Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

І.Пояснювальна записка 4 страница




 

Примером целостного, системного, комплексного подхода в работе как с населением в целом, так и его отдельными категориями с учетом специфики развития региона, является разработанная в Краснодарском крае антикризисная программа «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани». Ее основная идея - в преодолении негативных тенденций в социокультурной сфере края и создании системы общественного воспитания, способной обеспечить условия для устойчивого духовного и физического развития человека, проживающего на Кубани.

 

Формирование системы социального оздоровления ориентировано на различные группы населения. Однако небезосновательным явилось то, что основные мероприятия по реализации разработанной программы были направлены на поддержание и развитие подрастающего поколения жителей края (проведение городских и общекраевых конкурсов по различной тематике; содействие реализации молодежных гражданских инициатив; создание молодежных клубов по интересам; организация выставок творческих работ; проведение тематических праздников и вечеров, смотров художественной самодеятельности, фестивалей молодежи; организация тематических кинопоказов; развитие спортивных лагерей; организация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни; усиление контроля над работой центров досуга, дискотек, игротек и пр.).

 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современная ситуация в сфере молодежного досуга диктует необходимость выработки таких методов и принципов регулирования этого пространства жизнедеятельности, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям общества, с другой - интересам самой молодежи.

 

Таким образом, в сложившихся условиях необходимы новые, современные методы работы по регулированию культур но-досуговой деятельности населения. Примерами подобных разработок могут служить предложенные Н.А. Михеевой и Л.Н. Галенской пути обновления целей и методов управления социально-культурной сферой на конкретных примерах деятельности зарубежных и отечественных организаций и учреждений культуры и искусства - менеджмент в социально-культурной сфере; обоснованные А.Д. Жарковым на основе научных подходов современные технологии культурно-досуговой деятельности; разработанные В. Ивановым технологии духовно-культурного возрождения, коренного обновления в духовной сфере, саморазвития личности; предлагаемые В.И. Курбатовым и О.В. Курбатовой технологии социокультурного проектирования.

 

Указанные разработки должны содействовать формированию инновационных подходов к решению проблем пространства молодежного досуга, что становится необходимым в современных социокультурных условиях. При этом важно учитывать, что еще на этапе разработки подобных методов необходимо теоретическое осмысление тенденций развития пространства свободного времени и досуга молодежи. Однако выполнение такой задачи представляется весьма затруднительной в условиях, когда практически нет социологических исследований, непосредственно связанных с проблемами регулирования свободного времени молодежи.

 

Достаточно полно возможности социологической науки в содействии решению таких задач сформулировал Б.А. Трегубов, отметивший, что «регулярные социологические исследования дают возможность перейти от изучения управленческого процесса в статике к его диагностике в динамике, от фиксации существующей ситуации к ее прогнозированию, от пожеланий как совокупности форм и методов регулирования к проектированию и внедрению новых».

 

Исходя из этого, можно заключить, что применение методов социологической диагностики будет способствовать оптимизации регулирования свободного времени молодежи. Кроме того, социологические исследования способны обеспечить реализацию важного в понимании проблем молодежи принципа диалогичности, обратной связи, что всегда способствует взаимопониманию и выбору в пользу оптимальных методов работы.

 

В этой связи методы социологической диагностики должны найти свое применение в подборе и оценке кадров, осуществляющих деятельность в пространстве досугового времени молодежи. Мы, таким образом, подошли к рассмотрению кадрового вопроса.

 

В последнее время исследователями осуществляются попытки разработки комплексного, междисциплинарного подхода, наиболее полно раскрывающего методику оценки потенциала кадров, работающих с молодежью. Существенный вклад в решение такой задачи внесла группа исследователей под руководством Ю.Р. Вишневского, которая в 1995 г. создала методику оценки мотивации деятельности подразделений и кадров в комитетах по работе с молодежью.

 

Безусловно, такие меры должны содействовать оптимизации как работы кадрового состава уже существующих комитетов, так и их подбору в государственные органы подобного типа. В связи с отработкой таких методик возникает вопрос о применении подобного инструмента кадровой политики на других предприятиях и в организациях, которые непосредственно предлагают услуги культурно-досуговой сферы. Однако, как нам представляется, решение такой проблемы, как контроль уровня квалификации кадров по работе с молодежью оказывается трудновыполнимой задачей в условиях, когда в этой сфере деятельности широкое распространение получают предприятия частного сектора экономики.

 

Подобная проблема, связанная с оценкой деятельности работников средств массовой информации, поднималась в передаче Министра культуры РФ М. Швыдкого из цикла «Культурная революция». Участниками программы было отмечено, что культурный уровень телевизионных передач напрямую зависит от их авторов и руководителей, в частности, от их отношения к зрителям (как к семье или как к объекту зарабатывания денег) и от того, насколько телезритель ими уважаем.

 

С целью иллюстрации вышесказанного можно предложить сравнить качество телевизионных проектов «За стеклом» и «Последний герой», которые на разном культурном уровне преследуют развлекательные цели и реализуют коммерческие интересы. Также необходимо отметить, что нельзя во всех случаях констатировать обратную зависимость между экономическим фактором (степенью прибыльности) и культурным уровнем проводимых в досуговой сфере мероприятий. Вероятно, на это действительно оказывает влияние уровень культуры организаторов и руководителей, уровень их профессионализма и отношение к своей деятельности.

 

В качестве примера современных методик контроля над деятельностью предприятий досуга и уровня квалификации кадров, работающих в этой сфере, мы предлагаем рассмотреть применяемые в практике разработки отдела досуговой деятельности Краснодарского краевого научно-методического центра культуры (ККНМЦК) департамента культуры края.

 

Прежде всего, хотелось бы обратиться к работе, которая ведется указанным подразделением в отношении популярного вида досуговой деятельности молодежи - дискотеки, о чем свидетельствуют социологические исследования. В связи с этим неоспоримым фактом является необходимость решения вопросов, связанных с их организацией и функционированием.

 

Регулирование этого вида досуговой деятельности молодежи представляется весьма сложным, но в любом случае необходима выработка основных механизмов контроля и возможных путей и методов влияния и, возможно, сотрудничества с владельцами и организаторами молодежных дискотек.

 

На основании проведенного экспертного опроса ведущего специалиста ККНМЦК нами была выявлена общая проблемная ситуация деятельности краевых дискотек. Она характеризуется как слабой материально-технической базой, зачастую примитивным техническим оснащением, простой неприспособленностью помещений для дискотек, так и слабой профессиональной подготовкой их работников, что сказывается на художественном и эстетическом уровне самих дископрограмм.

 

С целью улучшения деятельности дискотек отделом досуговой деятельности ККНМЦК проводятся различные мероприятия. Так, на базе краевого колледжа культуры ст. Северской Краснодарского края организованы краткосрочные курсы по подготовке руководителей, ведущих дискотек; для организаторов дискотек проводятся семинары; осуществляются заказы на написание программ, сценариев дискотек; в городах и районах края разрабатываются перспективные программы - целевые планы совершенствования деятельности дискотек, укрепления их материальной базы.

 

С 1996 г. ККНМЦК проводит аттестацию дискотек и их штатов независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Дискотекам, прошедшим аттестацию, выдаются документы единого образца с присвоением категории, дающей разрешение на публичное проведение дискотек. Результаты аттестации дискотек, данные анкет по их работе, отчеты командированных на места специалистов позволяют выявить проблемы в работе дискотек (такие как, например, низкая квалификация и отсутствие опыта работы кадров по работе с подростками и молодежью; бессодержательность программ, агрессивность музыки и пр.), что, в свою очередь, определяет приоритетные направления контроля над их деятельностью, позволяет вырабатывать приказы, рекомендательные письма руководителям органов культуры на местах.

 

Таким образом, пример работы ККНМЦК показывает возможность использования таких методов регулирования в сфере свободного времени молодежи, которые оказываются действенными и отвечают потребностям современной ситуации.

 

Представляет интерес и работа по регулированию деятельности компьютерных клубов на территории Краснодарского края. На сегодняшний день эта функция осуществляется комитетом по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи администрации Краснодарского края. После выхода в октябре 2002 г. постановления Законодательного Собрания Краснодарского края об упорядочении деятельности компьютерных клубов комитет по делам молодежи, департамент образования и науки администрации Краснодарского края и правоохранительные органы регулярно проводят рейды по компьютерным клубам с целью выявления правонарушений в их деятельности.

 

Как отмечает В. Чернявский, председатель комитета по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи администрации Краснодарского края, в результате таких проверок на территории края (в г. Анапе, г. Краснодаре, Абинском, Крымском и других районах) была приостановлена работа 60-ти компьютерных клубов, составлены протоколы об административных правонарушениях, более 70-ти владельцев предупреждены об ответственности. Соответствующим службам рекомендовано создать общественный совет по упорядочению деятельности подобных предприятий.

 

Подтверждение тому, что многое в работе компьютерных клубов зависит от руководителей, организаторов, может послужить пример деятельности в г. Краснодаре краевого творческо-просветительского клуба «Радиант». Заместитель директора компьютерного клуба П.И. Милиции отмечает, что главная цель их работы - развитие творческого мышления подростков и молодежи во внешкольной программе. Основной приоритет при этом отдается обучающе-развивающим программам, направленным на организацию одновременно и интересного, и полезного досуга.

 

Конечно, работа по контролю над деятельностью учреждений и предприятий сферы молодежного досуга еще не четко отлажена. Такие же выводы можно сделать и в отношении работы по оценке и повышению уровня квалификации кадров этой сферы, поскольку подобный опыт только складывается. Но уже в ближайшее время существующие пробелы в работе по регулированию пространства свободного времени молодежи должны быть компенсированы разработанными методами эффективной работы. Эта потребность обусловлена появлением целого ряда самостоятельных, независимых участников - субъектов социокультурной деятельности. Такая ситуация формирует потребность в переоценке действенных ранее механизмов регулирования свободного времени молодежи.

 

Таким образом, регулирование свободного времени молодежи осуществляется через изменение социокультурной среды, причем на уровне района, города области с учетом социально-экономических особенностей территории, интересов и культурных запросов населения различных категорий. В связи с этим разработка целевых программ и технологий культурно-досуговой деятельности приобретает особую актуальность.

 

Регулирование в сфере свободного времени должно быть направлено на формирование таких досуговых стратегий молодежи, которые бы отвечали, с одной стороны, потребностям в проведении культурного досуга, содействующему развитию личности молодого человека, с другой - интересам самой молодежи.

 

Подводя итог, необходимо отметить, что социокультурное поле, в котором формируются интересы и потребности молодежи, ценностные ориентации в пространстве досуга, в условиях только становящейся системы регулирования свободного времени и досуга молодежи в недостаточной степени содействует формированию таких досуговых стратегий, которые в большинстве своем были бы ориентированы на культурно организованный досуг. Реализация необходимых мероприятий по изменению сложившейся ситуации позволит добиться позитивных результатов в достижении цели регулирования свободного времени молодежи.

 

Новые принципы, методы регулирования свободного времени в целом должны содействовать достижению главной цели - формированию более высокого уровня культуры досуга молодежи. Под культурой досуга понимается качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности.

 

Итак, проведенный анализ изменений в структуре и содержании досуга современной российской молодежи позволил определить их динамику, характеризуемую общей социокультурной ситуацией, которая выступает фактором формирования досуговых ориентации современной молодежи. При этом происходящие в этой области жизнедеятельности молодежи трансформации обусловливаются не только изменением общей социокультурной ситуации, но и формированием новых поведенческих стратегий молодежи в сфере досуга, направленных на достижение в пространстве досуга значимых целей общественной жизни. Именно изменения в стратегиях досуговой деятельности приводят к трансформации традиционных досуговых практик, формированию и распространению новых, способных в сложившихся обстоятельствах содействовать достижению молодежью формирующихся целей в сфере досуговой деятельности. Несмотря на позитивные тенденции в сфере досуга молодежи, проявляющиеся в росте возможностей самореализации, свободы выбора и многообразия видов досуговой деятельности, в целом социокультурная ситуация характеризуется потерей приоритетов творчества и духовного развития и смещением акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение. В сфере досуга утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и потребительство.

 

Эти обстоятельства формируют цели регулирования свободного времени молодежи, которые должны быть направлены на формирование культуры ее досуга. Такая деятельность в современных условиях подразумевает выработку эффективных принципов и методов работы с молодежью, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям самой молодежи, с другой - задачам регулирования ее свободного времени - формированию более высокого уровня культуры досуга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.