См.: Голунский С.А. К вопросу о понятии правовой нормы в теории социалистического права. - “Советское государство и право”, 1961, N 4, с.23-28; Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978, с.25-38; Иоффе О.С. Юридические нормы и человеческие поступки. - В кн.: Актуальные вопросы советского гражданского права. (”Учен. зап. Моск. ин-та народн. хозяйства им. Г.В.Плеханова”, вып.36). М., 1964, с.22.
С амощенко И.С. О нормативно-правовых средства регулирования поведения людей. - “Правоведение”, 1967, N 1, с.37.
Высказанные соображения, разумеется, не исчерпывают всех аспектов структуры правового регулирования как целостного процесса. Они отражают лишь некоторые черты “стратегии” правовой нормативной регламентации, составляющей содержание общеправового метода . Отраслевые методы, базируясь на общеправовом, дифференцированно используют его направления и способы.
_______________
См.: Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов, 1975, с.52; Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., 1976, с.42-55.
Например, гражданско-правовой метод предполагает развитое регулирование субъектов правоотношений, значительный удельный вес регулирования “по объекту” (правовое положение отдельных видов собственности, определение предмета обязательств и др.), а также достаточно обширную систему юридических фактов. Определение поведения граждан и деятельности организаций осуществляется преимущественно путем предоставления прав, возложения обязанностей, определения общих условий деятельности, которые должны соблюдаться субъектами.
В административном праве структура правового регулирования выглядит иначе. Отличительной чертой административно-правового метода является развитое регулирование “по субъекту”. Определение компетенции государственных органов нередко осуществляется путем указания на цели и задачи, которые должны быть достигнуты в их деятельности.
Преимущественное использование регулирования “по субъекту” и сравнительно высокий уровень свободного усмотрения в административном праве объясняются сложностью общественных отношений, их многовариантностью, нецелесообразностью связывать инициативу государственных органов сложной системой юридических фактов. Если бы каждый шаг государственного органа был связан с наступлением конкретных, заранее определенных юридических фактов, этот орган оказался бы не в состоянии активно воздействовать на разнообразные процессы, происходящие в жизни .
_______________
См.: Лазарев Б.М. Компетенция органа государства: права и обязанности или правоспособность? - “Советское государство и право”, 1968, N 11, с.33; Чечот Д.М. Административное усмотрение и пределы судебного контроля. - “Вестн. Ленингр. ун-та. Экономика. Философия. Право”, 1971, вып.1, N 5, с.100-101.
Отличительной чертой метода регулирования общественных отношений в уголовном праве является развитое регулирование “по объекту” и фактическим обстоятельствам. Совершенно справедливо подчеркнули В.П.Божьев и Е.А.Фролов, что применительно к уголовно-правовым отношениям “решающее значение имеет объект правоотношения, так как он определяет не только сферу фактических отношений, для воздействия на которую возникают соответствующие правоотношения, но и цель, смысл их существования” . В отличие от административного права, в этой отрасли регулирование в плоскости субъектов сравнительно малодифференцировано, а индивидуальное усмотрение сведено к минимуму.
Определенное структурное своеобразие имеет правовое регулирование в трудовом праве, исправительно-трудовом, колхозном, земельном, водном и в других отраслях .
_______________
Божьев В.П., Фролов Е.А. Уголовно-правовые и процессуальные правоотношения. - “Советское государство и право”, 1974, N 1, с.88.
См., например: Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975, с.21-28; Осипов Н.Т. Теоретические проблемы советского земельного права. Л., 1972, с.70-73; Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М., 1972, с.60-100.
Разграничение направлений правового регулирования, таким образом, дает возможность вскрыть важные черты его структуры, наметить специфику отраслевых методов регулирования. В частности, высказанные положения позволяют определить место фактических составов в правовом регулировании как целостном процессе. Установление фактических предпосылок (юридических фактов и фактических составов) является одним из направлений регулирования общественных отношений, которое, наряду с определением субъектов и объектов, имеет целью зафиксировать социальную ситуацию, влекущую правовые последствия. Его использование в советском законодательстве определяется особенностями предмета соответствующей отрасли права.
5. Как отмечалось, правовое регулирование имеет и другой аспект, в котором оно рассматривается как совокупность отдельных актов правового воздействия - конкретных правоотношений. Место фактического состава в этом аспекте определяется прежде всего через понятие его функций.
Что такое функции фактического состава? В философской литературе справедливо подчеркивается, что понятие “функция” призвано охарактеризовать наиболее существенные черты взаимосвязи взаимодействующих структур . Отсюда, функции фактического состава - это основные способы его взаимосвязи с регулируемыми общественными отношениями или, другими словами, те задачи, которые он решает в процессе правового регулирования.
_______________
См.: Свидерский В.И., Зобов Р.А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л., 1970, с.41-49; Удачина Л.В. Структура и функция как выражение сущности. - В кн.: Взаимосвязь категорий. Свердловск, 1970, с.46.
Как неоднократно отмечалось, главное назначение юридических фактов - служить основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений . Возникновение, изменение, прекращение правоотношения - важные узловые моменты в развитии правовой связи. Тем не менее, главная цель правового регулирования - это осуществление правоотношений, их материальная реализация . Логично предположить, что процесс материальной реализации регулируется правом наиболее обстоятельно. Анализ законодательства, однако, заставляет прийти к иному выводу. Например, около 75 % норм ГПК РСФСР связаны с постановлением решения по делу, его пересмотром в кассационном и надзорном порядке, то есть в конечном итоге, с возникновением, изменением, прекращением спорного правоотношения. И не более 25%, норм регламентируют действия, направленные на непосредственную материальную реализацию правоотношения - обеспечение иска, исполнительное производство и др. Это косвенным образом, но достаточно убедительно свидетельствует о том, что возникновение, изменение, прекращение правоотношений - более сложный и обширный объект правового регулирования. Регламентируя возникновение, изменение, прекращение правоотношений, право тем самым обеспечивает и их законную реализацию.
_______________
См.: Кечекьян С.Ф. Указ соч.., с.161; Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Указ. соч., с.242-243; Алексеев С.С. Проблемы теории права, т.1, с.341-370; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право, с.528-529.
См.: Теория государства и права. М., 1968, с.492.
Выступая как фактические предпосылки возникновения, изменения, прекращения правоотношений, юридические факты и фактические составы выполняют свои основные функции. Каждый юридический факт и состав либо образует, либо изменяет, либо прекращает правоотношение. Помимо этого, некоторые из них осуществляют дополнительные функции. В числе дополнительных функций можно назвать следующие:
Предварительное воздействие юридических фактов, фактических составов на общественные отношения. В советской научной литературе неоднократно отмечалось, что право воздействует на общественные отношения не только юридическими средствами, но и разнообразными неюридическими путями - через мотивацию, воспитание, правовую культуру . Один из каналов неформального воздействия права связан с юридическими фактами и фактическими составами.
_______________
См.: Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961, с.26-27; Алекссев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966, с.18-20; Шебанов А.Ф. Советское социалистическое общенародное право. М., 1963, с.67-68; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973, с.17-22; XXV съезд КПСС и вопросы теории государства и права, с.255-258.
Как справедливо подчеркивает Ю.К.Толстой, “норма права начинает регулировать поведение людей... на стадии юридического факта - при совершении ими правомерных действий, направленных на достижение правового эффекта, и заканчивает его в тот момент, когда в результате осуществления субъективных прав и обязанностей правоотношение прекратит свое действие” . В своей деятельности люди учитывают, что желаемые или нежелаемые ими правовые последствия обусловлены определенными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях они стремятся к возникновению юридических фактов, в других, наоборот, препятствуют их появлению . Например, согласно ст.242 КЗоТ РСФСР, для получения пенсии необходим соответствующий трудовой стаж. Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вынуждено сообразовывать свое поведение с определенными в норме юридическими фактами, и, прежде всего, учитывать необходимость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридические факты (и тем более - фактические составы), определенные в гипотезе нормы, способны выполнять функцию “предварительного регулятора” общественных отношений. Через неформальные каналы они воздействуют на поведение людей, проводя как бы “подготовительную работу” для возникновения правоотношения.
_______________
Толстой Ю.К. Указ. соч., с.6-7. См. также: Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960, с.104-105; Базылев Б.Т. Понятие юридической ответственности. - “Учен. зап. Томского ун-та”, 1967, вып.66, с.22.
“Для механизма юридического регулирования, - пишет Г.С.Остроумов, - характерно осознание именно юридических последствий определенных условий, фактов, поступков. Психологические формы осознания такой связи отдельными индивидами, социальными группами могут быть весьма различными, но логическое содержание их едино: осознание действительных или возможных, желательных или нежелательных юридических последствий определенного поведения, определенного события”. (Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1969, с.85).
Предварительное действие юридических фактов и составов особенно заметно тогда, когда правовым последствием выступает предоставление определенного блага - жилья, пенсии, премии, условно-досрочного освобождения от наказания и т.п. В подобных случаях социально полезный эффект связан прежде всего с появлением определенных юридических фактов и составов.
Итак, в чем же заключается специфика связи фактического состава с общественными отношениями, позволяющая говорить в данном случае о его особой функции? Возникновение (изменение, прекращение) правоотношения, как правило, предполагает известный предварительный уровень развития общественных отношений. Правовое регулирование идет не от абстрактного “нуля”, а от некоторого наличного уровня развития отношений - к другому, более высокому. Задача юридических фактов (фактических составов) заключается в том, чтобы “подтянуть” общественные отношения на этот исходный уровень. “Юридические факты... - отмечал Н.Г.Александров, - всегда являются моментами развития общественных отношений, выражают своеобразные “скачки” в этом развитии...” . После того как общественные отношения вышли на “предварительный рубеж” (юридические факты существуют, фактический состав завершен), в регулирование включаются формально-юридические механизмы (субъективные права и юридические обязанности), которые переводят систему общественных отношений на следующую, более высокую ступень организованности.
_______________
Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948, с, 219
Фактический состав как способ установления границ индивидуального регулирования. Одна из важных дополнительных функций юридических фактов и составов связана с индивидуальным регулированием общественных отношений (то есть решением юридически значимых вопросов по усмотрению субъекта или субъектов). Допуская индивидуальное регулирование в строго ограниченных случаях, нормы права одновременно определяют его направления, пределы, формы. Это если не устраняет, то по крайней мере значительно сокращает возможность произвольных действий со стороны субъектов. Один из способов установления пределов индивидуального регулирования связан с юридическими фактами и фактическими составами.
В большинстве случаев индивидуальный акт не является единственным основанием правовых последствий, а выступает как элемент состава фактов. Следовательно, для наступления правовых последствий недостаточно одного индивидуального акта, необходимо наличие и всех других элементов состава. Так, например, ч.1 ст.27 КЗоТ РСФСР предусматривает, что “в случае простоя, рабочие и служащие переводятся с учетом их специальности и квалификации на другую работу в том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя, либо на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного месяца”.
Данный правоизменяющий состав включает следующие элементы: временный простой; возможность предоставления работы с учетом специальности и квалификации на данном предприятии или на другом, но в той же местности; приказ администрации. Завершающий элемент состава (индивидуальный акт администрации) может иметь место только при наличии всех остальных элементов состава. Временный перевод при отсутствии хотя бы одного из указанных условий является нарушением закона. Следовательно, элементы фактического состава существенно ограничивают свободное усмотрение. Они как бы “привязывают” индивидуальный акт к определенной фактической ситуации.
В данном случае также имеет место дополнительная функция юридических фактов и составов.
Рассмотренные дополнительные функции юридических фактов и фактических составов связаны прежде всего с юридическим моментом - предусмотренностью фактов и составов в нормах права. Вместе с тем, это не функции норм права. Несомненно, что в механизме правового регулирования нормам права принадлежит ведущая роль. Функции всех иных элементов во многом производны от функций юридических норм. Тем не менее, это не исключает наличия самостоятельных функций у всех элементов механизма правового регулирования.
В литературе справедливо подчеркивается, что "социальный эффект вызывает не норма, а действия государственных институтов и должностных лиц, направленные на ее реализацию (информация субъектов права, разъяснение и толкование нормы, контроль за ее исполнением, профилактика, применение санкций и т.п.)" . При этом, действия государственных органов, должностных лиц, граждан могут выступать в различных юридических качествах - и как акты реализации прав и обязанностей, и как юридические факты. В последнем случае социальный эффект связан именно с возникновением (или невозникновением) определенных юридических фактов и составов. Неразрывная связь юридической формы (модели) и материальных фактов, свойственная рассмотренным выше явлениям, позволяет сделать вывод, что они - функции юридических фактов и фактических составов.
_______________
Эффективность действия правовых норм. Л., 1977, с.56.
Отсюда вряд ли можно согласиться с точкой зрения, что назначение юридических фактов и фактических составов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования (регламентирования общественных отношений) к другой стадии (правоотношению) и что они не образуют самостоятельного элемента в механизме правового регулирования . Юридические факты и фактические составы - не просто “передаточное звено” между нормой права и правоотношением, а активный элемент механизма правового регулирования .
_______________
См.: Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма, с.188-213; Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве, с.152-153; Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений, с.35.
См.: Толстой Ю.К. Указ. соч., с.5-7; Радько Т.Н. Системный анализ правового регулирования. - “Труды высшей следственной школы МВД СССР”, вып.IV. Волгоград, 1971, с.36-37; Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972, с.60.
Помимо указанных, фактическому составу присущи и иные дополнительные функции. Они будут освещены ниже, при изложении конкретных вопросов. Подводя итог рассмотрению юридической сущности фактического состава, следует подчеркнуть, что ее дальнейшее раскрытие предполагает изучение фактического состава в двух различных качествах - как элемента метода правового регулирования и как фактической предпосылки конкретного правоотношения. В соответствии с предметом исследования все дальнейшее изложение будет посвящено раскрытию различных сторон фактического состава во втором аспекте, то есть как предпосылки правоотношения.
6. Во введении настоящей работы фактический состав определялся как комплекс юридических фактов, в совокупности влекущих правовое последствие - возникновение, изменение, прекращение правоотношения. С учетом всего сказанного о сущности фактического состава, это определение можно несколько уточнить. Более правильным будет определять фактический состав не как комплекс, а как систему юридических фактов.
В одной из первых советских работ по системному анализу под системой понималось “упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство” . Системами являются материальные образования самой различной природы - механические, биологические, социальные, знаковые. Правомерно ли причислять фактический состав к системам? Какими системными свойствами он обладает?
_______________
Садовский В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы. - В кн.: Социология в СССР, т. 1, М., 1965, с.173. См. также: Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976, с.20-40; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973, с.173-181; Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. М., 1972, с.11.
Во-первых, фактическому составу присуща расчлененность на элементы. Юридический факт - это именно элемент фактического состава, а не просто его дробная часть. Элемент отличается от дробной части по внутреннему и внешнему признаку. С внутренней стороны элементы представляют собой единое, завершенное, внутреннее цельное образование. С внешней стороны для элемента характерна относительная независимость от системы, определенная функциональная самостоятельность . Юридический факт обладает и внутренними, и внешними свойствами элемента системы. Как факту действительности ему присуще единство и внутренняя цельность. Функциональная самостоятельность юридического факта выражается в том, что одни и те же юридические факты могут использоваться в различных составах.
_______________
См.: Прохоренко В.К. Методологические принципы общей динамики систем. Минск, 1969, с.25-30.
Во-вторых, для фактического состава характерна не только расчлененность на элементы, но и особый способ связи между ними. Наиболее важное отличие системы от конгломерата состоит именно в способе связи элементов. Конгломерат - объединение элементов, не связанных или почти не связанных друг с другом. В отличие от этого, в системе предполагается тесная связь и взаимодействие элементов.
Между элементами фактического состава имеют место связи двоякого характера: они включены в систему материальных отношений и как все явления действительности находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Эти же самые элементы связаны между собой юридическими отношениями, иногда довольно сложными. Элементам фактического состава, таким образам, присущ специфический системный способ связи.
В-третьих, способ связи элементов определяет функционирование фактического состава как сложной системы. В некоторых случаях процесс развития фактического состава сопровождается весьма сложным взаимодействием материальных и юридических отношений. Юридическая связь побуждает к развитию фактическую основу состава, а накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей.
В-четвертых, в качестве системы фактический состав обладает новым интегральным качеством, не присущим его элементам. Таким качеством является правовое последствие. Лишь все элементы состава вместе, в системе, влекут правовое последствие. Ни один элемент в отдельности таким свойством не обладает.
Наконец, в-пятых, фактический состав выступает как элемент более широкой системы юридических фактов - в масштабе института, отрасли и всего права в целом.
Изложенные аргументы, как нам представляется, дают достаточно оснований для определения фактического состава как системы фактов. Новое уточненное определение фактического состава может быть сформулировано следующим образом:
Фактический состав есть система юридических фактов, предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения).
7. Фактические составы следует отличать от образований иного характера - сложных юридических фактов и юридических (фактических) конструкций.
Главное отличие фактического состава от сложного юридического факта состоит в том, что состав - это система юридических фактов, а сложный юридический факт - система признаков факта. О.А.Красавчиков совершенно справедливо отмечает: “Под элементом юридического состава следует понимать отдельный юридический факт (событие или действие). “Под элементом юридического факта следует понимать явления, составляющие событие или действие” . Например, “необходимость производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом” (ст.15 Исправительно-трудового кодекса РСФСР), “состояние в трудовых правоотношениях” (ст.15 Основ земельного законодательства Союза СССР и союзных республик), “нахождение в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение” (ст.85 ГК РСФСР) - это сложные юридические факты, включающие ряд признаков. Особым видом сложных юридических фактов являются составы правонарушений .
_______________
Красавчиков О.А. Указ. соч., с.57.
См., в частности: Шахматов В.П. Составы противоправных <<сделок>> и обусловленные ими последствия. Томск, 1967, с.25-28.
Использование сложных юридических фактов позволяет, во-первых, охватывать жизненные обстоятельства укрупненно, комплексно. Например, “необеспеченность объектов устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод” (ст.15 Водного Кодекса РСФСР) является правопрепятствующим фактом для ввода промышленного предприятия в строй. Закон не уточняет причин и видов “необеспеченности”. Сложный юридический факт отражает данную ситуацию “укрупненно”.
Применение в законодательстве сложных юридических фактов дает возможность, во-вторых, отражать общественные отношения с высокой степенью избирательности. Сложный юридический факт позволяет охватить обширную социальную ситуацию не прибегая к фактическому составу. Например, п.22 ч.2 “Инструкции о порядке отчисления в бюджет свободного остатка прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций” указывает на следующий юридический факт: “Если финансовым органом в результате проверки бухгалтерских отчетов и балансов, а также расчетов по свободному остатку прибыли будет установлено, что платежи в бюджет подлежат взносу в большей сумме, чем показано в расчете плательщика...” По количеству признаков этот сложный юридический факт, пожалуй, не уступит фактическому составу. При этом его юридическая модель фиксирует весьма своеобразную по структуре ситуацию. Использование сложных юридических фактов в качестве элементов составов повышает компактность последних, позволяет упростить их структуру.
Приведенный пример заставляет задуматься вообще над соотношением юридической модели факта и его материального основания. Очевидно, что юридический факт далеко не всегда соответствует простому фрагменту материального мира. В качестве юридических фактов могут выступать и сложные “срезы” социальной действительности .
_______________
Сходную мысль высказал М.А.Барг в отношении исторических фактов: “Сама историческая действительность отливается в факты, - “узлы” различной сложности, протяженности, эшелонированности “объема” выкристаллизовавшихся в них пластов социальности”. (Исторический факт: структура, формы, содержание. - “История СССР”, 1976, N 6, с.58).
В свою очередь, это вызывает сомнения в абсолютном характере деления юридических фактов по “волевому” критерию на события и действия. Не случайно в литературе предлагается дополнить эту классификацию “состояниями” . В самом деле, к какой категории отнести, например, “нахождение в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение” (ст.85 ГК РСФСР)? Этот сложный юридический факт включает как объективные, так и субъективные элементы. Абсолютизация “волевого” критерия мешает увидеть, что юридическими фактами могут служить не только “чистые” события или действия, но и целая гамма сложных явлений, включающих элементы как объективного, так и субъективного характера. С этой точки зрения, выделение “состояний” небесполезно, но вряд ли принципиально решает проблему, поскольку целиком привязано к той же традиционной классификации. Принципиальным же решением, на наш взгляд, будет создание развернутой систематизации юридических фактов по различным критериям, учитывающим особенности их содержания и функций в механизме правого регулирования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление