КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волевые свойства личности и структура волевых качеств (НЕМОВ Р.С.)
Воля. Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 г. До нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо подошел к жертвеннику и положил правую руку в огонь. Продолжая разговаривать с царем, он держал руку в огне, пока она не обуглилась. Потрясенный поступком молодого римлянина, показавшего силу воли своей нации, Порсена отпустил его и снял осаду с Рима. Образ Муция, прозванного Сцеволой (левшой), вошел в мировую литературу как пример воли, все преодолевшей. История нашей Родины знает много млучаев самоотверженных подвигов (Сусанин, Космодемьянская, Мересьев). В 5 в. до н.э. греческий воин, пробежав 42 км из местечка Марафон в Афины, и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым. Это в его память названа в современной легкой атлетике длинная дистанция бега – марафонский бег на 42 км 195 м. В 1961 г. На станции Новолазаревская в центре Антарктиды случился аппендицит у врача Леонида Рогозова, никто из 12 товарищей ему помочь не мог, ни 1 самолет не долетит, смерть от перитонита, он по всем правилам провел аппендэктомию. Для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, человек обязан организовать свою деятельность и направить ее на изменение окружающего мира. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли – сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. Сталкиваясь с препятствием, человек либо отказывается от действия в этом направлении либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях. I уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности. II уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования. Функции воли: 1. Активизирующая – порождает действие как результат внутренних состояний человека. 2. Тормозящая – сдерживает нежелательные проявления активности. Компоненты воли – это сложное психическое явление, включающее в себя следующие компоненты: · Динамический – это система побуждений, идущих от потребностей, которая преднастраивается к деятельности, отвечает за то «к чему я стремлюсь» · Когнитивный (познавательный) выполняет функцию ориентировки: понимание смысла, цели, выстраивает план будущих действий отвечает на вопрос «что я знаю». · Праксический (исполнительский) включает набор операций, готовность к выполнению действий, отвечает на вопрос «а что я умею». Структура воли: 1) Волевые процессы, присущие всем познавательным процессам (произвольность). 2) Волевые состояния – кратковременное психическое или физическое напряжение, которое получило название «волевое усилие». Виды волевых усилий: · При напряжении внимания (при длительной работе, например, печатание на машинке). · Максимальное мышечное напряжение (несем тяжелый груз и не позволям его себе бросить). · Связанные с преодолением утомления и усталости. · Связанные с преодолением страха. · Связанные с соблюдением режима. 3) Волевые свойства личности (проявляются при преодолении трудностей). Любое ли наше поведение является волевым? Различают «полевое» поведение (действия человека определены каким-то раздражителем в определенной ситуации: окрик, упавший предмет, шум за окном – импульсивно мы повернули голову), к непроизвольным движениям относят рефлекторные акты (мигание, сужение зрачка, глотание, чихание, отдергивание руки от горячего предмета, мимические реакции (улыбка при радости, сжимание челюстей при злобе), поведенческие реакции в ситуации аффекта человек, убегающий от собаки залез на дерево, не знает как – сознанием не контролировалось поведение, не было осознанным. Непроизвольным действиям противопоставлены сознательные действия, которые наиболее характерны для человека, они направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность характеризует волевое поведение. Структура волевого действия (акта). Волевое действие – сознательное целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. Различают: Простые: 1. постановка цели 2. выполнение действия. Сложные: 1. постановка цели (есть деятельность и цель, в которой осознается потребность в виде влечения, стремления, желания, хотения, но в какой-то момент времени желание наталкивается на другое, более предпочтительное (надо закончить работу, но звонит друг с предложением пойти в интересное место) 2. борьба мотивов (за и против, не хочу и надо, выстраивание иерархии, выбор: м.б. совершенно разной, от нерешительности, что выбрать Фанту или кока-колу до монолога Гамлета «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Терпеть безропотно позор судьбы Иль надо оказать сопротивленье, Восстать, вооружиться, победить Или погибнуть?) 3. принятие решения Средством выхода являются волевые усилия (состояния) – эмоциональные состояния (напряжения), возникающие вследствие борьбы мотивов, имеют вид эмоционального стресса и активизирует внутренние ресурсы психики, тормозя одни мотивы и усиливая другие 4. выбор средств достижения цели 5. исполнение. Ø Другой вариант сложных: Цель - осознание ряда возможностей достичь цели - появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности - борьба мотивов и выбор - принятие одной из возможностей в качестве версии осуществление принятого решения Следует отметить, что особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий. В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека. Мотивы волевых действий: Ø влечение (чувство удовольствия – неудовольствия; характерно для детей раннего возраста); Ø стремление (осознается потребность, которая является отражением нужды в психике человека).) Ø желание (осознается потребность и ясное представление цели); Ø хотение (ясно представляется не только цель, но и средства достижения цели); Ø решение (борьба мотивов завершена, есть решение) Ø убеждение – система осознанных потребностей, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами Волевые действия проявляются только в случае возникновения трудностей. Различают субъективные и объективные трудности.
Первичные, или базовые, волевые качества личности. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Вторичные: Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Третичные: группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту. Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оцениваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность. При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений: целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям; (направленность на результат), настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; (достижение цели в самых сложных условиях – чем отличается от упрямства, ведь мы его считаем отрицательным – настаивает, если даже нецелесообразно), выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения; (умение владеть собой) решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения; инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину; (способность к реализации идей), самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений; (осознанное принятие решений и сопротивление влиянию факторов, мешающих достижению цели), организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности; дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку; смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни; исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей. Всего 46 качеств. Подходы к пониманию воли: 1. Античность, средневековье - воля как целенаправленное или осознанное поведение человека, как соответствие общепринятым нормам. Проблема воли не существовала в качестве самостоятельной. Человек рассматривался как пассивное начало, где активизируются внешние системы. Невозможно было независимо от традиций поведение человека. 2. Возрождение – постановка проблемы личности. Появляется право на творчество и на ошибку. Главная ценность – свобода воли. Возникновение экзистенциализма – «философия существования». Сартр, Камю – рассматривали свободу как свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек ни за что не может отвечать, любая норма выступает как подавление свободной воли человека. Эта точка зрения противоречит современной концепции о человеке. Социальная природа человека не может развиваться вне человеческого общества. Непонимание того, что если человек совершает поступок против соц. норм и правил, непременно утверждает другие правила и ценности. 3. Естественно научная трактовка (Павлов И. П.) – воля – это «инстинкт свободы», проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствием, ограничивающим эту активность. Воля – стимул поведения, она рефлекторна по природе (Бехтерев Владимир Мих.). 4. Анохин – поведение человека понимается как изначально активное, а человек способен сознательно выбирать формы поведения. Воля понимается как сознательное регулирование своего поведения. Это умение выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. 5. В.А. Иванников рассматривает поведение человека представляет как реакцию на различные внутренние и внешние стимулы. Задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, отыскать их связь с реакциями. 6. К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. 7. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре. Физиологические основы воли: Механизм произвольности действий связан с деятельностью мозга (гигантских пирамидных клеток Беца В.А. в области передней центральной извилины). Здесь зарождаются импульсы к движению. При поражении – паралич органов движения. Чувство движения (кинесика) формируется отдельными клетками за центральной извилиной. Префронтальные участки коры отвечают за направление и поддержание целенаправленности деятельности. В целом за волевую регуляцию отвечает вторая сигнальная система. Волевая регуляция деятельности – это сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении. Она выполняет функцию повышения эффективности деятельности путем усиления мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Психологические механизмы волевой регуляции: 1. Сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком; 2. Осознание действия, хода деятельности, ситуации; 3. Сознание цели деятельности, ее значимости, подчинение этой цели выполняемых действий. Волевая регуляция может включаться в деятельность на любом этапе ее осуществления: Ø Начало деятельности. Ø Выбора средств и способов ее выполнения. Ø Следование намеченному плану или отклонение от него. Ø Контроль исполнения. В начальный момент деятельности человек сознательно отказывается от одних влечений и, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. в выборе средств волевые действия проявляются в том, что человек сознательно отказывается от принятого способа решения задачи и избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Волевая регуляция контроля исполнения состоит в том, что человек сознательно заставляет себя проверять правильность выполнения действий, хотя сил и желания уже нет. Особая трудность в плане волевой регуляции там, где волевой контроль требуется на протяжении всей деятельности, с самого начала и до конца. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. 1. преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, 2. обретение человеком контроля над своим поведением, 3. выработка волевых качеств личности. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками. Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего, успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет проблем с волевой регуляцией деятельности. Воля формируется в игровой деятельности: Ø Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Ø Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Ø Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив. Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной, трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь самовоспитанием. Приемы самовоспитания. 1. В основе рефлексия как осознание необходимости вмешаться – или смысл как механизм саморегуляции. Сформированность ценностной мотивации (высший уровень) предопределяет меньшую необходимость волевой регуляции (всегда борьба между низшим и высшим уровнями – не выспался – надо вставать) 2. Антиципация – способность представить возможный результат (цель) до его осуществления и его способ решения. 3. Целый ряд способов достижения цели: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоконтроль, обращение к чувству собственного достоинства, анализ возможных последствий. · Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия. · Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя. · Трудности и препятствия необходимо преодолевать. · Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца. · Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели. · Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни. · Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при занятиях физической культурой — тренировка не только мышц, но и воли. · И, пожалуй, самое главное в воспитании воли — это самовнушение. Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке. Диапазон проявления воли крайне велик. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики: Абулия – отсутствие побуждений к деятельности, влечений Апраксия – отсутствие произвольной регуляции движений и действий (не подчиняются заданной программе, волевого акта нет) Слабоволие, с которым сталкиваемся мы, имеют причиной определенные условия воспитания, коррекция безволия возможна, но лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |