КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивы выбора профессии и мотивация педагогической деятельности
Мотив – это осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности: поведению, к общению, к какой-либо деятельности. Мотив – представляет более или менее адекватное отражение потребности. Мотив – является обоснованием и оправданием действий человека. Мотив – играет важную роль в оценке поступков и действий т.к. от них зависит какой субъективный смысл имеет действие для данного человека. В качестве мотива могут выступать интересы, убеждения, социальные установки и ценности. За этим стоят потребности личности начиная от базовых (жизненных, биологических) до высших (социальные). Мотивация – как ведущий фактор реализации развития личности, ее поведения и деятельности представляет систему внутренних факторов вызывающих и направляющих поведение человека на достижение поставленной цели. Мотивация – это система мотивов, факторов, направляющих поведение человека, ориентированное на достижение поставленной цели. Мотивацию, исходя из психологических представлений о ней, можно определить: мотивация как сфера личности – это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Профессиональная мотивация – совокупность мотивов, выражающих профессиональную направленность личности и имеющих определённую иерархию. Профессиональная мотивацияк педагогической деятельности имеет конкретную цель – получить соответствующее образование, которое позволит начать работать преподавателем. Классификация мотивов: o По временнЫм характеристикам – ситуационные и постоянные; кратковременные и долговременные; стабильные. o По значению – главные и подчинённые. Главные направляют деятельность человека, придают ей личностный смысл. Подчинённые – выполняют дополнительную стимуляцию. Мотивы трудовой деятельности: 1) имеющие социальный характер – необходимость быть востребованным, помогать другим; 2) связанные с материальным благополучием; 3) связанные с удовлетворением потребностей в самоактуализации и самореализации, духовным развитием, в социальном признании и самореализации. Мотивы трудовой деятельности: 1. удовольствие от процесса работы; 2. удовольствие от её результатов; 3. вознаграждение за деятельность; 4. отсутствие страха наказания. Мотивы выбора профессии и места работы: доминантный – стабильный интерес к профессии; ситуационный – влияние жизненных обстоятельств, которые не всегла связаны с интересами человека; конформистский – влияние ближайшего окружения, членов семьи, друзей, знакомых и др. Мотивы выбора профессии и места работы могут быть: · оценка внешней ситуации (позитивные и негативные факторы работы): зарплата, близость к дому, транспортные удобства, эстетика места работы и наличие вредностей, регламентированный или свободный режим, степень ответственности, возможность совмещать работу с учёбой или другой в другом месте, психологический климат, система поощрений и наказаний и т.д. · оценка собственных возможностей: здоровье, наличие необходимых способностей и профессиональных качеств, уровень образования и т.д. · соответствие выбранной работы интересам и склонностям человека: возможность роста по службе, повышения уровня профессионального образования, проявления инициативы, творчества в работе и др. Почему же многие, несмотря на сложности и проблемы в работе педагога, остаются в этой профессии? Рассмотрим мотивы продолжения (сохранения) избранной профессии. По теории Тейлора (США) «средний человек старается избежать работы и не любит ответственности». Значит, нужно осуществлять внешний контроль за его деятельностью, стимулировать его зарплатой, которая должна быть напрямую связана с результатами его работы. Но внешним контролем нельзя удовлетворить потребности человека в самоуважении, в самореализации. По теории Грегора (Англия) работа сама по себе может служить источником удовлетворения, т.к. и умственный, и физический труд естественны для человека. Рассмотрим факторы, побуждающие человека изменить работу: ü объективные – физическое состояние, изменение места жительства, военная служба, учёба, рождение ребёнка и т.д.; ü объективно-субъективные – условия труда, невозможность профессионального роста; ü субъективные – психологический климат. Мотивами педагогической деятельности могут быть: 1. Познавательный интерес. 2. Стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности. 3. Чувство долга и ответственности. 4. Стремление избежать нарекания со стороны старших. 5. Желание получить похвалу. 6. Понимание необходимости подготовки к успешному поведению итогов работы. Мотивы характеризуются количественно: 1) сильные; 2) слабые. Мотивы характеризуются качественно: 1) внутренние; 2) внешние. Мотив может быть: – внутренний, ведущий, доминантный в педагогической деятельности. Этот мотив и цель совпадают. Педагоги работают увлеченно, продуктивно с самоудовлетворением, имеют признание коллег, поощрения. Это означает мотивацию успеха. Это – положительный мотив. – внешний, ситуативный мотив. Педагоги работают в нервном напряжении, тягостно, не имеют хороших результатов, с целью избежать осуждения и наказания – мотив избегания, боязни неудач. Это – отрицательный мотив. Внутренняя мотивация – если для личности профессиональная деятельность важна сама по себе, например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения. Внешняя мотивация – если для человека значимы социальный престиж, зарплата, мнение окружающих и др., т. е. потребности, внешние по отношению к содержанию самой деятельности. Внешние мотивы делятся на 1) положительные (+) и 2) отрицательные (-). К «+» относят мотивы успеха, достижения цели: позитивные.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |