Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этикет японского меча

Ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии. Хотя основным оружием древней Японии был лук со стрелами, именно меч постепенно стал «душой самурая». Культ меча породил этику меча, нарушение которой смывалось только кровью. С конца XVI века исключительное право ношения длинного меча дайто, а также пары мечей дайсё, закрепилось за самураями и придворной аристократией кугэ. Горожанам разрешалось носить лишь короткий меч (сёто) и то только во время больших праздников или путешествий. Крестьянам, как и во всем мире, запрещалось иметь оружие. Особенно строго за исполнением закона о праве ношения мечей (тайто-гомэн) следили в мирный период Эдо (1603-1868 гг.). Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце. Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность (все японские фехтовальщики были правшами). Именно поэтому во многих школах иай-до и кэн-до до сих пор сохраняется традиция держать меч для приветствия в таком положении, из которого его очень трудно выхватить. Например, стоя его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Сидя меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе (лицевая сторона омотэ направлена вниз). В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять (в знак добрых намерений) и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите, протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью - к владельцу, а клинком в ножнах - к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или, тем более, оттолкнуть в сторону воспринималась как вызов.

Мечи итомаки-но-тати на подставках тати-какэ

Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая: в специальной нише токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная - тати-какэ. На тати-какэ полагалось ставить итомаки-но-тати, причем обязательно рукоятью вниз. На катана-какэ располагали мечи типа букэ-дзукури и тати других типов. Мечи на подставке катана-какэ располагали рукоятью влево и лицевой стороной омотэ вперед. Таким образом, мечи тати на горизонтальной подставке всегда находились лезвием вниз, а мечи в стиле букэ-дзукури — лезвием вверх.

 

Подставка для меча должна по возможности контрастировать по цвету и украшению с мечом на ней. Хорошие мечи почитались в Японии столь высоко, что родилась особая церемония «любования мечом». Для хозяина меча считалось большой честью, если гости выражали восхищение его мечами. Процедура осмотра мечей была тщательно регламентирована, были расписаны жесты и реплики всех участников подобной церемонии. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение можно было только рукоятью к себе. При демонстрации оружия полагалось вытаскивать из ножен только часть клинка, находящуюся рядом с гардой, и обязательно постепенно. Клинком любовались, наклоняя его под разными углами к свету. Полностью обнаженный клинок (сираха) мог быть воспринят как враждебность. Если же владелец меча все же хотел показать весь клинок, то он с почтением передавал оружие гостю, с тем, чтобы тот сам с многократными извинениями и комплиментами по полагающемуся этикету вынул клинок из ножен. И не дай Бог коснуться обнаженного клинка рукой - только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение любого оружия на улице, удар ножнами о ножны (сая-атэ) или бряцание оружием было равнозначно вызову, за которым мог последовать удар без предупреждения. Поэтому даже копья яри и нагината полагалось переносить в ножнах или чехлах. Полагают, что даже левостороннее движение в Японии обязано своим происхождением именно этикету меча и привычкам самураев. Ведь только в случае левостороннего направления движения два самурая, столкнувшись на улице, имеют шанс не задеть мечами друг друга (а это было смертельным оскорблением). Кроме того, меч легче выхватить и быстро нанести удар вправо, чем влево, а при таком направлении движения левая сторона более защищена.

Деревянный ящик для хранения и транспортировки длинного меча. Украшен гербами клана Токугава. Футляр катана-дзуцу.

Для хранения и транспортировки меч заворачивали в мешочек кэнэ и клали в деревянный ящик или лакированный футляр (катана-дзуцу). Последний состоял из двух частей и имел уширение для гарды. Иногда вместо катана-дзуцу использовался кожаный или матерчатый чехол хи-кихада. Минимальной необходимой защитой для меча считался чехол для рукояти кадзари-самэ, предохранявший обмотку и украшения на рукояти от непогоды. Кадзари-самэ обычно делали из кожи ската и иногда богато украшали. Некоторые такие чехлы стоили целое состояние, и даймё дарили их друг другу в торжественных случаях.

Способы крепления мечей за поясом

Мечи в стиле букэ-дзукури {катана, вакидзаси и пр.) чаще всего просто засовывали за пояс лезвием вверх. Если носили пару мечей дайсё, то обычно их располагали так, что рукоять короткого меча находилась ближе к центру тела, а рукоять длинного направляли несколько влево. Однако более удобно было использовать специальный крепеж косиатэ, который мог быть предназначен для одного меча (ката-косиатэ) или для двух (рё-косиатэ).

Способы крепления мечей в косиатэ

Меч, закрепленный в косиатэ или засунутый за пояс, крепко прилегал к телу и не бился о бедро при езде верхом или при ходьбе. Кроме того, неподвижность рукояти означала, что рука могла быстро найти ее и схватить, когда возникала необходимость обнажить меч, а не возиться как с рукоятью тати.
Как и в Европе, знаменитый меч мог иметь собственное имя и передавался по наследству из поколения в поколение. Такой меч считался лучшим подарком для самурая. История Японии знает не один случай, когда подарок хорошего меча (знаменитого мастера) превращал врага в союзника. Следующий эпизод показывает, что знаменитый меч ценился больше, чем жизнь его обладателя: «Полководец Хори Хидэмаса осаждал господина Акэти Мицухидэ в его замке Сакамото. Когда господин Акэти понял, что замок вот-вот падет, он отправил послание: «Мой замок пылает, и скоро я умру. У меня много великолепных мечей, которые я собирал всю свою жизнь. Я не хотел бы, чтобы они погибли вместе со мной. Если бы вы ненадолго прекратили штурм, дабы я мог передать их вам, я смог бы умереть спокойно». Господин Хори согласился. Воины остановились и со стены замка спустили завернутые в циновку мечи. Потом атаки возобновились, и на следующий день замок пал. Господин Акэти умер - по-видимому, со спокойной душой».

Способы завязывания шнура сагэо

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы деловой этики и этикета | Основные положения дисциплины, этикета и общепринятой терминологии (краткие сведения для начинающих)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 7329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.