Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь — использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.
По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).
Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.
I. Организационная работа
В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.
II. Коррекционная работа
В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.
Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса
Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:
— учителя начальных классов;
— педагог-психолог;
— родители;
— администрация общеобразовательного учреждения;
— специалисты поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.
В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___
учебный год логопеда МОУ №________
«Утверждаю»
Директор МОУ №__________
ФИО_____________________
№
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
Дата и место проведения
Содержание
Роль специалиста
Сведения о выполнении
1. Организационная работа
Подготовка кабинета к новому учебному
году
до 01.09
ОУ
Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы
Учитель-логопед
Проведено в установленные сроки
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года)
01.09 — 15.09
10.01 — 15.01
15.05 — 30.05
ОУ
Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт
Учитель-логопед
Проведено в установленные сроки
Изучение документации детей, зачисленных на логопункт
01.09 — 15.09
ОУ
Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога
Учитель-логопед
Изучена
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1—4 класс)
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
Дата и место проведения
Содержание
Роль специалиста
Сведения о выполнении
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года
01.09 — 15.09 30.05 — 10.06
ОУ
Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем
Учитель-логопед
Оформлена в установленные сроки
Комплектование групп для коррекционной работы: первая группа — 2 «А» класс, вторая группа — 2 «Б» класс, третья группа — 2 «В», «Г» класс, четвертая группа — 3 класс
01.09 — 15.09
ОУ
Комплектование групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии)
Учитель-логопед
Проведено в установленные сроки
Подготовка раздаточного материала
до 01.09
а также в каникулярное время
ОУ
Изготовление пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв
Учитель-логопед
Приобретено
Приобретение пособий и дидактических игр
до 01.09,
а также в течение года
ОУ
«Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты»
Учитель-логопед
Приобретено
№
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
Дата и место проведения
Содержание
Роль специалиста
Сведения о выполнении
Анализ коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т.д.)
15.05-30.05
Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года
Учитель-логопед
Проведено в установленные сроки
II. Коррекционная работа
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени
15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования)
ОУ
Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.)
Дата и место проведения
Содержание
Роль специалиста
Сведения о выполнении
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов
Сентябрь
Ноябрь
Февраль
Методические объединения учителей нач. клас-
сов.
ОУ
«Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?»
Выступающий на метод. объединении
10 сентября
20 ноября
14 февраля
Проведение родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт
Сентябрь, май ОУ
Учитель-логопед
24 сентября
20 мая
Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ
В течение года
ОУ
Понедельник, Четверг: 14.15 — 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога)
Учитель-логопед
Еженедельно (по графику работы специалиста)
Семинары-практикумы для учителей-логопедов района:
Сентябрь
В течение года(согласно плану работы)
«Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год»
Сентябрь — слушатель
23 сентября
№
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
Дата и место проведения
Содержание
Роль специалиста
Сведения о выполнении
ноябрь
Район: на базе районного психологического центра, отдела образования, ПМПК и т.д.
«Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе»
Ноябрь — участник
9 ноября
Март
«Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией»
Март —участник
19 марта
Июнь
«Итоги коррекционной работы за текущий год»
Июнь — слушатель
10 июня
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ
А) Октябрь — 2 класс
Б) Декабрь — 1 класс
ОУ
А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные»
Б) «Твердые и мягкие согласные»
Учитель-логопед
2 октября
10 декабря
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт
Октябрь, апрель
ОУ
Приглашаются родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану
Учитель-логопед
Первая неделя октября и последняя неделя апреля
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи»
Март. Кафедра педагогического университета; областное мероприятие
Выступления специалистов города и области, обмен опытом, знакомство с новинками методической литературы
Участник
19 марта
№
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
Дата и место проведения
Содержание
Роль специалиста
Сведения о выполнении
Посещение курсов повышения квалификации
Февраль. Кафедра педагогич.
университета. Областное мероприятие
Лекционные и практические занятия, проводимые специалистами
кафедры логопедии и ведущими специалистами города и области
Слушатель
Первая и вторая неделя февраля
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета
ОУ
Проведение практических занятий в рамках педагогической практики
Первая—третья неделя октября Вторая—четвертая неделя декабря
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка
с 1 по 15 сентября, начало января, 15—30 июня ОУ
Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сенсорную сферу, познавательную сферу и мелкую моторику. Логопед исследует уровень сформированности речевых навыков и артикуляционную моторику. Учитель начальных классов исследует общеразвивающие навыки по программе ОУ
Учитель-логопед
Проведено в установленные сроки
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития
Сентябрь Январь
Май
ОУ
Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития
Учитель-логопед
Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк
№
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
Дата и место проведения
Содержание
Роль специалиста
Сведения о выполнении
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ
В течение года
Логопед направляет детей с целью уточнения заключения, для более полного обследования, с целью проведения профилактических или коррекционных мероприятий
Учитель-логопед
Направлены
на городскую
ПМПК
6 детей ОУ
Знакомство с содержанием коррекционного обучения
Перед началом коррекционной работы (2 раза в год — перед каждым периодом коррекционного обучения). ОУ
Логопед знакомит психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с предполагаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требованиями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми методами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной коррекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с программами обучения по русскому языку на текущий год
Участник
единого
коррекционного
процесса
Проведено: сентябрь, январь
№
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)
Дата и место проведения
Содержание
Роль специалиста
Сведения о выполнении
Взаимопосещение коррекционных занятий
А) Октябрь — 2 класс
Б) Декабрь — 1 класс
Февраль
ОУ
У логопеда:
А) Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные»,
Б) «Твердые и мягкие согласные»
У психолога:
«Взаимосвязь в работе школьного психолога и логопеда»
У педагогов начального звена:
1 «А», «Б» — октябрь
2 «А», «Б» — ноябрь
3 «А», «Б» — декабрь
Ответственный
Участник
Слушатель
А) 2 октября
Б) 10 декабря
17 февраля
4 октября
18 ноября
15 декабря
Подготовка документации к ПМПк, направление на ПМПк и ПМПЦ
На ПМПк — согласно плану работы МОУ (3 раза в год — ежеквартально). На ПМПЦ - по мере необходимости. ОУ
Логопед, психолог и другие педагоги ОУ совместно составляют пакет документов при необходимости представления ребенка на ПМПк и ПМПЦ (с согласия родителей). В случае необходимости смены образовательного маршрута, при окончании коррекционного обучения и т.д.
Участник единого коррекционного процесса (учитель-логопед)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление