Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизация образования




Образование как процесс. Тенденции и принципы развития системы профессионального образования.

Педагогические ценности и их классификация.

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи

 

Мотивы характеризуются качественно: 1) внутренние; 2) внешние.

Мотив может быть:

внутренний, ведущий, доминантный в педагогической деятельности. Этот мотив и цель совпадают. Педагоги работают увлеченно, продуктивно с самоудовлетворением, имеют признание коллег, поощрения. Это означает мотивацию успеха. Это – положительный мотив.

внешний, ситуативный мотив. Педагоги работают в нервном напряжении, тягостно, не имеют хороших результатов, с целью избежать осуждения и наказания – мотив избегания, боязни неудач. Это – отрицательный мотив.

Внутренняя мотивация – если для личности профессиональная деятельность важна сама по себе, например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения.

Внешняя мотивация – если для человека значимы социальный престиж, зарплата, мнение окружающих и др., т. е. потребности, внешние по отношению к содержанию самой деятельности.

Внешние мотивы делятся на 1) положительные (+) и 2) отрицательные (-).

К «+» относят мотивы успеха, достижения цели: позитивные.

К «–» относят мотивы избегания, боязни неудачи; защиты: негативные.

Толчком к любой деятельности, к учебе могут стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей.

Мотивация успеха (достижения цели) носит «+» характер. Действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных положительных результатов. Личностная активность зависит от потребности в достижении успеха. Люди – активны, инициативны. Если встречаются препятствия – они ищут пути их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать своё будущее на большие промежутки времени. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если и рискуют, то расчётливо. Педагоги – работают увлечённо, творчески, продуктивно, заслуживают признание учеников и коллег.

Мотивация боязни неудачи (избегания, защиты) носит «–» характер. Человек, прежде всего, стремится избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий определяет его деятельность. Ещё ничего не сделав, человек уже боится провала. Думает о том, как его избежать, а не о том, как добиться успеха. Люди малоинициативные. Избегают ответственных заданий, ищут причины отказа от них. Отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать своё будущее на менее отдалённые промежутки времени. При неудачах работа теряет для них привлекательность. Педагоги – работают тягостно, с нервным напряжением, не имеют хороших результатов.

 


Ценностный подход в педагогической деятельности.

 

Аксиология – греч. axia – ценность, logos –учение, слово. Аксиология – это философское исследование природы ценностей. Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами в педагогике выполняет аксиологический (ценностный) подход. Он как мост меду теорией и практикой.

Ценностный или аксиологический подход присущ гуманистической педагогике, в которой человек рассматривается как высшая ценность общества и как самоцель общественного развития.

Аксиологические (ценностные) принципы в сфере образования:

1) Равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей.

2) Равнозначность традиций, творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого, открытий в настоящем и будущем.

3) Равенство людей, диалог вместо безразличия и отрицания друг друга.

В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. При этом важна идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические ценности – это те особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами социальной и профессиональной активности на достижения гуманистических идей.

Ценностные ориентации – одна из главных характеристик личности, а их развитие – одна из основных задач гуманистической педагогики.

 

Педагогические ценности (ПЦ) – представляют нормы, регламентирующие педагогическую деятельностью, выступающие как познавательная система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности, ПЦ трансформируются. Например, объяснительно-иллюстративные теории обучения сменяются проблемно-развивающими.

Восприятие и привлечение ценностей в педагогический процесс определяются личностью педагога, направленностью его профессиональной деятельности.

Классификация ПЦ:

I. ПЦ различают по уровню существования:

1) Социально – педагогические – отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это – идеи, представления, традиции, нормы, правила, регламентирующие деятельность общества в сфере образования.

2) Групповые педагогические – идеи, теории, нормы, реализующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Их совокупность имеет целостный характер, обладает стабильностью и постоянством.

3) Личностно – педагогические – отражают цели, мотивы, идеалы, установки, и другие мировоззренческие характеристики личности педагога, составляющие в своей совокупности систему его педагогических ориентаций.

Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций содержит эмоционально – волевые компоненты, играющие роль его внутреннего ориентира. В нем суммированы:

а) социально – педагогические

б) профессионально – групповые

в) индивидуально – личностные системы ПЦ.

II. По предметному содержанию:

1) Ценности – цели – самодостаточные ценности, включающие творческий характер труда педагога, его социальную значимость, возможность самоутверждаться. Служат основанием развития личности преподавателя и учащихся. Отражают государственную политику в области образования и уровень развития педагогической науки.

2) Ценности – средства – формируются в результате овладения теоретической методологией, педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности – средства делятся:

а) Ценности – отношения – обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействие с его субъектами. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задаёт способ взаимоотношений педагога и студента, отличающихся гуманистической направленностью.

б) Ценности – качества – имеют более высокий ранг. В них проявляются личностно – профессиональные характеристики педагога. К их числу относят личностные, статусно–ролевые, профессионально–деятельностные качества.

в) Ценности – знания – определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей, принципов построения и функционирования образовательных процессов.

Все эти группы образуют единую аксиологическую модель: ценности – цели определяют ценности – средства, ценности – отношения зависят от ценностей – качеств и ценностей – знаний, т. е. они функционируют как единое целое.

Образование можно рассматривать как:

1. процесс – это освоение в различных образовательных учреждениях и в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

2. результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

3. система – это совокупность преемственных образовательных программ и ГОСов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образования.

Образование включает в себя 3 основополагающих понятия – обучение; воспитание; развитие.

Системообразующей характеристикой образования является его цель. Её реализация – достигается решением конкретных задач обучения, воспитания и развития личности человека по различным направлениям.

Образование – это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития в интересах личности, общества и государства. Образование – как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы, изменение её состояния за конкретный временной период.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные для обучения, воспитания и развития:

1) двусторонность взаимодействия педагога и учащегося;

2) направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

3) единство содержательной и технологической сторон;

4) взаимосвязь всех структурных элементов: целисодержания образования и средств достижения образовательных задачрезультата образования;

5) реализацию 3-х функций: развития, обучения, воспитания человека.

Образование – это процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации, педагогов конкретной образовательной системы, со стороны родителей. Но способы и формы управления образовательным процессом у них – разные

Основными тенденциямиобразования являются – непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация. Все эти тенденции взаимосвязаны. Доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессам идущим в обществе.

1. Непрерывность образования.

Впервые концепция непрерывного образования (НО) была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965г.) П. Ленграндом.

В её основе лежит гуманистическая идея, которая ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для обучения и развития на протяжении всей жизни : «Образование через всю жизнь». Ранее доминировала концепция: «Образование на всю жизнь». Человеку следует создать условия для развития его способностей на протяжении всей жизни: «Образование через всю жизнь».

Существует более 25 принципов непрерывного образования. Основой для теоретического, а затем практического развития концепции НО, явилось исследование Р. Даве. Он сформулировал более 25 принципов непрерывного образования. В нашем, современном российском образовании их усовершенствовал академик РАО академик А.М. Новиков. Важнейшими из них являются: преемственность, демократизм, многоуровневость, временнАя непрерывность, взаимодополнительность, координация, мотивация, гибкость, вариантность и т.д.

Непрерывность образования означает не раз и навсегда полученное знание, на всю жизнь, а процесс постоянного образования человека в течение всей жизни в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

2. Интегративность образования.

Непрерывность образования рассматривается «как средство связи и интеграции» (по документам ЮНЕСКО). Симбиоз науки и техники ведет к появлению новых технологий, нового оборудования по обработке данных.Это вместе ведет к развитию тенденции к комплексному преподаванию и передачи научно-технических знаний.

Индустриализация науки влечёт за собой изменения в системе образования. Создаются дисциплины, курсы, имеющие интегративный, проблемный, междисциплинарный характер, различные вариативные формы получения образования, типы учебных заведений, виды переподготовки.

Интеграционный процесс сочетается с тенденцией к регионализации, как наиболее оптимальной в переходный период.

Все учебные планы и рабочие программы, по всем дисциплинам разработаны в строгом соответствии с ГОСами. ГОСы меняются и совершенствуются в соответствии с изменением и совершенствованием образовательных задач в обществе.

Разработка стандарта в профессиональном образовании позволяет:

1) установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень специалиста-профессионала;

2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, контроля над эффективностью деятельности учебного заведения;

3) упорядочить нормативно – правовые аспекты подготовки всех объектов системы профессионального образования;

4) установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования;

5) обеспечить конвертируемость, надежность профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.

4. Демократизация и плюрализация образования.

Демократизация системы образования является одним из направлений образовательного процесса.

В образовании процесс демократизации связан с обеспечением его доступности, бесплатного общего образования, равноправия при получении высшего профессионального образования. Это должно происходить на основе способностей каждого, направленных на развитие личности, на увеличение уважения к правам человека.

Одним из направлений демократизации является создание «рынка» учебных заведений. Одним из средств обеспечения подлинного права на выбор образования заключается в приведении в действие закона спроса и предложения в области образования. Но всюду в мире это находится под очень сильным влиянием контролем государства.

Демократизация тесно связана с плюрализацией образования. Плюрализация углубляет и закрепляет демократические достижения, способствует формированию новой философии жизни и культуры мышления, основанной на многообразии национальных культур и на множественности способов получения знания, т.е. направлены на развитие человека.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.