Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессный, сервисный и проектный подходы для жизненного цикла КИС




Как уже упоминали, существует множество концепций, методологий проектирования и внедрения ИТ и ИС, которые устанавливают стандарт и технологию формирования бизнес-требований, а также способы их эксплуатации в рамках бизнес-приложений. Каждой конкретной организации в идеале требуется, конечно, собственная оригинальная модель взаимодействия ИТ и бизнеса. Эти методологии показывают, как правильно проектировать, внедрять и эксплуатировать корпоративные ИС (КИС), но НИКОГДА не гарантируют получения реально значимых результатов. И все они, при огромном разнообразии постоянно меняющихся бизнес-требований и реализующих их бизнес-приложений, с точки зрения процессного подхода сводятся к двум наиболее устойчивым типам корпоративной деятельности — проектному и сервисному типам.

Проект — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата, создание определенного, уникального продукта или услуги. Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед». То есть понятие «проект» тесно связано с такими понятиями, как «стратегия» и «миссия». Типичные проекты — создание или проектирование различных потребительских продуктов (здания, машины, электронные устройства, программное обеспечение). Также примерами проектов являются: переезд в новое здание, изменения в организационной структуре компании, подготовка и внедрение новой КИС и прочие. Проектный формат в последние десятилетия широко используется многими компаниями в качестве постоянной парадигмы деятельности в условиях быстро меняющейся рыночной среды.

Сервис ассоциируется с понятием «услуга», то есть с совершенными одним (человеком) в интересах другого (человека) действиями или деятельностью. Качество продукта или услуги по определению международных стандартов — это совокупность характеристик, которые формируют способность продукта или услуги (сервиса) удовлетворять сформулированные или подразумеваемые потребности. Причем качество продукта можно оценить, не потребляя его, по каким-то характерным свойствам, качество услуги или сервиса оценивается исключительно только после их потребления.

Таким образом, с точки зрения жизненного цикла КИС на этапах зарождения, разработки и демонтажа КИС должны превалировать проектные методы деятельности, а на этапе эксплуатация — сервисные. Для определения сферы ответственности, управляемости и контролируемости каждому процессу проектирования или процессу сервиса (услуги) согласно методологии процессного управления назначается свой «владелец процесса» и «менеджер процесса». Это требования международных стандартов в области менеджмента, которым до недавнего времени в России придавали лишь рекомендательный характер. Вместе с тем сегодня стандартизация приобретает дополнительное значение при ослаблении роли командно-административных методов управления. Стандарт — это способ управлять слабо связанными структурами, когда между ними нет прямого подчинения, но должна быть координация.

В чем разница между методологией и стандартом? Методология — это своего рода «язык общения», который, как и любой язык, служит «стандартом коммуникации», но не предписывает каких-либо действий, в то время как любой стандарт основывается на создании предписаний и регламентов деятельности. У нас в России со времен СССР стандарт — это «нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом». Такое определение дает Большая Советская Энциклопедия. Между тем в зарубежной практике стандарт — прежде всего «образец», «эталон», «модель», которые берут за основу для сравнения между ними и другими объектами. Термину «стандартизация» Международная организация по стандартам (ISO) дает следующее определение: «Установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности».

Наиболее популярными ресурсами стандартизации и методологиями проектных и сервисных типов процессного управления являются:

· ГОСТ Р ИСО 9000—2001, который определяет положения и словарь системы менеджмента качества;

· Библиотека ITIL — IT Infrastructure Library (Библиотека инфраструктуры информационных технологий) — настраиваемая структурная схема, обобщающая передовой опыт и позволяющая организовать предоставление высококачественных услуг в секторе информационных технологий;

· управление проектами (англ. project management) — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются определенные цели, а также оптимизируется использование ресурсов (таких как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.) в рамках некоторого проекта (определяющего конечный результат и ограничение по времени и/или другим ресурсам).

Итак, с позиций современной культуры процессного управления, в компаниях происходят два типа или рода процессов – «проектный процесс» и «сервисный процесс». Другими словами, жизненный цикл любого бизнес-процесса — это череда взаимоувязанных по изменениям и постоянству процессов, целостно оформленных в виде бизнес-проектов и бизнес-серисов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.