Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции эмоций. 1. Ориентировочная –ориентируясь на эмоции, человек совершает определенные действия




1. Ориентировочная – ориентируясь на эмоции, человек совершает определенные действия

2. Сигнальная – переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями внешней среды или внутри человека

3. Оценочная – эмоции отражают отношение к определенным условиям деятельности (помогают или мешают)

4. Регулирующая – переживания направляют наше поведение, поддерживают его и заставляют преодолевать препятствия на пути

(К. Вилюнас):

1. оценки (отражательная ). Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. На чувственном уровне выполняется обобщенная оценка обстоятельств возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения, эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействую­щих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

2. побудительная или стимулирующая функция. С. Л. Рубинштейн указывал, что «эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации),…эмоция в себе са­мой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено удовлетворение потребности, содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические функции эмоций. Особый вид эмоциональных состояний аффект, возникающий в особых критических условиях, является стереотипными действиями определенного, эволюционно закрепившегося способа «аварийного» разрешения ситуации (бегство, оцепенение, агрессию и т.д.). Способность «навязать» человеку поступки, причем не всегда желательные, признается за такими ситуативными эмоциями, как возмущение, гордость, обида, ревность. Признается, что эмоциональное разрешение ситуации свойственно более широкому, чем аффекты, классу эмоциональных явлений, при этом подчеркивается, что оно оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях.

3. Организующая - эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что мешает другой текущей деятельности (теории Э. Клапареда, Пьерона и др. рассматривают способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность как дезорганизующую функцию эмоций). Организация как функция эмоций – способность эмоций переориентировать основные ресурсы и внимание организма на организацию некоторой деятельности и ее предметное содержание. Нарушение деятельности является не прямым, а побочным действием эмоций, и зависит от условий, в которых эмоции проявляются.

4. Регулирующая - эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания (непроизвольное внимание и запоминание и их произвольная регуляция, воображение, восприятие, характеристики речи, мыслительные процессы). Общее регулирующее влияние эмоций на познавательные процессы заключается в сосредоточении на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску. Как частные случаи общего регулирующего влияния эмоций на определенный психический процесс выделяют две функции: 1). влияние на накопление индивидуального опыта (закрепления - торможения П.К.Анохин, следообразования А.Н.Леонтьев, подкрепления П.В.Симонов) – способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся – неудавшиеся действия, которые их возбудили; 2). влияние на актуализацию закрепленного опыта: предвосхищающая (Запорожец, Неверович, 1974) – актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе, эвристическая (Тихомиров, Виноградов, 1969) – предвосхищение событий сокращает поиск адекватного пути действий.

5. Синтезирующая функция эмоций, отчетливо намеченная в трудах В.Вундта, определяет роль эмоциональных переживаний в формировании субъективного образа. По Вундту, эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более равнодействующие переживания. Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию. Эмоциональные переживания являются синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия отдельно действующих раздражителей. Ярким примером синтеза эмоций на уровне более сложных когнитивных образований являются аффективные комплексы. (исследования К.Г. Юнга, А.Р. Лурия) Совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация которого влечет, даже против воли человека, немедленное “введение” в сознание других его элементов.

6. Многими авторами подчеркивается происходящая в эмоциональном состоянии активация нервных центров и, как следствие, всего организма. Характер изменений внутренних органов и систем показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов, защитных процессов, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы, накопление энергии.

7. экспрессивная (коммуникативная) функция чувств. Мимические и пантомимические движения позво­ляют человеку передавать свои переживания дру­гим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действитель­ности. Пройдя в эволюции долгий путь развития, мимика и пантомимика стали более дифференцированным языком, обогащены более тонкими конвенциональными нормами. Несмотря на существование членораздельной речи как более совершенной формы обмена информацией, (коммуникативная) функция эмоций не потеряла своего значения и определяет невербальную коммуникацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.