Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свадьба




Комплекс обрядов, связанных с женитьбой, объединен в понятие 혼례 (婚禮) — [хольле] «свадебный ритуал». Этот комплекс изобиловал детально разработанными церемониями, которые подчеркивали важность события, происходящего в жизни человека, семьи, общества. Свадьба входила в число четырех наиболее важных церемоний, предписанных конфуцианскими нормами. Свадебное действо означало коренной рубеж в жизни как отдельно взятого человека, так и всей семьи и всей патронимической группы. «Свадьба — великое событие в жизни человека!», «Брак — это начало продолжения семьи» — гласят корейские поговорки.

В контексте нашего исследования особенно важно, что свадьба является комплексным действом. Дело в том, что весь свадебный комплекс корейцев можно разделить на три основных периода: досвадебный (выбор невесты, сватовство, обмен дарами), собственно свадебный (церемония бракосочетания) и послесвадебный (вхождение в новый дом, семью). Все эти этапы составляли процесс, занимающий немалое время. Свадьба в традиционном обществе являлась не только важным событием, но и целым отрезком в жизни. Причем совокупность свадебных ритуалов превращалась в отрезок жизни не просто одного человека, но целого коллектива. В связи с этим свадьба сочетает в себе элементы и многоступенчатого общественного ритуала, и праздничной церемонии, в которую вовлечена большая группа людей.

Самым продолжительным и важным был досвадебный период, который иногда называют 의혼 (議婚) [ыйхон] — помолвка. На этом этапе происходили выбор и сватание невесты. Этот период также делился на несколько этапов: 중매(仲媒) [чунмэ] — сватовство, 납채(納采) [напчхэ] — выбор даты, 납폐(納幣) [наппхе] — обмен дарами.

В традиционной Корее свободный брак был абсолютно исключен. Выбор жениха или невесты находился главным образом в руках родителей или профессиональных сватов и свах, только этим и занимавшихся. Услугами свах воспользовались герои повести о добродетельных сестрах Чанхва и Хоннён: «Настало время подумать о женихах, и правитель волости Пэ Муён с супругой обратились к свахам. Однако время шло, а достойных женихов не находилось, и это огорчало их».

Считалось, что мастерство свахи — верный залог успешной свадьбы. У корейцев есть разнообразные поговорки, касающиеся деятельности свах: «В сватовстве даже хмыканье портит дело», «Доброму свату (или свахе) — три рюмки, а никудышному — три оплеухи», «Если [сваха] удачно сведет, то получит три пары носок, а если нет — три простых веревки (то есть ничего)».

Посредниками иногда выступали друзья родителей, иногда близкие родственники, иногда сами родители обеих сторон решали это между собой без посредников. Так или иначе посредник все же присутствует, фактический или номинальный.

Когда подходящая кандидатура находилась, начинали переговоры. Цель таких бесед заключалась в том, чтобы узнать, как можно больше информации относительно наружности, характера, достоинств и недостатков потенциального супруга или супруги. Неслучайно в Корее говорят: «Выбирай невестку не глазами, а ушами!» (то есть слушай, что о ней говорят). После того как необходимая информация была получена, переговоры переходили на другую, самую важную стадию добрачного периода: сравнение дат жениха и невесты и выбор счастливого дня свадьбы.

Проходил этот процесс посредством обмена письмами. Начинала процесс сторона жениха. Письмо представляло собой узкий листок бумаги, на котором помимо имени и происхождения были еще написаны год, месяц, день и час рождения молодого человека. Такое письмо называлось 사주(四柱) [сачжу] (досл. «четыре опоры»). Его заворачивали в бумагу, затем обматывали красными и синими нитками и заворачивали в двухцветный четырехугольный платок, одна сторона которого была синей, а другая — красной, причем заворачивали синей стороной наверх. Все это вручалось свахе, и та относила письмо в дом невесты, где и проходило сравнение дат рождения жениха и невесты. Получив письмо, родственники невесты совещались с гадателем и определяли счастливый день для совершения свадьбы. Такая манипуляция называлась 연길 (涓吉) [ёнгиль] — «установленное благоприятствование».

Необходимость сравнения «четырех опор» может объясняться корейской системой мировосприятия со свойственными ей представлениями об окружающей действительности, а также о человеческих отношениях.

Здесь следует сказать о системе летоисчисления в Корее и символике чисел, которые входили в дату рождения.

Дело в том, что, как и в большинстве стран Восточной Азии, в Корее применялась древняя система летоисчисления — по 60-летним циклам. В этой системе годы объединялись в циклы длительностью по 60 лет. Обозначение годов каждого цикла производилось путем сочетания двух иероглифических знаков, первый из которых относился к ряду десяти циклических знаков — они назывались «небесными стволами», а второй — к ряду двенадцатеричного цикла — «земных ветвей» (Получается, что в совокупности циклические знаки образуют «дерево», растущее корнями вверх, а кроной — вниз. Видимо, этот образ был связан с представлениями об управляющей роли Неба и в движении времени, и в том, что происходит на Земле.). Десять «небесных стволов» попарно соответствуют пяти первоэлементам (дереву, огню, земле, металлу, воде). Каждый знак из двенадцати «земных ветвей» символизировал животных зодиакального цикла (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья). Годы каждого хронологического периода обозначаются двумя циклическими знаками. Получалось, что каждый человек соотносился с той или иной комбинацией стихий, то есть являлся носителем определенных качеств и свойств. Согласно древним традиционным представлениям, упомянутые выше пять первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода) обладают определенными характеристиками и постоянно взаимодействуют между собой, порождая или преодолевая (уничтожая) друг друга. Эти виды взаимосвязей имеют различную последовательность, но одинаково замыкают пять стихий в циклические структуры. Если взаимодействие первоэлементов имеет характер взаимного порождения, то это считается положительным. Если в результате их взаимодействия получается преодоление, то это считается негативным.

Сравнение дат рождения должно было прояснить возможные отношения будущих супругов. Именно поэтому сравнение дат рождения и выбор счастливого дня для свадьбы занимали центральное место во всем досвадебном периоде.

Необходимость сравнения четырех «данных» рождения подчеркивает Фазаночка из повести «История Фазана». Она, отвергая сватовство настырного селезня, говорит его свату-зимородку: «Хотя я и беззащитная вдовушка, но зря он все-таки думает, что можно взять меня замуж силком, пока я не погадала, как положено, о четырех счастливых числах».

Ситуация с героинями повести о добродетельных сестрах после долгих страданий разрешилась благополучно. «Прослышав о достоинствах дочерей Пэ Муёна, Ли Енхо послал к нему свах. Дело было быстро слажено, и выбран благоприятный день — последний день последней декады девятой, осенней луны».

В процессе переговоров и взаимных посещений происходило знакомство двух роднящихся семей, что непосредственно облегчало подготовку свадебной церемонии. Когда обе стороны приходили к соглашению, то, помимо сроков проведения брачной церемонии, отцы уславливались также и насчет статей брачного контракта.

Необходимо отметить, что невеста и жених на всех начальных этапах свадебного обряда играют достаточно пассивную роль. Основное действие обеспечивают близкие старшие родственники, в первую очередь родители, а также их ближайшие друзья. Одним словом, свадебные приготовления осуществляются родственниками и друзьями. Жених и невеста пока не знакомы.

Следующий важный этап свадебного комплекса — посылка даров. За некоторое время до свадьбы жених посылал в дом невесты материалы для пошива свадебных костюмов жениха и невесты.

Перед отправкой дары складывали в ящик, причем сначала положив его на пароварку, представляющую собой высокий и пузатый глиняный горшок, 시루 [сиру], в котором было приготовлено специальное блюдо 봉치떡 [пончхитток]. Понч-хитток— это каша, сделанная из толченой фасоли и риса и накрытая сверху свежими красными бобами. В центр клали плоды каштана, а вокруг выкладывали нечетное количество плодов ююбы. Затем ящик обвязывали красным платком и приделывали к нему лямки, чтобы было удобнее нести за спиной, повесив на плечи.

Для отправки этого дара выбирали, как правило, друга жениха, у которого уже родился первый сын. Если семья богатая, то перенос подарков превращался в целую процессию. Выступала она, как правило, в сумерках. В этом можно увидеть пережитки прошлых представлений о свадьбе как о слиянии двух первоначал — светлого ян и темного инь. Процессия была призвана символизировать хаотическое движение двух начал, которые в процессе свадьбы должны приобрести гармоничное сочетание и развитие. Известно, что в южных провинциях Кореи сохранялся обычай обмазывать лица посланников густой черной сажей, что рассматривается как намек на темное время суток.

Невеста изучала дары из ящика, также положив его на пароварку сиру, в которой заранее была приготовлена каша понч-хитток. После того как невеста ознакомилась с дарами, понч-хитток съедали всей семьей.

Накануне или в день свадьбы в обоих семьях могли проводиться также шаманские церемонии по особому образцу 여탐굿 [ётхамкут]. Суть этой церемонии — оповестить предков о счастливом событии в жизни семьи и обратиться к ним с просьбой о счастье и благополучии молодой семьи. Шаманка проводила данную церемонию в простой повседневной одежде. Церемония проходила во внутренних помещениях дома. На церемониальном столике выставлялись рис, три вида плодов (каштаны, ююба, кедровый орех или хурма) и ритуальное вино в керамической бутылке.

На этом заканчивается досвадебный этап брачного комплекса.

Этикет собственно свадебной церемонии является внешней формой поведенческой культуры и призван отразить специфику общения и поведения ее участников. Специфика поведения свадебной церемонии может определяться выработанными нормами. Она просматривается в отношениях между различными статусными группами, отличными друг от друга по возрасту, полу и многим другим параметрам и связанными порой непростыми родственными и соседскими отношениями.

Кроме того, в свадебном этикете мы имеем дело не только с поведением и взаимоотношением участников, но и с внешней атрибутикой, в первую очередь нарядами брачующихся. Свадебные костюмы жениха и невесты имитировали одежду высокопоставленного чиновника и дворцовой дамы соответственно.

Костюм жениха состоял из служебного халата тальлён, широкого плотного пояса, застегивающегося на груди, парадного головного убора 사모(紗帽) [само] и черных сапог на деревянной подошве 목화 (木靴) [мокхва].

Невеста надевала пышный свадебный наряд и головной убор «сто соцветий». Одежда невесты состояла из шелковой красной юбки, кофты оливкового цвета и фиолетового халата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.