Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы докладов. Библиографический список




Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Дополнительный

Основной

Библиографический список

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Антология мировой философии. М., 1969. Т.1.

5. История философии: Запад - Россия – Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Философия древности и средневековья. М., 1985.

 

1. Бродов В.В. У истоков индийской философии / В.В. Бродов. М., 1972.

2. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира / А.Н. Чанышев. М., 1999.

3. История китайской философии / пер. В.С. Таскина.

4. Лукьянов А.Е. Лао-Цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. М., 2001.

 

 

1. Условия и предпосылки возникновения философии в Древней Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.

2. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты).

3. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

4. Философия Платона и Аристотеля.

5. Эллино - римский период античной философии.

 

Основные понятия: атом, апейрон, апория, логос, идеи, майевтика, метафизика, стоицизм, эллинизм, ноумен, софистика, натурфилософия, эпикуреизм, первоматерия, космоцентризм, антропоцентризм, кинизм, софисты, стоицизм, фатум, этика, космология, греческий полис, эллины,первоначало.

 

В этой теме Вы познакомитесь с "греческим чудом". Зародившись в YI веке до н.э. и завершившись в YI веке н.э., античная мудрость, построенная древними греками и обжитая древними римлянами, просуществовала более тысячи лет. Феномен внезапного рождения и стремительного развития греческой культуры является одной из загадок в истории человечества. Сегодня эта загадка обрела статус научной проблемы. Вам предстоит прикоснуться к этой проблеме и попытаться найти ответ. Изучая античную философию, Вы определитесь с этапами ее развития, выделяя самый значительный - классический, связанный с такими именами, как Сократ, Платон и Аристотель. Вам предстоит познакомиться с первыми попытками определить первоначало мира и условиями развития всего сущего. Познакомитесь с целым рядом философских категорий сформулированными греками. На протяжении тысячелетия греки, а затем римляне сформировали множество философских школ, которые заложили основы европейской цивилизации, определив идеалы добра и справедливости, патриотизма и свободы. Греческая философия впервые сформулировала беспрецедентную для своего времени идею: любовь к знанию самому по себе.

 

1. Поиск первоосновы мира в античной философии.

2. Суть принципа софистов " человек есть мера всех вещей".

3. Учение Платона об " идеях.

4. Философия Аристотеля - энциклопедическое учение.

 

Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Атомизм принято считать концепцией физики. Объясните, почему атомизм является философской концепцией.

 

2. Почему по Аристотелю в единстве материи и формы именно форма играет ведущую роль?

 

3. Какие добродетели Вы цените выше всего?

 

4. Как Аристотель аргументировал свое несогласие с платоновским разделением мира на "мир идей" и "мир теней"?

 

5. Укажите автора каждого из высказываний и философское направление (концепцию, школу), которое он представляет
1) Вещи - тени идей 1) Аристотель 1) материализм
2) Человек - мера всех вещей 2) Демокрит 2) идеализм
3) В одну и ту же реку нельзя войти дважды 3) Фалес 3) Антропоцентризм
4) Все тела состоят из атомов 4) Анаксагор 4) Скептицизм
5) Я знаю, что я ничего не знаю 5) Сократ 5) стоицизм
6) Человек - общественное животное 6) Зенон 6) метафизика
7) Движения нет, так как его нельзя выразить в понятиях 7) Платон 7) диалектика

8) Многознание не научает быть мудрым 8) Гераклит 8) натурфилософия
9) Познай самого себя 9) Протагор 9) атомизм


10) Минимум потребностей, максимум совершенства 10) Сенека 10) дуализм

11) Эпикур 11) аскетизм

12) Анаксимен 12) прагматизм

 

6. Выберите правильный ответ. Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?
а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия);

б) атомы - мельчайшие неделимые частицы;

в) атомы делимы до бесконечности;

г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре.

 

7. Какая черта была наиболее характерна для античной философии?
а) теоцентризм;

б) космоцентризм;

в) пантеизм;

г) эмпиризм

 

8. Поиском первоосновы бытия, "праматери", из которой произошло все сущее, в античной философии занимались:
а) Парменид, Платон, Аристотель;

б) Сократ, Протагор, Горгий;

в) Демокрит, Левкипп, Эпикур

г) Фалес, Гераклит, Анаксимен.

 

9. В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?

а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит;

б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель;

в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ;

г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид.

 

10. Взгляды, каких философов наиболее сходны между собой в понимании структуры бытия?

а) Сократа и Парменида;

б) Демокрит и Левкипп;

в) Платона и Аристотеля;

г) Фалеса и Протагора

 

11. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

 

12. В чем Аристотель видел сущность вещей?

 

13. Прокомментируйте слова философов.

Гераклит:

- "Многознание уму не научит".

-"Все течет, все изменяется".

Демокрит:

- "Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой".

- "Глупым лучше повиноваться, чем повелевать".

Фалес:

- "Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы - голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей".

Пифагор:

- "Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости".

- "Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей - врагами".

 

14. В чем выражался космологизм древнегреческой философии?

 

15. Что изучала натурфилософия и первые "философы"?

 

16. Кого называют софистом? Есть ли у софистики достоинства?

 

17. Сравните онтологические взгляды Платона и Аристотеля.

 

18. Выделите основные черты школ эллинистического периода.

 

19. У кого из ранних греческих философов основой и началом всех вещей был воздух?

а) Фалеса;

б) Анаксимена;

в) Анаксимандра.

 

20. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

а) вода;

б) огонь;

в) земля;

г) дерево.

 

21. О рабовладельческой демократии он говорил:
"Худшее это- большинство":

а) Пиррон;

б) Диоген;

в) Сократ;

г) Клеанф.

 

22. Что пытался доказать в своих знаменитых апориях
(трудно-разрешимых противоречиях) Зенон?

а) существование движения;

б) невозможность движения.

 

23. Для Платона мир нереальный и недействительный - это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

в) множества конкретных вещей и предметов;

г) представлений.

 

24. Сократ говорил: "Я знаю, что ничего не знаю, но…"

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) другие не знают и этого.

 

25. Что было движущим и созидательным началом мира у Эмпедокла?

а) притягательность;

б) агрессия;

в) любовь;

г) вражда.

 

26. Вcе течет, все изменяется", - говорил:

а) Фалес;

б) Анаксимандр;

в) Гераклит;

г) Левкипп.

 

27. Что представляла собой модель мира по Демокриту?

а) мир наполнен пустотой, в которой носятся атомы и макротела;

б) мир заполнен до отказа частицами - атомами, пустоты не существует.

 

28. В чем суть познания по Платону?

а) в отыскании новых фактов;

б) в припоминании;

в) в теоретической деятельности.

 

29. Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая задана Богом, считал:

а) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Зенон;

г) Протагор.

 

30. Как стать счастливым согласно философии Эпикура?

а) следует быть аскетом;

б) следует искать удовольствий;

в) не нужно бояться смерти;

г) не нужно бояться богов.

 

32. Что является источником философского знания, согласно Сократу?

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежной смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.