Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы и приемы выполнения спасательных работ 2 страница




Все работы выполняются расчетом из 3 человек, на отдельных операциях могут быть задействованы 2 челове­ка. Смена спасателей на рабочих местах производится че­рез каждые 20...30 мин работы.


Рис. 4.3. Вариант устройства крепи в галер—, прокладываемой в грунте под завалом:

а - типовой элемент крепи (вид спереди);

б - опережающая крепь (щит безопасности) при проходке в сыпучих грунтах

 

Применение традиционного способа проходки указан­ной галереи может предполагать разрыхление грунта в забое отбойным молотком, погрузку его вручную в ваго­нетку, перемещение по галерее с помощью двухбарабан­ной лебедки, у которой канат одного барабана перекинут через блок на анкере и закреплен на переднем крюке вагонетки, а конец каната другого барабана закреплен на заднем крюке вагонетки. При синхронной работе на од­ном барабане идет свивка, на другом - намотка каната, а при вращении барабанов в другом направлении - наобо­рот. Такой принцип работы позволяет осуществить транс­портировку пустой и груженой вагонетки одной лебедкой.

Разгрузка грунта осуществляется в отвал, из которого он удаляется на поверхность экскаватором.

Одним из возможных высокоскоростных автоматизиро­ванных способов проходки галереи в мягких и переувлаж­ненных грунтах является способ раскатки, заключающийся в образовании цилиндрической полости раскатывающим ра­бочим органом, представляющим собой ряд установленных друг за другом на валу конических катков, которые под действием привода обеспечивают его поступательное само­завинчивающее движение в грунте.

Для проходки цилиндрических выработок и скважин большого диаметра Институтом горного дела Сибирского отделения Российской академии наук разработана ревер­сивная машина раскатки.

Проходка осуществляется за счет самозавинчивающего движения агрегата, раздвижки и уплотнения грунта в сто­роны катками, установленными на валу с эксцентрисистетом. Силовой привод рабочего органа расположен непос­редственно в машине и обеспечивает ее полную автоном­ность в работе. Скорость проходки зависит от частоты вра­щения рабочего органа, а энергетические затраты, кроме того, от сопротивления грунта снятию. При раскатке креп­ления выработки не требуется.

Деблокирование пострадавших из замкнутых помещений

Устройство прохода (проема) в блокированное поме­щение. Проходы в блокированные помещения могут уст­раиваться в виде проемов а перекрытиях (покрытиях), стенах (перегородках), входных дверях как снаружи зда­ния, так и из соседних (смежных) помещений, доступ в которые свободен или предварительно подготовлен. Распо­ложение и размеры проема должны обеспечивать воз­можность беспрепятственного и относительно удобного проникновения через него, внутрь блокированного поме­щения спасателей и эвакуации пораженных, в основном тех, которые утратили способность к самостоятельному передвижению.

Обычно проемы устраиваются в виде квадрата (пря­моугольника) площадью 0,5... 1,0 м2 в свету со сторонами 0,6 (1,0) х 0,8 (1,0) м. При устройстве проема в стене или заклинившей двери его нижняя кромка должна быть на высоте 0,7... 1,2 м над уровнем пола или поверхности зем­ли. Устройство проема в ограждающих конструкциях бло­кированных помещений в различных вариантах предполага­ет выполнение следующих технологических операций:

— подготовку рабочего места для размещения средств механизации и поверхности конструкции в месте про­бивки проема, предварительную разборку завала или откопку приямка, выбор места размещения и обозначения контура проема;

— пробивку проема в железобетонной (бетонной) кон­струкции или кирпичной стене;

— обрезку (загибание) прутьев арматуры;

— вырезание проема в металлической двери;

— пробивку (сверление) отверстий по контуру проема;

— выламывание (вытягивание) обсверленного обломка конструкции.

Пробивка проема является наиболее трудоемкой и продолжительной технологической операцией. Проем в на­ружной стене здания может быть осуществлен с примене­нием следующих технических средств:

— навесного гидромолота;

— гидроклиновой установки;

— бетонолома или отбойного молотка;

— ручной механизированной алмазной пилы;

— передвижного станка алмазного сверления;

— невзрывных разрушающих средств (НРС).

В случаях разрушения железобетонных конструкций все способы, за исключением алмазной резки и сверле­ния, требуют перерезания огневой (газопламенной) резкой обнаженных арматурных стержней. Способы с применени­ем гидроклиновой установки и невзрывных разрушающих средств требуют предварительного высверливания шпуров в разрушаемых конструкциях.

Устройство проемов в железобетонных стенах толщи­ной 300, 380 и 510 мм (в основном в наружных стенах) может выполняться гидроклином, навешенным на экскава­торе, например ЭО-3322. Гидроклин должен быть смонти­рован со стороны прямой лопаты. В процессе разрушения конструкции стены необходимо следить за образованием трещин за пределами контура проема и, при необходимо­сти, производить обрушение неустойчивых кусков бетона или иного материала. На данной операции должно быть занято три спасателя: один управляет машиной, второй следит за выполнением работ, третий производит обруше­ние неустойчивых кусков бетона и обрезает арматуру, обнаженную в пределах контура проема, при помощи ап­парата газовой резки металла.

Разрушение бетона и малоармированного железобетона также осуществляется с помощью гидроклиновой установки.

В комплект оборудования установки входят:

копрессорная станция производительностью не ме­нее 3 м3/мин;

— ручной перфоратор для бурения шпуров;

— энергоустановка с комплектом раскалывающих гид­роцилиндров.

Разрушение осуществляется путем установки в пробу­ренные шпуры диаметром 36... 50 мм и глубиной 400...650 мм раскалывающих цилиндров, создания в них давления 40...50 МПа, при котором клин внедряется между раскалы­вающими щеками, создавая разрушающие напряжения, в результате которых в конструкции образуется трещина.

При разрушении железобетона трещину можно увели­чить до 50...60 мм путем смены раскалывающих щек. Арматурные стержни перерезаются электрокислородным или газокислородным резаком.

Для образования проема в конструкции высверливают серию врубовых и отбойных шпуров. Врубовые шпуры рас­полагают в центральной части проема по контуру основания усеченной пирамиды с шагом 20...25 см под углом 45 та­ким образом, чтобы шпуры располагались в боковых гра­нях пирамиды. Отбойные шпуры с таким же шагом рас­полагают по контурной линии проема, причем шпуры в зависимости от толщины конструкции могут располагаться вертикально или под некоторым углом к стене.

Образование проема в стене ручной механизированной алмазной пилой возможно при толщине стены не более 26 см. На такую глубину осуществляется резка каменных и бетонных конструкций алмазной кольцевой пилой типа "Партнер" (Швеция).

Проем в стене и перекрытии может быть образован также путем алмазного сверления по контуру проема со­пряженных или расположенных с некоторым зазором (цели­ками) отверстий, разрушения (ломки) целиков и удаления массивного керна. Сверление производится кольцевыми ал­мазными сверлами диаметром 80... 120 мм типа СКА, осна­щенными природными дроблеными алмазами. Для работы применяются передвижные станки различной модификации с мощностью электрического двигателя не менее 2 кВт. Уст­ройство проема с применением станка для алмазного свер­ления отверстий диаметром 80... 125 мм по контуру проема с последующим удалением блоков проема осуществляется в три этапа:

— подготовительные работы;

— алмазное сверление отверстий;

— удаление блоков проема из конструкций.

Подготовительные работы предусматривают организа­цию подходов к рабочей площадке, доставку оборудова­ния и оснастки в зону производства работ, разметку кон­тура проема, подключение системы электро- и водоснаб­жения.

Для сверления отверстий целесообразно применять ал­мазные сверла диаметром 80, 100 и 125 мм. В процессе сверления нужно следить за тем, чтобы усилия подачи не превышали величины, при которой может произойти закли­нивание инструмента. При прекращении подачи или оттока воды следует немедленно вывести сверло, выключить дви­гатель, выяснить и устранить причину неисправности. При сверлении участков с арматурой необходимо уменьшить усилие подачи во избежание поломки режущей части сверла и перегрузки двигателя. При появлении искр следует резко снизить усилие подачи и увеличить расход воды.

Керн удаляется из сверла под действием собственной массы при повороте сверла на 90° (вниз). Работы по дан­ному этапу выполняют два спасателя-оператора алмазного сверления.

Удаление блоков проема из конструкции стены осуще­ствляется следующим образом:

— за элемент разрушенной конструкции массой не менее 100 кг закрепляется рычажная лебедка гру­зоподъемностью до 0,5 т;

— крюк лебедки заводится в пробуренное централь­ное отверстие верхней части проема;

— натяжением на лебедке блок проема опрокидыва­ется на рабочую площадку.

Сверление отверстий глубиной свыше 300 мм произво­дится путем последовательного отбора кернов. В этом случае буровая головка отводится от устья и керн из скважины извлекается с помощью специального керноотборника.

Разрушение бетона, кирпичной кладки и малоармиро­ванного железобетона при устройстве проема можно так­же осуществлять с помощью невзрывных разрушающих средств, изготовленных в виде патронов и помещенных в шпуры, пробуренные по специальной схеме. При этом материал может быть разрушен при расположении шпу­ров по двум технологическим схемам - с центральным врубом и врубом по контуру проема. В практике боль­шее распространение получила первая схема.

НРС представляет собой порошкообразные или плот­ные композитные материалы на основе негашеной извести с добавками алюмоферритных, силикатных и сульфатных соединений. Разрушение конструкций осуществляется за счет создания предельных разрушающих напряжений на стенки шпура при взаимодействии материала НРС с водой и его твердении с увеличением объема.

В практике в настоящее время применяется выпускае­мый промышленностью порошкообразный НРС-1. Его не­достатком является узкий температурный диапазон приме­нимости (только при положительной температуре материа­ла разрушаемой конструкции). Эффективность процесса разрушения возрастает в случае применения патронирован­ных НРС, которые в настоящее время разработаны в Япо­нии и разрабатываются в России. Эти средства имеют бо­лее широкий температурный диапазон применимости.

Заклинившиеся защитно-герметические (герметические) двери защитных сооружений или стальные (обшитые метал­лическими листами) двери других помещений вскрываются вырезанием проема, обрезанием запорного устройства или петель при помощи аппарата газопламенной резки или от­резной (шлифовальной) машины с абразивным диском.

Для устройства прохода через проем в стене или двери с обеих сторон в виде ступенек могут укладываться обломки конструкций. В проеме перекрытия в этих целях устанавливается приставная лестница или закрепляется спе­циальное подъемное устройство блочного типа.

При выборе средств разрушения для устройства про­ема через перекрытия необходимо учитывать:

- обязательность обеспечения безопасного ведения работ;

- стесненность производственных условий;

- ограниченность механизированной доставки техниче­ских средств и оборудования к месту работ;

- отсутствие энергоисточников и освещения;

- опасность работ из-за возможного обрушения кон­струкций стен.

С учетом этих условий технические средства для произ­водства работ должны в первую очередь удовлетворять требованиям безопасности, иметь небольшие габариты и массу, позволяющие доставлять их вручную, через завалы и узкие проходы, автономный энергоисточник или иметь воз­можность энергоснабжения от автономных энергоустановок.

Указанным требованиям и условиям производства ра­бот при устройстве проемов через перекрытия в боль­шей мере удовлетворяют следующие способы резки и разрушения:

- алмазная резка механизированной пилой;

- алмазное сверление смежных отверстий по конту­ру проема;

- гидроклиновое разрушение;

— разрушение бетоноломом или отбойным молотком.

Выбор способа резки и разрушения бетона должен проводиться с учетом следующих особенностей:

— способы с применением алмазных рабочих органов требуют расхода воды для охлаждения инструмен­та: при сверлении - 5...6 л/мин, при резке ручной пилой - 15 л/мин;

— способы с механическим разрушением бетона приме­няются в сочетании с огневой резкой арматурных стержней и оказывают виброударное воздействие на конструкцию, что может ограничить возможность их применения по условиям безопасности.

Наиболее эффективными и безопасными способами разрушения при устройстве проемов в перекрытии являют­ся алмазное сверление и резка.

Устройство проема с помощью гидроклиньев и бетоно-лома производится в случае исключения возможности обру­шения поврежденных конструкций от виброударного воздей­ствия при разрушении бетона. Эти способы применяются в сочетании с огневой резкой арматурных стержней.

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий

Спасение с использованием авголестниц. Эвакуация людей с верхних этажей разрушенных зданий может ус­пешно осуществляться с помощью пожарной автолестницы типа АЛ-30 (131). Автолестница смонтирована на шасси грузового автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131 и применяется для обслуживания зданий и сооружений вы­сотой до 30 м. Боевой расчет состоит из 5 человек.

Спасение людей с помощью автолестницы осуществляется после обнаружения пострадавших, выбора места площадки и оборудования ее для установки автолестницы (при необходи­мости). Автолестница устанавливается на площадке размером 11,5 х 4,5 м на расстоянии около 10 м от здания в местах наибольших завалов. Площадка для установки автолестницы не должна иметь уклон более 12%. При углах наклона лест­ницы до 60° разрешается подъем только одного спасателя, при углах наклона выше 60° допускается подъем двух чело­век с интервалом 10 м. При прислоненной лестнице одно­временно может перемещаться любое количество людей с интервалом не менее 3 м. При подъеме и опускании по лестнице во избежание ее раскачивания необходимо, чтобы люди ступали не в такт. Эвакуация пострадавших по лестнице осуществляется в зависимости от их состояния спасателем или самостоятельно.

 

 

Нормы времени выполнения основных операций при работе на автолестнице типа АЛ-30 (131), с:

Подъем по автолестнице с тетивами: На 20м На 25м На 30м  
Подъем лестницы на 75°  
Выдвигание на полную длину  
Поворот на 90° вправо и влево  
Опускание с 75° до 0°  
Сдвигание при угле наклона 75°  
Одновременный подъем на 75°, полное выдвигание и поворот на 90°  

 

Спасение с использованием автоподъемников. Для до­ступа спасателей к пострадавшим на уровень 10-го этажа применяются автомобильные подъемники и строительные вышки. Основными условиями их использования являются:

наличие необходимой площадки для установки подъемника и соответствие расстояния до стены здания радиусу рабо­чей зоны подъемника.

Для выполнения работ автовышку устанавливают на зара­нее подготовленной ровной горизонтальной площадке (с укло­ном не более 3°) размером, соответствующим габаритам ба­зовой машины с учетом радиуса рабочей зоны. Для обес­печения устойчивости машины под ее колеса подкладывают инвентарные упоры. Перед подъемом телескопа в рабочее положение устанавливают боковые упоры, под них подкла­дывают инвентарные деревянные подкладки. При установке автовышки типа АП-17А в рабочее положение телескопиче­скую часть обязательно выверяют по откосу. Перед подъ­емом спасателей проводят опробывание вышки на холостом ходу, при котором проверяют плавность движения рабочей платформы при подъеме и опускании, устойчивость маши­ны и действия предохранительных устройств.

Во время пробного подъема рабочую площадку под­нимают на полную высоту колена мачты до крайних поло­жений, пока она автоматически не выключится. При сраба­тывании семафора подъем прекращают. После проведения контрольного подъема и спуска пустой рабочей платфор­мы начинают осуществлять подъем спасателей и спуск по­страдавших, которые могут находиться на рабочей плат­форме сидя, лежа и стоя.

Спасение с использованием вертолетов. Существует несколько вариантов использования вертолетов:

— выброска линя на крышу (верхний уровень сохра­нившейся части здания);

— зависание на большой высоте (до 50 м), спуск спа­сателей и необходимого оборудования, эвакуация пострадавших;

— посадка (зависание на малой высоте 1...1.5 м), до­ставка спасателей и необходимого оборудования и эвакуация пострадавших.

В первом варианте с помощью вертолета перебрасы­вают линь (веревку, веревочную лестницу) через крышу или через верхний уровень сохранившегося здания для дальнейшего закрепления одного конца линя и подъема спасателей и спуска (самоспасания) пострадавших по дру­гому концу.

Во втором варианте при зависании вертолета на боль­шой высоте (до 50 м) спуск спасателей и доставка необ­ходимого оборудования, а также эвакуация пострадавших и грузов осуществляется при помощи спускового устройст­ва роликового типа СУ-Р.

Подъем пострадавших в вертолет можно осуществлять по веревочной лестнице или с использованием бортовой лебедки. При зависании вертолета на малой высоте по­страдавшие могут подняться в вертолет самостоятельно или с помощью спасателей.

Спасение людей по сохранившимся или восстановлен­ным лестничным маршам. Эвакуация людей с устройством проемов из соседних помещений или секций (подъездов) с сохранившимися лестничными маршами осуществляется при блокировании людей в помещениях разрушенного здания в случае сохранения лестничных маршей. Располо­жение и размеры проема должны обеспечивать возмож­ность беспрепятственного и относительно удобного проник­новения через него спасателей и эвакуацию пострадавших.

Выбор способа эвакуации пострадавших зависит от состо­яния пострадавшего, степени внешней угрозы для пострадав­шего и спасателя, а также от имеющихся средств для транспортирования. Эвакуация с верхних этажей зданий осу­ществляется по сохранившимся лестничным маршам своей лестничной клетки или через устроенный проем по лестнич­ному маршу другой лестничной клетки пострадавшие эваку­ируются на носилках двумя (четырьмя) спасателями или сво­им ходом с помощью сопровождающего. Эвакуация постра­давших вниз через проемы в перекрытии осуществляется с помощью спасательного пояса, веревки, горизонтально под­вешенных носилок с пострадавшим.

Для укрепления (временного восстановления) повреж­денных элементов конструкций лестничных клеток исполь­зуются два основных способа.

1. Установка дополнительных опор (в виде деревянных или металлических стоек с подкладками и клиньями) под поврежденный лестничный марш или плиту лестничной площадки, которая включает:

- оценку несущей способности конструкции и выбор варианта ее укрепления;

- доставку дополнительных опор (стоек) или их заго­товку на месте из подручных материалов;

- установку и закрепление дополнительных опор;

- проверку устойчивости и несущей способности ук­репленной конструкции.

После визуального обследования выбирается вариант укрепления лестничных маршей.

Укрепление лестничного марша или плиты лестничной площадки осуществляется при помощи стоек диаметром 10.. 12 см. В качестве стоек используются стойки забой­щицкие. Работы по укреплению лестничного марша выполняются расчетом из 3 человек: двое устанавливают стойку в нужное положение и один забивает клин между стойкой и маршем. Если стойка устанавливается в конце марша, то укладывается прокладка и вбивается клин под низ стойки. При установке стойки в середине лестничного марша ук­ладывается прокладка и забивается клин в верхней части между маршем и стойкой. В случаях, когда стойки не за­готовлены заранее, используется подручный материал (тру­бы, бревна и т.п.). Для работы по укреплению лестнично­го марша достаточно иметь комплект шанцевого инстру­мента.

2. Усиление соединения лестничного марша с плитой лестничной площадки установкой дополнительных крепеж­ных деталей, которое включает:

— оценку состояния и целостности соединения лестнич­ного марша с плитой лестничной площадки и вы­бор варианта его укрепления;

— сверление (пробивку) отверстий под установку до­полнительных крепежных деталей;

— установку и закрепление дополнительных армиро­ванных шпонок (металлических скоб) или болтов;

— проверку устойчивости дополнительного крепления.

Для сверления отверстий в местах установки дополни­тельных креплений применять инструмент ударного или ударно-поворотного действия рекомендуется ограниченно.

Связь лестничных маршей с лестничными площадками может быть усилена дополнительными сварными соедине­ниями проектных деталей.

Для эвакуации пораженных при обрушении лестнично­го марша или плиты (плит) лестничной площадки на их место устанавливаются временные переходы в виде тра­пов, мостиков или настилов из досок и бруса, изготовлен­ные на месте из подручных материалов или заготовленные заранее. Технология работ по устройству временных пере­ходов может включать: установку элементов лесов (подко­сов, схваток, прогонов и пр.) скреплением их гвоздями, арматурой, болтами, хомутами и т.п.; расшивку стоек для укрепления их с другими элементами; укладку и укрепле­ние настила, установку ограждений. Работы проводятся вручную двумя плотниками и двумя помощниками. Для выполнения работ потребуется комплект шанцевого инст­румента и комплект инструмента плотника.

Спасение людей с верхних этажей зданий с использо­ванием канатных дорог. Для спуска (эвакуации) людей с верхних этажей зданий и сооружений применяют специаль­ные канатноспускные устройства. В состав устройств входят катушка с намотанным на нее несущим элементом (тро­сом или лентой), ручка для возврата несущего элемента, тормозной механизм для обеспечения безопасной скорости спуска, дублирующий ручной тормоз.

Подготовка к спуску заключается в закреплении катуш­ки канатноспускного устройства к конструкциям здания (со­оружения) и фиксировании несущего элемента с караби­ном спасательного пояса, предварительно надетого на по­страдавшего. После этого осуществляется осторожный, медленный спуск пострадавшего.

Все операции выполняются силами 4 спасателей, из которых двое располагаются наверху, а двое - внизу, на земле. Располагающиеся внизу принимают пострадавшего и транспортируют его за пределы рабочей площадки на пункт сбора пострадавших.

Спасение людей с верхних этажей зданий с использо­ванием спасательных рукавов. Для спасения людей с верх­них этажей зданий и сооружений могут использоваться спасательные рукава. Рукава размещаются в зданиях и со­оружениях с входов с одного или нескольких уровней од­новременно. Для спуска людей рукав закрепляется на спасательном устройстве с помощью разъемного металли­ческого кольца, для которого в верхней части предусмот­рено отверстие.

Пострадавшего, эвакуируемого с высоты, размещают в спасательном рукаве и направляют к земле на пункт сбо­ра. В ходе перемещения по полости рукава может регу­лироваться скорость спуска как спасаемым за счет изме­нения положения частей своего тела, так и спасателями, находящимися в завале, путем различных тактических дей­ствий, а также за счет различного конструктивного испол­нения рукава.

Эвакуация, пострадавших из мест блокирования. Выбор способа эвакуации пострадавших зависит от вида и объема ранения пострадавшего, его состояния, степени внешней угрозы для пострадавшего и спасателя, имеющихся средств для транспортировки, протяженности пути эвакуа­ции, вида места блокирования и способа обеспечения до­ступа к пострадавшим. Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования до пункта сбора пострадавших в два этапа: из мест блокирования до рабочей площадки и с рабочей площадки до пункта сбора пораженных.

Для того, чтобы была успешно выполнена задача спа­сения пострадавших, спасатели (личный состав подразделе­ния) должны быть специально подготовлены для умелого обращения с пострадавшими и для проведения их эвакуа­ции из мест блокирования.

Каждый спасатель должен владеть различными спосо­бами эвакуации пострадавших, а также навыками изготов­ления вспомогательных средств транспортировки. Незнание или выбор неправильных средств транспортировки может ухудшить состояние пострадавших вплоть до угрозы ле­тального исхода.

Пострадавшие эвакуируются как с помощью средств транспортировки, так и без них таким образом, чтобы они видели куда их переносят. Для транспортировки постра­давших спасатели могут использовать такие средства, как носилки и кусок ткани (шерстяное одеяло, плащ-палатка и т.п.). Также могут использоваться временные вспомога­тельные средства для транспортировки. С помощью ука­занных средств, учитывая различные факторы, пораженных можно переносить, оттаскивать (отволачивать) спускать или поднимать. При эвакуации пострадавшего с помощью но­силок его ноги должны быть обращены в сторону пере­носки. Таким образом выполняется основное правило эва­куации: взгляд пострадвшего в направлении движения (прочь от опасности). Исключение составляет эвакуация по поднимающемуся пути. В этом случае голова пострадав­шего обращена в сторону эвакуации. При достижении уровня горизонтальной поверхности носилки с пострадав­шим немедленно поворачиваются ногами в направлении эвакуации.

Если в эвакуации пострадвших (при их транспортировке) участвует большое количество спасателей, то они действу­ют по единым командам. Ответственным за транспорти­ровку и подачу команд является старший расчета спасате­лей или один из спасателей.

При переноске носилок команды подает тот спасатель, который стоит впереди. Если впереди носилок находятся два спасателя, то команды подает спасатель, стоящий справа по ходу движения.

Команды подразделяются на предварительные и ис­полнительные. Спасатели занимают свои места рядом с носилками (между ручками или с внешней стороны ручек) и глядят в направлении транспортировки. По команде "Схва-тить!" спасатели берутся за ручки носилок. На воп­рос стоящего справа в голове "Готово?" спасатели отвеча­ют "Готово" или сообщают причину, которая препятствует переноске. По команде "Подни-май!" спасатели осторожно и равномерно поднимают носилки. По команде "Группа-марш" спасатели идут не в ногу семенящим шагом. Дви­жение в ногу запрещается. Если необходимо остановиться, то подается команда "Группа-стой!". По команде "По-ста-вить!" носилки осторожно ставятся на землю или другую поверхность, после этого спасатели могут распрямиться. При переноске на большие расстояния четырьмя спасате­лями они могут при необходимости поменяться местами, для чего, после выполнения команд "Группа-стой!" и "По­ставить!", следует команда "Смена носильщиков!".

Спуск или поднимание пострадавших должно прово­диться только с использованием табельных средств: спаса­тельного пояса, носилок, грузового каната (веревок, пень­кового троса). Использование куска материи и вспомога­тельных средств транспортировки для выполнения этих за­дач запрещается. Пострадавшие могут в зависимости от тяжести поражения опускаться (подниматься) в вертикаль­ном или горизотальном положении. При этом проводка грузового троса спасателем осуществляется способом "ру­ка через руку" или "через плечо" (рис. 4.4).

Эвакуация пострадавших из завалов и заваленных помещений

В зависимости от обстоятельств, сложившихся в ре­зультате завалов, и от того, как осуществляется доступ к пострадавшему (разборкой завала сверху, устройством галереи и лаза, пробивкой проема в конструкции или откоп­кой входа в помещение), применяются различные способы эвакуации пострадавших.

Отволачивание при сложенных Друг на друга или свя­занных запястьях рук пострадавшего (рис. 4.5). При этом способе пострадавший должен взяться обеими руками за затылок спасателя и немного поднимать свою голову при волочении. Если пострадавший находится в бессознатель­ном состоянии (обессилен), то его запястья связываются с помощью треугольного куска ткани.

Действия спасателя:

— соединить запястья лежащего на спине пострадав­шего треугольным куском ткани (носовым платком и т.п.);

— присесть с согнутыми в коленях ногами над постра­давшим;

— положить соединенные вместе запястья пострадав­шего к себе на затылок;

— отволакивать пострадавшего;

— во время транспортировки поддерживать голову по­страдавшего одной рукой.

Отволачивание, двигаясь на спине (рис. 4.6). Действия спасателя:

— слегка поднять пострадавшего за плечи;

— пододвинуться своим телом под пострадавшего на­столько, чтобы прочно захватить согнутыми бедра­ми пострадавшего под лопатками;

— пробираться вместе с пострадавшим спиной впе­ред, опираясь снизу руками.


Отволачивание с помощью двух треугольных кусков ткани (рис. 4.7). Действия спасателя:

 


— положить один треугольный кусок ткани под спину пострадавшему, пропустить оба конца по бокам и под мышками пострадавшего и завязать концы уз­лом при использовании их полных длин;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.