Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл информационных систем. Состав корпоративных информационных систем (КИС) и классификация информационных систем




Состав корпоративных информационных систем (КИС) и классификация информационных систем

Из всего многообразия информационных систем мы сфокусируем свое внимание на изучении определенного класса ИС, которые помогают осуществить выработку стратегии развития корпорации-предприятия, то есть на так называемых корпоративных информационных системах (КИС).

Рассмотрим состав интегрированной корпоративной информационной системы (КИС) типичного предприятия. Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Функциональные подсистемы КИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и(или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как информационная, математическая, техническая, организационно-правовая и кадровая подсистемы.

Функциональная структура КИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей понимается некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.). Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы: прогнозирование, нормирование, планирование (технико-экономическое и оперативное), учет, анализ и регулирование, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления: маркетинг, производство, логистика, финансы, кадры. Функциональные подсистемы охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы).

Что касается обеспечивающих подсистем КИС, то они не зависят от предметной области и имеют конкретную функциональную структуру — информационное, математическое, техническое, организационное, кадровое, а на стадии разработки КИС — правовое, лингвистическое, технологическое и методологическое обеспечение.

1. Информационное обеспечение — это совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно состоит из информационных массивов структурированных данных и документов (входные, промежуточные и выходные), а также из правил и способов классификации предметной области, ее кодирования, нормативно-справочной, оперативной информации и методических материалов.

2. Математическое обеспечение — состоит из алгоритмического обеспечения (модели, алгоритмы) и программного обеспечения (ОС, прикладное ПО, пр.).

3. Техническое обеспечение — это вычислительная техника, периферийные устройства, сетевые коммуникации, оргтехника и средства связи.

4. Кадровое обеспечение — это обучение персонала, методики и программы курсов, необходимые для поддержания работоспособности и развития КИС.

5. Организационное обеспечение

6. — это совокупность средств и методов организации производства и управления им на стадии внедрения КИС. Сюда входят отраслевые руководящие методические материалы, типовые решения, проектная документация, типовые пакеты прикладных программ, общесистемные и отраслевые классификаторы, технико-экономические задания и обоснования, технический и рабочий проекты, штатное расписание.

7. Правовое обеспечение — связано с регламентацией процесса создания и эксплуатации КИС. Например, регламентация информации, входящая в понятие коммерческой тайны.

8. Лингвистическое обеспечение — это вся совокупность языковых средств для успешного взаимодействия различных подсистем КИС. Языки СУБД, прикладного ПО, правила формализации естественно языка для сжатия и раскрытия текстовой информации и пр.

9. Технологическое обеспечение — это многообразные подсистемы обработки различных видов информации по этапам их появления в КИС. Например, онлайновая обработка транзакций типа регистрации посещений на веб-сайте, автоматизации бухгалтерского, складского учета и учета документов и пр.

Для практики менеджмента имеет существенное значение иерархическое распределение информационных подсистем не только по уровням управления в КИС, а и по ИТ-процессам на этих уровнях управления.

Таблица 3.1
ИТ-процессы по уровню обработки информации в КИС

Уровень управления Вход Обработка Выход Пользователи
Стратегические системы Совокупные данные Анализ и принятие решений, моделирование Решения, стратегии, планы Высшее руководство
Аналитические системы Технологические данные, база знаний Моделирование, анализ, прогнозирование Модели, результаты анализа, графики, таблицы, отчеты Аналитики, ИТ-профессионалы
Системы поддержи принятия решений Слабоформализованные данные, аналитические модели Моделирование, выработка альтернатив Альтернативы и результаты их анализа Средний персонал управления
Системы оперативного управления Итоговые оперативные данные, данные большого объема, простые модели Обычные отчеты, простые модели, простейший анализ Предложения, возражения, указания Управляющие, линейные менеджеры, операторы
Системы автоматизации делопроизводства и коммунаций Документы, расписания Контроль выполнения, распоряжения, связь Документы, графики, почта, сводки Служащие, персонал
Системы диалоговой обработки. Информационная инфраструктура Запросы, документы Сортировка, слияние, модификация Отчеты, доклады, списки Оперативный и технический персонал

Именно совокупность этих подсистем в КИС позволяет выделить значимые подсистемы специализированных информационных систем, играющих существенную роль в КИС. А именно:

· системы обработки данных — которые в основном работают с итеративными повторяющимися процессами обработки информации, требующими быстрой обработки;

· информационные системы управления, ориентированные на тактический уровень управления продолжительностью от недель до месяцев;

· системы поддержки принятия решений — обслуживающие стратегический уровень управления и связанные с жизненным циклом КИС.

Необходимо отметить, что попытки классификации КИС носят довольно условный характер и связано это с тем, что определяющие КИС свойства и параметры зависят друг от друга. Из любой локальной КИС-системы, предназначенной для решения узкого круга задач, можно сделать со временем весьма интегрированную КИС уровня предприятия или отрасли. По сути дела 30—40-летняя история успеха таких компаний, как SAP, Oracle, Microsoft, HP, IBM и других доказывают эту истину. Процессы слияния и поглощения компаний, влияющие на интеграцию разработчиков информационных систем, коренным образом меняют позиционирование на рынке любой КИС. А фактор всеобщего взаимопроникновения ИТ в бизнес и в процессы автоматизации любой предметной области делает классификацию интегрированной КИС весьма условной. В сущности, получается классификация сфер деятельности. Тем не менее, условную классификацию информационных систем, приведенную в учебнике под редакцией Трофимова, можно использовать в качестве ориентира для выбора из уже довольно внушительного набора ИТ продуктов и решений, накопленного бизнесом.

Классификация ИС

1. Сфера деятельности объекта управления:

o промышленное предприятие;

o сфера обращения (торговля, банки и кредитные организации);

o образование;

o социальная сфера; и др.

2. Функциональная структура ИС:

o автоматизация технической подготовки производства;

o маркетинг и стратегия развития предприятий;

o технико-экономическое планирование;

o финансы (бухгалтерский учет, финансовый анализ);

o материально-техническое обеспечение;

o оперативно-календарное управление производством;

o управление сбытом готовой продукции;

o управление персоналом и др.

3. Организационная структура ИС:

o автоматизированное рабочее место (АРМ) управленческого персонала;

o комплекс взаимосвязанных АРМ.

4. Границы ИС:

o ИС предприятия (организации);

o ИС отрасли;

o государственная ИС

o международная ИС.

5. Степень интеграции ИС:

o локальная ИС (изолированное информационное пространство);

o частично интегрированная ИС (общее информационное пространство);

o полностью интегрированная корпоративная ИС.

6. Информационно-технологическая архитектура ИС:

o ИС централизованной архитектуры построения (один центр хранения и обработки данных);

o ИС распределенной архитектуры (компьютерные сети, наличие множества центров обработки и хранения информации).

7. Специализация ИС:

o ИС для организационно-экономического управления;

o информационно-поисковые системы;

o системы автоматизированного обучения; и др.

o автоматизированные системы управления ресурсами предприятий и организаций;

o автоматизированные системы управления технологическими процессами производства продукции;

o САПР или системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий производства продукции и др.

В дальнейшем мы ознакомимся с другими системами классификации информационных систем, в частности, на основании Федерального Закона «О персональных данных» ИС могут быть классифицированы по характеру и количеству обрабатываемых данных субъектов. Эта классификация связана с безопасностью обработки и хранения персональных данных.

Процесс создания информационной системы описывается с помощью следующих понятий: жизненный цикл, фазы, стадии, этапы работы, процессы, операции, элементы.

Основными фазами жизненного цикла КИС являются фазы: «Зарождение», «Разработка», «Эксплуатация», «Демонтаж».Важнейшими являются фазы «Зарождение» и «Разработка», которые состоят из следующих пяти стадий: «Формирование требований» и «Разработка концепции»; «Техническое задание»; «Технический проект»; «Внедрение».

Методология создания ИС отражена в нормативных документах, подавляющее большинство которых имеет силу международных стандартов. В них определены терминология, порядок создания и внедрения, требования к частям, состав проектов.

Последовательность работ, связанных с определением целесообразности создания и промышленной эксплуатации КИС, оформлена в виде процесса (создания или изготовления), который имеет иерархическое описание и состоит из стадий, каждая из которых включает в себя этапы, а они, в свою очередь, — виды работ. В качестве фрагмента рассмотрим подробнее содержание процесса создания и внедрения КИС, который включает в себя следующие стадии, этапы и некоторые виды работ.

Стадии 1.1«Формирование требований и 1.2 «Разработка концепции».

Основная цель этапов и работ этих стадий заключается в формировании обоснованного с позиций заказчика предложения о создании КИС с определенными основными функциями и техническими характеристиками. Основными выходными документами этой стадии являются: отчеты и технико-экономическое обоснование целесообразности создания КИС с выбранными функциями и их характеристиками; заявка на создание КИС и исходные технические требования к КИС в объеме, соответствующем ГОСТу.

Стадии 2.1«Техническое задание» и 2.2 «Эскизное проектирование».

Основными целями стадии являются: подтверждение целесообразности и детальное обследование возможности создания эффективной ИС с функциями и техническими характеристиками, сформулированными в виде исходных технических требований к системе; планирование совокупности всех НИР (научно-исследовательские работы), ОКР (опытно-конструкторские работы), проектных и монтажно-наладочных работ, сроков их выполнения и организаций исполнителей; подготовка всех материалов, необходимых для проведения проектных работ. Выходными документами стадии являются: техническое задание на создание ИС, содержащее технические требования и план-график работ, согласованные с заказчиком и основным исполнителем; уточненное технико-экономическое обоснование намеченных в техническом задании решений (при необходимости); научно-технический отчет, содержащий результаты проведенных предпроектных исследований; эскизный проект ИС.

Стадия 2.3 «Технический проект».

Целями работ, выполняемых на этой стадии, являются разработка основных технических решений по создаваемой системе и окончательное определение ее сметной стоимости. Работы этой стадии завершаются разработкой: общесистемных решений, необходимых и достаточных для выпуска эксплуатационной документации на систему в целом; проектно-сметной документации, входящей в состав раздела «Автоматизация» технического проекта строительства; проектов заявок на разработку новых технических средств; документации специального математического и технического обеспечений, включая техническое задание на программирование. Основные результаты работ стадии оформляются в виде технического проекта.

Стадия 2.4 «Рабочая документация».

Целью работ, выполняемых на этой стадии, является выпуск рабочей документации на создаваемую систему. Стадия завершается выпуском рабочего проекта ИС, состоящего из проектной документации, необходимой и достаточной для приобретения, монтажа и наладки комплекса технических средств системы, и документации программного и организационного обеспечений, необходимых и достаточных для наладки и эксплуатации системы, а также изготовлением программ специального программного обеспечения на машинных носителях.

Стадия 2.5 «Внедрение».

Цель стадии и главный результат работ — передача действующей системы в промышленную эксплуатацию, а также получение объективных и систематизированных данных о качестве созданной системы, текущем состоянии и реальном эффекте функционирования системы на основании опыта ее промышленной эксплуатации. Анализ функционирования выполняется также в ходе промышленной эксплуатации. Для этого определяются показатели эксплуатационной надежности для системы в целом и отдельных реализуемых ею функций, показатели технико-экономической эффективности системы, функционально-алгоритмическая полнота (развитость) системы и социально-психологическая подготовка персонала системы.

Подведем итоги темы.

1. Сегодня информационные технологии все больше ассоциируются с конечным набором решений по автоматизации бизнес-процессов, а информационные системы с набором продуктов для оптимизации бизнес-процессов и их стратегического развития. Такое понятие ИТ-технологии или ИТ-системы будет полезно и с той точки зрения, что сегодня наблюдается некий бум развития разнообразных ИТ и ИС и очень непросто понять их отличие друг от друга и тем более ценность для бизнеса. А так как для определенной категории ИТ-специалистов и бизнесменов (консультанты, эксперты, вендоры, дистрибьюторы и пр.) ИТ и ИС представляют собой источники прибыли, то порой бывает трудно определить, где кончается целесообразность внедрения ИТ и ИС для одних и начинается маркетинг сбыта для других.

2. Обращаем внимание на один из самых важных акцентов, который часто упускается из виду менеджерами при решении о внедрении той или иной КИС, а именно принижение роли человеческого фактора в пользу развития технократического. Каким бы совершенным не было закупаемое компанией или менеджером программное обеспечение и какой бы мощной не выглядела по характеристикам аппаратная часть технологии, все они представляют нулевую ценность, если ими не овладеют специалисты, работники. Есть образное выражение: если вы купили нечто, то вы им владеете, но если вы не овладели им, то вы его не имеете. Такое положение очень характерно для российских предприятий, в которых доля ИТ-услуг на 80% направлена на поддержание ресурсов вычислительных комплексов и программного обеспечения, в то время как за рубежом эта доля не превышает 40% (источник — C-news).

3. Другой «момент истины» заложен в самих вычислительных комплексах. Чем ближе к пределу выполнения закона Мура, о котором мы упоминали в первой теме, тем резче раздаются голоса экспертов и специалистов, связанных с постановкой проблемы «экологии вычислений». Так как возрастает концентрация вычислительной мощи на все уменьшающейся площади микропроцессора, то плотность энергии в чипах превращает их в маленькое подобие «ядерной системы». То есть, превышая одни программно-аппаратные характеристики, мы нарушаем другие параметры — экологические. Неслучайно, что одной из существенных характеристик ЦОДа (Центра обработки данных) является уже не столько поддержание стабильного энергопотребления, сколько потребленная энергия на единицу вычислений. Поэтому объединить в одном понятии аппаратные, программные, человеческие, экологические и другие факторы можно только под эгидой теоретического знания, конструкта, концепции, которая поможет «оптимизировать» использование ресурсов и позволит достигать бизнес-цели эффективным способом.

4. Условная классификация и трудности в употреблении понятий ИТ-системы и ИТ-технологии обусловлено природой понятия «информация». Если информация рассматривается в контексте процесса вообще, то это больше соответствует ИТ-технологии. Если же информация рассматривается в качестве объекта, локализованного и циркулирующего по контуру какой-то системы, то тут явно больше подходит употребление ИТ-система.

5. Итак, в самом обобщенном виде для нужд менеджера информационная система представляет собой продукт теоретического знания, реализованный в человеческих, аппаратных, программных и других ресурсах и технологиях, которые позволяют ему сделать оптимальный выбор решения для целей бизнеса. ИТ-продукты позволяют менеджеру справиться со все возрастающим потоком информации, понять и классифицировать свою предметную область деятельности, извлечь из нее знания и компетенции для целей бизнес-процессов и, наконец, стать мудрее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.