Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету 1 страница




1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и философия.

2. Человек в философии Древнего Востока.

3. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

4. Социально-нравственная проблематика в Древнем Китае.

5. Космоцентризм античной философии.

6. Основные этапы развития античной философии.

7. Поиск первоосновы мира в досократической философии.

8. Атомистическое учение Демокрита.

9. Суть принципа софистов: "человек есть мера всех вещей".

10. Философия Сократа.

11. Идеализм Платона.

12. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

14. Теоцентризм средневековой философии.

15. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.

16. Патристика: суть учения и основные представители.

17. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

18. Антропоцентризм в философии Возрождения.

19. Гуманизм и натурфилософия в эпоху Возрождения.

20. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.

21. Научная революция 17 века и ее влияние на философию.

22. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта.

23. Монизм, дуализм, плюрализм в философии Нового времени.

24. Философские идеалы эпохи Просвещения.

25. Теория познания Канта.

26. Соотношение системы и метода Гегеля.

27. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.

28. Антропологический принцип в философии Фейербаха.

29. Концепция общественного развития Маркса.

30. Философский позитивизм.

31. Философия прагматизма.

32. Герменевтика как философское направление.

33. Сциентизм и антисциентизм.

34. Человек в "философии жизни".

35. Философские учения психоанализа.

36. Проблема свободы личности в экзистенциализме.

37. Религиозная философии ХХ века.

38. Особенности развития русской философии и ее периодизация.

39. Философские воззрения Ломоносова.

40. Дискуссия западников и славянофилов.

41. Философские взгляды Достоевского.

42. Философские взгляды Л.Толстого.

43. Философия всеединства В.С.Соловьева.

44. Русский космизм и его представители.

 

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ

 

Агностицизм - философское учение, отрицающее принципиальную познаваемость мира и его законов.

Адиафора - (греч. adiaphora — безразличное, малозначительное) — термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, адиафора — расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали.

Аксиология - философское учение о ценностях.

Антиномия - противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

Анти-этно-фалло-фоно-логоцентризм – это метафорическое выражение Ж. Деррида, в котором фиксируется отрицание системно-иерархических ти­пов реальности и, прежде всего, человеческой реальности.

Антропологизм - философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Антропоцентризм – представление, согласно которому человек является центром вселенной и конечной целью мироздания.

Ану - атомы, то дискретное, что сохраняется в любых изменениях субстанций (земли, воды, огня и т.д.).

Апатия - (греч. араtheia - бесстрастие) - состояние безразличия, отсутствие побуждений к каким-либо действиям. В этических учениях стоиков под апатией понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума.

Апейрон (греч. Беспредельное) - первоматерия, вечное и бес­предельное начало мира.

Апологетика (греч. apologeomai - защищаю) - в традиционно-историческом значении - собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии.

Апория - невозможность, затруднение, недостаток; кажущееся непреодолимым логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы. В др. греч. философии особой известностью пользовались апории Зенона.

Априори (лат. a priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин - из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. и познание причины из ее действия - апостериорное познание.

Априорные средства познания (априори происходит от лат. из предшествующего) в философии Канта и его последователей доопытные формы познания; знание о фактах полученное до изучения их на опыте, знание изначально присущее познанию.

Апостериорные суждения (от лат. - из последующего) - в гносеологии Канта понятием апостериори обозначено знание, получаемое из опыта.

Атараксия - (греч. невозмутимость) - состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог.

Атом (греч. неделимый) - у Левкиппа и Демокрита - мельчайшие, конечные, неделимые и вечные тельца, недоступные восприятию, отличающиеся друг от друга формой, размером и существующие в бесконечном меньшинстве; их соединения и разъединения через пустоту лежат в основе возникновения и уничтожения отдельных проявлений материального мира.

Атман - человек как индивидуальное и как универсальное, космическое психическое бытие. В последнем значении атман - начало, основа и завершение всего сущего.

Атрибут (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Ахимса - фундаментальный принцип буддизма, означающий непричинение зла живому.

Базис – категория исторического материализма, характеризующая структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих ее общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия. По Марксу, «совокупность … производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания».

Бессознательное – (в терминологии З. Фрейда – «Оно» или по-латыни - «Id») особая область психики, сосредоточившая в себе первичные природные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Бессознательные влечения можно разделить на две группы: влечение к жизни, наслаждению и влечение к смерти, разрушению.

«Благородный муж» (цзюнь-цзы) – категория конфуцианства, означающая человека, для которого главное а) следование долгу и закону; б) требовательность прежде всего к себе; в) «открытость» для больших и важных дел; г) жизнь в согласии с другими людьми. Итак, «благородный муж» в доброте не расточителен, принуждая к труду не вызывает гнева, в желаниях не алчен, в величии не горд…» (Древнекитайская философия: сб. текстов: в 2 т. М., Т.2. С. 38).

Будда (букв. - просветленный) - человек, достигший наивысшего предела духовного развития. Антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития.

Буддизм - одна из древнейших мировых религий, возникшая в УI в. до н.э. в Индии. Провозглашает равенство всех людей в страдании и избавлении от них.

Брахман - возникший первым из богов бог-творец, хранитель мира.

Брахман (брахмо) - генетическое и субстанциальное начало всего сущего.

Варна ( букв. - покров, оболочка, цвет) - замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Принадлежность определяется рождением и наследуется.

Ветхий завет - часть Библии, рассматривается как святое писание и иудизмом и христианством. Содержит 39 книг, признаваемых каноническими.

«Вещь в себе» - философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; независимый от сознания людей непознаваемый внешний мир, воздействующий на органы чувств человека. Возникшие при этом ощущения служат единственным источником знаний о мире. Этот термин особое значение приобрел в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания «вещей в себе». Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано немецким философом И. Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от «вещи в себе». Познавая явления, мы познаем не сами предметы, а то, что возникло в сознании под влиянием «вещей в себе». У Канта «вещь в себе» означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода и т. д.

Воля к власти – это глубочайшая, основополагающая, и подлинная энергия, охватывающая собой весь мир (животный, растительный и т.д.), достигающая в человеке (в сверхчеловеке) своего абсолюта.

Воля к жизни – бессознательное, слепое, витальное стремление порождать и воспроизводить самое себя, будь это растение, животное или человек.

Всеединство – философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности. В русской философии содержание этой категории включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и др. компоненты.

Гедонизм - принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло - как то, что влечет за собой страдание. В основе гедонизма лежит представление, что главным движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является наслаждение.

Гилозоизм (греч. - дерево, вещество+жизнь) - учение иониче­ских натурфилософов, которые находились на материалистически-пантеистических позициях и видели субстанцию мира в одушевлении материи, способной к ощущениям и мышлению. Идеи гилозоизма имели место в Стое, позднее у Дж.Бруно, Дидро и др. пантеистов.

Гносеология - теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

Гуманизм - в широком смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; в узком смысле - культурное движение эпохи Возрождения, характеризуемое антропоцентризмом (деятельностный человек становится стержневой идеей культуры Возрождения), титанизмом, суверенностью в безграничных возможностях человека), ограничением влияния религии (по-новому ставится проблема отношения мира и бога, природа становится объектом научного исследования) и возрождением интереса к философии неоплатонизма.

Гун - атрибут материи, сила, направляющая ее развитие.

Дао (букв. путь - безличный мировой закон.

Даосизм - одно из основных направлений древнекитайской философии, фиксирующих вечное изменение мира, подчиняющее принципу недеяния (У вэй). Родоначальник Лао Цзы (604 г. до н.э.).

Дедукция - логическое умозаключение переход от общего к частному, от некоторых положений-посылок к их следствиям-заключе­ниям.

Деизм - воззрение, согласно которому бог сотворил мир, не принимая участия в его дальнейшем развитии.

Деконструкция – нигилистический по отношению к прежней «метафизике» способ мышления, базирующийся на определенных приемах, отрицающих целостность какого-либо текста, его смысла.

Демиург - философский бог, безличный; чистый деятельный разум, само на себе замкнутое мышление.

Децентрация (от латинского centrum - среди­на, основание) – отрицание центра, каркаса сущности, явления, истины, переход к другой модели реальности.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развития бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектическая триада - троичность, трехступенчатость развития. Это понятие впервые было употреблено Платоном и неоплатониками (в частности, Проклом). Наибольшее теоретическое развитие получило в трудах Гегеля. Всякий процесс, согласно немецкому философу, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и по-новому соединяет в себе некоторые черты предыдущих стадий развития. Синтез, в свою очередь переходит в новый тезис…

Диалектическое «снятие» - отмена, упразднение. Термин, широко применяющийся в философии Гегеля, а так же в марксистском истолковании «отрицания отрицания». Означает одновременное уничтожение и сохранение. Гегель применял его для характеристики абсолютной идеи: каждое новое состояние которой сменяется более высшим, что приводит к развитию на основании внутренней связи.

Догматизм - метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу начал – духа и материи, идеального и материального.

Дэ – одна из фундаментальных категорий Древнекитайской философии. «Добродетель», «благодать» - внутреннее, органичное, естественное качество, обуславливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. Собирательный образ разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом.

Ересь (греч. haireris - первоначально - отбор, позже - уче­ние, школа, религиозная секта) - религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации. В средние века были наиболее распространенной формой выступления против церкви.

Естественных прав концепция - комплекс социально-философских идей, рассматривавших совокупность принципов, прав, ценностей как продиктованных естественной природой человека и не зависящих от конкретных социальных условий. Концепция естественных прав в философии Просвещения рассматривает в качестве таковых права каждого человека на жизнь, свободу и собственность, которые присущи ему от рождения, не зависят от его места в общественной системе и не могут быть отчуждены.

Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью» (А. Бергсон), которая не поддается научному анализу.

Жизненный порыв – движущая сила развития, все то, что противоположно механицизму, косности, плоскому эволюционизму.

«Золотая середина» - одна из категорий философской этики Конфуция. Это линия поведения между несдержанностью и осторожностью, находить ее нелегко, но необходимо. В дальнейшем уже Конфуций связал «золотую середину» с золотым правилом нравственности. На вопрос ученика, можно ли руководствоваться всю жизнь одним словом, он ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Идея - идеальная сущность, лишенная телесности и являющаяся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений составляют особый идеальный мир.

Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо, обусловлено. Формы идеализма: объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания; для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

Идеология – система взглядов и идей, в которых основываются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Идея блага - идея всех идей - источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Идея блага подобна Солнцу. То, что в чувственном мире является Солнцем, в идеальном - идея блага.

Индукция - логическое умозаключение, от частных, единичных случаев к общему выводу.

Индивидуализм – нравственный принцип, теоретической основой которого является признание автономии и абсолютных прав личности в обществе. В эпоху Возрождения индивидуализм сыграл положительную роль в освобождении личности от пережитков феодализма и влияния католической церкви.

Инстинкт - (лат. Instinctus - побуждение) - форма психической деятельности, тип поведения, построенный на основе биологических форм существования, вырабатывающихся в процессе приспособления к среде. В широком смысле И. противопоставляется сознанию.

Инь - одна из стихий (имеющая земное основание), упорядочивающая первобытный космический хаос.

Йога – одна из философских систем индуизма, направленная на практическое психологическое обучение для освобождения души от телесной оболочки, чтобы избавить ее от пут сансары и кармы и способствовать формированию высоконравственной личности.

Карма - наказание для человека, нерадиво исполняющего закон своей варны, состоящее в том, что его душа из-за этого может родиться в более низкой варне, а то и в теле животного или растения.

Категория - наиболее общее понятие, отражающее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (ма­терия, время, пространство, движение и т.д.).

Kатегорический императив - (в этике Канта) всеобщий обяза­тельный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения должны подчиняться. "Посту­пай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства".

Китайский ритуал - обязательные для исполнения, жестко регламентированные правила поведения, имеющие основания в далеком прошлом.

Космос (греч. украшение, порядок) - в греческой философии и мифологии начиная, с Анаксимандра, Пифагора и Эмпедокла - мировой порядок, мировое целое, которое в отличие от хаоса не только упорядочено, но и прекрасно в силу царящей в нем гармонии.

Креационизм - религиозно-идеалистическое учение о божественном творении мира. Изложенное в Ветхом Завете в виде мифа о сотворении всего сущего Богом в течение 6 дней из ничего.

Критический рационализм – направление внутри позитивизма, представители которого пытаются в первую очередь разграничить сферы рациональности (науки) и псевдонауки (метафизики и идеологии).

Культура – это сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, отличающаяся собственным и неповторимым своеобразием.

Культура - (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) – в терминологии З. Фрейда - это совокупность принудительных мер, запретов, законов, традиций, нормативов, моральных стандартов, принятых в данном обществе и направленных на блокирование деструктивных, антиобщественных, антикультурных тенденций человеческой психики.

Легизм – обозначение школы «законников» в древнекитайской философии. Крупнейший теоретик легизма Шан Ян (4 в. до н.э.). легизм утверждает главенство единого юридического закона в жизни государства, его создателем может быть только самодержавный правитель. Легисты создали стройную концепцию деспотического государства, предложили идею государственного регулирования экономики. Залог мощи государства и укрепления власти правителя – концентрация усилий на развитие земледелия и ведения войны.

Либидо - (от лат. влечение, желание) - понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Фрейдом (Фрейдизм) и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию.

Логос (греч. собирать, упорядочивать в отношении человече­ского мышления) - термин обиходного языка, введенный в философ­ский язык для обозначения проникновения в смысл явлений и про­цессов рационального свойства. В философии Гераклита - всеобщий закон, основа мира; у стоиков - мировой разум, которой подчиня­ется природа и человек; логос - как слово личного и живого бога. У Филона Александрийского логос - вечная и божественная сила, слово и мысль бога, который с помощью логоса сотворил мир вещей (идеализм). В христианстве - этот термин встречается первоначаль­но в Евангелии от Иоанна и т.д.

Майевтика (гр. искусство повивальной бабки) - по характеристике Сократа, его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставленных вопросов привести собеседника к истинному знанию.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материализм (от лат. materialis – вещество) – философское направление, которое решает основной вопрос философии (его первую сторону) в пользу первичности материи, природы, физического, объективного и рассматривает познание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материализм диалектический – философия марксизма, мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Материализм исторический – составная часть марксистской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций. Как философская концепция исторического процесса, исторический материализм представляет собой распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений.

Мессианизм (др.-евр. "машиах" - помазанник) - учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок.

Метафизика - умозрительная картина мира, основанная на сверхчувственных началах бытия. По Гегелю, метафизика = "антидиалектике".

Метод – способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Механицизм - метод познания, сводящий все явления окружающего мира к различным формам механического движения; для этого метода характерно сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме частей.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мифология – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на основе метафизического сопоставления природных и социальных объектов, очеловечивания природной социальной среды, в том числе одушевления фрагментов космоса.

Модус (от лат. modus – мера, способ) – свойство предмета, присущее ему лишь в отдельных случаях.

Моизм – философское течение, распространенное в Китае в 5-3 в. до н.э. Основоположник Мо Ди (Мо Цзы). Сторонники м. утверждали принципы: почитание мудрости, почитание единства, всеобщая любовь, против нападений, за экономию в расходах, за экономию при захоронениях, против судьбы, против музыки и увеселений. Мо Ди выступил против наследования власти по принципу родства и выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе «общего договора».

Мокша - освобождение души от дальнейших страданий, связанных с пребыванием в телах.

Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходных положений.

Надстройка – как целое включает в себя идеологические (политические, правовые и др. отношения), связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии – т.е. идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом, а также соответствующие организации и учреждения – государство, политические партии, общественные организации и т.д.

Неопозитивизм (логический позитивизм или логический эмпиризм) – предметом философии должны быть язык, и прежде всего язык науки, а также деятельность философов, направленная на анализ знания, выраженного в языке науки.

Неотомизм – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского.

Нирвана - состояние высшего блаженства, конечная цель стрем­лений человека, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений и слияние с божеством.

Номинализм (от латинского nominalis - относящийся к названиям, именам) – философское учение, согласно которому «общее» не имеет никакого онтологического содержания, присущего только единичным вещам. (Реально только единичное).

Ноосфера (от греч. noos – разум, sphaira – шар) – понятие, обозначающее сферу взаимодействия природы и человека, в которой последний играет решающую роль.

Ноумен - термин гносеологии, употребляемый в значении умопостигаемой сущности. Вводя этот термин, Платон обозначал им реальность как она существует само по себе, всякий предмет умо­зрительного знания. Кант употреблял это понятие в нескольких значениях. Главное из них - обозначение "вещей в себе", т.е. объектов внешней реальности и предмета мысли, но не доступных познанию.

Объективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма, считающая первоосной мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало (идея, мировой разум и т.п.).

Общественный договор - социально-философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, которые вынуждены перейти от естественного догосударственного состояния к государственно-гражданскому, имеющему целью учреждение государства, защищающего права каждого человеческого индивида. С этой целью происходит взаимное ограничение прав граждан; государство же выступает как система учреждений, призванных выполнять круг задач, перепоручаемых ему обществом и ограниченное рамками закона.

Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии: «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (Маркс). Охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе лежит определенный способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис о.э.ф., соответствуют политико-горидическая и идеологическая надстройка. В структуру о.э.ф. органически входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Общественное бытие – категория исторического материализма, выработанная для решения основного вопроса философии применительно к обществу. О.б. – это материальные отношения людей друг к другу, возникающие вместе со становлением человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.