Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

І.Пояснювальна записка 3 страница




 

2) говоря о регулировании свободного времени молодежи, в качестве его важнейшей составляющей необходимо учитывать механизмы самоуправления.

 

Прежде всего, мы раскроем существующие противоречия, связанные с трактовкой понятия «самоуправления» в отношении свободного времени молодежи.

 

Итак, сам механизм самоуправления базируется на принципе свободы. Этот принцип заключается в том, что самоуправление в сфере свободного времени означает, прежде всего, свободу человека осуществлять свою деятельность в соответствии со своими внутренними интересами, потребностями и целями.

 

Однако сама свобода не всегда понимается правильно. Часто понятие «свобода», а отсюда и «самоуправление», отождествляются с понятиями «вседозволенность» и «неуправляемость». Так, исследователи отмечают, что наше общество наглядно показало и даже, кажется, убедилось само, что отрыв свободы от ответственности на практике приводит к хаосу в социальной жизни. К тому же зачастую принцип свободы замещается принципом «разрешено все, что не запрещено», который становится определяющим в развитии как личной активности, так и предприятий в сфере досуга.

 

Поэтому важно разграничить понятия «свободы» и «вседозволенности», «беспорядка». Свобода в данном случае должна рассматриваться, прежде всего, как противоположность принуждению, строгой регламентации поведения, предписаний, чем надо заниматься.

 

В связи с тем, что свобода, как отмечает В.Г. Троян, является необходимым условием формирования личности, а в отношении личности молодого человека она приобретает наибольшую актуальность, то нам представляется целесообразным уделить этой категории определенное внимание. Таким образом, мы подошли к рассмотрению основных принципов регулирования свободного времени молодежи.

 

Если исходить из того, что свобода человека существует, прежде всего, там, где есть свобода выбора, то в отношении свободы досуговой деятельности можно говорить о том, что это свобода выбора ее видов. Тогда в отношении конкретных действий по обеспечению таких условий необходимо говорить о создании равных возможностей такого выбора для любых категорий молодежи. Эта деятельность должна быть направлена на нивелирование воздействия экономического фактора. Такая задача, несомненно, в условиях рыночной экономики и коммерциализации досуга как прибыльной сферы капиталовложений становится нелегкой, но требующей принятия определенных мер.

 

 

В качестве примера такой работы можно привести деятельность студенческого профсоюза Уральского государственного технического университета г. Екатеринбурга, непосредственно направленную на обеспечение доступности досуговых мероприятий для студентов (дискотеки, фестивали, летний отдых), в том числе и через прямую материальную помощь. Подобная работа осуществляется студенческими профсоюзами и других вузов, в частности, г. Краснодара (Кубанского государственного университета, Кубанского государственного технологического университета, ряда других учебных заведений). Помощь таких профсоюзов в организации досуга охватывает только студенчество, поэтому важно создавать равные возможности и для других категорий молодежи.

 

Таким образом, принцип свободы должен быть одним из основных принципов, лежащих в основе регулирования пространства свободного времени молодежи.

 

Другим, не менее важным в настоящее время, должен выступать принцип, который мы предлагаем назвать принципом толерантности в регулировании свободного времени молодежи. Под ним мы понимаем желание и способность субъектов, осуществляющих в пространстве досуга регулирование, понимать и принимать возникающие интересы и потребности молодого поколения в этой области жизнедеятельности. Конечно, такая позиция не может касаться ряда форм досугового времяпрепровождения молодежи, носящего асоциальный характер - наркомания, пьянство и пр.

 

В Российской социологической энциклопедии приводится следующее определение понятия «толерантность» - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Такое определение не совсем полно отражает сущность толерантности. На наш взгляд, в другом социологическом издании в объяснение этого термина включена важная формулировка: «толерантность... предполагает взаимное уважение и партнерство».

 

На этом основании к принципу толерантности можно отнести требования «уважать желания подростка». Эту точку зрения поддерживают А.С Запесоцкий и А.П. Файн. Говоря о проблемах взаимопонимания с представителями молодого поколения, авторы соглашаются, что «пока мы не научимся слышать их, они не услышат нас». В своей книге «Эта непонятная молодежь» исследователи в качестве надежной платформы эффективного педагогического регулирования досугового пространства молодежи выдвигают, прежде всего, такие его основания, как дружеская открытость и уважительный тон.

 

Формулируя определение толерантности и рассматривая его в качестве одного из основных принципов регулирования свободного времени молодежи, мы должны уделить внимание еще одному важному моменту. Он связан с характером толерантной позиции субъекта регулирования - активным или пассивным. При этом под позицией пассивной толерантности мы понимаем терпимое отношение к чужим мнениям и идеям в виде простого непротиводействия другой точке зрения или поведению. Под позицией активной толерантности - терпимое отношение к чужим мнениям и идеям в совокупности с содействием в реализации другими важных для них целей.

 

В отношении регулирования свободного времени молодежи, по нашему убеждению, только позиция активной толерантности может соответствовать такому современному педагогическому подходу, основанному на принципе «субъект-субъектных» отношений, в рамках которого управление свободным временем молодежи будет строиться по линии не воздействия, а взаимодействия, не управления, а регулирования.

 

Таким образом, содействие, помощь в реализации досуговых интересов молодежи, базирующиеся на принятии их идей, мнений являются важными составляющими в достижении непростой цели регулирования свободного времени молодежи.

 

Реализация вышеуказанных принципов невозможна в условиях нередкой пассивности самой молодежи. По этому поводу в одном из своих интервью В.И. Матвиенко говорила о необходимости «встряхнуть молодежь», пробудить в ней инициативность, активность в решении своих сложностей на уровне учебного заведения, микрорайона, города. У нового поколения достаточно сил и знаний - но надо добавить к этому инициативу, жизненную позицию.

 

Проблему неинициативности молодежи в решении своих проблем поднимают и социологи, которые на основании результатов исследований констатируют низкий уровень ее активности в организации своего досуга, делают выводы о том, что молодежь находится в состоянии ожидания, что кто-то «должен» организовать ее досуг.

 

Активная жизненная позиция может формироваться только тогда, когда у молодого человека возникает интерес, активность же в сфере досуга зависит от интереса к каким-либо видам деятельности в пространстве этого времени.

 

В этой связи важны разработки А.Ф. Воловик и В.А. Воловик. Ученые в качестве важнейшего принципа деятельности в этой области называют принцип интереса, поскольку последний выступает в качестве доминирующего мотива личных потребностей человека в сфере досуговой деятельности.

 

Именно нереализованность принципа интереса и приводит к сложившейся ситуации в сфере досуга молодежи, характеризуя которую, В. Борев использует термин «досуговая бесприютность». В настоящее время, на наш взгляд, можно использовать термин «досуговая беспризорность». Эти близкие по своему содержанию понятия отражают ситуацию в сфере досуга: молодежи не просто некуда себя деть и заняться интересным делом, главное - практически не учитываются ее реальные потребности в организации и проведении своего свободного времени и досуга. Очевидно, уделяемое молодежи в этой сфере внимание является недостаточным, а применяемые меры по решению существующих проблем не всегда эффективны.

 

Итак, мы подошли к важному вопросу в области регулирования свободного времени молодежи, связанному с поиском, разработкой и внедрением современных и эффективных способов (методов) такой деятельности.

 

Речь идет о необходимости формирования таких механизмов регулирования свободного времени молодежи, которые стали бы достаточно эффективными в сложившихся условиях. Именно в связи с появлением новых и эволюцией существовавших ранее форм досугового времяпрепровождения молодежи становится вполне очевидной необходимость разработки инновационных методов этой работы, формирования новых подходов к решению данной проблемы.

 

Поэтому в условиях, когда учреждения культуры не отвечают интересам и потребностям молодого поколения в полной мере, исследователи, в том числе и социологи, предпринимают попытки поиска таких методов работы с молодежью, организации видов досуга, которые в равной степени отвечали бы как интересам молодежи, так и обществу в целом. Последнее через регулирование молодежного досуга смогло бы реализовывать свои важнейшие воспитательные функции.

 

Один из путей решения данного вопроса предлагает И.В. Бестужев-Лада, считающий, что спасти от полной деградации находящиеся в состоянии тяжкого кризиса все основные типы современных учреждений культуры, начиная с прессы, радио, телевидения, кинематографа, театра, клуба, музея и кончая всей совокупностью спортивных учреждений, может только опора на соответствующие клубы по интересам. Именно такие клубы, по мнению исследователя, являются высшей формой организации досуга, поскольку они обнаруживают колоссальный творческий потенциал, способный содействовать радикальному преобразованию культуры, поднимая ее организацию на качественно более высокий уровень. Чтобы такая социальная организация культурной деятельности общества получила свое полномасштабное воплощение, охватило общество в целом, нужно здоровое общество, необходима расцветающая цивилизация - альтернативная, - которая объединит творца и потребителя культуры на качественно ином уровне.

 

Схожие рекомендации И.В. Бестужев-Лада формулирует и относительно молодежного досуга. Ученый подчеркивает, что невозможно целиком заполнить досуг театром, кинотеатром, дискотекой, играть все время роль посетителя, зрителя, потребителя, но важно стимулировать самодеятельность, самоорганизованный досуг - клубы по интересам, деятельность которых необходимо развертывать в широком масштабе и системности.

 

Необходимость организации досуговых центров подтверждают данные социологических исследований, выявляющих готовность молодежи самостоятельно объединяться для удовлетворения конкретных интересов, для проведения досуга.

 

В контексте рассмотрения места клубов по интересам в структуре молодежного досуга необходимо сказать об их роли в профилактике девиантного поведения молодежи. Именно на базе досуговых центров предлагает осуществлять внедрение таких социальных технологий З.Н. Григорова. Вероятно, организация и распространение деятельности таких клубов сможет содействовать в реализации главной функции социально-культурной деятельности на ближайшую перспективу, в качестве которой В. Дуликов называет профилактическую.

 

Отметим, что подобная работа уже ведется комитетом по делам молодежи Краснодарского края, в структуре которого создан Краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи, в функции которого входит разработка и реализация социальных программ, направленных на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, противоправных действий, наркомании и других асоциальных явлений молодых людей как раз через создание единой краевой системы социоклубного пространства (дворовая площадка - клуб по месту жительства - молодежный центр).

 

Таким образом, организация клубов по интересам заключает возможности, которые могут быть востребованы и поддержаны со стороны самой молодежи. Главное направление в этой деятельности - отвечать потребностям подрастающего поколения, что, несомненно, вызовет интерес и активность в его среде.

 

Итак, в рамках регулирования свободного времени молодежи первостепенным является создание оптимальных условий для саморазвития личности, для обнаружения и реализации ее способностей и дарований. При этом удовлетворение потребностей в досуге - один из принципов, который должен лечь в основу политики регулирования свободного времени молодежи.

 

Вместе с тем необходимо учитывать тот важный факт, что потребности досуговой сферы динамичны. Это подтверждают данные социологических исследований, направленных на изучение трансформации досуговых предпочтений молодежи.

 

Как бы эти предпочтения не менялись, в любом случае для использования свободного времени есть два главных и необходимых условия. Первое - место, где люди могут общаться. Второе - дело, интерес, движение, вокруг которого может быть построено это общение. Если общество не позаботится об этом, люди сами найдут, где и как общаться, но совсем не исключено, что такое неформальное общение примет антисоциальные, антигуманные формы (преступные группы, религиозное сектантство и пр.).

 

Подтверждением этому могут служить как показатели роста преступности, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений в молодежной среде, так и состояние социально-культурной сферы, призванной удовлетворять потребности населения - сокращение вводимых в действие объектов социально-культурного назначения.

 

Помимо собственно принципов, на которых должна строиться работа с молодежью в целом, способов, методов, необходимо уточнить те ее направления, которые помогут в дальнейшем определить приоритетность отдельных мероприятий, направленных на реализацию указанной цели.

 

На основании исследования комплекса теоретических и прикладных вопросов организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи В.А. Суртаев, формулирует пути максимальной реализации культурно-досугового потенциала молодежи:

 

- развитие социальной инфраструктуры;

 

- формирование инициативных групп молодежи, молодежных самодеятельных объединений.

 

В этой связи механизмы регулирования этого процесса государственными учреждениями, на наш взгляд, должны быть направлены на то, чтобы:

 

во-первых, развивать учреждения культуры и досуга;

 

во-вторых, разрабатывать и применять механизмы контроля над деятельностью, прежде всего, коммерческих структур, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы;

 

в-третьих, предлагать альтернативные досуговые мероприятия, содействуя, таким образом, реализации молодежной активности.

 

Что касается собственно проблемы регулирования свободного времени, то, по мнению Л.И. Михайловой, она решается двумя путями:

 

- совершенствованием и координацией всех сфер общественной жизни, общественных служб, улучшением системы связи, транспорта, коммунально-бытового обслуживания;

 

- расширением личной свободы и ответственности в использовании свободного времени, повышением уровня индивидуально-личностной культуры, развитием способности умело распоряжаться своим личным временем.

 

Безусловно, такая точка зрения отражает важнейшие составляющие регулирования свободного времени - условно назовем их инфраструктурой досуга и культурой свободного времени личности. Однако, на наш взгляд, решение проблемы регулирования свободного времени, в общем, и молодежи, в частности, не может достичь абсолютной эффективности в направлении только лишь двух указанных путей. Данное обстоятельство связано с тем, что существуют и другие способы регулирования пространства свободного времени молодежи, которые условно можно назвать не прямыми, а косвенными, опосредованными, но оказывающими на сферу досуга существенное влияние.

 

Возможность такого регулирования связана с тем, что досуговая сфера жизнедеятельности молодежи, как, впрочем, и любая другая, в общей системе общественной жизни не является и не может быть автономной, независимой от трудовой сферы, сферы образования, семьи и пр. На этом основании нельзя не согласиться с точкой зрения на проблемы в сфере досуга молодежи английского социолога Д. Доунса, который с помощью своих исследований смог убедительно показать, что не существует проблемы досуга самой по себе: «если бы в обществе были решены проблемы школы и работы, была бы решена и проблема свободного времени».

 

Эта мысль, на наш взгляд, вполне подходит и для современной России. Как мы смогли убедиться на собственном исследовании, целый ряд стратегий, имеющий место в досуговой среде современной российской молодежи, как раз и обусловлен «переносом» в эту область значимых ролей и статусов, по причине того, что молодые люди не имеют возможности реализовать свои притязания в других сферах жизнедеятельности.

 

Поэтому, на наш взгляд, в области регулирования свободного времени молодого поколения могут быть действенны, как мы уже отметили, опосредованные, косвенные механизмы подобного воздействия, то есть через другие сферы жизни молодого человека.

 

Возможность реализации такого подхода к решению проблем досуга молодежи подтверждается мнением исследователей, которые в числе причин социальной неопределенности молодого поколения в современных российских условиях, и, как следствие, ухода в досуг, указывают, например, слабую профессиональную ориентацию и подготовку.

 

Отмечая недостаточную эффективность социализирующих функций традиционных институтов в формировании новых поведенческих установок и ценностных ориентации, отражающих новые социальные и экономические реалии, Н.Н. Федотова отмечает актуальность такого социального института, деятельность которого направлена на повышение адаптивных возможностей молодого человека в трудовой сфере, как система социально-профессиональной ориентации и социальной адаптации.

 

Подобные рычаги регулирования должны стать действенным инструментом в преодолении негативных явлений в сфере свободного времени молодежи, вызванные слабостью социальных связей, механизмов адаптации и идентификации части социально дезориентированной молодежи, для которой досуг становится практически единственной возможностью в удовлетворении социально значимых потребностей.

 

Прежде всего, это относится к безработной молодежи. Обозначенные нами негативные проявления социального настроения, некоторых видов деятельности молодежи, находящейся в ситуации «вынужденного» досуга, актуализируют необходимость мер как экономического, так и социального характера, направленных на сокращение безработицы в среде молодежи.

 

Таким образом, содействие интеграции ее, например, в трудовую сферу должно способствовать увеличению пространства самореализации молодого человека. Метод регулирования свободного времени в таком случае заключается в акцентировании внимания молодого человека на другом значимом «поле» деятельности и создании необходимых для этого условий.

 

Подобная переориентировка активности молодежи является не единственным примером. Интеграция молодежи может осуществляться и в область общественной работы. При этом нами не подразумеваются механизмы принуждения. Скорее, это придание свободному выбору досуговой активности общественной значимости. При этом задача, отмечает И.Ю. Кузнецова, состоит в том, чтобы придать, например, уличным сообществам положительную социальную направленность, связав их с деятельностью других организаций.

 

Показателен опыт такой работы с молодежью московских социологов и педагогов, которые еще в конце 80-х гг. смогли придать деятельности неформальных молодежных инициатив общественно полезный характер. Ими были созданы общественные организации с участием хиппи «Гринхипп» - группа хиппи, получившая официальный статус природоохранной дружины, а также «Центр общественной помощи детским домам».

 

Исходя из того, что молодое поколение принимает участие в подобных организациях и мероприятиях, можно предположить, что содержание проблем части молодежи связано с состоянием ненужности, социальной невостребованности. Поэтому, на наш взгляд, такие организации могли бы выступить для молодежи в роли социального «буфера», содействующего становлению молодых людей как полноправных участников общественной жизни, сохраняя, вместе с тем, их потребность в специфических чертах, маркирующих их своеобразие и непохожесть, как на старшее поколение, так и на другую молодежь.

 

Важным в данном случае является вопрос о том, какие на самом деле методы работы в досуговом пространстве молодежи могут стать эффективными, то есть такими, которые с наименьшими затратами средств и времени обеспечат достижение поставленных в этой области жизнедеятельности молодежи целей.

 

Главное в такой работе с молодежью, подчеркивает И.В. Редина, - создание условий (государством, обществом) для вовлечения молодежи в личностно значимую, социально-ориентированную деятельность, которые выступят решающим фактором формирования гармоничных ценностных ориентации, добавим, в том числе и в сфере досуга.

 

Приведем еще один показательный пример работы с молодежью. В августе 2003 года в г. Екатеринбурге было решено предоставить возможность графферам - приверженцам экстремального вида творчества - граффити (это, чаще, настенные изображения и надписи) принять участие в конкурсе рисунков на строительных заборах города. Как отмечают организаторы, целью мероприятия было повернуть разрушительную энергию молодежи, увлекающуюся подобным занятием, в мирное русло. В результате проведенного конкурса 30 км строительных заборов г. Екатеринбурга были расписаны участниками конкурса, самими удивленными возможностью заниматься любимым делом, не боясь нести уголовную ответственность за вандализм.

 

Помимо рассмотренных выше способов контроля над работой тех или иных предприятий сферы молодежного досуга, а также неорганизованной молодежи, регулирование деятельности свободного времени подрастающего поколения возможно и посредством развития культурной среды, расширения сети культурных учреждений, увеличения их доступности, повышения качества и эффективности их работы.

 

Вместе с тем предприятия даже разветвленной инфраструктуры досуга могут быть невостребованными в условиях низкого уровня культурных запросов населения. Как отмечают исследователи, эффективность материальных и трудовых затрат в повышении культурного уровня населения страны определяется степенью его включенности в различные виды занятий в свободное время, усвоением культурного наследия прошлого, участием в современном культурном творчестве, качественными характеристиками культурной деятельности и другими показателями.

 

В настоящее время эффективным средством такой деятельности, на наш взгляд, может выступить социальная реклама, способная, как отмечают исследователи, формировать новые поведенческие установки.

 

Нас, прежде всего, интересуют возможности влияния социальной рекламы на молодежь. Как нами уже отмечалось, просмотр телепередач - один из самых популярных видов занятости на досуге у всех возрастных подгрупп молодежи. Этот факт позволяет говорить о том, что телевидение может стать эффективным средством распространения социальной рекламы. К тому же, как отмечают исследователи, примерно 15% 15-17-летних и 6% 18-24-летних реклама нравится. Это дает основание делать вывод относительно возможного интереса в молодежной среде и к социальной рекламе.

 

Такие выводы подтверждаются результатами социологических исследований, проводившимися по заказу московского Управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города, которые показали, что подавляющее большинство населения к социальной рекламе относится положительно.

 

В ориентации на молодежь необходимо использовать возможности социальной рекламы в отношении формирования новых поведенческих установок, таких, как отказ от курения, антиалкогольная пропаганда.

 

В нашей стране в последнее время социальная реклама здорового образа жизни реализуется посредством видеороликов на телевидении, популяризирующих спорт. Можно надеяться, что подобная реклама, демонстрирующая достижения и успехи известных отечественных спортсменов, принесет желаемые результаты.

 

Это подкрепляется мнением опытного рекламиста и теоретика рекламной деятельности О.А. Феофанова, утверждающего, что, внедряя в сознание определенные ценности, реклама тем самым пропагандирует определенный образ жизни; оказывая влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру - реализует воспитательные функции.

 

Однако социальная реклама в нашей стране пока не получила такого распространения, как коммерческая реклама. Остается надеяться, что, следуя примеру развитых стран Европы, социальная реклама в России станет рекламоемкой сферой государственных интересов. Это объясняется тем, что настоящая социальная реклама - прерогатива государства, и такие темы, как пропаганда здорового образа жизни, антинаркотическая кампания, воспитание патриотизма могут и должны воплощаться в плакатах и телевизионных роликах по заказу властей.

 

Определенный опыт в производстве и распространении социальной рекламы сложился у властей г. Краснодара и Краснодарского края. В качестве примера можно отметить рекламу антинаркотической программы губернатора Краснодарского края «Антинарко», распространяемую средствами массовой информации; рекламу, направленную на поддержание чистоты окружающей среды (плакаты и щиты в г. Краснодаре - «Краснодар - чистый город» и др.), пропаганду отказа от курения (например, щиты в учебных заведениях и на остановках).

 

Учитывая возможности социальной рекламы, можно небезосновательно говорить о ее роли в качестве средства формирования предпочтений молодежи в сфере свободного времени. Отказ от наркотиков, курения в пользу здорового образа жизни, спорта, безусловно, идеальная модель поведения определенной категории молодежи, оказавшейся под благотворным влиянием социальной рекламы. Такого результата можно только желать. Но никто и не уповает исключительно и только на социальную рекламу. Разговор в данном случае ведется о социальной рекламе как элементе в общей системе средств регулирования свободного времени молодежи. Возможно, это средство станет эффективным в формировании положительных поведенческих установок.

 

Другим методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль. Он должен касаться занятий, которые не одобряются обществом, поскольку наносят вред и ему, и отдельно взятой личности (наркомания, пьянство, различные формы противоправного поведения).

 

В качестве примеров борьбы с вышеуказанными явлениями и их последствиями, можно привести целый ряд теоретико-прикладных разработок в области девиантного поведения, направленных на раскрытие социальных, психологических основ подобного поведения и разработку мер по его преодолению.

 

Снова обращаясь к опыту антинаркотической работы, приведем в качестве примера деятельность отдела воспитательной работы департамента образования и науки Краснодарского края. Она разворачивается на уровне конкретного муниципального образования и микрорайона через программы типа «Образовательное учреждение - микрорайон - семья» при участии социальных педагогов, социальных работников. Целью внедрения методов профилактической работы в микрорайоне является обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-оздоровительной работы.

 

На основании указанных направлений, по которым должна идти работа по улучшению положения молодежи в целом, видно, что подход этот должен быть комплексным, поскольку все сферы жизнедеятельности молодежи тесным образом взаимосвязаны. Именно поэтому В.В. Павловский при разработке науки о молодежи подчеркивает важность ее интегративного характера.

 

При этом важно подчеркнуть, что интегративный характер относится к совокупности составляющего знания, комплексности научных подходов к пониманию происходящих в молодежной среде изменений, но ни как не к самой молодежи, в отношении чего и предостерегает В.А. Луков, говоря о поспешности обобщающих оценок ее положения.

 

Это касается и целевых программ социокультурного развития. В настоящее время действуют как общефедеральные программы, так и программы местного значения, которые призваны отвечать всему комплексу требований, выдвигаемых в отношении работы с молодежью.

 

Ученые разрабатывают основы культурной политики и формирования культурно-досуговых программ с учетом региональной специфики. Так, Г.М. Бирженюк и А.П. Марков предлагают методики анализа социокультурной жизни территории, формирования культурно-досуговых программ, ориентированных на проблемы конкретных социальных групп, в том числе и молодежи.

 

А.Ф. Шарова, разрабатывая основные направления и механизмы управления сферой культуры и досуга территории, подчеркивает, что планы развития культуры должны составляться в соответствии в особенностями территориально-поселенческой структуры различных регионов, конкретных поселений - городов, районов, поскольку определение перспектив развития культуры в общем, статистическом плане, мало что дает для реальной оценки социально-культурных процессов на местах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.