КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На страже деловой активности
Опыт. ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО, ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: Это логичное желание любой женщины. У меня есть определенный стиль - я, как видите, предпочитаю классику. Иногда действительно я надеваю яркие цвета - но только когда у меня плохое настроение. Это придает мне дополнительную энергию. Вообще для женщины одежда всегда значит много. А особенно при моей работе, когда я каждый день сталкиваюсь с проблемами, человеческой болью и пропускаю ее через себя.
В то же время нынешний губернатор северной столицы стремится не раздражать своими туалетами привередливых наблюдателей. К примеру, она никогда не появлялась на публике в шубе - только в элегантном пальто. После возвращения в Петербург, например, в гардеробе Валентины Матвиенко вместо одежды ярких расцветок появились наряды спокойных оттенков - синего и серого, точно в тон холодному питерскому небу. Хотя в целом первые лица российской политической элиты, кажется, не придают сверхъестественного значения тому, во что они наряжены и как причесаны, но каким-то чудесным образом всякий раз случается так, что на это сильно реагирует их окружение. И вдруг начинает складываться некий особый род моды, напоминающий окружающим о привилегиях старшего по чину. Тогда становится понятно, отчего питерские дамы спешат к парикмахерам, а московские чиновники в магазины головных уборов. Попробуем проследить некоторые тенденции этих модных веяний. Например, неистребимым желанием слепо копировать и тиражировать стиль вышестоящего лица, независимо от индивидуальных особенностей, вроде роста и комплекции, к сожалению, охвачены и сильная, и лучшая половины российской политической элиты. Причем об установленном дресс-коде речи вроде не идет, зато ростки респектабельности - а точнее немодной консервативности - уже налицо. (Хотя о том, как ее достичь, знают немногие.) Примером для подражания всегда был президент РФ. Глянцевые журналисты уверяют, что президент всем маркам предпочитает костюмы ручной работы от Francesco Smalto (которые считаются верхом элегантности по крою и силуэту). Оно и понятно - по статусу готовых костюмов президент РФ носить не должен. Тем не менее, чьей бы марки они ни были, сшитые вручную или готовые, президентские костюмы всегда подчеркнуто нейтрального фасона. Галстук завязан небольшим классическим узлом, что соответствует росту и телосложению, и даже красный цвет галстука вызывающе не смотрится, ибо вся гамма (голубая рубашка, темно-синий костюм) подобрана грамотно, с учетом обстоятельств и места действия. Понятно, что положение все-таки обязывает. Да и не стоит забывать, что над имиджем Путина всегда трудилась и трудится целая армия имиджмейкеров и РR-щиков. Кстати, Владимир Путин частенько предпочитает галстуки именно агрессивных расцветок, что в целом можно считать и политическим выбором. Примечательно, что у красных галстуков имеется своя история. Так, их надевали американцы во время избирательной кампании, с целью подчеркнуть свою силу и активность. Однако с тех самых пор выбор агрессивного цвета для мужского аксессуара среди политиков вообще считается несколько неэтичным. Зато если уж надел, значит, хочет показать, кто именно в доме хозяин. Поэтому среди западных имиджмейкеров не принято использование столь ярких цветов. Но в России сочетание красного галстука и классического пиджака с рубашкой встречается повсеместно. По словам экспертов, этот символ агрессии достаточно популярен в большинстве кругов. И все же должность спасает положение: с цветом президентского галстука прекрасно гармонирует государственный флаг, на фоне которого неизбежно и проходит любая встреча. Синий же галстук в горошек, который также часто носит Путин, - это вообще хрестоматийный выбор - так учат одеваться в учебниках по имиджу. Хотя выбор президентских стилистов несколько странноват. Так, галстук в мелкую дрипочку с узким узлом (этот стиль называется «ленинским») свойственен скорее не зрелому мужчине, а модному мальчику. Но мало просто лишь надеть галстук, необходимо еще и дополнить его другими деталями костюма. Например, сейчас отчетливо видна тенденция к упрощению и демократизации внешнего вида президента. Естественно, не за счет цены, а за счет особого стиля и комплектации. Борис Грызлов, например, также придерживается строгого классического стиля. Стилисты даже вмятину на узле его галстука сделали, а это один из вариантов «маникюра» для галстука. Однако не все в его облике идеально - рубашка зачастую великовата. А вот глава Минэкономразвития Герман Греф вообще использует особый узел галстука. Несмотря на то, что мода на такие узлы уже прошла. Сейчас вернулись тонкие галстуки и узкие узлы. Но классического стиля мужчина еще вполне уместно выглядит и с массивным квадратом на шее. Герман Греф, кстати, всегда в целом одет на отлично. Видно, что человек явно собой занимается. А вот стилистов Путина нужно сразу уволить только за то, что иногда рукава его рубашек как бы тонут в пиджаке, а это явный минус, да еще и на международной встрече. Кстати, о рубашках. Политики, конечно, носят очень дорогие рубашки. Для самой рубашки очень важно, чтобы уголки воротника не выглядывали из-под лацканов пиджака. И наоборот, чтобы на 2-3 сантиметра рукава рубашки из-под пиджака выглядывали. Вообще есть такая негласная традиция: банкиры и люди, которые занимаются серьезным бизнесом, как правило, покупают костюмы из позапрошлых коллекций. Ведь когда ты хочешь, чтобы человек к тебе был расположен, а также продемонстрировать надежность и уверенность, ты не надеваешь модные вещи, потому что одежда по последней моде - это знак «свежих, молодых денег». И крупные бизнесмены специально покупают невзрачные вещи, не очень выделяющиеся и чуть устаревших моделей. То же самое должно относиться и к чиновникам, тем более высокопоставленным. В этом плане, например, губернатор Чукотки богач Абрамович - эстет и предпочитает изысканный итальянский стиль костюма: пиджак с двумя разрезами, тонкая шерсть, по четыре пуговки на рукавах - смотрится просто здорово! В отличие от советской номенклатуры, современная политическая элита вообще перестала скрывать свое богатство. Такого и в Советском Союзе, и в ельцинскую эпоху не было. Мало того, современные политики вынуждены кормить чаще за бюджетный, а реже за свой счет и в зависимости от ранга целую команду спичрайтеров, имиджмейкеров и стилистов. Понятно, что мы никогда не увидим тех, кто советует политическому «шоумену» ту или иную туалетную воду или часы, например. Зато мы видим результат их совместной работы - образ современного политика и моду в политике в целом. Для интересующихся мы решили привести данные о стоимости гардероба для современного российского чиновника (ценовые данные взяты соответственно уровню одежды, но в усредненном варианте и по московским меркам). Итак, дресс-код современного российского чиновника:
Итого: стоимость прохождения дресс-кода - $62700. Да, страшная цифра получается, хотя по мировым меркам это совершенно нормальные цены на дорогие и качественные костюмы представительского класса. Стоит сказать, что для политиков одежда не является показателем модности, а скорее символ того, какими они несут себя в этот мир. Зато на нижнем уровне власти мода зависит только от начальства, отсюда - партийная мода, примерам которой могут служить, в частности, фуражки-«жириновки» и лужковские кепки. Сюда же включается и аппаратная мода, превращающая министерства и административные центры в выставку похожих костюмов и галстуков, напоминающих времена ЦК.
В отличие от чиновников, подчиняющихся протоколу, российская бизнес-элита опирается прежде всего на частные корпоративные особенности. Самые жесткие правила царят в финансовых структурах, юридических, страховых и консалтинговых компаниях. Ведь в сфере серьезного и крупного бизнеса дресс-код - это требования к офисной одежде сотрудников и руководителя в соответствии с определенной философией и стилем управления. Хотя в российских компаниях эти требования не настолько жесткие, нежели, скажем, в главном офисе ООН. Там, например, служащую на вполне законных основаниях могут с самого порога отправить домой - менять тон колготок на более удачный, причем за счет ее же рабочего времени. А вот сама актуальность введения и соблюдения корпоративного, фирменного дресс-кода обусловлена еще и тем, что молодой организации необходимо выделиться из общей массы конкурентов и запомниться клиенту. Для торговых компаний, например работающих в секторе b2b и/или в рознице, вопрос соблюдения фирменного стиля и корпоративных стандартов вообще очень важен. Мало того, в сочетании с общим рекламным продвижением форменная одежда либо ее отдельные элементы являются неотъемлемой частью всего бренда в целом. (Хрестоматийный пример - МакДоналдс.) И по мере укрупнения компании внутренние правила становятся все более необходимыми, так как имидж фирмы влияет на эффективность установления контакта с партнерами или клиентами. Однако далеко не во всех российских компаниях существует официально изложенный на бумаге определенный свод правил - или «кодекс одежды». Часто это лишь изустные правила, предписывающие сотрудникам определенную форму одежды. Зато в нашем обществе преобладают и свои стереотипы относительно дресс-кода. Так, хороший программист должен быть обязательно в джинсах и обвисшем свитере, креативный дизайнер - в оригинальном, «неформатном~ наряде, а финансист, если он, конечно, настоящий финансист, - в строгом и дорогом костюме. Но бывает и так: одет секретарь в джинсы и свитер - ну и ладно, компания молодая, там все так ходят. Зато если в компании проходят важные переговоры с клиентами, то весь персонал мгновенно преображается, и становится просто невозможно узнать сотрудников в костюмах и деловых платьях. А есть еще такой пример. На сегодняшний день в канцелярской компании «Комус» дресс-код сотрудников вообще разбит на три условные группы: «официальный», «административный» и «форменный». Первая включает в себя набор определенных требований в одежде для руководителей в дни проведения общих совещаний, переговоров и официальных встреч. Она, соответственно, предусматривает ношение костюмов неярких цветов и классического покроя. Административный же дресс-код предполагает ограничения и рекомендации относительно повседневной одежды на работе среди прочих должностных лиц. Так, например, нельзя носить джинсовую, спортивную одежду и обувь, сарафаны. Дресс-код третьей группы включает в себя ношение в обязательном порядке специально сшитой одежды среди работников розничных магазинов, служб курьерской и транспортной доставки. Даже так! Хотя бывают случаи, стоящие на грани некоторого исключения. Например, один из российских примеров, претендующих на хрестоматийность, а именно - незаурядная личность создателя компании «Евросеть» Евгения Чичваркина, постоянного героя одного из модных нынче реалити-шоу на телеканале ТНТ. И там, среди представляющих российское бизнес-сообщество деятелей, официализированных Коркунова и иже с ними, что называется, Чичваркин заметно выделяется своими драными джинсами и альтернативными майками, представляя тем самым имидж нового поколения молодых предпринимателей, во всем подчеркивающих свой живой ум, нестандартность подхода, а также динамичность и активность. Вообще подобный имидж веселого и прикольного предпринимателя - оригинальные РR-ходы, разработанные, надо полагать, под руководством опытных пиарщиков и имиджмейкеров, - не менее трудная и ответственная работа, которая, надо отдать должное, сторицей окупается и приносит феноменальную известность владельцу, а соответственно, и всей компании в целом. Действительно, большинство наших предпринимателей часто забывают о важном влиянии личности в образе компании, так сказать, с позиции «человек-бренд», предпочитая оставаться в тени и лишний раз не светиться, не понимая при этом, насколько важной составляющей при продвижении организации может быть раскрутка самого руководителя или того же собственника в первую очередь. То есть себя самого в кругах общественных и массовых. Именно поэтому «непосредственный» Чичваркин весьма выгодно смотрится на фоне большей частью чопорных и пытающихся быть солидными «буками» топ-менеджеров остальных российских компаний. И мало кто может позволить себе прийти на представительный экономический форум в пиджаке со стразами или же в джинсах и цветастой футболке с немыслимыми бусами на шее... Но результат подобной политики налицо: «Евросеть» - одна из ведущих компаний в сфере сотового ритейла, а Чичваркин - желанный гость на любых форумах, конференциях, презентациях и тусовках. А бесплатной раскрутке его персоны как светского человека на страницах деловой и глянцевой прессы могут позавидовать даже знаменитости. Вот вам и РR-технологии в их чистом виде, окупающиеся с лихвой даже без существенных затрат. Вот вам и субъективные, безликие правила дресс-кода, так необходимые каждому предпринимателю! Хотя стоит признать, что, если бы все подавали себя в похожей манере, эффекта бы не получилось. Но отечественные бизнесмены в основе своей предпочитают не контрастировать с окружающей обстановкой, лишний раз не выделяясь и отдавая должное традиционному статусу и намекам на скрытые возможности и связи, проявляющимся В числе прочих и во внешнем виде, особенно когда влиятельность написана на лице. Наверное, поэтому самыми консервативными и формальными традиционно являются требования к дресс-коду среди руководителей и сотрудников банковской сферы. Единственный, пожалуй, случай для банковских служащих, сулящий небольшое расслабление туго затянутого, официального галстука, - это понятие «свободной пятницы». И только в этом случае допустим свободный стиль в одежде (Free Friday или Casual Friday). Однако не все организации успешно подчинились общемировой тенденции, оставаясь максимально консервативными и строгими даже накануне выходных. Например, «Центробанк» и «Внешторгбанк» вольностей вообще не допускают. Да и повсеместно распространенной «свободной пятнице» здесь места тоже нет. Причем зачастую даже летняя жара не служит поводом к смягчению требований к внешнему виду своих сотрудников. «Стриптиза», понятное дело, в летнюю жару там устраивать никто не позволит. Да и потом температурный режим, поддержанный системой кондиционирования и вентиляции, и воздух, увлажненный ионизаторами, всегда создают в помещении комфортный микроклимат. Так что открытые окна - это пережиток прошлого. (Кстати, включать кондиционер в помещении рекомендуется лишь на 2-3° ниже температуры воздуха за окном, дабы при выходе на улицу не создавалось ощутимого дискомфорта.) В целом получается, что сотрудники солидных учреждений связаны правилами и условностями дресс-кода, включая и необходимые тонкости, в буквальном смысле по рукам и ногам. Так, во всех филиалах «Альфа-банка» никаких послаблений в дресс-коде для сотрудников тоже не предусмотрено. И стиль одежды должен оставаться таким же строгим и деловым, как и всегда: костюмы с пиджаком - для мужчин, юбки с колготками, туфли и блузка - для женщин. А в отделениях «Банка Москвы», хоть и соблюдается деловой стиль, однако никаких жестко прописанных требований к внешнему виду сотрудников не существует. Поэтому если в летнее пекло девушка придет на работу в топике или без чулок, а мужчина - без пиджака, никаких репрессий за этим не последует. Хотя кондиционеры также работают исправно и температуру в офисе можно с легкостью регулировать. В «АвтоБанке» «свободная пятница» допускается лишь в предпраздничные дни. В то же время в Рriсе Warterhаus&Сооper, а именно в юридическом департаменте, business casual господствует аж целую неделю, а для аудиторов той же компании пункт о «свободной пятнице» даже про писан в контракте. А «Ренессанс-страхование» настоятельно не рекомендует своим сотрудникам крупные украшения и яркие аксессуары, а также распущенные волосы или джинсы. Кстати, во многих подобных организациях даже прописано использование тех или иных аксессуаров - они должны быть солидные, но неброские. А некоторые компании оговаривают даже ситуацию и способ их использования. Так, один из крупных банков потребовал от своих сотрудников носить часы только на кожаном ремешке, потому что металлический браслет якобы может бряцать и отвлекать внимание визави. В целом же по России стиль «свободной пятницы» и некоторые послабления допустимы в основном в подразделениях, которые напрямую с клиентами не общаются. К слову, в компаниях «POCHO», «Русский Алюминий» и «Bonduelle» в «свободную пятницу» разрешены даже джинсы, но с существенными оговорками по стилю и только в том случае, если не намечены встречи с клиентами и партнерами. Логично. «Норильский никель» также строгими правилами не отличается, хотя деловой костюм все равно остается вариантом беспроигрышным и практически повсеместным. Зато в российском отделении Coca-cola свободный стиль в одежде даже приветствуется на протяжении всей недели. Кстати, представительства иностранных организаций в России в большинстве своем лишены вообще каких-либо формальностей дресс-кода. Американские тенденции демократизации корпоративной культуры неизменно перетекают и в мировые филиалы крупнейших корпораций. Исключение пока так же, как и у нас, составляет финансовый и дипломатический сектор. Но при всей несущественной разнице положения большинство специалистов сходятся во мнении, что требования к дресс-коду определяются с учетом целевой аудитории и задач конкретной организации. Та же теория относится и к другим, не менее консервативным сферам деятельности. И то верно. Ведь продуманно прописанный, а главное, правильно внедренный фирменный стиль, в том числе в одежде, при прочих равных условиях является эффективным конкурентным преимуществам. Впрочем, корпоративный дресс-код необязательно предписывает ходить исключительно в костюмах. И это положение в первую очередь зависит от сферы деятельности заведения и внутренних порядков организации. Например, в ресторане «Сырная дырка» от сотрудников требуется выглядеть стильно и современно, по причине чего им рекомендуется носить модные стрижки и придерживаться слегка «уличного» стиля в одежде, несколько по-свойски или даже по-домашнему, если хотите. Бывают ситуации, когда некоторые компании за свой счет отправляют нового сотрудника к парикмахеру, стилисту или даже к имиджмейкеру. Но, к сожалению, над стилем сотрудников всерьез мало кто работает. Люди, как правило, сами интуитивно выбирают цветовую гамму и фасон своего костюма, а также аксессуары к нему. Причем хороший вкус среди наших соотечественников встречается крайне редко. Не научились мы еще правильно одеваться после совдеповского дефицита, что тут поделать! А ведь в деловом стиле главное - это соблюдение характерных требований в сочетании фасонов, цветов и фактур. Зато некоторые специалисты вообще стоят на стороне работников и считают, что если компания диктует жесткий дресс-код, тем самым она ущемляет права и свободу личности. И главное требование к внешнему виду должно лежать на уровне опрятности и делового стиля, а вот какого именно цвета будет рубашка или галстук - дело личного вкуса каждого. Интересно, что в череде введения требований дресс-кода на местах некоторые компании даже выделяют финансовые средства на униформу или частично, а скорее в кредит оплачивают покупку необходимого делового гардероба. Хотя большинство работодателей, регламентируя, порой жестко, стиль одежды для своих работников и исходя из нужд компании, довольно редко предусматривают какую-то компенсацию затрат на приобретение всех составляющих делового костюма. Но чаще всего крупная компания не требует от своих топ-менеджеров одеваться с иголочки у известных дизайнеров, к тому же выплачивает им достаточно высокие зарплаты. В результате сотрудники имеют возможность приобретать хорошие вещи за свой счет. Так, например, происходит в российском отделении международной компании Jоhnsоn & Johnson. Зато в «Оргрэсбанке» затраты компенсируются только на приобретение одежды операционистав, у которых обязательно должен быть белый верх, черный низ и фирменный синий платочек на шее. В расходную статью бюджета закладывают средства на прически своих сотрудников и в упомянутом ресторане «Сырная дырка». Но средства на покупку одежды предоставляют только в кредит. В результате затраченная сумма ежемесячно и небольшими частями возвращается из зарплаты работника.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |