Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. Нанимаясь этим, недостаточно читать детям лекции о подоб­ных ценностях; они должны применять их на практике




Дэниел Гоулман


Нанимаясь этим, недостаточно читать детям лекции о подоб­ных ценностях; они должны применять их на практике, что и происходит, когда дети усваивают необходимые эмоциональ­ные и социальные навыки и умения. В этом смысле эмоцио­нальная грамотность шагает рука об руку с нравственным раз­витием, воспитанием характера и гражданственности.

Заключение

Когда я заканчивал эту книгу, мне на глаза попались не­сколько тревожных газетных статей. В одной из них объявля­лось, что огнестрельное оружие стало главной причиной смер­ти в Америке, потеснив автокатастрофы. Вторая сообщала, что в прошлом году количество тяжких убийств возросло на 3 про­цента. Особенно встревожил сделанный в этой второй статье криминологом прогноз о том, что мы переживаем временное затишье перед «взрывом преступности», ожидаемым в ближай­шее десятилетие. Основания, которые он привел, сводятся к тому, что постоянно растет количество тяжких убийств, совер­шаемых четырнадцати-нятнадцатилетними подростками, а эта возрастная группа представляет пик мини-бума рождаемости. В следующем десятилетии эта группа перейдет в возрастную категорию от восемнадцати до двадцати четырех лет, то есть они достигнут возраста, на который приходится максимум насиль­ственных преступлений. На горизонте уже появились предвест­ники: в третьей статье говорилось о том, что за четыре года — между 1988 и 1992 годами, — поданным министерства юсти­ции, произошел скачок на 68 процентов в числе несовершен­нолетних, осужденных за убийство, нападения при отягчающих обстоятельствах, разбой и изнасилование с применением фи­зической силы, при этом только количество нападений при отягчающих обстоятельствах возросло на 80 процентов.

Эти подростки принадлежат к первому поколению, воору­женному не просто огнестрельным оружием, а автоматическим оружием, легкодоступным для них, точно так же, как поколе­ние их родителей было первым, получившим широкий доступ к наркотикам. Ношение подростками огнестрельного оружия




означает, что те разногласия, которые в прежние времена ре­шались бы в кулачной драке, теперь могут легко привести к перестрелке. А как подчеркнул еще один эксперт, нынешние подростки «просто не умеют избегать ссор».

Одна из причин, почему люди так плохо владеют главным умением жить, заключается в том, что мы, как общество, не позаботились обеспечить обучение каждого ребенка необходи­мым навыкам справляться с гневом или конструктивно разре­шать конфликты, равно как и не дали себе труда научить их проявлять сочувствие, контролировать побуждения и не позна­комили с основными принципами эмоциональной компетент­ности. Предоставляя эмоциональное воспитание детей воле случая, мы сильно рискуем зря потерять время и не использо­вать «окно возможностей», предоставленное природой в пери­од медленного развития головного мозга, чтобы помочь детям сформировать здоровый эмоциональный репертуар.

Хотя проблема эмоциональной грамотности вызывает боль­шой интерес у некоторых преподавателей, эти курсы обучения встречаются еще довольно редко. Большинство учителей, ди­ректоров школ и родителей просто не знает, куда обратиться. Кстати сказать, лучшие модели как-то выпадают из главного направления в деле образования, находя применение в отдель­ных частных школах и нескольких сотнях бесплатных средних школ. Конечно, никакая программа, включая данную, не ре­шит всех проблем. Но, принимая во внимание тот кризис, с которым столкнулись мы и наши дети, и ту, пусть небольшую, надежду, что вселяют в нас программы эмоциональной грамот­ности, мы должны задать себе вопрос: «А не следует ли нам обу­чить каждого ребенка этим наиважнейшим для всей его после­дующей жизни навыкам, причем сейчас более чем когда-либо?»

И если не сейчас, то когда?


Приложение А

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ?

Несколько слов о том, что я подразумеваю под эмоцией, термином, по поводу точного значения которого психологи и философы не могли договориться на протяжении более чем ста лет. В самом буквальном смысле «Оксфордский словарь анг­лийского языка» определяет эмоцию как «любое возбуждение или нарушение равновесия ума, чувства, пассивности; любое неистовое или взволнованное состояние психики». Я пользу­юсь термином «эмоция» применительно к чувству и характер­ным для него мыслям, психологическому и биологическому состояниям и диапазону склонностей действовать. Существу­ют сотни эмоций, дополняемые их сочетаниями, вариациями, мутациями и нюансами. В самом деле, оттенков эмоций гораз­до больше, чем слов для их обозначения.

Исследователи продолжают спорить о том, какие именно эмоции можно считать первичными — синим, красным и жел­тым цветами чувства, из которых получаются все смеси, — или даже о том, существуют ли вообще такие первичные эмоции. Некоторые теоретики предлагают основные семейства, хотя далеко не все соглашаются с ними. Вот главные кандидаты и некоторые члены их семейств:

Гнев: неистовство, грубый произвол, негодование, ярость, озлобление, возмущение, досада, ехидство, злоба, недо­вольство, раздражительность, враждебное отношение и,


Эмоциональный интеллект



возможно как крайность, патологическая ненависть и бе­шенство.

Печаль: горе, грусть, уныние, удрученность, меланхолия, жалость к себе, тоска одиночества, подавленность, отчая­ние и — в патологической форме — тяжелая депрессия.

Страх: тревога, дурное предчувствие, нервозность, беспо­койство, оцепенение от страха, опасение, настороженность, тягостное чувство, волнение, боязливость, испуг, ужас; а как психопатология — фобия и паническое состояние.

Наслаждение: счастье, радость, облегчение, довольство, бла­женство, восхищение, приятное изумление, ликование, чув­ственное удовольствие, глубокое волнение, восторг, удо­вольствие, удовлетворенность, эйфория, каприз, экстаз и — как крайность — мания.

Любовь: приятие, дружелюбие, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстная влюбленность, агане — деятельная, одаряющая любовь.

Удивление: шок, потрясение, изумление, удивление, сме­шанное с восторгом.

Отвращение: презрение, надменность, пренебрежение, омерзение,антипатия, неприязнь, неприятие.

Стыд: чувство вины, смущение, досада, угрызения совес­ти, унижение, сожаление, чувство обиды и искреннее рас­каяние.

Разумеется, этот список не дает ответа на любой вопрос от­носительно того, как классифицировать эмоции. Как, к при­меру, насчет смесей, таких как ревность, разновидность гнева, которая к тому же объединяется с печалью и страхом? И что сказать о достоинствах, таких как надежда и вера, мужество и прощение, уверенность и самообладание? Или о некоторых классических пороках, таких чувствах, как сомнение, самодо­вольство, леность или апатия — или скука? Четких ответов не существует; научный спор на тему классификации эмоций про­должается.

Довод в пользу небольшого числа основных эмоций до не­которой степени опирается на открытие Пола Экмана из Уни­верситета штата Калифорния в Сан-Франциско, что выраже-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.