Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откуда берутся финансовые средства на развитие культуры?




В принятом в 1992 году документе - «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» определены правовые принципы культурной деятельности, функционирования хозяйственного механизма в сфере культуры, порядок финансирования, управления, отношение к культурным ценностям. Действующим законодательством государственное финансирование провозглашено как основа государственных гарантий развития культуры. Для этого определены основные нормативы финансирования учреждений культуры: не менее 2 % средств государственного бюджета РФ и не менее 6 % средств местных бюджетов. Кроме того, общие объемы государственного и местных бюджетов РФ должны регулярно уточняться для возмещения дополнительных затрат, возникающих в связи с ростом цен, тарифов и ставок заработной платы.

Формирование организаций социальной сферы из бюджета различных уровней может осуществляться либо в форме бюджетных ассигнований, либо в форме бюджетных дотаций. Бюджетные ассигнования выделяются для финансирования учреждений, предоставляющих населению чистые общественные социально-культурные блага и услуги (общеобразовательные учреждения, муниципальные поликлиники и больницы, государственные телерадиовещательные каналы и др.) для покрытия расходов этих организаций. Объем и целевое использование бюджетных ассигнований определяются на основании сметы. Она является главным инструментом расчета годовой потребности в финансовых ресурсах, а также условием обеспечения поступления средств на текущие расходы в хозяйственной деятельности. Бюджетные дотации выделяются организациям социальной сферы, предоставляющим населению смешанные социально-культурные блага и услуги для регулирования.

Из-за существования проблем с государственным финансированием учреждений социальной сферы сметно-нормативным методом, особое внимание специалистов направлено на исследование механизма привлечения дополнительных источников финансирования. К ним относятся: доходы от платной реализации социально-культурных благ и услуг, средства государственных внебюджетных фондов, спонсорство, меценатство.

Платные услуги. На основании действующего законодательства, некоммерческие организации могут заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля деятельности некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль от предпринимательской деятельности организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение нужного им для осуществления своих задач оборудования.

За последние годы в образовательных учреждениях нашли развитие не только платные формы обучения, оказание широкого спектра образовательных услуг, но и иные виды деятельности. К ним относятся создание учебными заведениями коммерческих организаций и участие в их деятельности, сдача в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов собственности и другие. Значительная доля денежных средств поступает в бюджет вузов от обучения на коммерческой основе по дефицитным и пользующимся спросом специальностям, таким, как экономика, юриспруденция, государственное и муниципальное управление и др.

Несмотря на существующие недостатки, платные услуги в условиях рыночных отношений являются для учреждений социальной сферы одним из основных источников выживания. В связи с этим, необходимо обеспечить наиболее оптимальное соотношение платных и бесплатных услуг в соответствии с принципом «дубль-эффект», что должно обеспечить гарантированный минимум социального обслуживания для малообеспеченных слоев населения.

Внебюджетные фонды. Создание государственных внебюджетных фондов в различных отраслях социальной сферы обеспечивает перераспределение и использование ресурсов, привлекаемых за счет внебюджетных средств, расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Финансирование учреждений социальной сферы из внебюджетных фондов осуществляется с различной степенью интенсивности.

Спонсорство и меценатство. Еще одним источником привлечения внебюджетных средств, для учреждений социальной сферы являются благотворительные взносы и спонсорские вклады. Финансовые поступления предприятий и организаций являются для многих некоммерческих организаций, в частности, негосударственных, одним из важных источников финансирования их деятельности. Можно выделить две основные причины, побуждающие предприятия делать пожертвования:

Культура филантропии, т.е. участие в благотворительности ожидается от бизнесменов.

Удовлетворение долгосрочных интересов компании, получение дополнительных возможностей рекламы и общественных связей, создание благоприятного имиджа, воздействие на социальные проблемы и, в первую очередь, освобождение от налогообложения.

В последние годы сфера культуры рассматривается не только с точки зрения производства и хранения культурных ценностей, но и как важная сфера экономики, обеспечивающая рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов от туризма. Негосударственные (частные или смешанные) организации культуры охватывают культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, галереи, издательскую деятельность, средства массовой информации и кинематографию, производство изделий народного промысла, аудио- и видеопродукции, рекламу и моду. Процесс формирования системы негосударственных учреждений культуры в настоящее время не завершен. Существует тенденция к увеличению доли клубных учреждений, находящихся в общественной собственности, частных организаций исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса, частных предприятий в сфере производства, проката и показа фильмов и др.(6; с. 16-36).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.