КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории эмоций
Классификация эмоций. К числу неразрешенных проблем психологии эмоций относится проблема классификации эмоциональных явлений. Создание единой, непротиворечивой классификации остается насущной проблемой. Накопленные психологией знания о многомерности эмоций “исключают возможность простой их линейной классификации. Во всяком случае сегодня психология располагает целым рядом… признаков и оснований для деления эмоциональных явлений” [К. Вилюнас]. Поэтому существует два принципиально разных подхода к изучению организации эмоций. С позиций дискретной модели эмоциональная сфера состоит из определенного числа первичных, базисных или фундаментальных эмоций. Комбинация первичных эмоций создает эмоции второго порядка. Статус первичных эмоций обычно приписывают гневу, печали, страху и т.д. Сторонники такого подхода ориентированы на изучение внутренней организации отдельных эмоций, а не на их взаимоотношения. Среди исследователей, разделяющих дискретную теорию эмоций, нет согласия в отношении числа и содержания фундаментальных эмоций (от двух у Р.Мауера до десяти у К.Изарда). В многомерной модели в центре внимания – многомерное пространство эмоций, образованное ограниченным числом переменных, например, описывающих негативность-позитивность, силу-слабость, активность-пассивность. Данная модель ориентирована на изучение сходства и различий между эмоциями. Эмоции могут различаться по следующим основаниям:
(положительные: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение,, симпатия, нежность, любовь, умиление, блогодарность, облегчение, состояние безопасности, предвкушение Отрицательные: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, разочарование, обида, гнев, ярость, презрение, негодование (возмущение), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, смущение, стыд, раскаяние, недоверие, угрызения совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение. А куда сострадание, злорадство, удовлетворенная месть?
Принцип «уровневой» организации эмоциональной сферы личности наблюдается в ряде психологических теорий эмоций. В.Н. Мясищев выделял: 1. эмоциональные реакции; 2. эмоциональные состояния; 3. эмоциональные отношения (чувства). С.Л. Рубинштейн различал: 1. элементарные чувствования; 2. разнообразные предметные чувства, 3. обобщенные мировоззренческие чувства; также считал необходимым выделить аффекты, страсти, настроения. Общепринято подразделение эмоциональных явлений на аффекты, эмоции, чувства (А.Н.Леонтьев,1975).
1. Теория эмоций - концепция Э.Н. Гербарда 18 век. Эмоция состояния зависит от соотношения представлений, скоре как реакция на конфликт представлений. 2. Трехмерная теория В.Вундта: Эмоции – это прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений, органические процессы – лишь следствие эмоций. Эмоции характеризуются тремя качественными характеристиками: удовольствие – неудовольствие, успокоение – возбуждение, напряжение – разрешение. 3. Рудиментарная (биологическая) теория эмоций Чарльз Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин предположил, что выразительные эмоциональные движения это рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов (работа «Выражение эмоций у животных и человека»). 4. Биологическая теория эмоций Петра Кузьмича Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели. 5. Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П (Н – С). Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности – если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности). 6. Периферийная теория Джеймса - Людвига Ланге (психоорганическая). Джеймс и независимо от него Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим". Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. 7. В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда (тоже относят к активационным), согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил: "Мы боимся, потому что мы дрожим", то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. 8. Биохимическая теория (психоорганическая) Кеннона-Барда. У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса-Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно. Данные, полученные Кенноном, позволили установить, что механизм возникновения эмоций объясняется специфической деятельностью ЦНС и связывается с деятельностью таламуса. В организме имеются психотропные гормоны /адреналин и нородреналин/. Если больше адреналина - страх, грусть; если норадреналин - ярость, раздражение. Эти гормоны улавливаются органами чувств. Искусственно вызываемые изменения не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. 9. Активационная теория Линдслей – Хебба. После открытия ретикулярной формации Мэгун, функция которой усиление, это сторож информации, поступающей в ЦНС, Линдслей установил, что эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения ЦНС и ее подструктур, в т.ч. и уровень бодрствования системы психического отражения. В эмоциогенной ситуации происходит возбуждение структур мозга, которые возбуждают таламусы. Эмоциональный мозг возбуждается, а модальность обусловливается ситуацией. Хебб: эмоция зависит от характера интенсивности эмоционального переживания. Выявил графическую зависимость между эмоциональной эффективностью деятельности, показал, что средняя возбудимость более эмоциональна. 10. Теория когнитивного диссонанса – Л. Фестингер – положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются - консонанс. Отрицательные – когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение или диссонанс. М позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков. 11. Когнитивно-физиологическая теория С.Шехтера – на возникшее эмоциональное состояние оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. Оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей (подтверждение теории – словесные инструкции). 12. Концепция "центрального мотивационного состояния" Далибор Биндра. После критического анализа существующих теорий эмоций он пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации – только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве "эмоционального процесса", постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений – ощущения, восприятия, мотивации и т.п. Она не является также "промежуточной переменной", связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт. Биндра выделяет «центральное мотивационное состояние» – комплекс нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие "центрального мотивационного состояния" создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий. Аффекты – “сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями». Эмоциональные процессы, быстро овладевающие и бурно протекающие – кратковременны, эмоциональная буря (слезы, рыдания, хохот и выкрики): значительное изменение сознания, утрата самообладания, нарушение контроля над действиями. Мцыри Лермонтова. Тогда на землю я упал; И в иссуплении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею росою… Возникают в ответ на уже произошедшее событие (сдвинуто к концу), в критических условиях, при неспособности найти адекватный выход. Критерии определения по А.Н. Леонтьеву: явно выраженные вегетативные изменения, расстройство сознания (сужение), импульсивность поведения и отсутствие планирования, несовпадение аффективного поведения с личностью. Собственно эмоции (эмоции в узком значении этого слова)– “более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к воздействию внутренних и внешних раздражителей, связанных с удовлетворением потребностей, складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них». В ходе эволюции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Плач ребенка отражает эмоцию? Чувства – одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, имеют “отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или обобщенном”. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость, поэтому доминирующие чувства являются значимым фактором в формировании мотивационной сферы личности. Классификация чувств по предметной сфере. К области нравственных (моральных) чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждения, к государству, к другим людям, к самому себе, соотнесение восприятия этих явлений с нормами, выработанными обществом (чувство долга, патриотизм, гуманность, дружба и др.). Познавательная деятельность порождает у человека переживания, называемые интеллектуальные (познавательные) чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат (удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине). Являются своеобразным регулятором умственной деятельности. Эстетические чувства предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности (природы, искусства, социальной среды). Придание прекрасному ценностного значения проявляется через разные чувства – восторг, радость, тоску, страдание и др. Практические чувства связаны с деятельностью: трудом, спортом. Эмоциональное отношение к процессу труда и его результату проявляется через чувства удовлетворения, радости, творческого подъема и т.п. Интеллектуальные, практические и эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и обогащаются в связи с ними, поэтому чувства, испытываемые человеком, подчас трудно отнести к какой-либо одной категории Настроения – сравнительно продолжительные, устойчивые эмоциональные состояния умеренной или слабой интенсивности, отражающиеся на деятельности, поведении человека.. У настроения нет специфического целевого объекта, нет каких-либо специфических реакций, субъективные переживания по сравнению с эмоциями менее интенсивны. С.Л. Рубинштейн [44] подчеркивал, что «настроение не предметно, а личностно, оно не специальное переживание по поводу какого-то события, а разлитое общее состояние; оно отражает не совсем осознанную оценку личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства» [44, с. 245]. К. Прибрам, рассматривая настроение как некий мониторинг окружающих жизненных обстоятельств, также подчеркивает его функцию оценки общего состояния и потребностей индивида [10]. Различают либо как нерасчлененный общий эмоциональный тон (ровное, приподнятое, подавленное и т.д.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, тоска, печаль, увлеченность, радость и т.д.). Настроение зависит от общего состояния организма (доказана ключевая роль гормональных и биохимических факторов), типа высшей нервной деятельности, погодно-климатических условий, выполняемой деятельности и т.п. Без причины плохого настроения не бывает, человек по природе своей оптимист. Степень осознанности причин может быть разной. Способность контролировать свое настроение, находить способы его сознательной коррекции является важной частью эмоциональной саморегуляции, т.к. настроение (особенно осознанное) влияет на аффективные и когнитивные процессы, определяет эффективность деятельности, окрашивает поведение человека [7]. Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, приводящее к сосредочению на предмете страсти всех устремлений и сил. Еще один вид сложных, качественно разнообразных, встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По С.Л. Рубинштейну [44], “это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им… Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель” Великая страсть рождает ее великую энергию. «Будьте страстны в своих исканиях» ИПП. Великой страсти требуют от человека и труд, и спорт, и искусство, и любовь. Основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Причины страсти могут быть как бессознательными влечениями, так и осознанными идейными убеждениями, движущей силой великих дел и открытий Эмоциональный тон ощущений – простейшая форма эмоций, представляющая собой непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению; Стресс – особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Биологическая функция стресса – адаптация (или ее попытка). В зависимости от вида стрессора и характера его влияния различают: физиологический (или системный – при непосредственном физическом воздействии на органы и ткани) и психологический, который в свою очередь подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс связан с ситуациями опасности, обиды, угрозы, в т. ч. угрозы социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению. В зависимости от длительности воздействия стресс имеет 3 стадии: 1). стадия тревоги (непосредственная реакция на воздействие), 2). стадия сопротивления (или резистентности – максимально эффективная адаптация), 3). стадия истощения (нарушение адаптационного процесса) [46]. Тревога – эмоциональное состояние, выражающееся в ощущении неопределенной угрозы, чувстве диффузного опасения и тревожного ожидания или чувстве неосознанного беспокойства. Специфические черты: негативный эмоциональный оттенок, неопределенность предмета переживаний, ощущение реальной угрозы, направленность опасений в будущее. Чаще всего она связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии [25]. Фрустрация – «психическое состояние человека, вызываемое объективными непреодолимыми трудностями, возникающие на пути к достижению цели или к решению задачи».
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |