КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планировка палубы. 14 страница
Показаны основные водяные системы на борту средней 9-метровой крейсерской яхты. Схема расположения водопровода зависит от конструкции яхты, размещения гальюна и типа системы уборки отходов (за борт или в сточную цистерну) КИНГСТОНЫ. Кингстон (запорный клапан) крепят к днищу яхты. Обычно он выполнен из металла, не коррелирующего в морской воде. Через кингстон забортная вода поступает к умывальнику, для охлаждения двигателя и промывки гальюна. Кингстон должен быть открыт только во время пользования водой. Кингстоны (запорные клапана) - это устройства на приемном трубопроводе забортной воды, предохраняющие яхту от затопления в случае поломки трубопровода или соединения. При помощи кингстонов регулируют поступление забортной воды. Кингстоны регулярно проверяют и смазывают примерно один раз в три месяца. Запорный клапан не следует долго держать открытым или закрытым, иначе его может заклинить в этом положении. При подготовке яхты к зимнему хранению запорный клапан рекомендуется снять и очистить от грязи (частиц), которую задержал фильтр. Если яхта остается на плаву, запорный клапан надо плотно закрыть. ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ВОДЫ.
Если вы собираетесь покинуть яхту на длительный срок, слейте воду из цистерн. Воду можно хранить не дольше одного месяца. При постановке яхты на зимнее хранение цистерны следует опорожнить. Затем надо осмотреть внутреннюю поверхность цистерны: там могут быть водоросли или грязь. При отсутствии смотрового лючка можно вырубить отверстие в цистерне и сделать для него съемную крышку. Пользуясь фонариком и зеркалом, осмотрите верхнюю часть внутренней поверхности цистерны. Лучший способ чистки загрязненной цистерны - налить в нее раствор питьевой соды (приблизительно одна чайная ложка на 1 л воды), а затем промыть пресной водой перед наполнением. В то же время необходимо проверить насосы, трубопроводы и соединения. Пластиковые трубы со временем твердеют и трескаются, после чего их заменяют. Насосы разбирают и чистят, прокладки и фильтрующие элементы меняют. На борту должны быть таблетки для санации воды на случай, если ее качество вызывает сомнение.
ГАЛЬЮН. Наиболее распространены унитазы с промывкой морской водой и прямым выбросом отходов за борт. Система промывки гальюна оборудована впускным и выпускным запорными клапанами. Вода для смывки подается насосом. Для туалета на борту - гальюна - используют морскую воду, которая для смывки унитаза подается насосом. Содержимое унитаза поступает либо в специальную сточную цистерну, либо удаляется прямо за борт. За гальюном необходимо тщательно ухаживать: унитаз и трубы содержать в чистоте, использовать проверенное средство дезинфекции. Гальюн легко засоряется и перед выходом в море стоит убедиться, что новые члены экипажа знают, как им пользоваться. Гальюны бывают с ручной прокачкой воды и электрической. В последнем случае нельзя забывать об уходе за электросистемой яхты. ОСУШИТЕЛЬНАЯ ПОМПА. Наиболее распространена ручная диафрагменная помпа. На конце шланга должен быть фильтр для очистки системы от грязи. Чтобы яхта утонула, нужно очень много воды, что маловероятно. Однако ущерб, нанесенный даже малым количеством воды, может быть значительным. Двигатель и металлическое оборудование начнут корродировать, а плесень будет разрастаться.
Аварийный ремонт Неполадки с яхтой и ее оборудованием случаются обычно из-за плохого ухода за ними или недостаточного опыта экипажа. Отлаженная яхта, управляемая умелой командой, редко попадает в чрезвычайные ситуации, за исключением тех, что являются следствием неблагоприятных погодных условий. Независимо ни от чего нужно быть готовыми к любым неожиданным сюрпризам, например, к отказу какой-либо части оснастки, поломке такелажа или порванным парусам. РЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Двигатели: в соответствии с инструкциями завода-изготовителя для ремонта необходимы такие запчасти, как прокладки, масляный фильтр, свечи зажигания и сальники (для бензинового мотора), форсунки (для дизелей), топливный и водяной насосы и т. д.
РЕМОНТ ПАРУСОВ. Приметывание троса. Поскольку профилактика всегда лучше лечения, нужно заботиться о парусах в процессе их работы, регулярно осматривая. Любое слабое место или незначительное повреждение немедленно обнаружится в сильный ветер, а порванный парус может стать причиной аварии. Чтобы сохранить паруса, их не следует перегружать. При усиливающемся ветре нужно сменить паруса на меньшие по площади или взять рифы. Яхта потеряет скорость, но будет в безопасности, поскольку предотвратится неоправданное натяжение и нагрузка на паруса, такелаж и оснастку. Если парус при работе порвался, его надо сразу же убрать, чтобы он полностью не деформировался, и, по возможности, поставить запасной парус. При повреждении грота надо идти под стакселем и бизанью или использовать передний парус в качестве грота, закрепив фаловый угол за грота-фал, галсовый и шкотовый углы к гику, а нижнюю шкаторину оставить незакрепленной. Сделав это, вы сохраните центровку яхты лучше, чем при плавании под одним стакселем. Если позволяют условия плавания, можно начать ремонт парусов. Большинство починок паруса в море - лишь временная мера, и после возвращения в порт поврежденный парус надо отнести к мастеру. Однако залатать парус можно достаточно прочно. Для того чтобы давить на иглу, понадобится парусная рукавица - гардаман - кожаная полоса, усиленная металлом, которая накладывается на ладонь руки. Стежок следует хорошо закрепить в начале и в конце работы.
Наложение заплаты на парус. ПОВРЕЖДЕНИЯ КОРПУСА. Пробоину в корпусе можно заткнуть диванной подушкой. Корпус обтянут спущенным за борт парусом. Концы, прикрепленные к каждому углу паруса, заложены за утки. В случае образования пробоины в корпусе яхты ниже или около ватерлинии надо срочно остановить поток воды. Такое повреждение может произойти при столкновении с подводным препятствием. Если пробоина находится около ватерлинии, необходимо поднять поврежденную часть корпуса из воды. Самый простой способ сделать это - накренить яхту так, чтобы пробоина оказалась с наветренной стороны и вышла из воды, например, сместив центр тяжести яхты на подветренную сторону, но не до опасного положения, когда яхта может опрокинуться. ПОВРЕЖДЕНИЯ ТАКЕЛАЖА. Повреждение какой-либо части такелажа может привести к поломке мачты. Если лопнет ванта (обычно при встречном ветре в штормовую погоду), надо немедленно положить яхту на противоположный галс, чтобы перенести нагрузку на другую ванту и мачту. Для замены лопнувшей ванты обычно используют запасной фал; если палубное оснащение ванты (вант-путенс) не повреждено, фал прикрепляют к нему, но если сломано или ослаблено - к палубному рыму или другому надежному оборудованию на палубе. Лопнувший штаг на время ремонта можно заменить запасным фалом, а мачту поддерживать ликтросом передней шкаторины стакселя. Если штаг лопнет у палубной оковки, сделайте временный огон на конце, а затем прикрепите его к оковке. Таким же образом ремонтируют ахтерштаг.
ПОЛОМКА МАЧТЫ. На этой яхте потеряна половина мачты, новые ванты временно заведены на ее оставшуюся часть, а стаксель поднят вместо грота. При хорошем уходе за мачтой и такелажем поломка мачты мало вероятна. Как правило, причина поломки - неисправности стоячего такелажа или опрокидывание яхты. Чаще всего мачта ломается в районе краспиц, где нагрузка на нее наибольшая, и падает в воду в сторону подветренного борта. В этом случае яхту надо развернуть так, чтобы обломок мачты оказался с наветренного борта, иначе он может повредить корпус. Что бы ни происходило, нельзя запускать двигатель, поскольку, пока мачта и такелаж находятся в воде, на винт наверняка что-нибудь намотается. В такой ситуации самое главное - попытаться починить мачту. Если это невозможно, надо освободить ее от такелажа, пользуясь кусачками. Следует установить аварийную оснастку, устройство которой зависит от конструкции яхты, типа мачты, количества оборудования на борту и высоты оставшейся части мачты. Если мачта деревянная, установить временный такелаж достаточно просто: к обломку мачты привинчивают оковки и от них уже протягивают временный такелаж для парусов. Временную мачту можно сделать из гика или спинакер-гика, вставив его в пяртнерс (степс) или привязав к оставшейся части мачты, на которой затем поднять временный парус. Как временный такелаж на обломок могут быть заведены ванты, для которых используют запасные тросы, связанные топовым узлом. Новые тросы надо обтянуть с помощью лебедок. Вместо грота можно поднять малый стаксель с незакрепленной нижней шкаториной. ПОЛОМКА РУЛЯ. Отказ рулевого устройства создает сложную ситуацию, в которой капитан должен проявить свое мастерство. Если сломано перо руля, то весло, трап или спинакер-гик можно крепко привязать к корме, чтобы обеспечить некоторое временное рулевое устройство. Кроме того, опытная команда может, регулируя шкоты парусов, изменять баланс между стакселем и гротом и управлять яхтой по курсу. Однако многие современные яхты, оказавшись без руля, часто разворачиваются носом против ветра. Чтобы избежать этого, надо на подветренный борт ближе к корме прикрепить доску или трап, что поможет увалить яхту под ветер. НАМАТЫВАНИЕ КОНЦА НА ВИНТ. Чтобы освободить конец, один человек проворачивает маховик в направлении, противоположном его вращению, а другой - тянет за конец в обратном направлении. Часто на винт наматываются канат, трос или рыболовная сеть. Освободить винт можно несколькими способами. Наиболее опасной является работа под водой. Другой способ заключается в следующем: один человек тянет свободный конец троса, а другой проворачивает вручную гребной вал. Трос при этом может освободиться сам. Прежде чем освобождать конец, намотанный на винт, следует остановить двигатель и вывинтить свечи зажигания, если это бензиновый мотор, а если дизель, то воспользоваться устройством для декомпрессии.
Обеспечение безопасности плавания Безопасность плавания зависит как от мастерства капитана; так и от оснащения яхты. Хороший капитан знает, какие опасности могут встретиться в плавании и готовит к ним команду и яхту. Он отвечает за безопасность всех находящихся на борту. Меры безопасности. Важно, чтобы все члены экипажа надевали страховочные пояса и пристегивали их к прочным предметам, даже если они находятся в кокпите. Капитан должен выполнять требования не выходить в море на немореходном судне или с неопытной командой и не рисковать, если в этом нет необходимости. Многие считают, что плавание под парусами дело легкое, и уже после нескольких выходов в море в хорошую погоду на чужой яхте, не задумываясь, отправляются в незнакомые районы, не имея серьезных знаний о навигации и спасательном оборудовании. Никогда не считайте, что можете правильно действовать, пока не проверите себя в сложной ситуации, например, при плавании в прибрежных водах или проведении операции по спасанию человека за бортом. Вид оборудования, находящегося на борту яхты, зависит от ее типа, численности команды и района плавания. В большинстве стран мира организации, ответственные за подготовку плавания, дают рекомендации по основным спасательным средствам. Ранее был приведен перечень основных спасательных средств, которые следует держать на борту. Не помешают и дополнительные спасательные предметы. Если на борту есть дети, необходимы спасательные жилеты и страховочные пояса подходящих размеров. БОРЬБА С ПОЖАРОМ. Пожар на борту крейсерской яхты представляет собой большую опасность и важно принять все меры, чтобы предотвратить его. Надлежащий уход за двигателем, плитой и электрооборудованием - самый лучший способ уменьшить вероятность возникновения пожара и несчастных случаев, вызванных им. Кронштейн плиты и газовые трубки со временем приходят в негодность, поэтому их надо регулярно осматривать. Необходимо строго соблюдать процедуру отключения газа: сначала перекрывают баллон и дают оставшемуся в трубке газу сгореть, затем поворачивают вентиль на плите. Плиту нельзя оставлять без присмотра. Если вы длительное время не пользуетесь плитой, баллон надо отсоединить. Чтобы газ или пары топлива не скапливались в помещениях, рекомендуется ежедневно их проветривать (продувать).
ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. На яхте должны быть огнетушители разных типов для тушения различных видов пламени. Их надо периодически проверять. Наиболее распространены аэрозольные огнетушители. Они эффективны против всех видов пламени. Пенный огнетушитель наиболее пригоден для тушения пожара, вызванного воспламенением топлива или пищевого жира. Однако он практически бесполезен, если огонь возник в электросети. В этом случае надо использовать аэрозольный либо углекислотный огнетушитель. Важным противопожарным средством является пожарная кошма. Она всегда должна находиться под рукой на камбузе. С помощью кошмы можно легко погасить огонь, например, на сковороде, стоящей на плите. Кошму держат на сковороде до тех пор, пока она не остынет, в противном случае возможно возобновление пожара. ПОСАДКА НА МЕЛЬ. Яхта устойчиво сидит на мели. Только прилив может сдвинуть ее с места. Бывают случаи, когда яхту сажают на мель намеренно, но, к сожалению, чаще яхта оказывается на мели случайно. Редко встретишь капитана, который может сказать, что его яхта никогда не была на мели. Теоретически осторожное плавание и здравый смысл должны обеспечить плавание без посадок на мель. ПОДГОТОВКА ЯХТЫ К СНЯТИЮ С МЕЛИ.
Если яхта села на мель, во-первых, не следует паниковать. Во-вторых, надо определить, какой способ снятия с мели наиболее приемлем в настоящей ситуации. Если при посадке на мель яхта имеет крен в сторону более глубокой воды, нужно постараться накренить ее в противоположную сторону, чтобы в дальнейшем при отливе яхта не смогла лечь на нисходящий склон, иначе она получит повреждения или будет залита водой. Для этого лучше всего переместить оборудование и команду на другой борт яхты. Если яхта уже накренилась в сторону нисходящего склона, надо попытаться развернуть ее носом в противоположном направлении. Сделать это можно с помощью футштока, работая им с носа яхты, или завозя якорь с последующим выбиранием якорного конца. Кроме того, необходимо определить характер грунта. Если это острые камни, нужно что-либо предпринять, чтобы защитить корпус от дальнейшего повреждения (и, конечно же, предотвратить образование пробоины). Обычно между корпусом и скалами прокладывают сложенный парус, диванную подушку или слегка наполненную воздухом надувную лодку. Затем заводят несколько концов от этой прокладки на яхту, чтобы не потерять ее в дальнейшем. Другая опасность заключается в том, что яхта может оказаться на вершине отдельно стоящей скалы, с которой она упадет во время отлива. При этом возможно повреждение мачты. Поэтому яхту поворачивают так, чтобы она легла на восходящую часть скалы (мель), в противном случае единственный выход - подпереть чем-нибудь подходящим корпус, чтобы предотвратить падение яхты и повреждение мачты при касании грунта. СНЯТИЕ С МЕЛИ. Прежде всего надо определить, что ожидается - отлив или прилив. Если прилив, то лучше подождать, пока вода поднимется и яхта снимется сама. Необходимо принять меры, чтобы при подъеме воды яхту не снесло, например, ветром, дующим на берег, дальше на мелкую воду. Для этого завозят якорь на более глубокое место и отдают его, чтобы в благоприятный момент выбрать якорный конец и снять яхту смели. УМЕНЬШЕНИЕ ОСАДКИ Уменьшить осадку яхты можно разными способами. Во-первых, ветер, если он дует в нужном направлении, может накренить яхту, во-вторых, следует попытаться переместить как можно больше тяжести на один из бортов яхты. Если возможно, команду сажают на гик, который затем выводят за борт (гика-топенант должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать нагрузку), или прикрепляют якорь близ нока гика. В некоторых случаях может помочь перемещение команды с носа на корму. Если яхта имеет дифферент на корму (сидит больше кормой), то для снятия с мели иногда бывает достаточно перейти команде на нос.
СКУЛОВЫЕ КИЛИ.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |