Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершеннолетие




Взросление

Сам по себе обряд совершеннолетия имел ярко выраженный социальный смысл и был важным событием в жизни как юноши, так и девушки. Проведение обряда символизировало то, что человек становился взрослым. Обряд совершеннолетия входил в число четырех ритуалов, которые были включены в трактат «О семейном благочестии» и были призваны играть роль особых вех, отмечающих жизненный путь человека.

Церемония совершеннолетия для юношей 관례(冠禮) [кваль-ле] (досл. «обряд надевания шапки») совершалась обычно в возрасте от 15 до 20 лет. Однако во второй половине эпохи Чосон в связи с тем, что брачный возраст мог быть ниже (иногда женились даже в возрасте 10 лет), церемония проводилась за несколько дней до свадьбы. При реформах года кабо (1894) церемония совершеннолетия как самостоятельный элемент была упразднена и стала одним из этапов свадебного ритуала.

День, предназначенный для совершения обряда, выбирается гадателями, которые определяют именно тот день как благоприятный для того, кто будет его совершать. Если же по каким-либо причинам не удавалось обратиться к гадателю и выбрать нужный день, то церемонию старались провести в течение первого месяца по лунному календарю.

За три дня до проведения церемонии молодой человек посещал храм предков садан, где хранились таблички с именами предков, и совершал поклоны. Хозяин дома, отец молодого человека, приглашал уважаемых людей, старейшин семьи или деревни, среди которых выбирали того, кто станет распорядителем и помощником распорядителя. Церемония совершеннолетия для юношей обычно проходила на мужской половине дома саранчхэ. Если позволяли жилищные условия, то церемония проводилась на открытой террасе мару главного павильона усадьбы. За несколько дней до начала церемонии начиналась подготовка места посвящения. Сначала проходила полная уборка помещения, а затем на терассе отгораживалось небольшое пространство, называемое 방(房) [пан] (букв. «комната»), внутри которого на столиках раскладывали вещи, которые будут необходимы для проведения церемонии: несколько видов халатов и головных уборов.

Сама церемония состояла из нескольких частей. В исследовательской литературе отмечается, что на разных этапах эпохи Чосон практиковали разное их количество: от трех до пяти. Тем не менее основными называются три: 초가(初加) [чхога] — «первое добавление», 재가(再加) [чэга] — «второе добавление», 삼가(三加) [самга] — «третье добавление». Происхождение названий этапов церемонии связано с тем, что по ходу ее проведения к внешнему виду посвящаемого добавлялся новый атрибут, который свидетельствовал об изменении статуса молодого человека.

Первый этап церемонии начинался рано утром. Это должно было символизировать вступление человека на новый социальный этап. Посвящаемый всходил на террасу, где уже собрались все остальные действующие лиц (отец, распорядитель, помощник распорядителя и другие гости), и опускался на колени. К началу церемонии молодой человек приходил с детской прической (опущенной на спину косой) и одетым поверх повседневного комплекта нижней одежды, состоящего из кофты 저고리 [чогори] и штанов 바지 [пачжи] (подробнее о них в третьей части), в детский церемониальный халат 사규삼 (四揆衫) [сагюсам]. Халат был светло-зеленого цвета и оторочен по краям черными полосками, на которых были нанесены благопожелательные иероглифы.

Распорядитель церемонии менял ему детскую прическу на взрослую — 상투 [сантху]. Для этого все волосы собирались вверх и черными шнурками перевязывались в пучок на темени, образуя своеобразную «волосяную шишку». В этот волосяной пучок распорядитель втыкал особые шпильки, чтобы зафиксировать прическу. В домах с достатком для фиксации сантху использовались специальные чехольчики 상투관 [сантхукван] и налобная повязка 망건 [мангон]. Затем молодой человек удалялся в комнату пан, переодевался там в халат 심의 (深衣) [си-мый] и подвязывался тонким поясом. Халат симый был повседневной домашней одеждой. Он шился из тонкой белой ткани и был оторочен по краям тонкими черными полосками. Рукава были узкие, полы книзу расширялись. Такой халат носили в домашней обстановке ученые-конфуцианцы.

Второй этап начинался с того, что распорядитель церемонии, получив от своего помощника головной убор, надевал его на голову посвящаемого. Это являлось апофеозом церемонии. Шляпа называлась 초립(草笠) [чхорип]. Она изготовлялась из соломы и имела не очень широкие выгнутые вверх поля, немного сужающуюся кверху тулью с небольшой прогибающейся внутрь воронкой. Ее носили на самой макушке головы, держалась она на лентах, подвязываемых под подбородком. После этого молодой человек вновь уходил в комнату пан и там переодевался в халат 도포(道袍) [топхо]. Данный халат являлся повседневной уличной одеждой. Его обычно изготавливали из белой или бледно-голубой ткани. Отличительной особенностью этого халата были длинные широкие рукава и расширяющиеся книзу полы. Данный халат являлся показателем статуса взрослого.

На третьем этапе церемонии молодому человеку надевали на голову модель чиновничьей шляпы 사모(紗帽) [само], которая называлась 복두 (幞頭) [покту]. Отличительной особенностью этого головного убора было наличие на затылочной части элемента, похожего на бант. После этого молодой человек переодевался в халат 난삼 (欄衫) [нансам], который своим покроем напоминал служебный халат чиновника 단령 (團領) [тальлён] с нашитыми по краям тонкими черными полосками ткани.

В таком виде он сходил с терассы и в сопровождении отца, который шел за ним, находясь немного справа и сзади, двигался к храму предков садан и совершал поклон перед храмом, не заходя в него.

Интересное описание юноши, прошедшего обряд «одевания шляпы», приводит в своем отчете Н.И. Конрад: «Что касается одежды, то совершеннолетний одевает холстинную одежду с рукавами и подпоясывается сверху нее большим широким поясом из материи, напоминающей чесучу. Руки скрыты в ветках душистой дафны, перевязанной белыми веревками, на ноги надеваются вышитые матерчатые башмаки. Вся фигура и одеяние в этот день напоминают какого-то важного сановника бывшего Корейского королевства».

Параллельно с процессом переодевания помощником распорядителя читаются наставления и благие пожелания в соответствии с проходимыми этапами. В первый раз, когда молодой человек появлялся в повседневной домашней одежде, распорядитель церемонии призывал следовать благим поступкам старших и во всем их слушаться. При втором появлении молодого человека ему указывали на то, что даже в повседневной жизни он должен следовать правильным манерам. Третье появление молодого человека сопровождалось пожеланиями долгой и счастливой жизни. Во время обряда совершеннолетия юноше присваивали законное, или официальное, имя — кванмён. Это личное имя подбиралось старейшими большой семьи, а в аристократических семьях — главами таннэ. Об этом говорил распорядитель после поклона молодого возле храма предков садан. Он называл посвященного по имени, произнося напутственное слово. Затем молодому человеку наливали ритуального вина, которое он выпивал. После этого церемония считалась завершенной.

Затем необходимо было отправиться к родителям и своему наставнику. Визит сопровождался поклонами, которые теперь родители и другие взрослые должны были принимать стоя, а не сидя, как раньше, до совершения церемонии. От них посвященный шел по родственникам и друзьям своего дома с той же целью, а затем начиналось общее торжество — пиршество.

Таким образом, основным действием в обряде совершеннолетия становилось изменение внешнего облика. С каждым новым этапом церемонии молодой человек представал перед взором общественности в домашнем, уличном и служебном платье.

У девочек также происходила церемония, имеющая тот же символический смысл превращения человека во взрослого. Она носила наименование 계례 (筓禮) [кере], буквально «обряд [втыкания] шпильки [в прическу]», и также включала несколько этапов, которые несли сходный с мужской церемонией смысл: изменение внешнего вида как показатель изменения социального статуса. Стоит отметить, однако, что церемония кере была не столь сложна и торжественна, как мужская церемония. Это было связано в первую очередь с тем, что социальный статус мужчины в обществе эпохи Чосон был гораздо выше женского (об этом мы подробно рассказывали в первой части). Именно поэтому церемония совершеннолетия молодых людей квальле обращала на себя больше внимания, чем женская церемония кере. В отчете Н.И. Конрада, например, об этой церемонии упоминается весьма коротко: «Впрочем, в настоящее время все торжества ограничиваются только тем, что в день брачного сговора из родственниц выбирается одна, <...> на обязанности которой лежит проделывание церемонии устройства новой прически девушке, долженствующей заменить ее детскую косу: в эту прическу впервые втыкаются всевозможные головные украшения: шпильки, булавки и т.д.» В крестьянских общинах описанных выше разработанных церемоний не проводили. Человек считался взрослым уже тогда, когда он мог принимать участие в сельскохозяйственных работах, основном занятии крестьян. Для того чтобы молодой человек мог считаться полноправным членом крестьянской общины, в один из праздничных дней проводили состязание под названием 돌들기 [тольтыльги], что означает «поднимание камня». Суть состязания была незамысловатой. Она заключалась в том, чтобы поднять большой круглый камень, специально приготавливаемый для таких случаев и хранящийся около входа в деревню. Вес камня мог достигать 80 кг. В зависимости от возраста и физического состояния человека засчитывалось поднятие до определенного уровня (колен, пояса, груди, лица).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.