КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Философия Нового времени
Дополнительный Основной Библиографический список 1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007. 2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005. 4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972.
1. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения / А.Ф. Горфункель. М., 1980. 2. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока / С.Н. Григорян. М., 1966. 3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. М., 1991. 4. Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. СПб., 1996.
И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XYII - XYIII в.)
1. Влияние научной революции ХУП в. на рассмотрение основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Становление научного метода познания Ф.Бэкона и Р.Декарта (эмпиризм и рационализм). 2. Обоснование новой картины мира и ее динамика (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Д.Беркли, Д.Юм, Т.Гоббс). 3. Условие формирования философии ХУШ в. Проблема материи и ее атрибутов. 4. Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.
Основные понятия: атрибут, деизм, пантеизм, эмпиризм, монады, рационализм, дуализм, сенсуализм, индукция, дедукция, субстанция, монизм, модусы, естественное право, равенство, свобода, гражданское общество.
Прежде чем характеризовать тот или иной этап в развитии философской мысли, Вы должны назвать те объективные условия, в которых она формировалась. Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах - ХУ1-ХУП вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания - проблемы методологии познания. Изучая философию Нового времени, следует вспомнить те великие научные достижения, которые позволили превратить науку в движущую силу прогресса. К ним относятся сформулированные Ньютоном три закона движения, закон всемирного тяготения, теория исчисления бесконечно малых величин и теория цветового состава естественного цвета. Торричелли установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр, Р.Бойль разработал понятие химического элемента, У.Гилберт исследовал свойства и применения магнита, В.Гарвей открыл кровообращение. Вклад в развитие математики, механики и физики внесли Р.Декарт, Г.Лейбниц и др. Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии. Вам предстоит познакомиться с такими выдающимися мыслителями как Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Их размышления о методах познания, учение о субстанции, надолго определило будущее философии. На смену философии Нового времени приходит эпоха Просвещения. Надо вспомнить, что Просвещением называют идейное движение в европейских странах ХУШ в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл просвещения в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. В теме философия эпохи Просвещения Вы определитесь с характерными чертами и особенностями философии Просвещения: рационализм как общая вера в разум; антиклерикализм - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества; антиобскурантизм - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами. Знакомясь с просветителями, Вы узнаете имена Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Ш.Л. Монтескье и др.
1. Научная революция ХУП века и ее воздействие на философию. 2. Учения Ф.Бэкона и Р.Декарта: общее и особенное. 3. Философские идеалы эпохи Просвещения. 4. Свобода и необходимость в философии Просвещения. Контрольные вопросы и контрольные задания
1. Можно ли получить математические понятия точки, прямой непосредственно из наблюдений реальных предметов?
2. Как Вы оцениваете мысли Ж..Ж.. Руссо о противоречии цивилизации и преимуществах "естественной" жизни людей?
3. Почему считается, что идеи Ж..Ж. Руссо, Вольтера, Ш. Монтескье легли в основу идеологии Великой Французской революции?
4. Каким образом Р.Декарт доказывал первичность разума по отношению к бытию и познанию?
5. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?
6. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?
7. Каковы общественно - политические идеалы Просвещения?
8. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?
9. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона "Vivere est cogito" (Жить, значить мыслить") и Р.Декарта "Cogito ergo sum" (Мыслю, следовательно существую").
10. Как решал проблему взаимоотношения двух субстанций Р.Декарт? Как называется его подход в философии?
11. Что как-то прямо или косвенно подтверждает дуализм Р.Декарта и что противоречит ему?
12. Как отнеслись к дуализму Р. Декарта другие философы?
13. Но как возможен монизм, если все разделяют точку зрения о различии явлений сознания и материальных вещей? Какие тут могут быть варианты ответа?
14. Укажите основные философские направления Нового времени: б) Диалектический идеализм в) Эмпиризм г) Гилозоизм д) Пантеизм е) Рационализм ж) Метафизический материализм з) Механицизм и) Объективный идеализм к) Дуализм
15. Рационализм - это понятие, означающее в философии: 1) область математики; 2) научное знание вообще; 3) теоретическое познание, основанное на разуме; 4) опытное знание.
16. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был: 1) Бэкон; 2) Декарт; 3) Спиноза; 4) Лейбниц.
17. Учение Декарта о субстанции называется: 1) дуализм; 2) монизм; 3) плюрализм; 4) универсальная математика.
18. Для философии эпохи Просвещения характерно: 1) метафизичность; 2) теоцентризм; 3) рационализм; 4) креационизм.
19. Теорию естественного права разработал: 1) Гельвеций; 2) Ламетри; 3) Гердер; 4) Локк.
20. Индукция - это понятие означающее в философии: 1) область математики; 2) научное знание вообще; 3) теоретическое познание, основанное на разуме; 4) опытное знание.
21. Кто из философов, выразив мировоззренческую установку философии Нового времени, утверждал: "Я мыслю, следовательно, я существую"? а) Декарт б) Бэкон в) Гегель г) Аристотель
22. Западноевропейская философия Нового времени, отказывается от идеи абсолютного бытия и взамен утверждается точка зрения, согласно которой, а) непосредственно нам дано только содержание нашего сознания, мышления б) человек может познать только "вещи в себе" в) человека может познать только материальный мир г) человек познаёт только космос
23. Как, по Вашему мнению, имело ли какие-либо мировоззренческие последствия утверждение Декарта cogito ergo sum ("мыслю, следовательно, существую)? а) да, согласно этой концепции, человек- начало и причина всего, что случается с ним и миром б) нет, это не более чем философское высказывание, малопонятное, непосвящённому в философию, человеку в) скорее да, чем нет, так как философия способна выразить дух эпохи г) скорее нет, чем да, так как сколько людей, столько и мнений.
24. Изменяя античную идею объективного бытия, Новое время решило её таким образом, что а) бытие стало субъективным б) бытие стало Абсолютом в) бытие стало Разумом г) бытие стало непознаваемым
25. Определите роль философии Нового времени в развитии Европейской науки?
26. Раскройте смысл теории "общественного договора" социально-философских мыслителей эпохи Нового времени.
27. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского: а) идеализма и стоицизма"; б) объективизма и скептицизма; в) материализма и эмпиризма; г) позитивизма и прагматизма.
28. По Ф.Бэкону, эмпирия - это: а) опыт, опирающийся на эксперимент; б) изолированное чувственное восприятие; в) форма, присущая самой вещи; г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.
29. Основной метод познания у Ф. Бэкона - это: а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция.
30. Исходя из учения Ф. Бэкона об "идолах", очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом: а) пещеры; б) рынка; в) рода; г) театра.
31. Прежде, чем заявить: "Я мыслю, следовательно, существую", Декарт утверждал: а) "верую, потому что нелепо"; б) "во всем должно сомневаться"; в) "познай самого себя"; г) "знание - сила".
32. Главным источником человеческих заблуждений, по мнению Декарта, является: а) двойственность, дуалистичность мира; б) невежество; в) недостаточный уровень развития научного знания.
33. Основным методом получения истинных знаний Декарт считал: а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию; в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный синтез.
34. Каковы характерные особенности культуры французского Просвещения? а) безграничное возвышение разума, науки и образования; б) скептицизм, неверие в способность человека познать объективную истину; в) крайне резкая критика религии; г) христианская апологетика.
35. Кто из французских философов отождествлял человека с машиной? а) Вольтер; б) Ламетри; в) Руссо; г) Гольбах.
36. Кому из французских философов принадлежит данное высказывание: "Вселенная - это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение": а) Гольбаху; б) Дидро; в) Гельвецию; г) Руссо.
37. Можно ли утверждать, что философия французского Просвещения подготовила французскую буржуазную революцию 1789-1794 годов? а) да, это так; б) это не совсем точное утверждение; в) нет.
38. В философии Джорджа Беркли "быть" означает: а) существовать независимо от нашего сознания; б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции; в) быть воспринимаемым ощущениями; г) существовать в человеческом представлении. 39. Беркли считал фикциями нашего ума такие понятия как: а) "Бог"; б) "материя"; в) "сознание"; г) "субстанция".
40. Задачу познания Д. Юм видел: а) в постижении бытия; б) в способности быть руководством для
41. Кому из английских философов принадлежит высказывание: "Это наш ум формирует причинно-следственные связи, а в реальности их нет, или они нам неизвестны"? а) Локку; б) Гоббсу; в) Бэкону; г) Юму.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |