Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции эмоций




Виды эмоций и их общая характеристика.

Эмоциональная сфера.

Влияние эмоций на поведение и деятельность человека

Вилюнас делит эмоции на ведущие и ситуативные.

Ведущие эмоции возникают при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Они предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной степени определяют направленность других эмоций, поэтому они и названы ведущими.

Ситуативные эмоции возникают уже при наличии ведущей эмоции, т.е. в процессе деятельности, и выражают мотивационную значимость условий, благоприятствующих ее осуществлению или затрудняющих его (страх, гнев), конкретных достижений в ней (радость, огорчение, сложившихся или возможных ситуаций. Производные эмоции объединяет их обусловленность ситуацией и деятельностью субъекта, зависимость от ведущих эмоциональных явлений.

Если ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производные эмоции реализуют эту же функцию по отношению к ситуации, условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективизируется вторично и уже более широко – по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

 

 

1. Виды эмоций и их общая характеристика.

2. Психологические теории эмоций.

3. Развитие эмоций.

Литература

1. Вилюнас В.К. психология эмоциональных явлений. – М., 1976.

2. Изард К.Э. Психология эмоций.. – СПб.: Питер, 1999.

3. Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

4. Симонов П.в. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2007.

 

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности.

 

ü Оценочная функция (Отражательная функция чувств).

Оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этой почве построение прогноза будущих событий. Оценочная роль эмоционального реагирования вместе с развитием нервной системы и психики живых существ видоизменялась и совершенствовалась. Если на первых этапах она ограничивалась сообщением организму о приятном или неприятном, то следующей ступенью развития явилась сигнализация о полезном и вредном, затем – о неопасном и опасном и, наконец, более широко – о значимом и незначимом.

ü Сигнальная функция эмоций состоит в том, что при

удовлетворении актуальной потребности появятся положительные эмоции, которые будут служить сигналом, что с организмом все в порядке: потребность удовлетворена, и через какое-то время начнет проявляться другая потребность. И наоборот, если актуальная потребность не удовлетворяется, будет возникать отрицательная эмоция, переживая как побуждение к продолжению поиска способов удовлетворения потребности. Родителей, у которых дети страдают болезнью Дауна, угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов коммуникации.

ü Побудительная (стимулирующая – запуск стереотипных реакций). Например, в дорожной

ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

ü Мобилизующая. Эмоции мобилизуют скрытые резервы

организма в критических ситуациях.

ü Подкрепляющая. Благодаря эмоциям лучше вырабатываются

условные рефлексы и остаются более глубокие следы памяти. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек.

ü Коммуникативная. Эмоции улучшают понимание людьми

других людей за счет «считывания» невербальных реакций, сопровождающих эмоции.

Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает о своем состоянии – что им нравится, а что нет. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

Важность этой роли эмоций видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта, а повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту, характеризующему способность человека к эмоциональному общению.

Эмоции могут служить дополнительным средством коммуникации между членами сообщества. Например, когда человек не может убедить собеседника логическими доводами, он начинает повышать голос, т.е. усиливать экспрессивное воздействие. Повышение голоса, безусловно, усиливает воздействие на партнера по общению, но следует также не упускать из вида, что это и способ разрядки возникшего эмоционального напряжения, которое может быть следствием досады, раздражения, злости человека по поводу «глухости» партнера по общению к приводимым доводам.

В начале ХХ в. особое внимание привлек тот факт, что в американских приютах зарегистрировали 100% смертность грудных детей. Изолированные от матери дети становились апатичными, преставали есть, спать, худели, слабели. Дети выздоравливали, если их вскоре возвращали матерям. Было выявлено, что лишение контакта с матерью оставляет наиболее глубокий след, если оно приходится на первые дни, месяцы или годы жизни. Такие дети, жившие в последствии в условиях заботливого, любовного к ним отношения, уже взрослыми обнаруживали признаки психического инфантилизма, агрессивность в реакциях, импульсивность в поступках, недостаточную инициативу. У них были нарушены взаимоотношения с другими людьми.

Наблюдения за развитием детей показали, что более поздние формы поведения и механизмы, определяющие взаимоотношения между людьми, особенно семейные взаимоотношения формируются на базе того опыта, который приобретается очень рано, сразу после рождения. Основным в этом процессе является чувство любви и привязанности к матери, которое потом переносится на других людей и в далеком будущем определяет отношение к собственным детям. Если это звено в воспитании выпадает, то процесс психоэмоционального развития ребенка оказывается искаженным.

ü Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, при

дефиците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции (страх – бегство, ярость - борьба).

ü Приспособительная. По утверждению Дарвина, эмоции

возникли как средство, при помощи которого живые существа

для устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Эмоции – это очень сложные психические явления. Всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений не существует. Речь может идти о классификациях, каждая из которых подчеркивает какой-нибудь признак, по которому эти явления объединяются в группы и в то же время отделяются от других групп. Такими признаками могут быть механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека.

 

 


 

 

Типологизация – это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В результате проведения типологизации получают типологию, т.е. совокупность типов. Элементы некоторого множества группируются вокруг одного или нескольких элементов, обладающих эталонными характеристиками.

Классификация – это группировка на основе различий, типологизация – это группировка на основе сходства.

Класс – это некоторое множество сходных реальных объектов, тип – это идеальный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты.

 

К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.