По устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ
Календарно-тематическое планирование на каждую группу
Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала до каждой теме, лексический материал в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей.
Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта. Например, при устранении ОНР — развитие фонематических процессов, работа над слоговой структурой, развитие лексико-грамматического уровня речи, развитие устной речи; при преодолении ошибок письма и чтения у детей с оптической дисграфией — развитие оптико-пространственных представлений, развитие моторной координации, объем лингвистического материала и т.д.
Необходимо помнить о том, что при составлении планирования на группу логопед исходит из структуры дефекта и отбирает из программы темы, направленные на его преодоление.
Пример календарно-тематического плана приведен на с. 46-48.
1. Акустически сходные звуки (38-40 часов)
Тема занятия
Часы
Направления работы
Фонетика
Лексика
Грамматика
1. Гласные и согласные звуки
— развитие фонематического слуха;
— развитие фонематического анализа;
— развитие фонематического восприятия;
— выделение звуков
во всех позициях;
— дифференциация
твердых и мягких звуков;
— звуковой анализ;
— дифференциация
звуков во всех позициях;
— выделение звуков во всех позициях;
— дифференциация твердых и мягких согласных звуков;
— звуковой анализ;
Словарь на изучаемые звуки и буквы
— образование гласных II ряда;
— работа со схемой
слова;
— запись букв, слогов, слов, предложений с оппозиционными звуками и буквами, обозначающими на письме при помощи Ь знака;
— слуховые и зрительные диктанты;
— тексты с оппозиционными звуками;
— слуховые и зрительные диктанты;
2. Дифференциация гласных I—II ряда
Словарь на изучаемые звуки и буквы
3. Дифференциация гласных А—Я
3-4
Слова-паронимы
4. Дифференциация гласных У—Ю
3-4
Слова-паронимы
5. Обозначение мягкости согласных при помощи Ь
Словарь на изучаемые звуки и буквы
6. Звуки Б, Б', П, П'
Слова-паронимы
7. Звуки 3,3', С, С'
Слова-паронимы
8. Звуки Ж—Ш
Слова-паронимы
9. Дифференциация звуков С—Ц
Слова-паронимы
10. Дифференциация звуков Ц—ТС
Слова-паронимы
Тема занятия
Часы
Направления работы
Фонетика
Лексика
Грамматика
11. Дифференциация звуков Ч—Щ
— дифференциация звуков во всех позициях.
Слова-паронимы
— тексты с оппозиционными звуками звуками.
12. Дифференциация акустически сходных звуков на уровне текста
Словарь на изучаемые звуки и буквы
2. Оптически сходные буквы (45 часов))
Тема занятия
Часы
Направления работы
1. Развитие неречевых процессов. Зрительный анализ
— развитие зрительного внимания;
— развитие предметного восприятия (реальные предметы, предметные картинки, фигуры); знание цвета (основные и оттеночные), формы, величины;
— развитие восприятия цифр и букв: цвета (основные и оттеночные), форма, величина;
— развитие зрительной памяти;
— развитие временных представлений: вчера, сегодня, завтра, послезавтра...; время года; месяцы; дни недели; время суток;
— развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме тела, в пространстве, понимание пространственных предлогов;
— развитие зрительно-моторной координации.
2. Зрительное восприятие, внимание, память
3. Пространственные и временные представления
Работа с буквами
Речевые процессы
Неречевые процессы
4. Дифференциация гласных букв. Буквы: а—о, и—у
— уточнение артикуляции изучаемых звуков;
— соотнесение артикулемы,
— соотнесение буквы с символом для обозначения на письме;
— дифференциация сходных по начертанию букв: изоли-
— закрепление умений и навыков, полученных на первом этапе;
— развитие зрительного внимания;
— развитие зрительной памяти;
— развитие зрительно-моторной координации;
5. Дифференциация гласных и согласных букв. Буквы и—ш (и—ш, И—Ш)
рованно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте;
— работа со словами-паронимами;
— написание зрительных и слуховых диктантов с изучаемыми буквами.
— развитие пространственных представлений (на расположении элементов букв в пространстве;
— развитие умений конструирования и реконструирования букв.
7. Дифференциация оптически сходных букв (на уровне текста)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление