Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. ловека заставляет нас все время горевать




И



Дэниел Гоулллан


ловека заставляет нас все время горевать. Если чувства упорно нас не покидают, как правило, это — настроения, приглушен­ная форма эмоций. Настроения определяют аффективный тон, но они в меньшей степени формируют наше восприятие и по­ведение, чем накал всех эмоций.

Сначала чувства, потом мысли

Поскольку регистрация и ответная реакция у рациональ­ного ума занимает чуть больше времени, чем у эмоционально­го, то «первое побуждение» в ситуации, возбуждающей силь­ные эмоции, исходит не от головы, а от сердца. К тому же су­ществует и второй вид эмоциональной реакции, более медлен­ной, чем живой отклик, которая сначала «закипает» и «варится» в наших мыслях и только потом приводит к переживанию. Этот второй путь к запуску эмоций более взвешен, и мы, как прави­ло, вполне отдаем себе отчет в мыслях, которые к нему ведут. В этом виде эмоциональной реакции присутствует более длитель­ная оценка; наши мысли — познавательная способность — иг­рают ключевую роль в решении о том, какие эмоции будут воз­буждены. Стоит только нам произвести оценку — «Этот води­тель такси обманывает меня» или «Этот ребенок просто пре­лесть», — как тут же следует подходящая эмоциональная реакция. При этой более медленной последовательности про­цессов чувству предшествует более полно сформулированная мысль. Эмоции посложнее вроде смятения или опасения по поводу приближающегося экзамена следуют этим длительным маршрутом, на развертывание которого уходят секунды или ми­нуты, — это те эмоции, которые проистекают из мыслей.

В противоположность этому при последовательности про­цессов быстрого реагирования чувствование, видимо, предше­ствует мысли или возникает одновременно с нею. Такая ско­ропалительная эмоциональная реакция торжествует в ситуаци­ях, связанных с необходимостью примитивного выживания. Положительная сторона подобных быстрых решений заключа­ется в том, что они в мгновение ока мобилизуют нас, чтобы мы могли справиться с чрезвычайными обстоятельствами. Наши самые сильные чувства представляют собой непроизвольные




реакции, и мы не можем знать, когда они прорвутся. «Лю­бовь, — писал Стендаль, — подобналихорадке, которая возни­кает и исчезает независимо от воли». Не только любовь, но и все наши раздражения и страхи охватывают нас, вовсе не явля­ясь нашим выбором. Поэтому они могут послужить нам неким алиби. «Дело в том, что мы не выбираем эмоции, которые у нас возникают», — замечает Экман, что позволяет людям оправды­вать свои поступки тем, что они были во власти эмоций.

Точно так же, как есть два пути возникновения эмоций — быстрый и медленный — один через непосредственное воспри­ятие, другой через осмысление, — есть еще и эмоции, которые возникают по требованию. Примером тому служат актерские приемы с намеренным вызыванием чувств вроде слез, которые наворачиваются на глаза, когда для достижения этого эффекта призываются на помощь печальные воспоминания. Однако актеры просто больше, чем остальные люди, поднаторели в умышленном использовании второго пути к эмоциям — чув­ствования через посредство размышления. Несмотря на то что мы не можем выбрать, какие именно эмоции запустит та или иная мысль, мы очень часто можем выбрать, и действительно выбираем, о чем нам думать. Так же, как какая-нибудь сексу­альная фантазия может привести к переживанию сексуальных чувств, так и счастливые воспоминания приводят нас в хоро­шее настроение, а грустные мысли погружают в задумчивость.

Но рациональный ум обычно не решает, какие эмоции мы «должны» испытывать. Вместо этого чувства, как правило, при­ходят к нам как fait accompli*. Что рациональный ум обычно контролирует, так это протекание этих реакций. За нескольки­ми исключениями мы не решаем, когда нам впадать в ярость, печалиться и т.д.

Условная, по-детски невинная реальность

Эмоциональному уму свойственна ассоциативная логика; он воспринимает элементы, которые символизируют реаль­ность или вызывают воспоминание о ней, чтобы быть таким

* свершившийся факт (фр.).

15*



Дэниел Гоулман


же, как эта реальность. Вот почему сравнения, метафоры и об­разы обращаются непосредственно к эмоциональному уму, точ­но так же, как и искусство — романы, фильмы, поэзия, песни, театр, опера. Великие духовные учителя, такие как Будда и Иисус, трогали сердца своих учеников, говоря на языке эмо­ций, обучая их с помощью притч, преданий и сказок. И в са­мом деле, религиозные символ и ритуал не имеют почти ника­кого смысла с рациональной точки зрения; они выражаются на языке сердца.

Эта логика сердца — эмоционального ума — хорошо изло­жена Фрейдом в его концепции мышления по типу «первично­го процесса»*; логика религии и поэзии, психоза и детей, сна и мифа (как сформулировал Джозеф Кемпбелл, «сновидения — личные мифы; мифы — разделенные сновидения»). Первичный процесс — ключ к пониманию смысла таких произведений, как «Улисс» Джеймса Джойса: при мышлении типа первичного процесса свободные ассоциации определяют течение повество­вания; один объект символизирует другой; одно чувство вытес­няет другое и представляет его; целое конденсируется в частях. Времени не существует, нет никаких законов причины и след­ствия. В первичном процессе нет даже такого понятия, как «Нет»; возможно все. Отчасти психоаналитический метод пред­ставляет собой искусство расшифровывать и разгадывать смысл этих заменителей.

Если эмоциональный ум следует этой логике и ее прави­лам, заменяя один элемент другим, то вовсе не обязательно определять вещи с помощью их объективных особенностей: какое значение имеет то, как они воспринимаются; вещи тако­вы, какими кажутся. То, что что-то нам напоминает, может оказаться гораздо более важным, чем то, что это «есть на самом деле». В эмоциональной жизни отличительные черты факти­чески могут походить на голограмму в том смысле, что одна-единственная деталь заставляет вспомнить целое. Как указы­вал Сеймур Эпштейн, в то время как рациональный ум уста­навливает логические связи между причинами и следствиями,

* В психоанализе «первичный (психологический) процесс» — это воображение, сновидения, грезы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.