Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этикет. История его создания




Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования. Первоначально эти правила были едиными, то есть они регламентировали одновременно юридические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким образом, этикет в этот период времени не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой часть этих общих правил.

Разумеется, подобные правила были ненаписанными и негласными, они рождались из естественной потребности всего коллектива и регулировались им. Хранителями подобных знаний были старейшины.

Чуть позже, когда общество перешло на новый этап своего развития, нормы этикета выделились в самостоятельные правила и стали фиксироваться письменно. Правда, это были не специальные своды правил, а различные упоминания о них в художественных произведениях.

Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших со­словий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

В древних шумерских литературных текстах были изложены первые правила поведения, которые, по мнению шумер, были завещаны человеку богами, поэтому их необходимо неукоснительно выполнять.

В древнескандинавском памятнике литературы «Эдде» содержатся не только подробное описание поведения за столом, но и правила произнесения тостов. О культуре поведения за столом упоминает в своем произведении «Искусство любить» древнеримский поэт Овидий.

Кодекс принятых норм поведения невольно отражал тенденции развития общества: уклад жизни, мировоззрение людей, классовые раз­личия. Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал внешнюю жизнь общества: взаимоотношения с другими государствами.

Первое свидетельство появления политического, или дипломатического этикета - письменный договор о мире, выгравированный на серебряной пластинке, который был заключен египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царем Хаттушилем Третьим в 1278 г. Несмотря на то, что египтяне проиграли войну, Хаттушилю Третьему было выгодно иметь в лице Египта своего союзника, поэтому он подписывает мирный договор.

Таким образом, дипломатический (политический) этикет появился раньше всех остальных разновидностей этикета.

Огромное значение межгосударственным отношениям придавали в Древнем Египте. Переговоры проводились в торжественной обстановке в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Со временем появились послы - представители правительства государства в других странах.

В Древней Греции послы носили специальные жезлы, которые свидетельствовали об их представительской миссии - это так называемые «жезлы Гермеса».

На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птицы и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья - маневренность и подвижность. Послы были знатоками международного этикета, очень часто именно от их знания политической обстановки и правил, принятых в данной стране, зависела участь переговоров.

В Древнем Риме политический этикет был развит еще больше. Так, например, в честь приема иностранных послов в Риме устраивались празднества, а при отъезде обе стороны обменивались подарками.

Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Первоначально этикет регламентировал правила поведения людей, принадлежащих к высшему обществу. Таким образом, возникает еще одна разновидность этикета - придворный этикет.

В период раннего средневековья законодателем этикета являлась церковь, позднее эта функция постепенно перешла в светские руки. Рыцари выработали собственный кодекс чести, моральные нормы, которые были введены в жизни и строго соблюдались. Принадлежность к рыцарству требовала соблюдения четкой иерархии, внимания к различным ритуалам, символам, атрибутики.

В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо создал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов «Дисциплина клерикалис», и на её основе впоследствии составлялись пособия по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах. На основе этого сочинения были составлены многие последующие книги по этикету. Вначале это были книги о правилах поведения придворных. Затем появились и книги, предназначенные для более широкого круга читателей. Эти книги содержали правила поведения за столом, учили правильно вести беседу, принимать гостей и т. д.

Одной из таких книг стала изданная в Гамбурге в 1716 году «Книга о вежливом поведении и достойном обхождении как с высокими и почтенными персонами, так и с дамами, а также о том, каким образом дама может соблюсти вежливость по отношению к нам». Автором этой книги был Менантес.

Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя «облагораживание» нравов в Европе началось с Италии XIV века. Взлёт наук и искусств, характерный для эпохи Возрождения, изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет, - всё это стало живо интересовать итальянцев. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения.

Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Людовик XIV заботился о блеске и роскоши своего двора: был разработан очень строгий подробный кодекс правил поведения для придворных. Например, никто не имел права начать разговор с королем, не получив на то особого разрешения. Даже монархи не имели права нарушить требования придворного этикета, столь строги они были. Расписано было абсолютно все: от пряжек на обуви и прически до церемонии приема гостей. Во время многочисленных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям раздавали специальные карточки, которые назывались «этикетки». На них были написаны правила поведения. С этого времени этикет стали воспринимать как определенный ритуал.

Следовать сложным правилам этикета было не просто, поэтому появились специальные люди - церемониймейстеры, которые хорошо знали эти правила и помогали остальным ориен­тироваться в них.

В начале XVI века Эразмом Роттердамским было написано сочинение, посвященное правилам поведения детей «Гражданство обычаев детских».

В XVII веке нравы французского двора представляли собой смесь галантности, почтительно­сти и некоторой фамильярности. Мужчины снимали шляпы в знак приветствия. Однако затем вновь надевали ее, не снимали шляпу даже во время визитов, в ней можно было находиться и за столом. Места за столом занимали согласно своему положению и титулу. Рассаживались в один ряд. Самый знатный и уважаемый человек садился в конце стола и не имел соседей справа. С левой стороны от него садился следующий по знатности человек и т.д. Хозяин дома занимал то место, которое соответствовало его положению при дворе и титулу. Во время застолья принято было произносить тосты. Причем мужчины обязательно снимали шляпу и становились на колено во время его произнесения. После того, как бокал был опустошен, вновь надевали шляпу и садились за стол.

Так сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.

Весьма популярен был в это время эпистолярный жанр. Письма составляли, руководствуясь особыми правилами. Так, например, общепринятыми формами обращения были «сударь» и «сударыня» (даже муж и жена, отец и дочь и т. д. называли так друг друга). Широко было распространено обращение на «вы». «Ты» говорили знатные люди прислуге, а также король своим фаворитам.

С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы

После Французской революции придворный этикет был существенным образом переработан, например, было отменено принятое ранее обращение на «вы», всем следовало говорить только «ты» и т. д.

В Россию европейский этикет проникает в начале XVIII века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в XVI веке в кодексе правил, названном «Домострой». В основе правил «Домостроя» лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. К концу XVII века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр I, расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России.

В 1717 году выходит книга «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Правила поведения различных стран Европы, но преимущественно Англии, своеобразно сочетались с русскими национальными обычаями и условиями.

Октябрьская революция 1917 года резко изменила представления о жизни. С этого момента хорошие манеры, благородство, вежливость, тактичность, владение иностранными языками стали считаться признаком буржуазного общества. «Пролетарские» правила этикета во многом противоречили ранее существовавшим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины - прекрасными дамами. Все стали товарищами. Большая часть интеллигенции (т. е. воспитанных людей, живущих в соответствии с правилами этикета и нравственными нормами) была вынуждена уехать за границу. В последнее время соблюдение этикета стало необходимым для успешного существования человека в обществе.

Существует два основных направления этикета, которые достаточно обособлены друг от друга.

Первое направление - европейское. Оно ориентировано, прежде всего, на внешнюю сторону жизни человека. Европейский этикет регламентировал лишь то, что по тем или иным причинам запрещалось, считалось недопустимым для культурного человека. Таким образом, культурный человек, руководствуясь определенными правилами поведения, все же получал возможность для раскрытия своей собственной индивидуальности.

Восточный этикет гораздо больше стремится к ритуальности, не допускает никаких отклонений от общепринятой нормы. Каждое сказанное слово, каждый поступок оценивается с точки зрения этой нормы.

 

Этикет - слово французского происхождения, совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений (отношение к другим, формы обращение, манеры, стиль одежды и т.д.). Это составляющая внешней культуры отдельного человека и общества в целом.

Этикет является определенной формой церемониала, это язык символов.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

К общим принципам современного этикета относятся:

- гуманизм и человечность, которые требуют быть -

вежливым (демонстрация уважения к окружающим людям ),

корректным (умение держать себя в руках при любых обстоятельствах),

тактичным (чувство меры в отношении с другими людьми),

учтивым (вежливость, проявляемая по отношению к людям старшего возраста),

скромным (умение не переоценивать себя, не афишировать свои достоинства и заслуги),

любезным (стремление быть полезным и приятным другому человеку),

сочувствующим (ощущение чужой боли и чужого страдания как своего),

приветливым (умение всегда радоваться общению)

искренним (согласованность между словесными заявлениями и невербальными знаками) и пр.

- целесообразность действий, которая позволяет человеку вести себя разумно, просто, удобно;

- красота поведения, благородство;

- соблюдение обычаев и традиций той страны, в которой находится человек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.