Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства эмоций




Эмоции

Аффект

По интенсивности и длительности

Аффект – интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Аффект – сильно выраженная эмоция. Если эмоция – это душевное волнение, то аффект – это буря. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Я могу, например, испытывать удовлетворение от успешно сданного экзамена, могу тихо радоваться этому событию, а могу ликовать. Степень проявления этой положительной эмоции будет зависеть от значимости для меня данного экзамена, моих ожиданий и моей эмоциональной реактивности.

Аффективные проявления положительных эмоций – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, смеха. Аффективные проявления отрицательных эмоций – это ярость, гнев, ужас, отчаяние.

Аффект как разновидность эмоций характеризуется:

1. быстрым возникновением;

2. очень большой интенсивностью переживания;

3. кратковременностью;

4. бурным выражением (экспрессией);

5. безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за

своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве;

В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое затрагивает двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Например, один из пострадавших от землетрясе­ния в Армении так описывал это событие: «Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным... Люди окаменели и не двигались... Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсо­лютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали как су­масшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике».

6. Диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность,

что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).

В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключае-мость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые не­посредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано на­столько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в по­ле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.

В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку ме­няется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится не­возможным целесообразное поведение.

Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, не может правильно оценить все происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступка­ми, а другие — нет.

Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особен­ностями его воспитания.

После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, т.е. так называемый аффективный шок. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

Эмоция (в узком смысле слова) – переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности.

 

1. Универсальность. Эмоции независимы от вида потребностей и

специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности.

2. Доминантность эмоций заключается в фазовости их

протекания, т.е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. Это же наблюдается при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя. разрешение возникшего напряжения возникает при осуществлении события. Он переживается человеком как облегчение, умиротворение и полная обессиленность.

3. Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью

подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека. Будучи сильно огорчен, человек уже не рассмеется внезапной шутке; находясьв приподнятом, торжественном настроении, он не захочет слушать пошлости.

4. Суммация и «упрочение». Эмоции, связанные с одним и тем же

объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Этот процесс протекает незаметно для человека.Наличие этого свойства подтвердилось при изучении страха: реакция на опасную ситуацию у лиц с низким уровнем смелости при повторном попадании в нее была больше, чем в первый раз.

5. Адаптация. Эмоциям свойственно притупление, снижение

остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. «Чувство выдыхается». Длительное действие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия, вплоть до полного его исчезновения.

Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения. В то же время перерыв в действии раздражителя может снова вызвать удовольствие.

6. Пристрастность (субъективность). В зависимости от

личностных и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызвать разные эмоции. Опасность у одних вызывает страх, у других – радостное, приподнятое настроение, о котором А.С. Пушкин писал:

 

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Сквозь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы!

7. Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию,

может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся сним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника. Это явление имеет название контагиозность.

Люди склонны автоматически имитировать экспрессию тех, кому представлены. Это явление получило название «моторная мимикрия».

Увидев идущего нам навстречу знакомого улыбающегося человека, мы можем начать улыбаться. В связи с явлением заразительности преподаватель, сам того не ведая, может предавать свое настроение учащимся, тем самым либо повышая, либо снижая эффективность своей деятельности.

8. Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может

переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная).

Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения».

9. Удержание в памяти. Эмоции способны долгое время храниться

в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти – эмоциональный. Устойчивость эмоциональной памяти хорошо выразил русский поэт К. Батюшков: «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!».

10. Иррадиация. Возможность распространения настроения с

обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому «все улыбается», кажется приятным и радостным.

В стихотворении «радость» К. Батюшков так описывает свое эмоциональное состояние после того, как девушка сказала ему «Люблю!».

Все мне улыбнулось!

И солнце весеннее,

И рощи кудрявые,

И воды прозрачные,

И холмы парнасские!

Обозленного человека, как и раздосадованного, раздражает все и вся: довольное лицо другого человека, невинный вопрос (одного подростка мать спросила, не голоден ли он, на что он закричал: «да что ты мне все в душу лезешь!».

11. Перенос. Перенос эмоций на другие объекты. У влюбленного

сентиментальные эмоции вызывает не только вид любимого человека, но и предметы, с ним соприкасавшиеся (платок любимой, ее перчатка, письмо), с которыми человек может проделать такие же действия, как и самим объектом любви (гладить, целовать).

Поскольку положительные чувства детства связаны с «малой родиной», они переносятся и на встретившихся вдали от нее земляков.

С другой стороны, ребенок, у которого возникла отрицательная реакция на крысу, начинает так же реагировать на сходные объекты (кролика, собаку, шубу).

12. «Переключаемость». Предметом одной эмоции становится другая

эмоция: мне стыдно своей радости, я наслаждаюсь своим страхом, я упиваюсь своей грустью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.