Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Философия гуманизма




Дополнительный

Основной

Библиографический список

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Зотов А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. М., 2001.

5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.: учеб. пособие: в 2 т. / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. М., 1994.

6. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М., 1994.

1. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. - М., 1969. - Кн. 3. Ч.2.

2. Сартр Ж.-П. Избранные произведения / Ж.-П. Сартр. - М., 1992.

3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - М., 1987.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции / З.Фрейд. М., 1989.

5. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М., 1990.

6..Ясперс К. Смысл и значение истории / К. Ясперс. М., 1991.

 

1. Понятие гуманизма, связь его с философией. Признаки современного гуманизма.

2. Гуманистические идеи Древнего Востока, Античной Греции и раннего христианства.

3. Классический гуманизм Эпохи Возрождения, Нового времени, эпохи Просвещения.

4. Гуманизм Х1Х и ХХ века. (Атеистический, теистический, коммунистический, экзистенциальный, натуралистический или научный и др. течения гуманизма).

5. Развитие идей гуманизма в России.

 

Основные понятия: гуманизм; гуманизация; человечность; христианизация; гармонии свободы и ответственности; разум; творческое воображение; личный и общественный интерес; общечеловеческое моральное сознание; мужество; забота; уважение и любовь к людям, воспитание, просвещение, справедливость, равенство.

 

Что такое человек? Каковы условия его самоопределения, самореализации и совершенствования? Что такое гуманизм? Что он предлагает и защищает? Какова его роль в жизни человека и общества? Какие ценности он провозгла шает и почему они так остро необходимы для России в нынешний переходный период ее истории? На эти и другие вопросы, касающиеся морального и интеллектуального здоровья личности и общества, даются ответы в теме посвященной проблемам гуманизма и связи его с философией на протяжении всей истории, Вам предстоит разобраться в сложных многообразных определениях и понятиях гуманизма. Сегодня многие важные философские учения отождествляют себя с гуманизмом; многие крупные мыслители (от Маркса и Фрейда до Сартра и Камю, Дьюи и Сантаяны, Карнапа, Куайна, Поппера, Хабермаса и др.) считают себя гуманистами. Наконец, имеются различные разновидности гуманизма - натуралистический, научный и секулярный, атеистический и религиозный, христианский, иудейский и дзен, марксистский и демократический, экзистенциалистский и прагматический. Возникает справедливый вопрос: возможно ли дать единое и понятное определение гуманизма? Вам предстоит, проанализировать многие попытки проделать подобную работу и дать свое определение понятия гуманизм. В современной философской литературе выделяются пять стержневых признаков гуманизма:

1. гуманизм предлагает набор ценностей и достоинств, вытекающих из признания человеческой свободы и самостоятельности. Этика гуманизма противостоит этике религиозно-авторитарной;

2. гуманизм отрицает идею сверхъестественного начала мира;

3. гуманизм привержен методу исследования, опирающемуся на разум и научную объективность;

4. гуманизм обладает своей нередуктивистской естественной онтологией, основанной на научном знании;

5. делом философов-гуманистов являются не только вопросы теории, но и воплощение идей гуманизма в практической жизни как альтернативы теистическим религиям Важно подчеркнуть, что данные принципы связаны логическим отношением конъюнкции, т.е. под гуманизмом следует понимать то, что подчиняется всем без исключения перечисленным признакам.

Гуманизм как мировоззренческая позиция, альтернативная любой идеологической системе, может предложить человеку сознание всякой жизни как ценности, а также учить его жить для ценностей вне его самого - для ближнего, планеты, будущего.

Гуманистическая философия - это "умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ", а гуманизм - это "осознанная осмысленная человечность". Для гуманиста человек ценен сам по себе как таковой, уже в силу своего рождения. Изначально положительного отношения заслуживают все люди - законопослушные и преступники, мужчины и женщины, соплеменники или представители другой национальности, верующие или неверующие. Гуманизм стремится избежать крайностей как коллективизма, ущемляющего индивидуальную свободу человека, так и индивидуализма, игнорирующего или ущемляющего свободу других.
Главным принципом, ориентиром морального и, соответственно, правового поведения для гуманиста является золотое правило поведения. В своей отрицательной форме золотое правило формулируется так: "Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе", в положительной форме оно гласит: "Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой". Отрицательная форма золотого правила устанавливает минимальную планку морального отношения человека к другим людям (запрещает делать зло), положительная форма устанавливает максимальную планку морального отношения (побуждает к добру), определяет максимум требований к поведению человека.
Родословная человечности связывается с теми чертами, которые отличают homo sapiens от животного. Гуманность начинается с осознания себя и своего места в окружающем мире, стремление к самосовершенствованию, к приобретению полезного опыта.

Определяя гуманизм как человечность, российские гуманисты отнюдь не живут в мире иллюзий и осознают, насколько далеко отстоят их идеалы от реальной практики общественных отношений в нашей стране. Среди причин "непопулярности" гуманистических идей в России выделяются такие факторы, как: 1) некоммерческий характер гуманистических ценностей, их ориентированность на здравый смысл; 2) чуждость гуманизма всякой эксцентричности; 3) высокий уровень самодисциплины, самостоятельности, свободы, нравственной, правовой и гражданской ответственности, который предъявляет гуманистическое мировоззрение к своим приверженцам.
Другой вопрос состоит в выявлении философского статуса гуманистической традиции. Как известно, сегодня гуманизм не принадлежит к числу ни известных философских направлений (таких, как материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм, прагматизм и утилитаризм, экзистенциализм и феноменология и др.), ни общепринятых разделов философского знания (таких, как гносеология, логика, метафизика, политическая философия, социальная философия, этика, эстетика, философская антропология и др.). Так что же такое философия гуманизма, возможна ли она в принципе в рамках слишком специализированной философии нашего времени? Или, быть может, гуманизм стремится возвратить философии ее исконное, во многом утраченное в последние столетия предназначение любви к мудрости и стремления к благой жизни? Попытаемся ответить на эти вопросы.


Темы докладов

1. Исторические особенности формирования культуры и сознания Древней Руси.

2. Влияние христианизации на формирование фундаментальных ценностей в культуре Древней Руси.

3. Представления о человеке и его добродетелях в русской литературе.

4. Социальна и политическая философия декабристов. Влияние на нее идей гуманизма европейского Просвещения.

5. Идея культурной революции В. Ленина и ее аксиологический смысл.

6. Новейшие гуманистические исследования в России.

Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Проанализируйте исторические особенности формирования культуры и сознания Древней Руси.

 

2. Как повлияла христианизация на формирование фундаментальных ценностей в культуре Древней Руси.

 

3. В чем Вы видите значение петровских преобразований для утверждения принципов Просвещения в России.

 

4. Дайте определение гуманистическому потенциалу творчества Н.А. Радищева.

 

5. Охарактеризуйте идею единства науки, этики, искусства и ремесел в трудах М.В. Ломоносова; особенности гуманизма Ломоносова.

 

6. Определите социальную и политическую философию декабристов. Влияние на нее идей гуманизма европейского Просвещения.

 

7. Укажите проблемы религиозного гуманизма в философии В. Соловьева.

 

8. В чем сущность идеи культурной революции В. Ленина и ее аксиологический смысл?

 

9. Каковы исторические корни термина "гуманизм"?

 

10. Назовите основных представителей античного гуманизма?

 

11. Почему Сократа можно назвать одним из величайших гуманистов древности?

 

12. Каковы исторические особенности гуманизма эпохи европейского Возрождения?

 

13. Назовите имена выдающихся французских просветителей и дайте характеристику их взглядам.

 

14. Кем представлена гуманистическая мысль радикально-демократической традиции в России XIX века?

 

15. Назовите черты реального гуманизма, присущие сознанию и поведению советского человека.

 

16. В чем суть проблем, трудностей и перспектив гуманизма в современной России?

 

17. Прокомментируйте слова древнеегипетского жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..."

 

18. Что имел ввиду Конфуций, произнося: "Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль - большое".

 

19. "Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок". Эпикур. Какой смысл жизни проповедовал Эпикур?

 

20. Вольтер страстно защищал право на самоопределение человека и свободу мышления: "Я могу быть несогласным с Вашим мнением, но я отдам жизнь за Ваше право высказывать его". Можно определить его афоризм как самый актуальный на сегодняшний день и почему?

 

21."Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации", - отмечает Гете. Прокомментируйте слова великого гуманиста.

 

22. Познание сути человека, по Достоевскому, есть дело чрезвычайной сложности и важности: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время зря; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". Согласны ли Вы с позицией Достоевского? Если да, то почему?

 

23. Почему культурное движение XVIII в. можно охарактеризовать одним словом "Просвещение":

а) иметь мужество пользоваться собственным разумом

б) оставаться несовершеннолетним

в) все решать путем революции

 

24. Главными врагами умственной свободы и духовного развития общества были:

а) буржуазия

б) католическое духовенство

в) третье сословие

 

25. Просвещение XVIII в. было синтезом культурных начал:

а) античной и христианской

б) гуманизма и Реформации

в) средневековья и Возрождения

 

26. Кто из философов ответил на вопрос " Что такое Просвещение?"

а) Джон Локк

б) Дени Дидро

в) Иммануил Кант

 

27. Своеобразие английского Просвещения заключается в том, что:

а) оно возникло до буржуазной революции

б) после буржуазной революции

в) во время буржуазной революции

 

28. Назовите страну, в которой в эпоху Просвещения зародился лозунг "Свобода, равенство, братство":

а) Германия

б) Англия

в) Франция

г) Италия.

 

29. Кто из великих немецких композиторов написал оперу "Свадьба Фигаро" по комедии французского писателя Бомарше "Женитьба Фигаро".

а) Христофер Глюк

б) Георг-Фридрих Гендель

в) Вольфганг Амадей Моцарт

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.