов Концепции создания эффективной системы управления государственным долгом является модернизация системы управления рисками путём разработки подходов к их минимизации. В мировой практике для решения данной проблемы формируются модели оценки рисков по долговым обязательствам. Они позволяют оценить риск дефолта по долговым обязательствам, выявить дополнительную потребность в заёмном финансировании расходов бюджета либо в средствах из альтернативных источников. Оценка рисков осуществляется по нескольким сценариям социально-экономического развития в разрезе факторов, влияющих на потребность региона в средствах из источников финансирования дефицита бюджета и объёма расходов по погашению, выплате процентов и прочих денежных трат, связанных с обслужи ванием государственных долговых обяза- тельств региона. Примером такого подхода может служить система управления долгом Санкт- Петербурга, модель оценки рисков которой признана уникальной и одной из лучших не только среди субъектов Российской Федерации, но и в Центральной и Восточной Европе. В целях автоматизации процесса оценки и выбора стратегий управления заимствованиями властями города была разработана автоматизированная информационно-аналитическая система оценки рисков при управлении государственным долгом «РИСК-1». Система оценки рисков позволяет не только сформировать несколько вариантов управления портфелем государственного долга, но и рассчитать их чувствительность на основе заданных прогнозов факторов риска. Сравнение результатов расчёта позволяет ранжировать варианты управления по любому из критериев и выбрать оптимальный с позиции «риск – финансовый результат». В дальнейшем комитет финансов Санкт-Петербурга осуществляет посто- янный мониторинг и контроль за результатами реализации избранного варианта управления государственным долгом и в случае необходимости производит его оперативную корректировку. Итогом внедрения системы стало уменьшение вероятности возникновения кризисных явлений и финансовых рисков, а также поддержание общей долговой нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга на экономически эффективном уровне. В настоящее время долговая политика Правительства Вологодской обла-сти направлена на сокращение расходов по обслуживанию долга и диверсификацию портфеля заимствований. Общий размер экономии от снижения ставок кредитования за три года составил 350 млн. рублей. Кроме того, областью был выпущен облигационный займ, преимуществами которого по сравнению с банковскими кредитами является более длительный срок заимствования и конкурентная стоимость обслуживания. Экономия от замещения облигационными займами банковских кредитов составила 136 млн. рублей. Заключение Работу можно разделить на две части, где, в первой части были раскрыты теоритические основы управления государственным долгом, а во второй части, с помощью расчетов специальных критериев, приведенных в методике, применение инструментов эффективного управления государственным долгом. В первой части были раскрыты теоретические основы управления государственным долгом областного бюджета в Российской Федерации. В первой главе рассматривались система учета долга и условных обязательств. Также были рассмотрены основные принципы управления государственным и муниципальным долгом в РФ. В следующем пункте подробнее были рассмотрены показатели, представленные в областном бюджете при расчете критериев, приведенных в методике. участники рынка ценных бумаг и степень их участия. Также был представлен кодекс лучшей практики, используемый в целях повышения эффективности управления государтсвенными финансами. В кодексе находятся рекомендации по повышению качества управления государственными финансами. Кодекс способствовует совершенствованию управления региональными и муниципальными финансами посредством информирования региональных и местных органов власти, налогоплательщиков, инвесторов и иных заинтересованных групп о системе практик, которые могут быть использованы для повышения эффективности управления региональными и муниципальными финансами. Произведена оценка долговой нагрузки на основании Методики оценки долговой нагрузки на областной бюджет. Методика оценки долговой нагрузки на областной бюджет производится с целью определения объема возможного привлечения новых долговых обязательств и определения эффективности управления гсударственнм долгом. Таким образом, для улучшения финансового положения и платежеспособности Калининградской области были внесены предложения по повышению эффективности управления государственным долгом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Закон Калининградской области от 09.12.2014 N 375 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" 2. Закон Калининградской области от 11.06.2013 N 237 "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" (принят Калининградской областной Думой 06.06.2013) 3. Постановление Правительства Калининградской области ль 22.04.2010 «О порядке предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам» 4. Приказ от 19.01.1996 г. №11 Об упорядочениии работы по формированию объема и структуры государственного внутреннего долга (принят Министерством финансов) 5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам». 6. Абрамов А. Аналитический обзор международного опыта применения принципов Кодекса лучшей практики возможности их использования в Российской Федерации //Вопросы экономики. – М.: ЗАО «Литерат», 2002.- 28 с. 7. Батяева Т. А. Прогнозирование эффективности управления доходами региональных бюджетов – М.: «Ставрид», 2010. – 16 с. 8. Радыгин А. Государственный капитализм и финансовый кризис: факторы взаимодействия, издержки и перспективы – М.: Экономическая теория, 2010.- 105с. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОЕКТ МБРР «ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ РЕФОРМЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |