Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На страже деловой активности




Опыт.

ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО, ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

Это логичное желание любой женщины. У меня есть опреде­ленный стиль - я, как видите, предпочитаю классику. Иног­да действительно я надеваю яркие цвета - но только когда у меня плохое настроение. Это придает мне дополнительную энергию. Вообще для женщины одежда всегда значит много. А особенно при моей работе, когда я каждый день сталкива­юсь с проблемами, человеческой болью и пропускаю ее че­рез себя.

 

В то же время нынешний губернатор северной столицы стремится не раздражать своими туалетами привередливых на­блюдателей. К примеру, она никогда не появлялась на публи­ке в шубе - только в элегантном пальто. После возвращения в Петербург, например, в гардеробе Валентины Матвиенко вместо одежды ярких расцветок появились наряды спокойных оттенков - синего и серого, точно в тон холодному питерско­му небу.

Хотя в целом первые лица российской политической эли­ты, кажется, не придают сверхъестественного значения тому, во что они наряжены и как причесаны, но каким-то чудесным образом всякий раз случается так, что на это сильно реагиру­ет их окружение. И вдруг начинает складываться некий осо­бый род моды, напоминающий окружающим о привилегиях старшего по чину. Тогда становится понятно, отчего питер­ские дамы спешат к парикмахерам, а московские чиновники ­в магазины головных уборов. Попробуем проследить некото­рые тенденции этих модных веяний.

Например, неистребимым желанием слепо копировать и ти­ражировать стиль вышестоящего лица, независимо от инди­видуальных особенностей, вроде роста и комплекции, к сожа­лению, охвачены и сильная, и лучшая половины российской политической элиты. Причем об установленном дресс-коде речи вроде не идет, зато ростки респектабельности - а точнее немодной консервативности - уже налицо. (Хотя о том, как ее достичь, знают немногие.)

Примером для подражания всегда был президент РФ. Глян­цевые журналисты уверяют, что президент всем маркам пред­почитает костюмы ручной работы от Francesco Smalto (кото­рые считаются верхом элегантности по крою и силуэту). Оно и понятно - по статусу готовых костюмов президент РФ но­сить не должен. Тем не менее, чьей бы марки они ни были, сшитые вручную или готовые, президентские костюмы всегда подчеркнуто нейтрального фасона. Галстук завязан небольшим классическим узлом, что соответствует росту и телосложению, и даже красный цвет галстука вызывающе не смотрится, ибо вся гамма (голубая рубашка, темно-синий костюм) подобрана грамотно, с учетом обстоятельств и места действия. Понятно, что положение все-таки обязывает. Да и не стоит забывать,

что над имиджем Путина всегда трудилась и трудится целая армия имиджмейкеров и РR-щиков.

Кстати, Владимир Путин частенько предпочитает галстуки именно агрессивных расцветок, что в целом можно считать и политическим выбором. Примечательно, что у красных гал­стуков имеется своя история. Так, их надевали американцы во время избирательной кампании, с целью подчеркнуть свою силу и активность. Однако с тех самых пор выбор агрессив­ного цвета для мужского аксессуара среди политиков вообще считается несколько неэтичным. Зато если уж надел, значит, хочет показать, кто именно в доме хозяин. Поэтому среди за­падных имиджмейкеров не принято использование столь яр­ких цветов. Но в России сочетание красного галстука и клас­сического пиджака с рубашкой встречается повсеместно. По словам экспертов, этот символ агрессии достаточно популя­рен в большинстве кругов. И все же должность спасает поло­жение: с цветом президентского галстука прекрасно гармони­рует государственный флаг, на фоне которого неизбежно и проходит любая встреча.

Синий же галстук в горошек, который также часто носит Путин, - это вообще хрестоматийный выбор - так учат оде­ваться в учебниках по имиджу. Хотя выбор президентских сти­листов несколько странноват. Так, галстук в мелкую дрипоч­ку с узким узлом (этот стиль называется «ленинским») свой­ственен скорее не зрелому мужчине, а модному мальчику.

Но мало просто лишь надеть галстук, необходимо еще и дополнить его другими деталями костюма. Например, сейчас отчетливо видна тенденция к упрощению и демократизации внешнего вида президента. Естественно, не за счет цены, а за счет особого стиля и комплектации.

Борис Грызлов, например, также придерживается строгого классического стиля. Стилисты даже вмятину на узле его гал­стука сделали, а это один из вариантов «маникюра» для гал­стука. Однако не все в его облике идеально - рубашка зачас­тую великовата.

А вот глава Минэкономразвития Герман Греф вообще ис­пользует особый узел галстука. Несмотря на то, что мода на такие узлы уже прошла. Сейчас вернулись тонкие галстуки и узкие узлы. Но классического стиля мужчина еще вполне уместно выглядит и с массивным квадратом на шее. Герман Греф, кстати, всегда в целом одет на отлично. Видно, что человек явно собой занимается.

А вот стилистов Путина нужно сразу уволить только за то, что иногда рукава его рубашек как бы тонут в пиджаке, а это явный минус, да еще и на международной встрече. Кста­ти, о рубашках. Политики, конечно, носят очень дорогие рубашки. Для самой рубашки очень важно, чтобы уголки ворот­ника не выглядывали из-под лацканов пиджака. И наоборот, чтобы на 2-3 сантиметра рукава рубашки из-под пиджака выглядывали.

Вообще есть такая негласная традиция: банкиры и люди, которые занимаются серьезным бизнесом, как правило, поку­пают костюмы из позапрошлых коллекций. Ведь когда ты хо­чешь, чтобы человек к тебе был расположен, а также проде­монстрировать надежность и уверенность, ты не надеваешь модные вещи, потому что одежда по последней моде - это знак «свежих, молодых денег». И крупные бизнесмены спе­циально покупают невзрачные вещи, не очень выделяющиеся и чуть устаревших моделей. То же самое должно относиться и к чиновникам, тем более высокопоставленным.

В этом плане, например, губернатор Чукотки богач Абра­мович - эстет и предпочитает изысканный итальянский стиль костюма: пиджак с двумя разрезами, тонкая шерсть, по четы­ре пуговки на рукавах - смотрится просто здорово!

В отличие от советской номенклатуры, современная по­литическая элита вообще перестала скрывать свое богатство. Такого и в Советском Союзе, и в ельцинскую эпоху не было. Мало того, современные политики вынуждены кормить чаще за бюджетный, а реже за свой счет и в зависимости от ранга целую команду спичрайтеров, имиджмейкеров и стилистов. Понятно, что мы никогда не увидим тех, кто советует по­литическому «шоумену» ту или иную туалетную воду или часы, например. Зато мы видим результат их совмест­ной работы - образ современного политика и моду в поли­тике в целом.

Для интересующихся мы решили привести данные о сто­имости гардероба для современного российского чиновника (ценовые данные взяты соответственно уровню одежды, но в усредненном варианте и по московским меркам). Итак, дресс­-код современного российского чиновника:

 

Наименование Количество Стоимость
Костюм повседневный 5 шт. $8500
Костюм летний 2 шт. $3400
Костюм зимний 2 шт. $3400
Костюм вечерний 2 шт. $3400
Сорочка 40 шт. $8000
Галстук 50 шт. $10000
Пальто 3 шт. $15000
Кашне 20 шт. $2000
Туфли 9 пар $9000

 

Итого: стоимость прохождения дресс-кода - $62700.

Да, страшная цифра получается, хотя по мировым меркам это совершенно нормальные цены на дорогие и качественные костюмы представительского класса.

Стоит сказать, что для политиков одежда не является по­казателем модности, а скорее символ того, какими они несут себя в этот мир. Зато на нижнем уровне власти мода зависит только от начальства, отсюда - партийная мода, примерам которой могут служить, в частности, фуражки-«жириновки» и лужковские кепки. Сюда же включается и аппаратная мода, превращающая министерства и административные центры в выставку похожих костюмов и галстуков, напоминающих вре­мена ЦК.

 

В отличие от чиновников, подчиняющихся протоколу, россий­ская бизнес-элита опирается прежде всего на частные корпо­ративные особенности. Самые жесткие правила царят в фи­нансовых структурах, юридических, страховых и консалтин­говых компаниях. Ведь в сфере серьезного и крупного бизнеса дресс-код - это требования к офисной одежде сотрудников и руководителя в соответствии с определенной философией и стилем управления. Хотя в российских компаниях эти требования не настолько жесткие, нежели, скажем, в главном офи­се ООН. Там, например, служащую на вполне законных ос­нованиях могут с самого порога отправить домой - менять тон колготок на более удачный, причем за счет ее же рабоче­го времени.

А вот сама актуальность введения и соблюдения корпора­тивного, фирменного дресс-кода обусловлена еще и тем, что молодой организации необходимо выделиться из общей мас­сы конкурентов и запомниться клиенту. Для торговых компа­ний, например работающих в секторе b2b и/или в рознице, вопрос соблюдения фирменного стиля и корпоративных стан­дартов вообще очень важен. Мало того, в сочетании с общим рекламным продвижением форменная одежда либо ее отдель­ные элементы являются неотъемлемой частью всего бренда в целом. (Хрестоматийный пример - МакДоналдс.) И по мере укрупнения компании внутренние правила становятся все бо­лее необходимыми, так как имидж фирмы влияет на эффек­тивность установления контакта с партнерами или клиентами.

Однако далеко не во всех российских компаниях существу­ет официально изложенный на бумаге определенный свод пра­вил - или «кодекс одежды». Часто это лишь изустные прави­ла, предписывающие сотрудникам определенную форму одеж­ды. Зато в нашем обществе преобладают и свои стереотипы относительно дресс-кода. Так, хороший программист должен быть обязательно в джинсах и обвисшем свитере, креативный дизайнер - в оригинальном, «неформатном~ наряде, а финан­сист, если он, конечно, настоящий финансист, - в строгом и дорогом костюме.

Но бывает и так: одет секретарь в джинсы и свитер - ну и ладно, компания молодая, там все так ходят. Зато если в ком­пании проходят важные переговоры с клиентами, то весь пер­сонал мгновенно преображается, и становится просто невоз­можно узнать сотрудников в костюмах и деловых платьях.

А есть еще такой пример. На сегодняшний день в канце­лярской компании «Комус» дресс-код сотрудников вообще разбит на три условные группы: «официальный», «админист­ративный» и «форменный». Первая включает в себя набор оп­ределенных требований в одежде для руководителей в дни проведения общих совещаний, переговоров и официальных встреч. Она, соответственно, предусматривает ношение костю­мов неярких цветов и классического покроя. Административ­ный же дресс-код предполагает ограничения и рекомендации относительно повседневной одежды на работе среди прочих должностных лиц. Так, например, нельзя носить джинсовую, спортивную одежду и обувь, сарафаны. Дресс-код третьей группы включает в себя ношение в обязательном порядке специ­ально сшитой одежды среди работников розничных магазинов, служб курьерской и транспортной доставки. Даже так! Хотя бывают случаи, стоящие на грани некоторого исключения.

Например, один из российских примеров, претендующих на хрестоматийность, а именно - незаурядная личность со­здателя компании «Евросеть» Евгения Чичваркина, постоян­ного героя одного из модных нынче реалити-шоу на телека­нале ТНТ. И там, среди представляющих российское бизнес­-сообщество деятелей, официализированных Коркунова и иже с ними, что называется, Чичваркин заметно выделяется свои­ми драными джинсами и альтернативными майками, представ­ляя тем самым имидж нового поколения молодых предпри­нимателей, во всем подчеркивающих свой живой ум, нестан­дартность подхода, а также динамичность и активность.

Вообще подобный имидж веселого и прикольного предпри­нимателя - оригинальные РR-ходы, разработанные, надо по­лагать, под руководством опытных пиарщиков и имиджмейкеров, - не менее трудная и ответственная работа, которая, надо отдать должное, сторицей окупается и приносит фено­менальную известность владельцу, а соответственно, и всей компании в целом.

Действительно, большинство наших предпринимателей ча­сто забывают о важном влиянии личности в образе компании, так сказать, с позиции «человек-бренд», предпочитая оставать­ся в тени и лишний раз не светиться, не понимая при этом, насколько важной составляющей при продвижении организа­ции может быть раскрутка самого руководителя или того же собственника в первую очередь. То есть себя самого в кругах общественных и массовых.

Именно поэтому «непосредственный» Чичваркин весьма выгодно смотрится на фоне большей частью чопорных и пы­тающихся быть солидными «буками» топ-менеджеров осталь­ных российских компаний. И мало кто может позволить себе прийти на представительный экономический форум в пиджа­ке со стразами или же в джинсах и цветастой футболке с не­мыслимыми бусами на шее... Но результат подобной полити­ки налицо: «Евросеть» - одна из ведущих компаний в сфере сотового ритейла, а Чичваркин - желанный гость на любых форумах, конференциях, презентациях и тусовках. А бесплатной раскрутке его персоны как светского человека на страни­цах деловой и глянцевой прессы могут позавидовать даже знаменитости.

Вот вам и РR-технологии в их чистом виде, окупающиеся с лихвой даже без существенных затрат. Вот вам и субъек­тивные, безликие правила дресс-кода, так необходимые каж­дому предпринимателю!

Хотя стоит признать, что, если бы все подавали себя в по­хожей манере, эффекта бы не получилось. Но отечественные бизнесмены в основе своей предпочитают не контрастировать с окружающей обстановкой, лишний раз не выделяясь и отдавая должное традиционному статусу и намекам на скрытые возможности и связи, проявляющимся В числе прочих и во внешнем виде, особенно когда влиятельность написана на лице. Наверное, поэтому самыми консервативными и формальны­ми традиционно являются требования к дресс-коду среди ру­ководителей и сотрудников банковской сферы.

Единственный, пожалуй, случай для банковских служащих, сулящий небольшое расслабление туго затянутого, официаль­ного галстука, - это понятие «свободной пятницы». И толь­ко в этом случае допустим свободный стиль в одежде (Free Friday или Casual Friday).

Однако не все организации успешно подчинились общеми­ровой тенденции, оставаясь максимально консервативными и строгими даже накануне выходных. Например, «Центробанк» и «Внешторгбанк» вольностей вообще не допускают. Да и по­всеместно распространенной «свободной пятнице» здесь мес­та тоже нет. Причем зачастую даже летняя жара не служит поводом к смягчению требований к внешнему виду своих со­трудников. «Стриптиза», понятное дело, в летнюю жару там устраивать никто не позволит.

Да и потом температурный режим, поддержанный системой кондиционирования и вентиляции, и воздух, увлажненный ионизаторами, всегда создают в помещении комфортный мик­роклимат. Так что открытые окна - это пережиток прошлого.

(Кстати, включать кондиционер в помещении рекоменду­ется лишь на 2-3° ниже температуры воздуха за окном, дабы при выходе на улицу не создавалось ощутимого дискомфорта.) В целом получается, что сотрудники солидных учреждений связаны правилами и условностями дресс-кода, включая и необходимые тонкости, в буквальном смысле по рукам и ногам. Так, во всех филиалах «Альфа-банка» никаких послаблений в дресс-коде для сотрудников тоже не предусмотрено. И стиль одежды должен оставаться таким же строгим и деловым, как и всегда: костюмы с пиджаком - для мужчин, юбки с колгот­ками, туфли и блузка - для женщин.

А в отделениях «Банка Москвы», хоть и соблюдается дело­вой стиль, однако никаких жестко прописанных требований к внешнему виду сотрудников не существует. Поэтому если в летнее пекло девушка придет на работу в топике или без чу­лок, а мужчина - без пиджака, никаких репрессий за этим не последует. Хотя кондиционеры также работают исправно и температуру в офисе можно с легкостью регулировать.

В «АвтоБанке» «свободная пятница» допускается лишь в предпраздничные дни. В то же время в Рriсе Warterhаus&Соо­per, а именно в юридическом департаменте, business casual гос­подствует аж целую неделю, а для аудиторов той же компа­нии пункт о «свободной пятнице» даже про писан в контрак­те. А «Ренессанс-страхование» настоятельно не рекомендует своим сотрудникам крупные украшения и яркие аксессуары, а также распущенные волосы или джинсы.

Кстати, во многих подобных организациях даже прописа­но использование тех или иных аксессуаров - они должны быть солидные, но неброские. А некоторые компании огова­ривают даже ситуацию и способ их использования. Так, один из крупных банков потребовал от своих сотрудников носить часы только на кожаном ремешке, потому что металлический браслет якобы может бряцать и отвлекать внимание визави.

В целом же по России стиль «свободной пятницы» и неко­торые послабления допустимы в основном в подразделениях, которые напрямую с клиентами не общаются.

К слову, в компаниях «POCHO», «Русский Алюминий» и «Bonduelle» в «свободную пятницу» разрешены даже джин­сы, но с существенными оговорками по стилю и только в том случае, если не намечены встречи с клиентами и партнера­ми. Логично. «Норильский никель» также строгими прави­лами не отличается, хотя деловой костюм все равно остает­ся вариантом беспроигрышным и практически повсеместным. Зато в российском отделении Coca-cola свободный стиль в одежде даже приветствуется на протяжении всей недели. Кстати, представительства иностранных организаций в России в большинстве своем лишены вообще каких-либо формально­стей дресс-кода.

Американские тенденции демократизации корпоративной культуры неизменно перетекают и в мировые филиалы круп­нейших корпораций. Исключение пока так же, как и у нас, составляет финансовый и дипломатический сектор.

Но при всей несущественной разнице положения большин­ство специалистов сходятся во мнении, что требования к дресс-коду определяются с учетом целевой аудитории и задач конкретной организации. Та же теория относится и к другим, не менее консервативным сферам деятельности. И то верно. Ведь продуманно прописанный, а главное, правильно внедрен­ный фирменный стиль, в том числе в одежде, при прочих рав­ных условиях является эффективным конкурентным преиму­ществам.

Впрочем, корпоративный дресс-код необязательно предпи­сывает ходить исключительно в костюмах. И это положение в первую очередь зависит от сферы деятельности заведения и внутренних порядков организации. Например, в ресторане «Сырная дырка» от сотрудников требуется выглядеть стиль­но и современно, по причине чего им рекомендуется носить модные стрижки и придерживаться слегка «уличного» стиля в одежде, несколько по-свойски или даже по-домашнему, если хотите.

Бывают ситуации, когда некоторые компании за свой счет отправляют нового сотрудника к парикмахеру, стилисту или даже к имиджмейкеру. Но, к сожалению, над стилем сотруд­ников всерьез мало кто работает. Люди, как правило, сами ин­туитивно выбирают цветовую гамму и фасон своего костюма, а также аксессуары к нему. Причем хороший вкус среди на­ших соотечественников встречается крайне редко. Не научи­лись мы еще правильно одеваться после совдеповского дефи­цита, что тут поделать! А ведь в деловом стиле главное - это соблюдение характерных требований в сочетании фасонов, цветов и фактур.

Зато некоторые специалисты вообще стоят на стороне работников и считают, что если компания диктует жесткий дресс-код, тем самым она ущемляет права и свободу лично­сти. И главное требование к внешнему виду должно лежать

на уровне опрятности и делового стиля, а вот какого именно цвета будет рубашка или галстук - дело личного вкуса каж­дого.

Интересно, что в череде введения требований дресс-кода на местах некоторые компании даже выделяют финансовые средства на униформу или частично, а скорее в кредит опла­чивают покупку необходимого делового гардероба.

Хотя большинство работодателей, регламентируя, порой жестко, стиль одежды для своих работников и исходя из нужд компании, довольно редко предусматривают какую-то компен­сацию затрат на приобретение всех составляющих делового ко­стюма. Но чаще всего крупная компания не требует от своих топ-менеджеров одеваться с иголочки у известных дизайнеров, к тому же выплачивает им достаточно высокие зарплаты. В результате сотрудники имеют возможность приобретать хо­рошие вещи за свой счет. Так, например, происходит в россий­ском отделении международной компании Jоhnsоn & Johnson.

Зато в «Оргрэсбанке» затраты компенсируются только на приобретение одежды операционистав, у которых обязатель­но должен быть белый верх, черный низ и фирменный синий платочек на шее. В расходную статью бюджета закладывают средства на прически своих сотрудников и в упомянутом рес­торане «Сырная дырка». Но средства на покупку одежды пре­доставляют только в кредит. В результате затраченная сумма ежемесячно и небольшими частями возвращается из зарпла­ты работника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.